СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «КИЛ`ВЭЙ»
Содержание:
- Цели и задачи
- Ход мероприятия:
- Открытие праздника, приветственное слово.
Как проводят праздник в тундре.
- Стихотворение «Год пастуха» Елена Омрына
- Стихотворение «Олененок» М. Вальгиргин
- Стихотворение «Гыръоӈӈольын» И. Омрувье
- Песня «Пуночка» на стихи Клавдии Геутваль
- Танец «Весна»
- Стихотворение «Олешек» Виктор Кеулькут
- Стихотворение «Глаза оленя» Сергей Тиркыгин
- Танец «Дружба»
- Стихотворение «Костерок» Клавдия Геутваль
- Стихотворение «Эмнунигыт кинъэйнъэв» А. Камытвааль
- Танец «Пурга»
- Стихотворение Марии Амамич «Звезда оленевода» Ивану Аренто
- Песня «Чукотка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chukotskiy_prazdnik_kilvey1.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» городского округа Анадырь»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «КИЛ`ВЭЙ»
Подготовила: Лаптева Светлана Ивановна.
Анадырь 2024 г.
Содержание:
- Цели и задачи
- Ход мероприятия:
- Открытие праздника, приветственное слово.
Как проводят праздник в тундре.
- Стихотворение «Год пастуха» Елена Омрына
- Стихотворение «Олененок» М. Вальгиргин
- Стихотворение «Гыръоӈӈольын» И. Омрувье
- Песня «Пуночка» на стихи Клавдии Геутваль
- Танец «Весна»
- Стихотворение «Олешек» Виктор Кеулькут
- Стихотворение «Глаза оленя» Сергей Тиркыгин
- Танец «Дружба»
- Стихотворение «Костерок» Клавдия Геутваль
- Стихотворение «Эмнунигыт кинъэйнъэв» А. Камытвааль
- Танец «Пурга»
- Стихотворение Марии Амамич «Звезда оленевода» Ивану Аренто
- Песня «Чукотка»
Цели и задачи
Цель:
1.Формирование у дошкольников системы знаний, умений и навыков в области обрядового фольклора чукчей.
Задачи:
1.Знакомство с обрядовым фольклором оленных (тундровых) чукчей.
2.Сформировать у дошкольников знания, практические умения и навыки исполнительства песенного, танцевального и устного обрядового фольклора.
3.Знания традиционного календаря чукчей.
4.Умение поставить обряд (ритуал, отрывок традиционного праздника чукчей)
5.Формирование уважения у воспитанников к труду оленевода.
Ход мероприятия
Открытие праздника, приветственное слово
Добрый, добрый день! А сегодня мы с вами празднуем такое важное событие в жизни оленеводов и всех жителей тундры как праздник первого телёнка – Кильвэй!
Конечно же, в этот замечательный день хочется поздравить всех пастухов, работников бригад, сказать им большое спасибо за их нелегкий, тяжелый труд и поздравить их с началом такого прекрасного события.
А сейчас мы вспомним, как проводят праздник в тундре…
В мае, после отёла, перед кочевкой на летнюю стоянку, проходит праздник Киӆвэй. Весь отёл мужчины собирают выпавшие рога важенок. После того, как важенка отелится, у неё отпадают рога, и эти рога надо все собрать, сложить в кучу сзади яранги.
У женщин тоже работы хватает. Накануне, перед праздником, надо раздробить оленьи кости в таӄаманъёлгыне - посуде для дробления мёрзлого мяса, рыбы, костей. Очаг в яранге обкладывали камнями - пэӈыквыт. Зимой, камнями очаг не обкладывают, только летом и на Килвэй.
Рано утром варят дробленые кости, полностью не разделанную грудинку с тушкой куропатки. Куропатка и олень, неразлучные друзья и чтобы они не теряли друг друга, на Киӆвей, их нужно варить вместе.
Зелень, собранную и сваренную летом, взбивают в пюре. Жир – таляпалгын, полученный от варки дроблёных костей, взбивают со снегом. Потом из жира и зелёного пюре лепят оленей. Оставшиеся жир и зелень смешивают, добавляют варёные телячьи мозги и взбивают. Сварившуюся грудинку и куропатку, выкладывают в большое деревянное блюдо – ӄэмэӈы. Туда же, кладут слепленных из зелени и жира оленей. Вытаскивают из мешка для хранения обрядовых вещей куклу-огниво – миӆгыт, домашних хранителей – тайӈыквыт и деревянные плошки для жертвоприношений – энанентыткоёлгыт.
В это время, мужчины, на улице, складывают сзади яранги рога (пъояач” – куча рогов). Сначала, под самый низ складывают ивовые ветки, а потом сверху кладут рога. Затем, старший из мужчин должен сходить за водой, где не ходили ни зверь, ни человек, со специальной посудой – эквечеёлгын, принести траву и тоненькие ивовые кустики.
После того, как все приготовления закончены, все заходят в ярангу. Женщины одевают кэмӆиӆют - праздничные камлейки из ровдуги. Мужчины выносят таӄаманъёӆгын, куда сложили тайӈыквыт, миӆгыт и большое деревянное блюдо. Следом, выходят женщины. Все должны идти строго по кругу солнца. Придя на место проведения праздника, к кучке рогов, женщины с помощью куклы-огнива (милгыт) разводят жертвенный костёр. Мужчины, складывают на рога домашних хранителей (тайӈыквыт), пыжики - телячьи шкурки и прислоняют туда же куклу-огниво. Женщины раскладывают по деревянным плошкам пюре из зелени, сверху кладут мелко нарезанные кусочки мяса из грудинки и куропатки, мужчины разбирают эти плошки. Одни идут на восток, другие на юг, другие на север, а кто-то на запад. Молодая хозяйка яранги кладёт кусочки мяса, жир и пюре из зелени в костёр. Зеленью обрызгивает кучку рог. Пожилая женщина, после того как мужчины закончили жертвоприношения, наливает в плошки пюре из зелени, кладёт сверху мясо и жир, и с детьми идёт делать жертвоприношения. Гости садятся в полукруг недалеко от места проведения обряда, и наблюдают за действиями хозяев. После того как все ритуалы соблюдены, хозяева угощают гостей. Пожилая хозяйка в это время, срезает у куклы-огнива высохшие жилы, заменяющие им аркан, и бросает их в костёр. Свернув тоненькие ветки ивы, и перевязав их жильными нитками, привязывает их кукле-огниву, вместо аркана. Они будут охранять стадо, а когда всё хорошо - спать.
Когда трапеза заканчивается, мужчины берутся за нижние ивовые ветки и передвигают кучу рог к яранге, а женщины машут широкими рукавами керкера и прикрикивают: «Ок!Ок!» - как бы подгоняя стадо. После этого, все так же, по кругу солнца заходят в ярангу, и всё, что было вынесено, заносят. Солнце уже хорошо пригревает, поэтому, женщины на улице устраивают соревнования по горловому пению, при этом танцуют. В широких керкерах они кажутся неуклюжими, но движения у них получаются плавными. Они подражают повадкам животных, птиц. Во время горлового пения вдруг закурлычут как журавли, или кто-нибудь из них закричит как ворон. Потом подключаются мужчины, они исполняют танец « Бой быков», тоже под горловое пение. Мужчины поют и танцуют до тех пор, пока кто-то из них не сдастся. Никто не хочет сдаваться, но темп ускоряется и в результате остаётся один победитель. К вечеру гости разъезжаются. Один из мужчин относит угощенье тем, кто находится в стаде. Женщины убирают в мешок домашних хранителей (тайӈыквыт), куклу-огниво (миӆгыт), посуду для жертвоприношений. Та, что моложе
выносит бак с варёнными дроблеными костями и вываливает его возле жертвенного костра. Мы, дети, подводили собак к кучке дроблёных костей. Весной собаки были всегда на привязи, потому что рядом было маточное стадо.
Перед кочевкой, после того как яранга была разобрана, кучку рог нужно разбросать, а то злые духи-кэльэт будут передразнивать, и как люди проводить праздник, и олени будут болеть. Кочку, которую срубили и принесли с тундры на Килвэй, кладут на то место, где стоял полог. Её приносят якобы, для того, чтобы запутать хищников, увести от стада. По поверьям, дикие животные называют человека - кочкаголовым.
Мир шагает с прогрессом в ногу, у человечества появилось больше идей, больше возможностей. Но при этом мы никогда не должны забывать свою культуру. Те знания, которыми обладали наши предки, которые передаются из уст в уста и есть наше сокровище, это большая ценность. И, конечно же, большое значение имеет родной язык, передающий весь смысл и красочно описывающий жизнь, быт и все вокруг. Есть замечательное стихотворение Расула Газматова о родном языке:
И, смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык.
Кого-то исцеляет от болезней
Другой язык, но мне на нем не петь,
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.
Литература народов севера уникальна. На протяжении тысячелетий творчество многих знаменитых поэтов и писателей ограничивалась фольклором. Еще сто лет назад не было письменности. Но уже сегодня мы имеем сотни, тысячи стихотворных и прозаических книг авторов народностей Северо-востока.
И сегодня, в этот светлый день мы услышим стихотворения знаменитых поэтов Чукотки: «Год пастуха» Елена Омрына.
Остановись, присядь, пастух,
И покури немного,
Переведи за чаем дух:
Вся жизнь твоя дорога.
По кочкам – летом, в снег – зимой
Да в гололед осенний,
Весною – в слякоть, но домой
Свернуть нельзя – олени.
Чуть рассвело – ты на ногах,
Кривых, как ствол березы,
За стадом с горловым «кхах-кхах»
В жару, в дожди, в морозы.
Лишь стадо уложил, достал
Брусок и ножик, стружишь
Копылья нарте…
- не устал?
Смеешься:
- Отдых хуже.
И ловко шкуру лахтака
На чаат режешь тонко.
Глаз точен и верна рука.
А ну, держи, девчонка!
Сейчас поймаем ездовых…
- И в путь?...
Он мне кивает.
Наверно, в тундре выходных
Совсем уж не бывает.
Михаил Вальгиргин – замечательный поэт, наш земляк, известность Чукотки, в своем стихотворении точно, живо и красочно описал рождение теленка в тундре. Итак, Михаил Вальгиргин «Олененок»
Рад и взрослый,
И ребенок,
Когда беленький
Как снег
В стаде
Первый
Олененок
Появляется
На свет.
Вот лежит он,
Еле дышит,
Озирается кругом.
Ничего еще
Не слышит,
Только думает бегом:
«Это – небо. Это – снег.
Кустики.
Полянки.
Во-он оленный человек
В меховой кухлянке.
А в стороночке, у пня, -
Дерево живое,
Это – мама, что меня
Родила сегодня.
А за нею – бугорок.
Там яранга, костерок,
Чай и разговоры.
За ярангой – горы.
А за ними?.. Колесо! –
По небу крадется!..
Осмотреть, однако, все
Самому придется…
Встал. А прутики дрожат
Длинные. Худые.
Робко сделал первый шаг.
И – пошел впервые!
И все мы, конечно, знаем такого человека Ивана Омрувье, писателя, главного редактора газеты «Крайний Север». У Ивана Васильевича также есть замечательное стихотворение, посвященное сегодняшнему событию, и, конечно же, сегодня оно прозвучит на нашей сцене. Иван Омрувье «Гыръоӈӈольын»
Важенка лежит и не пасется.
Чувствует, как в глубине детеныш бьется.
И, его заранее любя,
Оленуха слушает себя.
Важенка лежит и не пасется…
Но лишь наста хруст ушей коснется,
Пусть он долетит издалека,
Вмиг взметнется, хоть и не легка.
К пастуху доверчиво придет.
И поймет пастух ее, поймет.
Охранит от стужи и от волка
Важенку, несущую теленка.
Такие замечательные строки сегодня нам довелось услышать. Поблагодарим наших чтецов, сегодня мы еще услышим красивые и душевные строки наших замечательных поэтов.
Многие из нас знают такое хорошее стихотворение Клавдии Геутваль «Пуночка». И сегодня мы услышим душевную песню именно на это стихотворение. Встречайте, педагогический коллектив с песней «Пуночка».
Амын етти,
Тундровичка-пуночка!
Протяну к тебе
Ладонь-луночку:
Ты садись,
Теплее будет,
Милая,
Ведь пора у нас пока
Стылая.
За метелями весна
Жгучими,
За снегами,
За горами дремучими.
Скок-поскок!-
Ты в торбасочках из ровдуги
Вслед за мной
По-над крутыми сугробами,
В керкере пестром
На морозе остром.
Ах, певунья,
Ах, невеста-красавица!
Твои песни
Неспроста
Людям нравятся,
А особенно – когда
Не везет:
Непогода, писем нет,
День – как год.
Ты запела –
Запоет вертолет
И любимого сюда
Принесет
Или строчку от него
Обо мне.
Значит, пуночка запела
К весне!
Амын етти,
Тундровичка-пуночка!
Я тяну ладоши к ней
Луночкой.
И дрожит моя сестра
Малая
А на лапках –
Серебро талое…
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф. Тютчев
Встречайте, танец «Весна»
Теперь мы с вами плавно перейдем на еще одну поэтическую часть нашего концерта… «Олешек» Виктор Кеулькут
Длинноногим и глазастым
Появился он на свет,
Спотыкался очень часто –
Нет устойчивости. Нет.
Только скоро стал он прямо,
Головою покачал.
А потом- бегом за мамой…
И тревожно закричал.
Вот уже он скачет лихо,
Бьет копытцами по мху.
А потом подкрался тихо
К дремлющему пастуху.
Осмотрел его, обнюхал:
«Ты, пастух, зачем уснул?»
А потом собрался с духом
И копытцами лягнул.
Замахал пастух рукою:
«Ты убьешь того гляди!
Ну, оставь меня в покое.
Слышишь, лучше отойди!»
Но олешек не боится
И готов вести борьбу –
Он опять поднял копытца
И грозится:
«Ушибу!»
О глубине взгляда, и живости и большой душевности оленьих глаз нам расскажет стихотворение Сергея Тиркыгина «Глаза оленя». «Глаза оленя» Сергей Тиркыгин.
О чем говорят оленьи глаза?
Теплые – не они ли
От века отогревали
Дыхание зимнего ветра,
Душу чукотского пастуха?
Как много их – ясных и грустных глаз! –
Доверчивых к доброму,
Чутких к злому.
Они многое видели, много знают.
По ночам они смотрят в меня,
Я ощущаю их
И просыпаюсь,
И вижу в них –
Море человеческой доброты.
На Чукотке проживают представители разных национальностей, и всех нас объединила наша малая Родина. Об этой дружбе людей холода написал в своем стихотворении Юрий Анко:
Я - эскимосский зверобой,
Ты, чукча, - человек оленный, -
Мы люди холода с тобой,
Испытанные дружбой верной.
Нам злые пурги не страшны,
Полярный холод не проклятье, -
Мы сыновья большой страны,
Мы всех ее народов – братья.
Здесь, у костра, сторонних нет,
Мы все поддерживаем пламя.
Один закат, один рассвет
И алый стяг – один – над нами.
Итак, танец дружбы!
Ничто так не согреет в тундре как костер. Костер не просто для тепла, огонь, в общем, имеет сакральный и священный смысл в нашей культуре. «Костерок» - стихотворение Клавдии Геутваль, в некоторой степени поможет нам, понять часть священности костра.
Клавдия Геутваль «Костерок»
Костерок – собеседник усталого путника –
Это запах отца,
Берущего на руки дочь.
Костерок – свет надежды летящей и тающей –
Это запах Оленя,
Трубящего в белую ночь.
Костерок – сердце мамы моей беспокойное –
Это запах тех песен,
Что слышит дитя в шуме зим.
Костерок – друг, со мною печаль коротающий, -
Это запах веков, исчезающих вместе с ним.
«Эмнунигыт кинъэйнэв» Антонина Кымытвааль.
Ну и мы не забыли о таком явлении в природе как пурга. Все помнят зимние пурги, все знают о весенних пургах. А теперь мы с вами увидим танец пурги.
В мире известно куча супергероев, героев, вымышленных и настоящих. Сегодня хотелось бы напомнить о нашем с вами герое, настоящем, живом и незаменимом. Хозяин тундры, герой и звезда Чукотки – Иван Аренто. Он прожил тяжелую жизнь, как и многие оленеводы, но славится он за свою пожизненную доброту и свет. Всегда улыбчив, всегда в хорошем настроении, всегда поддержит добрым словом. Впрочем, о нем больше скажет стихотворение Марии Амамич «Звезда оленевода» Ивану Аренто
По Чукотке тоскует солнце,
По Чукотке стреляют вьюги.
Кто звезду Полярную сыщет
В этой яростной кутерьме?
В чьей улыбке буйствует лето?
Кто надеждой зажжет любого?
Кто спасет тревожных оленей
В раскаленной морозом тьме?
В Канчалане живет Аренто,
Вы слыхали о нем, конечно.
Повелитель шалых оленей –
Удивительный человек.
Он надеждой зажжет любого,
Улыбнется улыбкой летней.
Он звездой Полярной посветит
Из-под добрых усталых век.
Озабоченный.
Популярный.
Заместитель Звезды Полярной.
Вот какие замечательные строки посвятил автор потрясающему человеку. Друзья, давайте не забывать о настоящих героях, живущих рядом с нами. Уважать и чтить память о них, дарить заботу и помнить, как выглядят настоящие герои.
А сейчас мы с вами услышим песню о нашей малой Родине – «Чукотка», поприветствуем!