«Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов»

Яковлева Надежда Николаевна

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. Школьники с большой заинтересованностью занимаются поисково-исследовательской и литературно-творческой деятельностью, систематизацией и пополнением музейных фондов, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы, уходом за родниками, памятниками старин. Их увлеченность краеведением неподдельная. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.   Формы работы, используемые в нашей  деятельности:    деловые игры,  классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями народа, фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_duhovno-nravstvennoe.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов»

        Подготовила:                                    

Яковлева Н.Н. учитель ИКН

МОУ « Большекарамасская СОШ»

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

    Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о ее будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Понятие «духовно-нравственное воспитание", имея глубокие исторические корни, в наше время приобретает второе рождение как в обществе в целом, так и в системе российского образования.

      Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество.     При таком подходе изучение истории, природы и культуры родной страны, родного края является фундаментом в духовно - нравственном воспитании школьников. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

 

         Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом. Спасением в преодолении этой критической для России ситуации может стать восстановление и распространение традиционной духовно - нравственной культуры. Остановить нравственную деградацию, возродить высокое значение слов "долг", "честь", "милосердие", "любовь", "преданность Отчизне"   призваны образовательные учреждения, так как именно образование и есть та сфера общественной жизни, где передается от поколения к поколению исторический и социально - культурный опыт, накопленный народом. Огромная роль в воспитании высокой нравственности, духовности и культуры в целом  принадлежит учителю родного языка и  ИКН, так как именно родной язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви и уважения к родному языку и осмысление общечеловеческих ценностей. Для достижения целей, обозначенных выше, в содержании уроков родного языка целесообразно использовать материалы, включающие в себя сведения  регионального характера, касающиеся культурно - исторического наследия родного края.

 Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. Школьники с большой заинтересованностью занимаются поисково-исследовательской и литературно-творческой деятельностью, систематизацией и пополнением музейных фондов, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы, уходом за родниками, памятниками старин. Их увлеченность краеведением неподдельная. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.   Формы работы, используемые в нашей  деятельности:    деловые игры,  классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями народа, фольклором.

Основываясь на кропотливой краеведческой деятельности, учащиеся создают глубокие по содержанию исследовательские работы, находят ценные фотографии, исторические документы, которые пополняют фонды школьного музея, приобретая бесценный опыт. Вот некоторые темы поисково-исследовательских работ: «Память в бронзе и камне»,   «Моя родословная»,   «Летопись школы  », «История колхоза» и другие.

Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств нравственного и духовного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Через музейную педагогику представляется блестящая возможность реализовать идею  межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Чем раньше учащиеся начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

   В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения, что  отвечает всем современным требованиям воспитательной работы в условиях реализации ФГОС.

         Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.   Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка. Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

          В  настоящее   время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается  вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.   Обращаясь к действующему гражданскому  законодательству, видно,  что Законом Российской Федерации "О свободе совести и религиозных организациях" со всей определенностью "признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры."   Планомерная работа по духовно - нравственному воспитанию школьников на основе изучения культурных ценностей родной земли непременно даст положительные результаты, так как подрастающее поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны, своего края,  а научится находить правильные нравственные ориентиры и формировать в своем сознании систему достойных отношений к тем или иным событиям, явлениям и фактам.

Карамасскую сторону по праву можно назвать «райским уголком» Республики Марий Эл.

           У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагают легенды, песни, сказания. Онар,  Акпатыр, Акпарс. Мамич Бердей, Чоткар и другие герои смотрят в наши глаза из глубины веков. Их нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится всё ярче и светлее.

У   карамасских   марийцев   тоже есть свой герой — Чоткар патыр.   По   преданию   местного населения, он храбро защищал свой народ от   татаро-монгольских   завоевателей  и похоронен на нашей земле.

 Мы  гордимся  своим героем, в его честь установлен памятный камень. Каждый год в День национального героя к этому месту приходят учащиеся, жители деревень, чтобы склонить головы перед памятью отважного героя.

Карамасскую сторону Волжского района Республики Марий Эл хорошо знают не только в соседних республиках и областях,- сюда с удовольствием приезжают гости из финно-угорских регионов России и других стран. Исследователи хотят  побольше узнать  о прошлом этого края и увидеть своими глазами, как живет марийская деревня сегодня. В 1999 году состоялась финно-угорская встреча на нашей земле.  В 2000 году изучать наш край приезжали этнографы из Германии. В 2009 году телевизионщики из Татарстана сняли сюжет о празднике «Шорыкйол».

       Вот так и живет народ в карамасской стороне:  приветливо встречает утреннее солнце, работаем на земле, рассыпавшись как зернышки по всей стране, своим трудом прославляем малую родину. Воспитываем  детей в национальных традициях, сохраняя обряды предков, приходя на  помощь друг другу в трудные минуты и радуемся успехам соседей, встречаем гостей обильным столом, поднимаем настроение мелодичными напевами, и еще долго будет звучать в душе марийская песня.

       Роль краеведения в нашей школе  огромна, она неуклонно возрастает особенно в последние годы. Краеведение лучше других отраслей знания способствует формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда краелюбие».
«Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.