«ПОСТАНОВКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП ДЕТСКОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «СУДАРУШКА»
Успех каждого ребёнка является фундаментальной и базовой ценностью, одним из приоритетов развития образования в Российской Федерации в настоящее время. Чем богаче и разнообразнее репертуар хореографического коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований, расширяется кругозор участников, повышается их эстетический и технический уровень, постигается танцевальная культура разных народов и национальностей.
Цель проекта заключается во внедрении в образовательный процесс младших и средних групп объединения «Детский ансамбль танца “Сударушка”» русских народных танцев с региональными особенностями как способа развития исполнительских навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-grantopoluchatelya.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДАРУШКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
(МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале)
629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Победы, д. 33
тел./факс (34997) 2-42-36 E-mail: sudarushka-ts@mail.ru sudarushka-ts@pur.yanao.ru
официальный сайт: sudarushka2005.ru
Индивидуальный проект
получателя гранта «Я – педагог допобразования Ямала» 2022 года
«ПОСТАНОВКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП
ДЕТСКОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «СУДАРУШКА»
Выполнила: Казакова В.Е.,
педагог дополнительного
образования
Куратор проекта: Панченко Н.Н.,
методист
2022 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Этапы реализации проекта……………………………………....……...…6
2. План реализации проекта……………………………………………….....7
3. Содержание проекта………………………………………………….….....9
4. Критерии и показатели эффективности проекта…………………….….10
5. Возможные риски………………………………………………………....10
6. Смета для реализации проекта……………………………………….......11
7. Ожидаемые результаты проекта……………...………………………….11
8. Перспективы развития проекта………………………………………......12
Список литературы………………………………......………………………12
Введение
Успех каждого ребёнка является фундаментальной и базовой ценностью, одним из приоритетов развития образования в Российской Федерации в настоящее время. Этот приоритет обозначается и обуславливается следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг. (утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16)), Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» и др.
Основной задачей МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале является реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности и др. (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196, Программа развития МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале на 2021-2025 годы).
МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале реализует около 80% дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности, 50% из которых составляют общеразвивающие программы по направлению «Хореография» (например: «Танцевально-игровая гимнастика для детей», «Азбука музыкального движения», «Начальная хореографическая подготовка», «Основы классического танца», «Основы народно-сценического танца», «Композиция и постановка танца» и др.). Все эти программы направлены на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для учащихся детского ансамбля танца «Сударушка.
Детский ансамбль танца «Сударушка» был организован в 1987 году на базе Дома детского творчества г. Тарко-Сале. Вот уже 35 лет ансамбль развивает искусство народного танца, обучая этому ремеслу детей, подростков, молодёжь. За прошедшие годы несколько поколений танцевальных групп прошли путь от 7 до 18 лет и достигли высот мастерства, признанных на всероссийском и международном уровнях. Более 15 лет ансамбль носил звание "Образцовый детский коллектив", в ноябре 2015 года Министерством культуры Российской Федерации за высокие достижения в сохранении и развитии народного художественного творчества и традиционной культуры народов России ему было присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества» на 2016-2020 годы. 29 мая 2020 года департаментом культуры Ямало-Ненецкого автономного округа танцевальный коллектив был удостоен звания «Образцовый коллектив любительского художественного творчества».
Репертуар ансамбля состоит из более 30 русских народных танцев, как заимствованных, так и в авторской постановке, и ежегодно обновляется.
Чем богаче и разнообразнее репертуар хореографического коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований, расширяется кругозор участников, повышается их эстетический и технический уровень, постигается танцевальная культура разных народов и национальностей.
В ходе комплексного изучения мониторинговых исследований о результатах участия в конкурсах и фестивалях учащихся объединения «Детский ансамбль танца “Сударушка”», репертуара ансамбля, изучения перечня и содержания реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направлению «Хореография» были сделаны следующие выводы:
- в репертуаре младших и средних групп ансамбля преобладают эстрадные танцы, что влечёт за собой снижение у учащихся уровня исполнительских навыков в народном танце;
- низкий процент призёров и победителей творческих конкурсов и фестивалей в номинации «Народный танец» среди учащихся младших и средних групп ансамбля за период 2015-2021гг ;
- имеет перевес средний и выше среднего уровни развития физических качеств (гибкость, растяжка, сила мышц спины и брюшного пресса и т.д.) у учащихся младших и средних групп хореографического коллектива.
В связи с этим представляется актуальным вопрос о внедрении эффективных методов и средств обучения в образовательный процесс учащихся младших и средних групп объединения «Детский ансамбль танца «Сударушка», обеспечивающих успешность процесса развития исполнительских навыков.
Объект: процесс развития исполнительских навыков учащихся младших и средних групп ансамбля «Сударушка» посредством внедрения в образовательный процесс изучения и постановки русских народных танцев с региональными особенностями.
Предмет: эффективность внедрения русских народных танцев с региональными особенностями в образовательный процесс в развитие исполнительских навыков учащихся младших и средних групп ансамбля.
Гипотеза: развитие исполнительских навыков у учащихся младших и средних групп образцового коллектива любительского художественного творчества детского ансамбля танца «Сударушка» в процессе постановочной работы будет эффективнее, если в образовательный процесс внедрить такие русские народные танцы с региональными особенностями, как «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец».
Цель проекта заключается во внедрении в образовательный процесс младших и средних групп объединения «Детский ансамбль танца “Сударушка”» русских народных танцев с региональными особенностями как способа развития исполнительских навыков.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- Изучить методическую литературу и проанализировать возможности русских народных танцев с региональными особенностями как средства развития исполнительской культуры участников ансамбля народного танца.
- Обогатить танцевальный опыт учащихся младших и средних групп ансамбля танца «Сударушка» разнообразием ритмов и пластики с учетом региональных особенностей русского народного танца.
- Разработать и реализовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу физкультурно-спортивной направленности для учащихся ансамбля с целью усовершенствования их физических возможностей для более качественного исполнения хореографических композиций.
- Обеспечить участие детей в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
- Осуществить обобщение и представление педагогического опыта по проблеме исследования.
- Этапы реализации проекта
Сроки | Мероприятия | Краткое описание деятельности. Результат. |
Подготовительный этап | ||
август 2022г. | Изучение и анализ деятельности детского ансамбля танца «Сударушка» (количество детей в ансамбле, количество возрастных групп, репертуар, достижения (количественные и качественные). Изучение нормативных и методических документов институционального, регионального, федерального уровня в области дополнительного образования детей. Изучение методической литературы и анализ возможностей русских народных танцев с региональными особенностями в развитии исполнительской культуры участников ансамбля народного танца. Создание условий для реализации проекта. | Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная гимнастика». Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Композиция и постановка танца» (подбор хореографических композиций согласно репертуару детского ансамбля танца «Сударушка» и с учётом возрастных особенностей учащихся). |
Основной этап | ||
2022-2024 гг. | Реализация проекта | Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная гимнастика». Постановка хореографических композиций «Тимоня», «Орловская Матаня», «Казачий танец». Запись фонограмм. Приобретение сценических костюмов к разучиваемым танцам. Участие детей в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного). |
Заключительный | ||
апрель-май 2025 г. | Подведение итогов реализации индивидуального проекта | Представление результатов и продуктов проекта. Оформленные отчеты о проделанной работе; Выступления на заседаниях методического объединения педагогических работников институционального и муниципального уровня Публикация в СМИ. |
2. План реализации проекта
№ п/п | Содержание | Сроки исполнения |
1 | Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная гимнастика», целью которой является усовершенствование физических возможностей учащихся для более качественного исполнения хореографических композиций. | 2022-2025 учебные годы |
2 | Включение хореографической композиции «Тимоня» в учебный план младшей группы третьего года обучения и в учебный план средней группы первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Композиция и постановка танца» на 2022-2025 учебные годы | август 2022, 2023, 2024гг. |
3 | Подготовка музыкального сопровождения к хореографической композиции «Тимоня» (запись фонограммы) | август, сентябрь 2022г |
4 | Приобретение сценических костюмов, танцевальной обуви и головных уборов для исполнителей хореографической композиции «Тимоня» | сентябрь-декабрь 2022г |
5 | Представление хореографической композиции «Тимоня» на отчётном концерте детского ансамбля танца «Сударушка» | апрель 2023, 2024, 2025гг |
6 | Участие с хореографической композицией «Тимоня» в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного) | апрель 2023г- май 2025г |
7 | Включение хореографической композиции «Орловская Матаня» в учебный план младшей группы третьего года обучения и в учебный план средней группы первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Композиция и постановка танца» на 2023-2025 учебные годы | август 2023, 2024гг. |
8 | Подготовка музыкального сопровождения к хореографической композиции «Орловская Матаня» (запись фонограммы) | август, сентябрь 2023г |
9 | Приобретение сценических костюмов, танцевальной обуви и головных уборов для исполнителей хореографической композиции «Орловская Матаня» | сентябрь-декабрь 2023г |
10 | Представление хореографической композиции «Орловская Матаня» на отчётном концерте детского ансамбля танца «Сударушка» | апрель 2024, 2025гг |
11 | Участие с хореографической композицией «Орловская Матаня» в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного) | май 2024г- май 2025г |
12 | Включение хореографической композиции «Казачий танец» в учебный план младшей группы третьего года обучения и в учебный план средней группы первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Композиция и постановка танца» на 2024-2025 учебные годы | август 2024г |
13 | Подготовка музыкального сопровождения к хореографической композиции «Казачий танец» (запись фонограммы) | август, сентябрь 2024г |
14 | Приобретение сценических костюмов, танцевальной обуви и головных уборов для исполнителей хореографической композиции «Казачий танец» | сентябрь-декабрь 2024г |
15 | Представление хореографической композиции «Казачий танец» на отчётном концерте детского ансамбля танца «Сударушка» | апрель 2025г |
16 | Участие с хореографической композицией «Казачий танец» в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного) | май 2025г и последующие годы |
17 | Представление и размещение информации о реализации проекта на официальном сайте МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале в сети «Интернет», в официальных группах в социальной сети «ВКонтакте», в социальной сети «Одноклассники», в телеграмм. | В течение всего периода реализации проекта |
- Содержание проекта
Проект предполагает внедрение в образовательный процесс младшей группы третьего года обучения и средней группы первого года обучения объединения «Детский ансамбль танца «Сударушка» изучение и постановку хореографических композиций «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец». Данные хореографические композиции являются русскими народными танцами с региональными особенностями, что является нововведением в постановочной работе ансамбля.
Россия огромна по своим масштабам. Она многонациональна, но большую часть её населения составляет русский народ. Каждый край, регион, область имеет свою культуру, свои особенности исполнения русского фольклорного и сценического танца. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.
Курская область - одна из немногих областей России, где появилось и достигло расцвета большое количество хороводов, массовых плясок, манера, композиция, лексика которых зависят от времени года, от места, где исполняется, от количества участников, от фантазии ведущих или ведущего, роль которых непроста и играть которую мог не каждый.
Хореографическая композиция «Тимоня» - массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша. Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана. Звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша. Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска.
Отличительной особенностью танцев Орловской области является пластика рук. Так, в танце «Орловская Матаня» руки исполнителей двигаются во всех направлениях, «играют». Кисти могут выполнять любое круговое движение. Танец сопровождается прищелкиванием пальцев обеих рук одновременно. Жесты задают и регулируют темп музыкального сопровождения. Интересны движения рук особенно в момент вращения. В дробных выстукиваниях интересен, так называемый, «пересек» - наложение одного ритма ног на другой. Все удары исполняются всей ступнёй. Особенность «пересека» заключается в соединении двух разных ритмов.
В казачьем танце можно встретить широкие русские движения, замысловатые дробушки, присядки, хлопки и хлопушки, татарские сбивки, мелкие дроби, необыкновенная подтянутость.
Творческое восприятие национальных танцев предусматривает развитие у учащихся пластики тела, координации движений, музыкальности, выразительности - способствует гармоничному и физическому развитию.
- Критерии и показатели эффективности проекта
Критерии | Показатели |
Увеличение доли учащихся с высоким уровнем развития физических качеств | не менее чем на 60% |
Увеличение доли учащихся, принявших участие в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня | на 30% |
Увеличение количества участий в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня | в 3 раза |
Результаты участия в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня | Призёры и победители конкурсов |
- Возможные риски
Риски | Пути снижения |
Повышенный (высокий) уровень сложности танцев для исполнения учащимися в рамках проекта | Видоизменение наиболее сложных элементов разучиваемых танцев |
Отсутствие внебюджетных средств для участия в очных творческих конкурсах детского и юношеского творчества всероссийского и международного уровня | Участие в дистанционных конкурсах детского и юношеского творчества всероссийского и международного уровня |
6. Смета для реализации проекта
Вид оборудования | Количество (шт.) | Стоимость каждого предмета (руб.) | Общая стоимость (руб.) | Обоснование для приобретения |
Ноутбук ASUS VivoBook Pro 16X OLED N7600PC-L2087W | 1 | 140 000 | 140 000 | Для предоставления в служебное пользование грантополучателю |
Фотоаппарат Nikon Z50 Kit 16-50 mm VR Black | 1 | 82 900 | 82 900 | Для проведения качественной фото- и видеосъёмки деятельности детского ансамбля танца «Сударушка» |
Стабилизатор Sirui Swift P1 (для фотоаппарата Nikon Z50) | 1 | 12 690 | 12 690 | |
Приобретение головных уборов | 6 | 2 000 | 12 000 | Для исполнения хореографических композиций в рамках реализации проекта |
Приобретение (изготовление) танцевальной обуви | 10 | 5 000 | 50 000 | |
Приобретение головных уборов | 2 | 1 205 | 2 410 | |
ИТОГО |
|
7.Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта будет апробировано внедрение в постановочную работу детского ансамбля танца «Сударушка» русских народных танцев с региональными особенностями «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец», что повлечёт за собой развитие исполнительских навыков учащихся; обогащение их танцевального опыта; увеличение доли учащихся, принявших участие в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня; увеличение победителей и призёров в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня; разработку методических материалов по проблеме проекта.
- Перспективы развития проекта
При условии достижения цели проекта и выполнения поставленных задач мы подразумеваем, что:
- в практику работы педагога будет внедрена постановка не только хореографических композиций «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец», но и других русских народных танцев с региональными особенностями;
- продукты и материально-технические средства проекта будут актуальны и после его реализации;
- материалы, разработанные педагогом в процессе выполнения проекта, в перспективе будут использоваться при проведении различных мероприятий муниципального и регионального уровня.
Список литературы
- Баканова А. А. Влияние народного урока (станка) на исполнительскую деятельность танцевального коллектива / А. А. Баканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 287-289.
- Голейзовский К. Т. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964.
- Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. - Орёл, 1999.
- Колесникова В.А. Донская культура как историческое явление. Характерные особенности донского казачьего танца. Методическое пособие для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области. – Ростов-на-Дону, 2010 г.
- Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. – М.: Сов. композитор, 1975. – С.79.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/550252-individualnyj-proekt-postanovka-russkih-narod