Профессиональная компетентность педагога. Сущность и структура.

Чуркин Олег Александрович
В статье рассматривается сущность, содержание и структура профессиональной компетентности современного преподавателя. Теоретически обоснована структура профессиональной самореализации будущих педагогов на основе комплексного сочетания профессиональной направленности на раскрытие собственного «Я» в педагогической деятельности, глубоких и крепких педагогических, профессиональных знаний и умений, путей предотвращения и преодоления барьеров самореализации. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чуркин О. А.

Магистрант 1 курса

Орловский государственный институт культуры.

Научный руководитель: Гладышев К. В., доцент.

Churkin O. A.

1st year master student

Orel State Institute of Culture.

Supervisor: Gladyshev K. V., Associate Professor.

 Профессиональная компетентность педагога: сущность и структура

Аннотация: В статье рассматривается сущность, содержание и структура профессиональной компетентности современного преподавателя. Теоретически обоснована структура профессиональной самореализации будущих педагогов на основе комплексного сочетания профессиональной направленности на раскрытие собственного «Я» в педагогической деятельности, глубоких и крепких педагогических, профессиональных знаний и умений, путей предотвращения и преодоления барьеров самореализации.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессионализм, профессиональная культура.

Resume: The article deals with the essence, content and structure of professional competence of a modern teacher. The structure of professional self-realization of future teachers is theoretically substantiated on the basis of a complex combination of professional orientation towards revealing one's own "I" in pedagogical activity, deep and strong pedagogical, professional knowledge and skills, ways to prevent and overcome barriers to self-realization.

Key words: competence, professional competence, professionalism, professional culture.

Профессия педагога издавна считается одной из самых сложных и ответственных профессий, существующих в обществе. Ведь именно от его личности зависит заинтересованность ученика предметом, его отношение к дисциплине, что в свою очередь отражается на формировании менталитета будущего поколения.

Высококвалифицированный педагог должен не только знать учебный материал на высоком уровне, но и владеть методикой преподавания, учиться находить индивидуальный подход к каждому ученику и заинтересовывать соискателей образования.

В этой связи возникает необходимость четкого понимания сущности педагогической компетентности преподавателя.

Понятие «профессионализм» в педагогической науке стало использоваться в 70–80-х годах XX века. Первоначально таким термином обозначались профессионально ориентированные умения, то есть умения, которыми должен обладать будущий специалист и отличающие его от представителей других профессий.

Качество высшего образования – совокупность качеств личности с высшим образованием, что отражает его профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обуславливает способность удовлетворять как личные и духовные потребности, так и потребности общества.

Современный рынок труда требует от выпускника не только глубоких теоретических знаний, но и способности самостоятельно применять их в нестандартных, постоянно изменяющихся жизненных ситуациях, перехода от общества знаний к обществу жизненно компетентных граждан [5, c. 11].

Профессионализм педагога целесообразно рассматривать как доминирующий фактор обеспечения положительной динамики качества образования, личностного и профессионального роста учащихся и самого педагога, их продуктивной самореализации. Следовательно, повышение квалификации и самообразование становятся одними из условий обновления, насыщения и усовершенствования педагогом личностных и профессиональных ценностей, мотивов, знаний, компетенций, качеств, свойств и отношений.

Решение этих сложных проблем делает актуальной задачу осознания научно-практических и методологических подходов к профессиональному педагогическому образованию.

За последние годы наблюдаеется увеличение интереса ученых и практиков к проблеме профессионализма и профессиональной компетентности специалистов – педагоггоов [2].

Важным в исследовании профессионализма педагога является определение методологии, с позиции которой анализируется этот феномен. Методология – своеобразная парадигма, которая является системой взаимосвязанных категорий и принципов, отражающих объект познания и выполняющих функцию инструментов исследования его содержания.

Основная особенность содержания феномена «профессионализм» выступает в этих исследованиях как качественная характеристика профессионально обусловленных параметров личности и деятельности специалиста, что отражает их оптимальные показатели. Многогранность, многоаспектность, многоуровневость раскрывают профессионализм как системное образование, отражают не статический, а динамический характер этого феномена, проявляющийся в постоянном движении, изменениях, преобразовании функциональных, уровневых характеристик в условиях развития и саморазвития.

Потенциал специалиста может быть выявлен в его основных профессионально обусловленных структурах личности, деятельности, общения, сформированность которых будет характеризовать тот либо иноой уровень его профессионализма. Анализ результатов исследований В.В. Борисова, В.М. Вакуленко, В.М. Гриневой, Н В. Гузий, Б.С. Гершунского, М.Б. Евтуха, Л.Л. Макаренко, А.Ю. Цины дают нам основания утверждать, что ведущим компонентом профессионального потенциала педагога является компетентность.

По мнению Н.Ф. Сергиенко, педагогическая компетентность состоит из трех основных компонентов:  знаний, умений и навыков, которые должны органично совмещаться между собой. Именно поэтому, педагогическую компетентность ученый определяет как мобильность знаний, которые сочетаются с гибкостью методов, которые применяются при осуществлении профессиональной деятельности и критическом мышлении [6].

Итак, определим педагогическую компетентность педагога как личные способности и возможности преподавателя по организации его профессиональной деятельности, включающие в себя как профессиональные знания, так и знания по педагогике и психологии.

Личностные компетентности педагога можно определить как наличие внутренней подсистемы, состоящей из мотивов и потребностей личности, ее общественной направленности, индивидуально-психологических особенностей. Так, мотивы и потребности влияют на отношение личности к педагогической профессии, ее самооценку, уровень притязаний и придают им личностный характер. От них зависит осознание личностью смысла избранной профессии, ее значимости. К внутренней подсистеме личностных компетентностей также относим компетентности общественного направления личности учителя: отношение к миру, социуму, устойчивую систему ценностей, мировоззрений, моральных устоев, которые олицетворяют одну из важнейших сторон педагогической компетентности. Перечисленные личностные компетентности дополняются значительным арсеналом индивидуально-психологических компетентностей, которые непосредственно зависят от характера педагога: целеустремленность, инициативность, коммуникабельность, ответственность, надежность, внимательность, трудолюбие, наблюдательность, смелость, вежливость, уравновешенность, адекватность самооценки.

Профессиональные (общепедагогические) компетентности педагога характеризуются наличием знаний теории формирования и развития личности, педагогических принципов, особенностей возрастной психологии, форм и методов образовательного (учебно-воспитательного) процесса, педагогической техники (способов решения педагогических задач и ситуаций, проведение исследовательской работы), педагогического общения, организации творческого взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе.

Профессиональные компетентности – это индивидуальные особенности педагога, влияющие на эффективность и успешность педагогической деятельности и являющиеся устойчивыми, существенными, равноценными и выраженными. К таким компетентностям можно отнести: способность осуществлять программное и методическое обеспечение образовательного (учебного) процесса; владение средствами формирования системы контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса; понимание основных подходов к разработке индивидуально-ориентированной стратегии обучения.

Следовательно, наличие указанного комплекса личностных и профессиональных компетентностей педагогического направления является основой для приобретения специальных компетенций педагога [3; 6]. Специальная компетентность педагога – подготовка к самостоятельной реализации определенных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своей деятельности, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности

Следовательно, разные исследователи предлагают разные классификации профессий компетентности, но независимо от форм деятельности преподавателя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:

1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность преподавателя;

2) системы умений и навыков, составляющих основу практической готовности преподавателя к осуществлению профессиональной деятельности.

Уровень профессиональной подготовки, конкурентоспособность, мобильность, умение работать в коллективе, логически излагать свои мысли, успеваемость в профессиональной деятельности показывает уровень сформированности компетентности и в области овладения информационными технологиями [2, с.63]. Это имеет большое значение для будущих преподавателей, которые становятся гарантами формирования интеллектуального, образованного, коммуникативного, нравственного и интеллигентного социума. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому преподавателю при целенаправленной работе над собой. Она формируется на базе практического опыта[6]. Таким образом, еще одним неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности преподавателя есть саморазвитие.

Проанализировав сущность и структуру профессиональной компетентности, можно заключить, что она является важным показателем профессионального развития каждого преподавателя. Современное образование выдвигает высокие требования к преподавателю. Поэтому понятие профессиональная компетентность продолжает дополняться и становится более объемным. Оно нуждается в постоянном обновлении и развитии согласно современным требованиям образования.

Литература

1. Митина Л. Н. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведенный / Митина Л.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 368с.

2. Общественная и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. /Симоненко В.Д., Ретивых М.В. – Брянск: Издво Брянского государственного университета, 2020. – Кн.1 – 174с.

3. Огарев Е.М. Компетентность образования: социальный аспект / Огарев Е.М. – СПб.: РАОИО, 2019.

4. Педагогика: [научно-теоретический журнальчик Российской академии образования]. – 2018. – №2.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Равен Дж. – М., Когито-центр, 2020.

6.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. выше. пед. учеб. заведенный / Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н.; Под ред. Сластенина В.А. – М.: Издательский центр "Академия", 2020. – 576 с.

7.Трифонов Е.В. Пневмапсихосоматология человека [Электронный ресурс]: русско-англо-русская энциклопедия / Трифонов Е.В. русско-англо-русская энциклопедия//. – 2012. – Режим доступа к энц.: http://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/cmprcm.htm#0