Любовь к малой Родине через любовь к народному танцу

Алымова Галина Ивановна

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_k_maloy_rodine_cherez_lyubov_k_narodnomu_tantsu.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к малой Родине через любовь к народному танцу

Алымова Галина Ивановна

руководитель хореографического коллектива «Задорная компания»

педагог дополнительного образования

МБОУ «Первомайская СОШ»

Первомайского района Тамбовской области

 

Неблагоприятные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказалось разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма как основы укрепления государства.

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Патриотическое воспитание – это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития ребенка.

Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих  ребенка.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии.

Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.

Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли они  песни и танцы родного края,  и считают ли они необходимым сохранение народных традиций, — то многие из них отвечают, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Однако, сохранение и изучение народных традиций — это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь.

Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографического.

Воспитание детей в хореографическом коллективе «Задорная компания», основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.

Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

В изучении народного танца накоплен значительный материал мастерами народной хореографии — Т.Д. Устиновой, И.А. Моисеевым, Н.С. Надеждиной, М.С. Годенко, и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор.

Без интереса к народному творчеству обучающиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Поэтому столь важно познакомить их  с историей, бытом и национальной культурой  русского народа.  

Создание фольклорного сценического танца — это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену — это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.  Танец является неотъемлемой частью фольклорного наследия.

Главная задача изучения русских танцев — привить любовь к малой родине и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия, кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.

Поэтому в хореографическом коллективе «Задорная компания» русским танцам уделено особое внимание. Они играют важную  роль в репертуаре коллектива.

Русские народные танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. В ансамбле есть танцы — «Кадриль», «Калинушка», хороводы «За реченькой» и «К России с любовью». На данный момент находится в разработке идея создания танца «Облака».

За годы своего существования коллектив принимал участие в муниципальных и областных мероприятиях, Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях.  

Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев — привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.

Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство.

Хореографическая композиция «К России с любовью»  — яркое свидетельство воплощения красоты родного края через хореографические образы.

Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования гражданственности и патриотизма, воспитания любви к Родине.

Гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре других народов, побуждать чувство гордости за свой народ.

Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы героико-патриотического начала любого народа.

Поэтому  неотъемлемая задача педагога — формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Поскольку, без этих знаний невозможно полноценно знать заботы страны, её трудности.

Реализация данного направления осуществляется в коллективе через подбор танцевального репертуара, («Случайный вальс»   «Верните память», «Яблочко»), участия в патриотических и социально-значимых акциях, концертах, фестивалях и конкурсах патриотической направленности: «За други своя» «Своих не бросаем», «Нашим героям». 

Важная цель гражданско-патриотического воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.

Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера  мы стараемся  совместно с детьми изучить исторический материал и содержание постановки, чтобы они понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи.

 Любовь к Родине — это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач  нас, педагогов.

Решая задачи воспитания патриота и гражданина, хореографический коллектив «Задорная компания» работает в четырех направлениях, тесно взаимосвязанных между собой. И это отражается в репертуаре коллектива, который постоянно обновляется.