Проект "Алтайская народная игрушка- погремушка"

Мюсова Алевтина Александровна

Тема: Алтайская народная игрушка-погремушка.

Цель: изготовить игрушку-погремушку, отображающую культуру алтайского народа.

 

 Основная идея проекта: создать игрушку- погремушку своими руками.

Исследование и изготовление игрушки в этническом стиле позволит нам и всем, кого мы заинтересуем своим проектом, более глубоко проникнуть в культуру алтайского народа, а также использовать готовое панно как наглядность на уроках ИГА, технологии и ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_anzhelika2023.docx806.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кырлыкская средняя  общеобразовательная школа»

Проект

Алтайская народная игрушка-погремушка

Выполнила: Дядянова Анжелика

ученица 10 класса

Проверила: Мюсова А.А.

учитель ИЗО и технологии

Кырлык 2023

Содержание:

                                                                                                                                                               

Введение.................................................................................................................3

Цель, актуальность, новизна проекта .................................................................4

  1. Глава I.  Теоретическая часть: .............................................................................6

1.1 Когда появились первые игрушки...................................................................6

1.2 Игрушки народов, живущих скотоводством.................................................7

  1. Глава II.Практическая  часть:...............................................................................11

2.1 Разработка идеи………………………………………………………… ......12

2.2 Правила безопасной работы.........................................................................  12

2.3 Пошаговое руководство по созданию игрушки-погремушки……………12

  1. Глава III. Технологическая часть работы над игрушкой-погремушкой.......................................................................................................15

3.1 Экологическое значение ................................................................................15

3.2 Экономическое значение ...............................................................................16

  1. Заключение ...........................................................................................................17
  2. Список информационных источников................................................................18
  3. Приложение

Введение

Испокон веков каждый народ вырабатывает свой самобытный нравственный уклад, свою духовную культуру. Каждый народ имеет немало обычаев и традиций, которые проявляются в отношении к природе, в праздниках и играх, в устном народном творчестве, в игрушках и играх, в красоте одежды, в народных ремеслах.

Игра, игрушка – это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели. И во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребёнка: ум, физические и нравственные качества. Народные игры обозначают как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, традиционные виды спорта, которые, имея развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусства, а также верований и религиозных культов. В алтайском языке они обозначаются термином «ойын».

  У алтайцев преобладали забавы, связанные со скотоводческим бытом. Коренное население Алтая не мыслило свою жизнь без забав, находя в них радость и отдохновение. Любое празднество сопровождалось развлекательной частью – играми и соревнованиями. Многовековой опыт общения человека с природой, навыки хозяйственной деятельности, особенности образа жизни и быта нашли свое отражение в игровых обычаях алтайцев.
       Игра непредсказуема, в ней есть импровизация. Потехи и игрушки имели большое воспитательное значение, приобщали детей к реальной жизни, способствовали их социализации, поскольку, используя их, дети подражали взрослым, воспроизводили сцены из семейной жизни, хозяйственного быта, в которых находили отражение особенности традиционных занятий. Через игру ребенок знакомился с окружающим миром, постигал нормы и правила общения и поведения, усваивал духовные ценности, приобретал необходимые навыки, получал умственную, физическую, интеллектуальную, морально-нравственную подготовку, проходил своеобразный психологический тренинг.

Обоснование выбора темы

Наверное, сколько на Земле существуют дети, столько же и существуют игрушки. Недавно, при посещении школьного краеведческого музея, мне на глаза попался необычный предмет. Мне объяснили, что это игрушка-погремушка. Она была необычна, выполненная из бараньих косточек, чем сразу привлекла моё внимание.

Традиционно в древности детям мастерили игрушки своими руками –вырезали из дерева, лепили из глины, плели кукол из лыка, делали из бересты, из костей животных.

Рассматривая старинную игрушку, мне захотелось создать игрушку-погремушку в этническом стиле. Я решила изучить подробнее и побывать в роли мастера игрушек и самой изготовить игрушку из бараньих надкопытных суставов, благо, что они имелись у нас в наличии, так как мама их давно собирает.

Цель: изготовить игрушку-погремушку, отображающую культуру алтайского народа.

Для реализации цели, поставила следующие задачи:

  1. собрать и проанализировать информацию по данной теме;
  2. разработать эскиз;
  3. подобрать необходимые материалы и инструменты;
  4. изготовить игрушку;
  5. выполнить экономическую оценку;
  6. оформить материал в проект и представить его в форме презентации.

Актуальность

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило, на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки, сделанные своими руками.  Я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Традиционные народные игрушки многие десятилетия привлекают исследователей. В играх и игрушках, их художественном своеобразии они ищут ключ к таинствам традиционной культуры. Не случайно игрушки детей Алтая привлекают возможностью прикосновения к уже утраченным культурным пластам. В этом и заключается актуальность данного проекта.

Практическая значимость: исследование и изготовление игрушки-погремушки в этническом стиле позволит нам и всем, кого мы заинтересуем своим проектом, более глубоко проникнуть в культуру алтайского народа, а также использовать игрушку  как наглядность на уроках ИГА, технологии и ИЗО.

Методы исследования: 

Поисково-исследовательский – сбор информации, анализ и обработка данных, поиск решений для поставленных задач.

Технологически-практический – подготовка необходимых материалов, конструктивные решения поставленных задач, практическая реализация проекта.

Заключительный метод –  оценка результатов и процесса, участие в конкурсах, применение результатов на практике.

Объект исследования: Игрушка.

Предмет исследования: Игрушка – погремушка из бараньих косточек в этническом стиле.

Гипотеза: Я предполагаю, что можно, опираясь на вдохновение, полученное от экспоната музея, успешно создать игрушку- погремушку своими руками и при этом получить очень актуальное изделие.

1 Теоретическая часть

1.1 Когда появились первые игрушки

Начиная с первого дня и на протяжении долгих лет, жизнь малыша непрерывно связана с игрушками. Кажется, что ребенок ни минуты не может провести без них. Ведь игрушка для детей – это основной способ познания окружающего мира. Во время игр формируются ум, физические и нравственные качества малыша, а игрушка является инструментом, с помощью которого это происходит. И этот инструмент соответствует своей эпохе, так как все игрушки являются продуктом исторического развития. Первые игрушки начали делать еще первобытные люди. Тогда они представляли из себя каменные, глиняные или, позднее, металлические фигурки, которые преследовали как художественные, так и религиозные цели. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. И функционально она мало чем отличалась от современных погремушек, разве что материалами и техникой изготовления. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному в качестве оберегов: считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов. Они изготавливались в форме различных животных: утки, лошади или свиньи, как эмблемы покровительства детям. Их делали полыми, а внутрь помещали камешки или шарики. В Древнем Египте были популярны фигурки животных, сделанных из дерева. Там же впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения, который приводился в действие рукой ребенка с помощью проволочного механизма. В дальнейшем этот принцип конструкции использовали и русские мастера народной игрушки. В начале I тысячелетия до нашей эры в Египте при изготовлении игрушек стали использовать образ коня, в основном лошадок делали из глины. А позже появились первые лошади-качалки и детские двухколесные каталки с длинной ручкой и маленьким кузовом для ребенка. Там же в Египте были найдены первые куклы. Их изготавливали из различных материалов. Куклы были простыми (в виде болванчика или чурбачка) из тонких дощечек и раскрашенные геометрическим узором, символизирующим одежду, и довольно сложными, искусно вырезанными со сложными прическами, и локтевыми и коленными суставами. В Древней Греции и Риме куклы для игр изготавливались из глины и дерева, а руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны. У греческих мальчишек популярной игрушкой был глиняный троянский конь, внутри которого прятались фигурки солдат. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. Парижские игрушечники предпочитали делать из гипса украшения, лепнину и только изредка – кукол. Однако в XVI веке именно в Париже стали делать куклы на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки. Чуть позже во Франции начали изготавливать фарфоровые куклы среднего роста с множеством аксессуаров. С каждым десятилетием, начиная с конца XIX по XX век игрушки становятся красивее, сложнее, разнообразнее. Появляются игрушки из папье–маше, новые технологии изготовления по формам.

В двадцатом веке игрушки начали меняться. В СССР в моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки, новые персонажи – Винни Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена. Ну а в новейшей истории России, наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи - Барби и черепашки Ниндзя, Человек-паук и Бэтмен, феи Винкс и бакуганы. Но несмотря на все трансформации, которые претерпевали игрушки на протяжении многих веков, их назначение осталось неизменным - все они призваны для того, чтобы помогать детям развиваться и учиться.

1.2  Игрушки народов, живущих скотоводством.

Алтайцы – это народ, который живет за счёт скотоводства и у алтайцев преобладали забавы, связанные со скотоводческим бытом. И мне захотелось сравнить игрушки и игры народов, которые так же живут за счет скотоводства. В частности, меня интересовали игрушки, выполненные из кости. Хотелось узнать есть ли игрушки аналогичные той, которую я увидела в школьном краеведческом музее. У алтайцев: детей и молодежи и людей среднего возраста особой любовью пользовалась игра в кости – альчики (астрагалы – кажык, шагай). Речь идет о надкопытном суставе крупного и мелкого рогатого скота.

Игральные альчики состоят из двух крупных, выполняющих роль биты (сака), и простых рядовых альчиков, которые ставят на ребро. Простыми альчиками служили овечьи, реже косули, астрагалы (кажык). Для некоторых игр использовались коровьи или лошадиные надкопытные кости (кекпейек).
Чтобы утяжелить биту, делали дырочку на ровной стороне альчика и заливали его свинцом. Алтайцы всегда с особым почтением относились к альчикам. Их бережно хранили в специальных мешочках. В качестве оберега и амулета их подвешивали к колыбели (шалтрак). Считалось, что они приносят счастье своему хозяину.
 Погремушки дарили новорожденному в качестве оберегов: считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов. Игры с погремушкой актуальны с первых дней жизни ребенка. Своим звучанием погремушка привлекает и концентрирует внимание ребенка, развивает слуховое и пространственное восприятие: учит находить источник звука, прослеживать движение игрушки. Альчики иногда красили в разные цвета – желтый, красный, коричневый. В качестве красителя использовалась кора лиственницы или тальника. Кусочки коры кипятили, затем в горячую воду опускали кости и держали их там некоторое время. Иногда для получения коричневого цвета кости вывешивали в связке над очагом для их копчения.
     Названия игры в альчики – кажык и шагай. Это наиболее древний вид игры, о чем свидетельствуют археологические раскопки. К сожалению, сегодня эти игры утрачивают свое значение и почти забыты. Но раньше в них участвовали не только дети, но и взрослые.

Существует множество видов игр в альчики, различающихся количеством игроков, условиями и правилами. На просторах Интернета я нашла материал о бурятской народной игре «Шагай наадан». Как и алтайцы, буряты называют надкопытный сустав крупного и мелкого скота – «шагай»

«Зимний вид бурятской народной игры «шагай наадан» возрождается, сохранив все особенности и правила. Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана (Новый год по лунному календарю) были не ради развлечения, они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. «Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).

Шагай – это баранья лодыжка. Игра лодыжками  была известна ещё в древней Месопотамии более 30 столетий назад. В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.

Шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи. Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиций, и каждая имеет своё название. В игре участвуют несколько человек. Перед началом заранее оговаривают условия игры и обязательно их соблюдают.

Изучая игрушки разных народов Севера (эвенки, ханты, манси), узнала, что для детей грудного возраста родители или старшие дети делали примитивные игрушки погремушки: из бересты и мелких камешков, из кости оленя или лося, из горла тетерева с вложенными туда дробинками. Концы горла соединяются и искусно сшиваются оленьими нитками, получается баранка. Использовали глухариный зоб, зоб куропатки. Надували зоб в сыром виде, затем вешали сушить, потом в них сыпали небольшое количество ягод рябины или черемухи, получалось игрушка – погремушка. К игрушкам относятся бусы из рыбьих костей позвонков, нанизанных на нитку, и украшенных  разными узорами. Игрушками так же служили корешки и сучья, напоминающие зверьков и птиц. Летом лепили фигурки птиц и зверей из глины. Из дерева мастерили игрушки – забавы и игрушки – головоломками, которые развивают смекалку и сообразительность. Подобные игрушки встречаются и у народов Алтая.

2. Практическая часть

2.1 Разработка идеи

Придумать идею – легко. Самое сложное понять, как, эта идея будет реализована в жизни. Независимо от того насколько вы талантливы, невозможно перейти от простой идеи в вашей голове к её непосредственной реализации без продумывания всех деталей. Поэтому я рассмотрела не один, а несколько вариантов, чтобы прочувствовать, понять, изучить наши мысли и придти к идеальному варианту их воплощения.

Банк идей: 

  1. Выполнить игрушку–погремушку из бросового материала.
  2. Выполнить игрушку–погремушку, точную копию экспоната, находящегося в  школьном краеведческом музее.
  3. Выполнить игрушку–погремушку, используя косточки и бисер.

Остановилась на втором варианте, так как мне захотелось выполнить такую же.  

Для создания игрушкипогремушки нам понадобится:

Основные материалы: косточки, кожа, кисточка для декора

Инструменты и приспособления:

 Ножницы,  линейка, карандаш, клеевой пистолет, шило, электродрель.

2.2 Правила безопасной работы

При выполнении творческого проекта необходимо соблюдать технику безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами:

- рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.

- передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

-  лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.

Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:

1) заряженный стержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимости от пистолета).

2) когда клей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу. 

3) самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете – это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.

Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1-1,5 часа глазам необходим 30-минутный отдых.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз, спины.

2.3 Пошаговое руководство по созданию игрушки

Этапы

Описание работы

Оборудование

1

Просверлить дырочки на косточках при помощи электродрели. Мне помог

учитель технологии мальчиков Токов В.Н

C:\Users\User\Downloads\20230131_130353.jpg

Электродрель

2

Положить косточки в кастрюлю и проварить 1 час (для удаления жира и размягчения  сухожилий).

   

C:\Users\User\Downloads\20230131_133050.jpg

Электрическая плита, кастрюля

3

Удалить сухожилия при помощи ножа.

C:\Users\User\Downloads\20230131_151124.jpg

нож

4

Приготовить природный краситель

Миска, кора лиственницы, шелуха лука.

5

Положить косточки в кипящий красящий раствор на 1 час

Миска с красителем,  электрическая плита

6

Взять для основы рукоятки

 кожу – размером 35 см, для декора - кисточку

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_132617.jpg

При помощи клеевого пистолета закрепить края, предварительно закрепив кисточку

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_133700.jpg

Ножницы, линейка, карандаш, клеевой пистолет

Разрезать на полоски шириной – 5см, длиной - 10…

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_131148.jpg

Линейка, ножницы

Выполнить надрезы по 5 мм, не доходя до края 1 см

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_135902.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_131915.jpg

ножницы

7

Нанизать косточки, через просверленные дырочки, на кожу. Закрепляем узелками

  C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_134940.jpg                   C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_135841.jpg

     

шило

8

Наклеиваем на рукоять заготовленные полоски с косточками, начиная с края основы, через 5 см,

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_144530.jpg   C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_145034.jpg

Линейка, карандаш, клеевой пистолет

9

Проверить качество работы

   

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20230201_150541.jpg

3. Технологическая часть работы над игрушкой-погремушкой 

Контроль качества

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

1. Цветовое сочетание материалов гармонично.

2. Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.

3. Работа оформлена в конечное изделие.

4. В целом изделие производит благоприятное впечатление.

Экологическое обследование игрушки- погремушки

Сейчас большое внимание уделяется экологическим вопросам, и я считаю, что в этом проекте некоторые из них решены:

- при изготовлении игрушки-погремушки использованы бараньи надкопытные косточки, которые являются отходами в приготовлении мяса, кусочки кожи от старой кожаной куртки, значит, мы сократили количество мусора и отходов производства, выброшенных на свалку, а, следовательно, усилий на их переработку. Для окраски взяты натуральные красители, которые не могут вызвать аллергию у детей.

Экономическая оценка игрушки- погремушки

Расчет себестоимости изделия

№ п/п

Наименование используемых материалов

Расход материалов на изделие

Затраты на материалы (руб.)

1

Косточки-шагай

50 шт

2

кусочки кожи от старой куртки

 40см

3

Кисточка для декора

1

4

Шелуха лука

Итого:

0 р.

Таким образом, себестоимость данного изделия равна 0 рубля 00 копеек, т.к. все необходимые материалы были под рукой. В себестоимость так же не входит стоимость работы, так как оно изготовлено самостоятельно, поэтому проектная работа экономически выгодна.

Эстетическое обоснование игрушки

Сегодня почти каждый человек желает видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Моя игрушка – это тоже произведение декоративно-прикладного искусства, выполненное в этническом стиле.

Заключение

         Работая над проектом, я наткнулась на такие слова: «У каждого времени своя игрушка и нам хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей» Я полностью согласна с этим высказыванием.  В ходе выполнения проекта мной успешно были решены поставленные задачи. Выполнение проекта способствует:

  • развитию и совершенствованию своих возможностей в области декоративно-прикладного искусства и проектной деятельности;
  • привитию навыков технологического мастерства;
  • развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая первоначально, подтвердилась.

Своими руками можно сделать замечательную игрушку. Совсем не

обязательно покупать игрушку в магазине, оказывается можно самим изготовить из натуральных материалов.  И получится самое настоящее эксклюзивное произведение декоративно-прикладного искусства.

      Результат полностью оправдал мои ожидания. Выполненная игрушка получилась очень красивой, аккуратной и оригинальной.

Список использованных источников

1.https://pandia.ru/text/80/086/21453.php 

2.https://педакадемия.рф/илистярова-а-игры-и-игрушки/

3.https://www.zvezdaaltaya.ru/2016/06/narodnye-igry-altaycev/

4.Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (ХVII-ХХ вв.) – Л.,1969

5.Ганзикова Г.С. История игрушек/ Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова//Мир библиографии. – 2000г.

6.Малыш учится. Издательство «Просвещение», Санкт-Петербургское отделение, 2000.

7.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Авт. Сост. Н. Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999

8.wemaketoys.ucoz.ru/index/mjagkie_igrushki_svoimi.../0-78

9.Ефимова А.В. Сделаем игрушки сами: альбом игрушек – самоделок. М. Малыш, 1970.