Опыт сохранения и передачи традиций в процессе обучения народно-сценическому танцу на примере ансамбля песни и пляски "Сиверко" Архангельской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_churkin_oleg.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Чуркин Олег Александрович,
магистр 2 курса кафедры
хореографии ОГИК.
Науч. рук.: Гладышев К.В.,
доцент кафедры хореографии ОГИК.
ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ НА ПРИМЕРЕ АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ «СИВЕРКО»
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассмотрен опыт сохранения и передачи традиций в процессе обучения народному танцу на примере учреждений дополнительного образования Архангельской области, в частности ансамбля песни и пляски «Сиверко». Автор рассматривает специфику преподавания народно-сценического танца в учреждениях дополнительного образования, выделяет ряд ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: хореография, народно-сценический танец, ансамбль песни и пляски «Сиверко», учреждения дополнительного образования.
The article considers the experience of preserving and transferring traditional technologies in the process of teaching folk dance on the example of out-of-school institutions of the Arkhangelsk region. It has been determined that in out-of-school dance institutions of the Arkhangelsk region, choreographers teach students folk stage art, based on the combination of theoretical and practical materials in the educational process.
Key words: choreography, folk dance, out-of-school institutions, "Siverko", folk stage art.
В последние годы в хореографическом образовании происходят инновационные процессы – массовое увлечение современными направлениями танцевального искусства. Поэтому сегодня ведущей целью становится сохранение национальных танцевальных традиций, возрождение и модернизация в современных условиях методических основ народно-сценического танца.
Хореографическое искусство в целом и народно-сценический танец в частности составляет неотъемлемую часть художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования, что дает возможность детям в совершенстве овладеть красотой и выразительным языком движений, способствует формированию постановки корпуса, развивает физическую силу и выносливость при выполнении технических движений народно-сценического танца. Благодаря системе хореографического обучения и воспитания, которыми владеет данный вид танца, дети приобщаются к развитию танцевальных и музыкальных способностей, которые помогают более совершенному и тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Учреждения дополнительного образования направляют свои усилия на эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства и развитие интеллектуальных, творческих способностей личности ребенка на основе достижений культуры и искусств русского народа, народных традиций. «Внешкольные учебные заведения в своем арсенале имеют все возможности для художественно-эстетического воспитания детей и овладения основами высокого художественного вкуса, желания заниматься излюбленным видом искусства» [1, с. 26].
Учебно-воспитательный процесс здесь осуществляется дифференцированно в соответствии с индивидуальными возможностями, интересами, наклонностями ребенка с учетом их психофизиологических особенностей относительно содержания дополнительного образования – значительное место принадлежит гуманистическим ценностям, духовности, демократическим основам обучения и воспитания, всестороннему развитию личности.
Основными формами работы в учреждениях дополнительного образования являются студии, секции, кружки, группы и другие творческие объединения, которые классифицируются по трем уровням обучения: начальный, основной, высший.
Народно-сценический танец является фундаментом для овладения всеми другими танцевальными направлениями. «Изучение народно-сценического танца предусматривает овладение танцевальной техникой как основой для воплощения хореографического образа, органично сочетающегося с музыкой – важным компонентом в хореографическом воспитании» [2, с. 29].
Доминирующими основами возникновения и развития народно-сценического танца и методики его преподавания являются: «потребность общества в сохранении и развитии национальной танцевальной культуры; практика хореографического образования и воспитания, направленная на теорию и методику преподавания народно-сценического танца к модернизации и разработке новых положений; прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонично развитой личности; постановления правительства о состоянии и путях совершенствования культуры и искусства в РФ; результаты исследований как в области теории и методики преподавания народно-сценического танца, так и в смежных направлениях хореографического искусства» [2, с. 4].
Находясь в постоянном развитии, народно-сценический танец в своем арсенале использует прогрессивные методы и обогащает палитру выразительных средств в соответствии с требованиями времени. Однако, возникает проблема – большой спрос на овладение современными направлениями хореографического искусства вытесняет народную хореографию и пытается отвести ей второстепенное место. В связи с этим методика обучения основам народно-сценического танца требует от руководителя детского хореографического коллектива постоянно находиться в поисках новых вариативных танцевальных движений, вызывающих интерес у ребенка и развитие его творческого потенциала.
Такой педагогический подход активно используется в ГБУДОД Архангельской области «Центр народного творчества народный «Ансамбль песни и пляски «Сиверко» учащихся профессионального образования», который был создан Приказом Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР от 19 мая 1959 года. И сегодня более 170 юношей и девушек танцуют, играют на музыкальных инструментах, поют в ансамбле.
Своими успехами «Сиверко» во многом обязан Народному артисту РСФСР, художественному руководителю (до 2017 года) Борису Данилову. Его постановки с яркими картинками будней и праздников северян надолго запоминаются зрителю, многие вошли в золотой фонд репертуара ансамбля «Сиверко».
У каждого коллектива своё лицо, свой почерк. У «Сиверко» — это задор и молодость. Повсюду, где ансамбль демонстрирует народное искусство, его встречают с особой теплотой и сердечностью. И это не случайно, т.к. каждый выход на сцену – яркий, искромётный рассказ о людях труда, об истории родного края и, конечно, об изумительной красоте северной природы. Ансамбль не только сохраняет традиции и дух народного творчества, но и обогащает их современными образами и ритмами.
Творческо-исполнительская деятельность ансамбля обширна и разнообразна, как и его репертуар, широко представленный танцами, песнями, музыкальными произведениями региона Севера, с которыми коллектив выступал во многих городах нашей страны и далеко за ее пределами.
Ярким тому подтверждением являются награды и дипломы коллектива, которых очень много. Ансамбль «Сиверко» - лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии Архангельского комсомола, лауреат 1 Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, лауреат XI Всемирного фестиваля Молодежи и педагогов на Кубе, участник церемонии открытия и закрытия XXII Олимпийских игр и XII Всемирного фестиваля молодежи и педагогов в Москве, участник Международного фестиваля фейерверков «Салют Победы на рубеже тысячелетия» на ВДНХ в Москве, лауреат и дипломант II степени IX фестиваля творческой молодёжи городов воинской славы и городов-героев России «Помним. Гордимся. Верим», лауреат I степени и специальный диплом за высокое исполнительское мастерство VIII зимней Всероссийской олимпиаде искусств «На волнах успеха» в городе Крым, Гран-при и лауреат I степени Межрегионального фестиваля-конкурса народного творчества «Великий Покров» и др.
Свои знания и опыт ансамблю щедро передают педагоги. Наряду с опытными педагогами, приходят молодые специалисты – хормейстеры, хореографы, музыканты. И благодаря этому, мы с уверенностью можем сказать, что будут новые постановки, которые расширят и обогатят художественную палитру.
Главным в процессе обучения в ансамбле является народно-сценический танец. При его преподавании хореографы «Сиверко» понимают, что для исполнения народно-сценического танца ученик должен овладеть навыками применения богатой палитры выразительных средств для раскрытия хореографического образа. Таким образом, значительное место на занятиях имеют упражнения, помогающие усовершенствовать двигательную и образную активность воспитанников. В студии используют традиционную схему занятия, которая состоит из упражнений у станка и упражнений на середине зала.
В хореографической студии «Сиверко» на занятиях совмещаются теоретические и практические материалы в образовательно-воспитательном процессе, где теоретическая часть занятия направлена на ознакомление воспитанников с национальной культурой, богатством танцевального и музыкального творчества разных народов, а также спецификой выполнения танцевальных движений. Практическая часть занятия направлена: на обучение танцевальной технике, координации движений; овладение навыками передавать характер, стиль и манеру исполнения танцев разных народов; развитию танцевальности, музыкальности, выразительности, эмоциональности и артистичности исполнения движений воспитанниками коллектива.
В практической части занятия изучается система тренировочных упражнений у станка и на середине зала – экзерсис. Экзерсис народно-сценического танца, кроме физической закалки (сила и прочность мышц, высокая работоспособность и выносливость), развивает координацию всех частей тела, эмоциональность при выполнении движений, а также воспитывает национальную манеру и определенный характер выполнения движений.
Важнейшей задачей образовательно-воспитательного процесса является практическое овладение хореографическими навыками для грамотного выполнения движений и комбинаций в танце. Средствами фольклора ученикам передается общественно-исторический опыт, духовные ценности русского народа, воспитываются национальное самосознание и достоинство. Например, русский танец «Барыня». Одним из вариантов ознакомления воспитанников основного уровня (дети в возрасте 11-12 лет) с этим танцем является интерактивная игра, целью которой является научить учеников самостоятельно работать в парах и искать ошибки в своих движениях.
Важнейшей задачей воспитания является создание условий для комфортной жизни каждого участника коллектива, стремление научить ученика видеть, воспринимать, оценивать и отбирать эстетические объекты в окружающей среде, понимать их место и роль в социокультурном пространстве.
Изучение народно-сценического танца позволяет воспитанникам почувствовать свою национальную принадлежность, познакомиться и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры других народов, что способствует патриотическому и интернациональному воспитанию. Следовательно, особенностью предмета народно-сценического танца является осмысление и использование самых разных элементов народных танцев в процессе формирования ребенка; освоение техники выполнения; эмоционального развития выразительности актерских данных, национальной, пластической и музыкальной культуры народов мира, что в свою очередь формирует гармонично развитую, духовно обогащенную, творческую личность.
Библиографический список
1. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 94 с.
2. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996. – 103 с.