«ПОСТАНОВКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП ДЕТСКОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «СУДАРУШКА»

Казакова Виктория Евгеньевна

Успех каждого ребёнка является фундаментальной и базовой ценностью, одним из приоритетов развития образования в Российской Федерации в настоящее время. Чем богаче и разнообразнее репертуар хореографического коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований, расширяется кругозор участников, повышается их эстетический и технический уровень, постигается танцевальная культура разных народов и национальностей.
Цель проекта заключается во внедрении в образовательный процесс младших и средних групп объединения «Детский ансамбль танца “Сударушка”» русских народных танцев с региональными особенностями как способа развития исполнительских навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-grantopoluchatelya.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДАРУШКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

(МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале)

629850,  ЯНАО,  Пуровский  район, г.  Тарко-Сале, ул.  Победы, д. 33

тел./факс (34997) 2-42-36 E-mail: sudarushka-ts@mail.ru sudarushka-ts@pur.yanao.ru

официальный сайт: sudarushka2005.ru

Индивидуальный проект

получателя гранта «Я – педагог допобразования Ямала» 2022 года

 

«ПОСТАНОВКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП

ДЕТСКОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «СУДАРУШКА»

   Выполнила: Казакова В.Е.,

   педагог дополнительного    

   образования

   Куратор проекта: Панченко Н.Н.,

   методист

2022 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Этапы реализации проекта……………………………………....……...…6

2. План реализации проекта……………………………………………….....7

3. Содержание проекта………………………………………………….….....9

4. Критерии и показатели эффективности проекта…………………….….10

5. Возможные риски………………………………………………………....10

6. Смета для реализации проекта……………………………………….......11

7. Ожидаемые результаты проекта……………...………………………….11

8. Перспективы развития проекта………………………………………......12

Список литературы………………………………......………………………12

Введение

Успех каждого ребёнка является фундаментальной и базовой ценностью, одним из приоритетов развития образования в Российской Федерации в настоящее время. Этот приоритет обозначается и обуславливается следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальным проектом  «Образование» на 2019-2024 гг. (утверждённый  президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16)), Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» и др.

Основной задачей МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале является реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности и др. (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196, Программа развития МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале на 2021-2025 годы).

МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале реализует около 80% дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности, 50% из которых составляют общеразвивающие программы по направлению «Хореография» (например: «Танцевально-игровая гимнастика для детей», «Азбука музыкального движения», «Начальная хореографическая подготовка», «Основы классического танца», «Основы народно-сценического танца», «Композиция и постановка танца» и др.). Все эти программы направлены на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для учащихся детского ансамбля танца «Сударушка.

Детский ансамбль танца «Сударушка» был организован в 1987 году на базе Дома детского творчества г. Тарко-Сале. Вот уже 35 лет ансамбль развивает искусство народного танца, обучая этому ремеслу детей, подростков, молодёжь. За прошедшие годы несколько поколений танцевальных групп прошли путь от 7 до 18 лет и достигли высот мастерства, признанных на всероссийском и международном уровнях. Более 15 лет ансамбль носил звание "Образцовый детский коллектив", в ноябре 2015 года Министерством культуры Российской Федерации за высокие достижения в сохранении и развитии народного художественного творчества и традиционной культуры народов России ему было присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества» на 2016-2020 годы. 29 мая 2020 года департаментом культуры Ямало-Ненецкого автономного округа танцевальный коллектив был удостоен звания «Образцовый коллектив любительского художественного творчества».

Репертуар ансамбля состоит из более 30 русских народных танцев, как заимствованных, так и в авторской постановке, и ежегодно обновляется. 

Чем богаче и разнообразнее репертуар хореографического коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований, расширяется кругозор участников, повышается их эстетический и технический уровень, постигается танцевальная культура разных народов и национальностей.

В ходе комплексного изучения мониторинговых исследований о результатах участия в конкурсах и фестивалях учащихся объединения «Детский ансамбль танца “Сударушка”», репертуара ансамбля, изучения перечня и содержания реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направлению «Хореография» были сделаны следующие выводы:

- в репертуаре младших и средних групп ансамбля преобладают эстрадные танцы, что влечёт за собой снижение у учащихся уровня исполнительских навыков в народном танце;

- низкий процент призёров и победителей творческих конкурсов и фестивалей в номинации «Народный танец» среди учащихся младших и средних групп ансамбля за период 2015-2021гг ;

- имеет перевес средний и выше среднего уровни развития физических качеств (гибкость, растяжка, сила мышц спины и брюшного пресса и т.д.) у учащихся младших и средних групп хореографического коллектива.

В связи с этим представляется актуальным вопрос о внедрении эффективных методов и средств обучения в образовательный процесс учащихся младших и средних групп объединения «Детский ансамбль танца «Сударушка», обеспечивающих успешность процесса развития исполнительских навыков.

Объект: процесс развития исполнительских навыков учащихся младших и средних групп ансамбля «Сударушка» посредством внедрения в образовательный процесс изучения и постановки русских народных танцев с региональными особенностями.

Предмет: эффективность внедрения русских народных танцев с региональными особенностями в образовательный процесс в развитие исполнительских навыков учащихся младших и средних групп ансамбля.

Гипотеза:  развитие исполнительских навыков у учащихся младших и средних групп образцового коллектива любительского художественного творчества детского ансамбля танца «Сударушка» в процессе постановочной работы будет эффективнее, если в образовательный процесс внедрить такие русские народные танцы с региональными особенностями, как «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец».    

Цель проекта заключается во внедрении в образовательный процесс младших и средних групп объединения «Детский ансамбль танца “Сударушка”» русских народных танцев с региональными особенностями как способа развития исполнительских навыков.  

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу и проанализировать возможности русских народных танцев с региональными особенностями как средства развития исполнительской культуры участников ансамбля народного танца.
  2. Обогатить танцевальный опыт учащихся младших и средних групп ансамбля танца «Сударушка» разнообразием ритмов и пластики с учетом региональных особенностей русского народного танца.
  3. Разработать и реализовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу физкультурно-спортивной направленности для учащихся ансамбля с целью усовершенствования их физических возможностей для более качественного исполнения хореографических композиций.
  4. Обеспечить участие детей в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
  5. Осуществить обобщение и представление педагогического опыта по проблеме исследования.
  1. Этапы реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Краткое описание деятельности. Результат.

Подготовительный  этап

август 2022г.

Изучение и анализ деятельности детского ансамбля танца «Сударушка» (количество детей в ансамбле, количество возрастных групп, репертуар, достижения (количественные и качественные).

Изучение нормативных и методических документов институционального, регионального, федерального уровня в области дополнительного образования детей.

Изучение методической литературы и анализ возможностей русских народных танцев с региональными особенностями в развитии исполнительской культуры участников ансамбля народного танца.

Создание условий для реализации проекта.

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная гимнастика».

Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Композиция и постановка танца» (подбор хореографических композиций согласно репертуару детского ансамбля танца «Сударушка» и с учётом возрастных особенностей учащихся).

Основной этап

2022-2024 гг.

Реализация проекта

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная гимнастика».

Постановка хореографических композиций «Тимоня», «Орловская Матаня», «Казачий танец».

Запись фонограмм.

Приобретение сценических костюмов к разучиваемым танцам.

Участие детей в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного).

Заключительный

апрель-май 2025 г.

Подведение итогов реализации индивидуального проекта

Представление результатов и продуктов проекта.

Оформленные отчеты о проделанной работе;

Выступления на заседаниях методического объединения педагогических работников институционального и муниципального уровня

Публикация в СМИ.

2. План реализации проекта

п/п

Содержание

Сроки исполнения

1

Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная гимнастика», целью которой является усовершенствование физических возможностей учащихся для более качественного исполнения хореографических композиций.

2022-2025 учебные годы

2

Включение хореографической композиции «Тимоня» в учебный план младшей группы третьего года обучения и в учебный  план средней группы первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Композиция и постановка танца» на 2022-2025 учебные годы

август 2022, 2023, 2024гг.

3

Подготовка музыкального сопровождения к хореографической композиции «Тимоня» (запись фонограммы)

август,

сентябрь 2022г

4

Приобретение сценических костюмов, танцевальной обуви и головных уборов для исполнителей хореографической композиции «Тимоня»

сентябрь-декабрь 2022г

5

Представление хореографической композиции «Тимоня» на отчётном концерте детского ансамбля танца «Сударушка»

апрель 2023, 2024, 2025гг

6

Участие с хореографической композицией «Тимоня» в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного)

апрель 2023г-

май 2025г

7

Включение хореографической композиции «Орловская Матаня»  в учебный план младшей группы третьего года обучения и в учебный  план средней группы первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Композиция и постановка танца» на 2023-2025 учебные годы

август 2023, 2024гг.

8

Подготовка музыкального сопровождения к хореографической композиции «Орловская Матаня»  (запись фонограммы)

август,

сентябрь 2023г

9

Приобретение сценических костюмов, танцевальной обуви и головных уборов для исполнителей хореографической композиции «Орловская Матаня»

сентябрь-декабрь 2023г

10

Представление хореографической композиции «Орловская Матаня» на отчётном концерте детского ансамбля танца «Сударушка»

апрель 2024, 2025гг

11

Участие с хореографической композицией «Орловская Матаня»  в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного)

май 2024г-

май 2025г

12

Включение хореографической композиции «Казачий танец» в учебный план младшей группы третьего года обучения и в учебный  план средней группы первого года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Композиция и постановка танца» на 2024-2025 учебные годы

август 2024г

13

Подготовка музыкального сопровождения к хореографической композиции «Казачий танец» (запись фонограммы)

август,

сентябрь 2024г

14

Приобретение сценических костюмов, танцевальной обуви и головных уборов для исполнителей хореографической композиции «Казачий танец»

сентябрь-декабрь 2024г

15

Представление хореографической композиции «Казачий танец» на отчётном концерте детского ансамбля танца «Сударушка»

апрель 2025г

16

Участие с хореографической композицией «Казачий танец» в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня (муниципального, окружного, всероссийского, международного)

май 2025г и последующие годы

17

Представление и размещение информации о реализации проекта на официальном сайте МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г.Тарко-Сале в сети «Интернет», в официальных группах в социальной сети «ВКонтакте», в социальной сети «Одноклассники», в телеграмм.

В течение всего периода реализации проекта

  1. Содержание проекта

Проект предполагает внедрение в образовательный процесс младшей группы третьего года обучения и средней группы первого года обучения  объединения «Детский ансамбль танца «Сударушка» изучение и постановку хореографических композиций «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец». Данные хореографические композиции являются русскими народными танцами с региональными особенностями, что является нововведением в постановочной работе ансамбля.  

Россия огромна по своим масштабам. Она многонациональна, но большую часть её населения составляет русский народ. Каждый край, регион, область имеет свою культуру, свои особенности исполнения русского фольклорного и сценического танца. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Курская область - одна из немногих областей России, где появилось и достигло расцвета большое количество хороводов, массовых плясок, манера, композиция, лексика которых зависят от времени года, от места, где исполняется, от количества участников, от фантазии ведущих или ведущего, роль которых непроста и играть которую мог не каждый.

Хореографическая композиция «Тимоня» -  массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша. Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана. Звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша. Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска.

Отличительной особенностью танцев Орловской области является пластика рук. Так, в танце «Орловская Матаня» руки исполнителей двигаются во всех направлениях, «играют». Кисти могут выполнять любое круговое движение. Танец сопровождается прищелкиванием пальцев обеих рук одновременно. Жесты задают и регулируют темп музыкального сопровождения. Интересны движения рук особенно в момент вращения.  В дробных выстукиваниях интересен, так называемый, «пересек» - наложение одного ритма ног на другой. Все удары исполняются всей ступнёй. Особенность «пересека» заключается в соединении двух разных ритмов.

В казачьем танце можно встретить широкие русские движения, замысловатые дробушки, присядки, хлопки и хлопушки, татарские сбивки, мелкие дроби, необыкновенная подтянутость.

Творческое восприятие национальных танцев предусматривает развитие у учащихся пластики тела, координации движений, музыкальности, выразительности - способствует гармоничному и физическому развитию.

  1. Критерии и показатели эффективности проекта

Критерии

Показатели

Увеличение доли учащихся с высоким уровнем развития  физических качеств

не менее чем на 60%

Увеличение доли учащихся, принявших участие в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня

на 30%

Увеличение количества участий в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня

в 3 раза

Результаты участия в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня

Призёры и победители конкурсов

  1. Возможные риски

Риски

Пути снижения

Повышенный (высокий) уровень сложности танцев для исполнения учащимися в рамках проекта

Видоизменение наиболее сложных элементов разучиваемых танцев

Отсутствие внебюджетных средств для участия в очных творческих конкурсах детского и юношеского творчества всероссийского и международного уровня  

Участие в дистанционных конкурсах детского и юношеского творчества всероссийского и международного уровня

6. Смета для реализации проекта

Вид оборудования

Количество (шт.)

Стоимость каждого предмета (руб.)

Общая стоимость (руб.)

Обоснование для приобретения

Ноутбук ASUS VivoBook Pro 16X OLED N7600PC-L2087W

1

140 000

140 000

Для предоставления в служебное пользование грантополучателю

Фотоаппарат Nikon Z50 Kit 16-50 mm VR Black

1

82 900

82 900

Для проведения качественной фото- и видеосъёмки деятельности детского ансамбля танца «Сударушка»

Стабилизатор Sirui Swift P1 (для фотоаппарата Nikon Z50)

1

12 690

12 690

Приобретение  головных уборов

6

2 000

12 000

Для исполнения хореографических композиций

в рамках реализации проекта

Приобретение (изготовление) танцевальной обуви

10

5 000

50 000

Приобретение головных уборов

2

1 205

2 410

ИТОГО

  1. 000

7.Ожидаемые результаты проекта

В результате реализации проекта будет апробировано внедрение в постановочную работу детского ансамбля танца «Сударушка» русских народных танцев с региональными особенностями «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец», что повлечёт за собой развитие исполнительских навыков учащихся; обогащение их танцевального опыта; увеличение доли учащихся, принявших участие в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня; увеличение победителей и призёров в конкурсах детского и юношеского творчества разного уровня; разработку методических материалов по проблеме проекта.

  1. Перспективы развития проекта

При условии достижения цели проекта и выполнения поставленных задач мы подразумеваем, что:

- в практику работы педагога будет внедрена постановка не только хореографических композиций «Тимоня», «Орловская Матаня» и «Казачий танец», но и других русских народных танцев с региональными особенностями;

- продукты и материально-технические средства проекта будут актуальны и после его реализации;

- материалы, разработанные педагогом в процессе выполнения проекта, в перспективе будут использоваться при проведении различных мероприятий муниципального и регионального уровня.

Список литературы

  1. Баканова  А. А. Влияние народного урока (станка) на исполнительскую деятельность танцевального коллектива / А. А. Баканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 287-289.
  2. Голейзовский К. Т. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964.
  3. Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. - Орёл, 1999.
  4. Колесникова В.А. Донская культура как историческое явление. Характерные особенности донского казачьего танца.  Методическое пособие для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области. – Ростов-на-Дону, 2010 г.
  5. Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. – М.: Сов. композитор, 1975. – С.79.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/550252-individualnyj-proekt-postanovka-russkih-narod