Методические рекомендации по развитию творческой индивидуальности учащихся в процессе обучения хореографии.

Шипулина Юлия Геннадьевна

Данная методическая разработка предназначена для педагогов хореографов, работающих в области современного танца

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию творческой индивидуальности учащихся в процессе обучения хореографии.

 

Данные методические рекомендации разработаны к дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе танцевального коллектива «Росинка»», направленной на развитие творческой индивидуальности учащихся средствами хореографического искусства.

        Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

        Творческая индивидуальность качество личности, проявляющееся как способность ее превращать свои индивидуальные задатки и иные возможности в новые формы поведения и новые личностные качества. Творческая индивидуальность выражается в умении выбирать поведение в соответствии с новыми условиями, переносить имеющиеся умения и навыки в новые виды деятельности, ранее незнакомые. Благодаря творческой индивидуальности личности делаются непохожими друг на друга, а также обеспечивает свое саморазвитие и самовоспитание. Именно это качество позволяет личности действовать активно, самостоятельно, творчески, более эффективно осуществлять свою деятельность, обогащать свою жизнь и жизнь других людей.

        Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, я выделила общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческой индивидуальности - а это длинный и сложный путь.

Цель данной методической рекомендации – обобщение опыта по развитию творческой индивидуальности учащихся на занятиях хореографией посредством актёрской игры и импровизационных заданий.

Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть функции игр и импровизационных заданий.  

2.Классифицировать игры по роли ведущего, с описанием конкретных примеров игр.

3.Спроектировать методику поэтапного развития творческой индивидуальности.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов хореографов, работающих в области современного танца

Функции игр и импровизационных заданий.  

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения задания на импровизацию и актёрской игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения современного танца связана с постоянной физической нагрузкой, которая обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. В процессе импровизации и актёрской игры дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения в образы персонажей.

Чрезвычайно важно во время заданий, воспитывать внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

Пока ребенок не вполне готов, недостаточно инициативен для самостоятельного решения творческих заданий, педагог помогает ему, направляет его. Это выражается в разъяснениях, вопросах, показе движений и пр., с тем, чтобы побудить его задуматься над решением, сравнить между собой предложенные варианты и выбрать один из них. Самостоятельный выбор варианта решения становится преддверием творчества (а возможно, и закладывает первые «кирпичики» творческого опыта). В этот период педагог «ведет ребенка за собой». Но наступает момент, когда детская фантазия, подкрепленная опытом обучения, начинает заявлять о себе. И тогда, бывает, приходится удивляться оригинальности детских «решений», которые оказываются не менее, а порой и более удачными и органичными, чем «заготовки» педагога. В такие моменты педагог «идет за детьми» и даже — в определенном смысле — может поучиться у них творчеству. И тут очень важно «не отстать, не оторваться» от ребят, чтобы не затормозить работу детской фантазии. Потому что у взрослого может появиться искушение вернуть детей к собственному, ожидаемому варианту решения, т. к. оно кажется ему «более правильным». Важно помнить в подобном случае, что творческое задание в танце — это «открытая задача», и здесь возможен достаточно широкий спектр пластических решений при условии их соответствия образу и его музыкальным характеристикам. Умение увидеть, распознать проявления детской фантазии в танце, дать ей свободу, без навязывания ожидаемых решений — это те качества, которые не менее важны для педагога, чем его собственная «танцевальная творческость». Иными словами, чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть — в широком смысле слова — «открытым для творчества».

Классификация игр.

Подвижные игры на развитие эмоций, пластичной выразительности .

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие.

ИГРА«ЗЕРНЫШКО»
Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

ИГРА «ДЕРЕВЯННЫЕ И ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ»

При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.(Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.)

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова, покачивается, ноги тоже поворачиваются, хотя ступни и остаются на месте.

(Музыка спокойная, легато.)

ИГРА  «МЕЛЬНИЦА»

(круговые движения рук)

Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов,

при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

Этюды.

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Ниже приводится содержание этюдов, по одному на каждую эмоцию. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, «проиграть» ситуацию, произошедшую в группе, из прочитанной сказки и т.д.

Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает то или иное упражнение, можно менять героя. Даже присваивая ему имя играющего ребенка.

НОВАЯ КУКЛА (этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. она рада, весело скачет, кружится. Играет с куклой.

БАБА-ЯГА (этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, Аленушки нет-сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

ФОКУС (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в чужой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

ЗОЛУШКА (этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала очень печальной- она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

ОДИН ДОМА (этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны всякие шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

Дуремар и Тортилла (презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, не ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставил все население пруда просить меня об этом» (гнев).

 

Игры, развивающие мыслительные операции

 (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)

 

Танцевальный конструктор

Ее слоган: «Собираем танец из деталей, как конструктор». В основу данной танцевальной технологии положена идея Л.С. Выготского о развития восприятия, памяти, мышления, воображения детей, где основным средством является знак.

Изоляция. 

Длительность – 5-7 минут. Изоляция – это раздельное движение разными центрами тела: головой, плечами, грудной клеткой, тазом, руками и ногами. В занятии используется для того, чтобы развить подвижность, свободу движения разных отделов позвоночника, а также для развития координации и танцевальности. Обычно педагог предлагает готовую схему движений, например, движения крестом или круговые движения определенным центром.

На занятии-импровизации педагог дает учащимся возможность выбрать, как будет двигаться определенный центр. Педагог говорит: «Начинаем движения головой». Дети начинают изолированные движения головой по любой схеме по своему желанию, в такт музыке.  Аналогично работают и с другими центрами.

Затем педагог усложняет задачу, называя два центра: голова и таз, грудная клетка и плечи, ноги и голова и т.п. Затем можно указать три центра, а в конце педагог говорит: «Одновременно движутся все центры». Дети незаметно для себя начинают танцевать. И даже если они были скованы и застенчивы, это упражнение раскрепощает, повышает уверенность в себе и готовит к более сложным заданиям на импровизацию.

«Воображаемый песок» -представить, что в руках песок и ты строишь из песка.

«Оживающая картина» (развитие импровизационных способностей, пространственного мышления) – придумать рассказ и оживить картину

Игры и  задания на снятия эмоциональной раскрепощённости

Неожиданный финал. Повторяя движение за педагогом, дети должны хлопнуть в ответ - как бы поймать хлопок. В данном упражнении потом можно похулиганить – промахнуться в хлопке, сымитировать хлопок, но не хлопнуть. Теперь мы представляем, что нас связывают невидимые нити и надо поймать движения педагога. Это могут быть движения руками, хлопки, перемещения из стороны в сторону, вперед и назад.

Задание 2. По хлопку мы замираем в различных формах, фигурах, изображая какую – либо эмоцию, пытаясь поймать хлопок всем телом. Чем интереснее фигура, тем лучше, т.е. то, что первое придет в голову. Упражнение на развитие творческой свободы.

Ассоциации - Перед каждым ребенком как будто бы стоят баночки с разными красками, а все пространство вокруг - это большой холст. Под приятную детскую музыку дети начинают рисовать вокруг себя картины, импровизируя на ходу. Рисуем картины раскрытой ладошкой, показывая и процесс макания ладошки в краску.

Пространство -Повторяет первое, но теперь мы включаем разные уровни пространства: лежа на полу, сиды на коленях, сидя на корточках, в plie, стоя, поднимаясь на полупальцы, включая прыжок. Упражнения на работу в пространстве.

Начинаем двигаться по залу, занимая всю площадку так, чтобы не осталось ни одного свободного места. Всего 10 скоростей движения, 5ая – обычный шаг. Ходим на разных скоростях.

«Сами себе хореографы» Ходим, изображая паутинку, гром и молнию, пластилин, утреннее облако, гусеницу, финтифлюрду.

Методический комментарий: Очень важно делать по хлопку, так нет возможности подумать - это рушит стереотипы. Выскакивает первый спонтанный образ, не дать успеть вспомнить, подумать, как это должно быть правильно, надо бояться повторяться. Что такое «финтифлюрда» не знает никто, но то, что вспыхивает первое, то и правда. Упражнения на взаимодействие.

Задание. Разбиваемся на тройки и таким же образом, долго не думая, пытаемся изобразить: работающий вентилятор, бутерброд, кактус, жирафа. Задание 8. В парах можно сделать упражнение «кукловод», изображая кукол – марионеток и кукловода.

Упражнение на групповое взаимодействие « Стоп кадр». Делимся на две большие группы. В каждой группе распределяемся , кто на какой счет делает движение: на «раз»- выбегает один, замирая в позе, на «два» - выбегает следующий и замирает в позе, продолжая картинку и т. д. В конце мы смотрим, какой стоп кадр получился, какое взаимодействие получилось и как мы друг друга понимаем.

5 ритмов - Сама практика включает в себя 5 ритмов и движенческих паттернов, которые сменяют друг друга:1. Поток -плавные, перетекающие друг в друга движения. 2. Стаккато -резкие, понятные, четкие движения с острыми углами. 3. Хаос -ритм, где можно абсолютно отключить голову, прыгать, валяться, делать очень странные движения, здесь можно полностью отдать власть телу и следовать за ним.4. Лиричность -медленные, спокойные движения, возможно, сексуальные, красивые, эстетичные позы, как нам объяснял танце-двигательный терапевт, этот ритм про наслаждение собой и своим телом. 5. Покой - все движение останавливается, медитация, погружение в себя.

Все пять ритмов составляют одну волну/практику, которая может длиться примерно от 45 до 90 минут. Каждый ритм 10-20 мин. Важно прожить все ритмы от начала до конца. Вам может стать скучно или неприятно на одном из ритмов/паттернов движения - именно в этом месте ваш рост. Скука - это попытка мозга избавиться от дискомфорта, но если её прожить и продолжить, можно прийти к моменту, когда вы сможете умело использовать то, что раньше казалось сложным и неприятным.

Методика поэтапного развития творческой индивидуальности.

Методика развития творческой индивидуальности  в процессе обучения современному танцу реализовалась поэтапно: подготовительный этап, этап интенсивного включения в танцевальную деятельность, этап творческого самовыражения (самопрезентации). Разделение на данные этапы обусловлено тем, что для создания субъективно нового художественного продукта (этап самовыражения) необходим опыт импровизационной деятельности (наиболее полно импровизация осваивается на этапе интенсивного включения в танцевальную деятельность) и минимальный запас танцевальной лексики, освоение которой начинается на подготовительном этапе. На подготовительном этапе предполагалось освоение базовых элементов танцевальных техник модерна, постмодерна, джаз–модерна: основные и дополнительные позиции рук, ног, изоляция, различные способы перемещения в пространстве (шаги, прыжки, вращения), проводилась работа над развитием подвижности позвоночника, гибкостью, силой и устойчивостью, осознанностью движения; особое внимание уделялось развитию чувства ритма, мышечного чувства, мимической выразительности, умения слышать музыку. В это же время начиналась работа над импровизацией. Учебный материал был представлен различными упражнениями: «Деревянные и тряпочные куклы», «Мельница», «Воображаемый песок» , «Я – семечко», «Кукловод». Основными методами обучения на данном этапе - словесный, игровой: игра, ролевая игра, игры с предметом, метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картинки. Формы проведения занятий: урок-тренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская».

На этапе интенсивного включения в танцевальную деятельность продолжалось освоение танцевальных техник с целью последующей творческой обработки их элементов в результате импровизационной деятельности: раскрытие содержания и формы музыкального произведения, сценарной драматургии образа, овладение методом ассоциативно-образного художественного мышления. На данном этапе внимание уделялось развитию технических навыков, таких, как полицентрия и полиритмия, параллельные и оппозиционные движения; осваивалась техника релиз в партере; велась систематическая работа по анализу движения; в результате импровизационной деятельности под руководством учителя или самостоятельно составлялись «авторские» работы учащихся. Этому способствовали задания: «Стоп кадр», «Танцевальный конструктор», «Ассоциации» (импровизация);, «Пять ритмов» (изучение различных типов движений, осей симметрии); «Неожиданный финал», «Сами себе хореографы», «Оживающая картина» В содержание обучения вводились элементы режиссуры, актерского мастерства, изучение композиции танцевального произведения. Основными методами на данном этапе стали: игра со звуком, цветом, линией, формой, эмоционально-ассоциативный метод работы с произведением искусства, визуализация, вербализация музыкального произведения и «одействование», «озвучивание» картины. Формы: урок-тренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская», стажировка, урок-лекция с просмотром видеоматериалов. На этапе творческого самовыражения (самопрезентации) ранее полученные знания – освоенные элементы танцевальных техник, приемы импровизации – использовались для создания субъективно нового художественного продукта: миниатюры, спектакля, перформанса. Продолжалось освоение техник танца модерн, постмодерн, джаз-модерн и техник непосредственно современного танца: релиз, контактной импровизации и соматических техник; отрабатывались сложные геометрические комбинации из ранее изученных движений со сменой уровней и скорости движения; проводились танцевальные перформансы (импровизационные этюды), готовились авторские постановки; продолжалось изучение элементов режиссуры, актерского мастерства, композиции танцевального произведения. Этому способствовали задания: «Ожившая картина», «Мозговой штурм», метод контрольных вопросов, видеоанализ. Участники коллектива обучались авторским техникам: на выездных мастер-классах, принимали участие в различных конкурсах и фестивалях. Формы проведения занятий: урок-тренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская», урок-лекция с просмотром видеоматериалов, перформанс, мастер-класс, индивидуальная работа педагога с наиболее успешными учениками, постановка танцевальных спектаклей, индивидуальные постановки участников танцевального коллектива.

Вышеназванная работа на занятиях современным танцем, прежде всего, способствует раскрытию индивидуальности и нахождению наиболее адекватных средств самовыражения и овладения ими для самопрезентации и саморазвития. Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что современные педагоги по танцу должны стремиться учитывать индивидуальность ребенка, ориентироваться на его здоровье, но при этом не понижать планку освоения именно танцевальных умений. Все это возможно только при высоком уровне квалификации педагогов, понимания ими необходимости и особенности танца как инструмента развития ребенка, владения современными методами обучения.

Источники.

1. Андрусенко, Л.С. Детское хореографическое творчество в художественной культуре России XX – начала XXI вв. [Текст]: автореф. дис. … канд. искусствоведения / Л.С. Андрусенко. – СПб., 2008. – 30 с.

2. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981.

3. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Издво «Институт практической психологии», 1998. – 544 с.

4. Нестерова, К.В. Творческая мастерская: приемы импровизации на занятиях современным танцем : метод. пособие для педагогов-хореографов / К.В. Нестерова. – Шадринский гос. пед. ин-т, Шадринск, 2011. – 36 с.