Доклад на заседании районного методического объединения ОРКСЭ, ОДНКНР.
"Формы и виды внеучебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ". Заседание районного методического объединения учителей, реализующих курс ОРКСЭ и ОДНКНР.
Внеурочная деятельность, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Развития интереса обучающихся к конкретной области знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Формы и виды внеучебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ". | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Прибайкальский район
МОУ «Старо – Татауровская СОШ»
Заседание районного методического объединения учителей,
реализующих курс ОРКСЭ и ОДНКНР
Формы и виды внеучебной деятельности в рамках
курса ОРКСЭ
Выполнила: учитель начальных классов,
ОРКСЭ, ОДНКНР Попова Лариса Анатольевна
МОУ «Старо – Татауровская СОШ»
Старое – Татаурово
2020 - 2021 уч. г.
Стаж моей работы по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР второй год. В 4 классе работаю по учебнику Шемшуриной Аллы Ивановны.
Основной организационной формой обучения по курсу ОРКСЭ является урок. Он обеспечивает организационную четкость, целостность и системность образовательного процесса, предоставляет возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Опыт показывает, что урочной деятельности недостаточно для полноценного восприятия и усвоения материала. Основной причиной этого является малое количество часов курса ОРКСЭ. Внеучебная работа, проводимая в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», является неотъемлемой частью данного учебного предмета.
Внеучебная деятельность отличается от уроков тем, что:
- нет жесткой регламентации времени, внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока по времени, могут быть и большей длительности;
- участие в ней детей носит добровольный характер, определяется их интересами.
Цели внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ является: Обогащение личного опыта ребенка; Развитие интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; Развитие кругозора обучающихся.
Во внеучебной деятельности происходит более детальное раскрытие тем урока.
Вовлекая обучающихся в различные формы внеурочной деятельности мы учим их жить в коллективе.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики, фантазии, элементов игры.
В образовательной деятельности по учебному курсу ОРКСЭ использую следующие формы уроков и внеурочных занятий:
Занятие –пресс-конференция по теме: «Достойно жить среди людей» (в 2019-2020 уч. году). Председателем конференции была я. Учащиеся -исследователи обсуждали, как они понимают эту фразу «Достойно жить среди людей». Высказывали своё мнение, делились знаниями, приводили примеры из жизненного опыта и детских книг.
занятие - путешествие: «Ежели душевны вы и к этике не глухи…» (Более раскрыто узнают о том, что наша страна многонациональна, о взаимодействии разных культур, имеющих свои традиции);
занятие – викторину можно провести по теме: «Простая этика поступков».
На занятиях учащиеся учатся написанию кратких аннотаций способствующих развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации. Данную форму работы использовала при изучении тем: «Мой класс – мои друзья»», «Милосердие – закон жизни», «Уметь понять и простить» и буду использовать.
Когда работали над темой «Каждый интересен» ученики создали коллаж «Солнце дружбы». В итоге появилось Солнце дружбы, на лучиках которого каждый рассказывал о своём друге, почему он дружит с этим человеком, что даёт ему эта дружба, интересные случаи.
Наиболее распространённый вид внеурочной деятельности – обучение и создание презентации как формы представления информации. Эта форма работы может быть как групповой, так и индивидуальной. Эффективное использование презентаций при изучении таких тем, как «Простые школьные и домашние правила этикета», «Россия — наша Родина» и других.
На занятии "Как тебя зовут? История имени" ребята узнают, откуда произошли их имена и что они означают. Ребята сами собирают информацию про своё имя и оформляют проект. Ребята узнали, что имена мальчиков переводятся: «сильный», «смелый», «защитник», «победитель», а девочек – «чистая», «родная», «светлая», «тихая» и т.д. Имена могут поведать много интересного об истории и культуре разных народов.
Среди многообразия форм внеучебной деятельности, часто используемые при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить — виртуальные экскурсии, заочные путешествия, просмотр мультипликационных фильмов, разыгрывание сценок на этические темы.
Основной формой работы, по моему мнению, при изучении курса ОРКСЭ является проектная работа. Как я уже сказала, урочной деятельности недостаточно для реализации проектной работы учащихся.
Для выполнения проекта дети обращаются за помощью к родным и близким, они общаются, листают семейные альбомы, делятся воспоминаниями о своей жизни, рисуют.
Первый проект, связанный с курсом ОРКСЭ, можно провести по такой теме: «Коллектив начинается с меня». Планирую начать работу над проектом «Правила поведения, отраженные в народных сказках». В школьной библиотеке можно организовать выставку, где ребята получат сведения о литературном фольклоре народов России. После чего ребят можно разделить на группы в несколько человек, которым предстоит выбрать сказку, в которой отражаются правила поведения.
Примерная тематика проектов, исследований учащихся «Добро и зло в народных сказках» (бурятских, русских, и др.), «Дружба начинается с улыбки», «Кто такой друг?», «Наши бабушки», «Национальные костюмы народов Бурятии», «Моя семья», «Правила гостеприимства народов Бурятии», «Традиции и ценности моей семьи», «Мой класс».
Заключительный этап презентация проектов в виде материального продукта: газета, доклад, макет, альбом, и т.д.
Проводим выставки рисунков и на уроках для своих одноклассников «Добро и зло», «Цветик – семицветик» с пожеланиями своим одноклассникам и др.
Ещё один вид деятельности - Викторина, который требует подготовительной работы под руководством учителя. Дети делятся на группы (2-3), изучают литературу по теме, составляют, брошюрки, на листе формата А4, записывают в них вопросы. Викторины были составлены по темам: «Простые школьные и домашние правила этикета» - эта тема заинтересовала детей и использовалась в разных формах. Ребята предлагают их для учащихся младшего возраста, своего класса.
Планирую, чтобы ребята оформляли викторины с картинками на ватмане. Который можно разместить в школе.
Всем очевидно, что преподавать предмет и изучать более расширенно, углублённо, опираясь только на материал учебника, невозможно. Целесообразно задействовать как можно больше доступных ресурсов, одними из которых может стать:
а) Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
б) Рассказ обучающегося (или группы обучающихся), сопровождающийся видеорядом по теме;
в) Заочные экскурсии - Посещение музеев ВОв, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов (для расширенного изучения после таких тем, как «Чувство Родины», «С чего начинается Родина».
Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд - фильма, выполненного в программе PowerPoint.
В своей работе я пользуюсь сайтами для использования методического материала.
Перечнем интернет – ресурсов вы можете воспользоваться зайдя на мой мини- сайт ns|portal/
Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/popova-l-a-0 (социальная сеть работников образования.)
Так же можно использовать такие формы внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ: беседы, игры нравственного содержания, целевые прогулки, путешествия по селу, в совместных праздниках школы - участие со сценками про дружбу (дети их очень любят, и я их активно использую и в урочной деятельности).
В прошлом году к районной конференции со своей ученицей готовили и защищали работу «Есть памятник в нашем селе». В этом учебном году планирую после темы «С чего начинается Родина», провести у памятника занятие с использованием данного материала и выступлением детей.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для реализации региональной и этнической составляющих курса ОРКСЭ. Содержательный аспект обеспечивается использованием материала об этнокультурных ценностях, традиционных религиях народов Бурятии. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям.
При организации внеурочной деятельности следует учитывать также, что у учащихся есть определенный социальный опыт и собственные представления в сфере духовно-нравственных ценностей. Влияние на их формирование оказывают ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, а также телевидение, компьютерные средства (интернет, игры), мультфильмы.
Во внеучебной деятельности можно применять игровую деятельность. Игры делятся на следующие виды: подвижные, сюжетные, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины, интервью, создание галереи образов и т. д.). В основном, все виды игр носят творческий характер.
Для создания климата доброжелательных отношений провожу игру «Ручеёк».
Дети встают парами, взявшись за руки. По очереди через ручеек проходят ученики. Последняя пара проходит через ручеек, и каждый ребёнок выбирает себе нового партнёра, при этом говоря ему добрые слова.
В процессе внеурочной деятельности продолжается личностное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. Подготовка к различным мероприятиям, участие в общественно-полезных делах способствует формированию полезных привычек, на основе которых формируются убеждения. Важную роль при этом играют общественные поручения, которые позволяют школьнику получить общественное признание и оценку своей значимости.
Таким образом, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний обучающихся.
Активное включение учащихся во внеучебную работу обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. Именно в такой деятельности ребенок учится раскрываться как личность.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, раскрыла и запланировала для себя ещё много идей, которые буду применять в урочной и внеучебной деятельности.