Исследовательский проект «Свадебные традиции села Копанище Лискинского района»
Работа по исследованию истоков свадебных традиций, обрядов и обычаев коренных жителей села Копанище Лискинского района Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Свадебный обряд | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Копанищенская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
«Свадебные традиции села Копанище Лискинского района»
Выполнила:
Учитель музыки
Бабанина Ирина Ивановна
2023 год
Оглавление.
- Введение…………………………………………………….3
- Основная часть……………………………………………..4
- Свадебный обряд. Сватовство…………………………5-8
- Заключение…………………………………………………8
- Введение
Актуальность исследования. Народная культура - это многовековой опыт, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности, определяющие самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Цель исследования - исследования истоков традиций, обрядов и обычаев. рассмотреть народные свадебные традиции; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки - отражение давно минувших дней.
Объект исследования: является анализ свадебных обычаев, обрядов и традиций села Копанище Лискинского района.
Задачи: сохранение и развитие народных традиций и обычаев; углубление знаний истории культуры своего села; исследовать обычаи и свадебные обряды; выявить особенности обычаев и обрядов.
Методы исследования и поиска:
1 Поиск и сбор материала.
2. Исследование материала.
3. Анализ материала.
4. Систематизация материала.
II. Основная часть
Наше село имеет свои давние традиции и обряды, которые до сих пор имеют место в жизни копанищенцев, находят свое отражение в ныне возрождающихся праздниках и ритуалах. Одни из них сохранились «со старины глубокой», другие видоизмененные или совсем новые появились в период СССР и современной России.
Удивителен, самобытен и неповторим обряд русской свадьбы. В каждой деревне, селе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Глубоко семейный, личный по смыслу праздник всякий раз становился общим, справлялся открыто на миру.
Свадьбы служили средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.
А еще сто лет назад к свадьбам подходили как к главному событию в жизни не только молодых, но и всего села. Девушки начинали готовиться к замужеству с детства, сама свадьба игралась несколько дней, каждый из которых имел свое значение и смысл.
В селе Копанище существовали, как и в других селах, свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времён.
Старинный свадебный обряд представлял собой целостный многожанровый спектакль с традиционными действиями, нарядами, текстами. Каждый обряд сопровождался веселыми шуточными сценками, песнями, танцами.
Структура свадебного обряда представляет собой ряд обрядовых действий, разделяющихся на три фазы: отделения от своего рода, перехода невесты в род жениха, присоединения и утверждения молодоженов в новом социальном статусе женатой пары.
К первому этапу свадьбы относятся: сватовство и богомолье, запой, вечеринки (или девишники, молодешник).
Второй этап - приготовление к венцу, выкуп сундука, выкуп невесты, обряд повивания.
Третий этап – выкуп невесты, венчание, встреча молодых, а потом праздничное застолье , величание гостей, обряды второго дня свадьбы (шествие ряженых с курицей, испытания невесты, застолье).
Сегодня от свадебных традиций нашего села осталось разве что выкуп невесты, да праздничное застолье.
III. Свадебный обряд. Сватовство.
Материал был собран из воспоминаний жительницы с.Копанище Анны Ивановны Ястребовой, 1929 года рождения, к сожалению сейчас она ушла из жизни, а также других старожилов села.
Браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Выбору невесты для жениха придавалось большое значение. Обычно этот выбор осуществляли родители, обосновывая его благополучием и достатком семьи, с которой собирались породниться. При этом красота девушки большого значения не имела, в первую очередь обращалось внимание на ее здоровье и физическую силу, ведь жена для мужа была помощницей в его тяжелых трудах и домашнем быте.
Перед замужеством девушки вечерами собирались в горнице, вышивали полотенце, вязали кружева. Будущему жениху вышивали рубаху, украшали рушники на благословление, при этом пели песни.
Невеста готовила постель: 2 полотна для того, чтобы стелить, 3 полотна, чтобы одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке. Назывались такие полотна суконными дерюжками, а другой комплект также делался на домашнем станке, но из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подзор с прошвой и кружевами.
Сватовство
Свадебный обряд в нашем селе начинался со сватовства и богомоления. Подготовка невесты к сватовству
Подружки надевают на невесту белую кофту, юбку однотонную, шерстяную. Расплетают одну косу, расчесывают волосы, заплетают в две косы с лентами, укладывают венцом вокруг головы, надевают венок, прикрепляют фату - дымку. У зажиточных – кофта белая с баской и воланами. Обувь: коты или ботинки.
Во время одевания девушки поют, причитают.
Песня «Величальная»
Вьется, вьется стелется, вьется, вьется стелется
По лугам трава шелковая, по лугам трава шелковая
Песня «Не по погребу бочоночек катается»
Родственники жениха: мать, отец, крестный и крестная шли к родителям невесты и договаривались о предстоящей свадьбе.
На сватанье приглашается родня со стороны жениха - нечетное количество и со стороны невесты - также нечетное. А когда объединяются, то жених и невеста создают четное количество приглашенных.
В обрядовом действии на сватовстве - подружка и дружка (дружок). На обрядовом благословении могут присутствовать подружки.
Ход сватовства:
Подружки с радостью кричат: «Сваты идут! Сваты!»
Сваты поют «Страдания», Частушки под гармонь. С ними идет жених с друзьями, приплясывают.
Подруги прячут невесту под гарусовый платок. Наряжают другую невесту: пожилую женщину или мужчину.
Сватов в дом не пускают.
Крестная жениха: «У нас есть голубь сизокрылый. Каждый день он улетает куда-то, а мы и незнаем. А это вот нечаянно выследили, что летает он к голубке своей ворковать. Водицы ключевой испить из криницы, которая в саду вашем есть. Голубка ваша ему приглянулась. Увидели и мы ее вместе с ним - летели над домом. Понравилась, приглянулась и нам его голубка, попросил он ее сосватать, решил забрать ее к себе да жить.
Сваты со стороны невесты дали водицы «криничной» напиться - хороша водица, для питья годится, не зря голубь ее пьет».
Сваты со стороны жениха входят в горенку.
1.Подруги невесты требуют выкуп.
2.Сваты дают медные деньги.
3.Подруги подставляют другую переодетую невесту.
4. Подходит жених, поднимает платок, которым накрыта подставная невеста, жених не соглашается, требует отдать его невесту. Начинает искать свою невесту. Подруги стоят кольцом, не пропуская жениха.
Крестная жениха:
«У нас князь - хорошенький, да молоденький, пригоженький,
Хорошо одетый и очень богатый, и красивый, и знатный,
Родненький, миленький, славненький, не наглядненький,
умненький, сладенький
Чтоб невесту получить, нужно ее откупить» (в банку сыпят деньги)
Родные невесты:
«Любезный сватушка, дорогая сваха,
Есть у нас девушка красная,
Глаза ясные, щечки розовые, бровки черные, лебедь белая,
Просим покорно поспешать к ней,
Не то она улетит за сине море, за горы высокие».
(выкуп продолжается)
Звучит веселая мелодия, плясовая, страдания.
Жених с парнями находят невесту и выводят ее на поклон.
Крестный жениха: на белом вышитом рушнике преподносит невесте хлеб-соль, при этом говорит: «А теперь, милая молодица, прими хлеб-соль, если наш голубь тебе по душе. Раздели всем по ровному кусочку и скажи, знаешь ли ты всех нас?»
Невеста принимает хлеб-соль и приглашает всех в дом.
Невеста режет хлеб на кусочки по количеству гостей. Первым угощает жениха и говорит: «Это тебе, будущий мой муж». Второй кусочек преподносит свекру. А самое главное в ритуале, что невеста должна назвать свекра - папой, а свекровь - мамой.
Затем хлеб из рук невесты получают бабушка, крестный с крестной, тети и дяди жениха и другие гости. И только после берут кусочек хлеба - родные со стороны невесты. Все должны стоя съесть этот кусочек хлеба, не оставляя крошек.
После сватовства невеста просит у родителей благословление. Невеста становится на колени перед родителями на шубу.
«Выдавайте родители!
Засвечай кормилец - батюшка,
Засвечай –ко воскову свечу.
Благословляйте, родители,
Благословляйте, сердешные,
Мне не в саду бедной садиться,
Под венец мне становиться» (Поклон 3 раза).
Отвечают дочери родители невесты, при этом отец держит икону «Матерь Божья». Мать держит хлеб-соль.
Невеста делает поклон 3 раза, поднимается. Отец перед лицом дочери иконой производит крестное знамение. Дочь целует икону, затем целует хлеб – соль, трижды креститься.
Мать при этом говорит:
«Дорогая наша доченька!
Будь счастлива. Не забывай своих родителей. Приходи к нам в гости чаще. Всегда будешь желанной. Живите, ладьте, не скандальте. Не выносите ссору на проулок».
Невеста целует своих подруг.
Крестная и крестный невесты, подружки берут за руку невесту, затем жениха и дружка, ведут к столу. Сажают рядом молодых. Жених садится справа от невесты, держит ее за руку. (Молодых к столу заводят по ходу солнца).
Отец, мать невесты сажают гостей за столы, накрытые праздничным обедом: окрошка, холодец, блинцы, мясо, яичница.
Затем должен состояться пропой невесты (запой). На этом пропое принимали участие родственники и вели разговоры о свадьбе.
Затем в доме невесты проходил сговор, где самые близкие родственники обсуждали сроки и детали свадьбы, а также обязательства, которые брали на себя стороны.
Невесту до свадьбы заставляли называть свекра батюшкой, свекровь – матушкой
Следующим этапом было двороглядение – смотрины хозяйства жениха. Родители осматривали хозяйство очень внимательно, пересчитывали количество одежды, посуды, скотины. Если все складывалось хорошо, родственники невесты садились за стол и угощались, а если что-то не нравилось, жениху отказывали и уходили.
Девичник
Девичником называлась последняя встреча невесты с подругами перед свадьбой и прощание девушки с девичеством. Его устраивали накануне венчального дня, но иногда переносили на утро свадьбы. Мать невесты готовила особые булочки-пампушки, типа поминальных, чтобы одаривать подружек. Невеста сидела за столом или на печи в «горючем» – одежде темных, траурных цветов, подчеркивающих ее прощание с девичьей жизнью. Подруги пели прощальные песни и оставались в доме на ночь. Прощальные песни продолжали звучать в доме и утром свадебного дня. Во время сборов к венцу невеста плакала и причитала, просила у матери прощения и благословения.
« После узла были вечерки (в настоящие время девичник) - продолжала свой рассказ Анна Ивановна. Это было своего рода прощание со своей прежней, незамужней жизнью. На вечерки собирались подружки невесты. Они пели песни, шутили, туго заплетали невесте косу, а потом расплетали, ее при этом пели песню, как бы ругая свою подружку: Ох, ты Марьюшка изменница, изменила своих подруг, не хотела ты Марьюшка замуж выходить, а хотела подруг соединить».
Свадьба
«В день свадьбы на тройке лошадей, украшенных бубенцами и лентами, приезжают дружко и полудружко с женихом за невестой. На других тройках едут мать крестная жениха и другие родственники.
В это время подруг невесты прячут ее, а старую женщину накрашивают и накрывают какой-нибудь плохой тюлевой занавеской. Жених должен дать выкуп за невесту, а всем девушкам поднести по чарочки водки. Жениха подводили к невесте.
Молодых сажали за стол, заранее выкупив место там, где сидели ребятишки. После этого дружко обходил все углы в доме. Затем брал хлеб у стряпух свой хлеб, отрезал краюшки, складывал их вместе и оставлял их в доме невесты. Оставшуюся часть хлеба забирал с собой, мотивируя тем, что им далеко ехать. Молодые ехали в церковь для венчания, а потом начинался свадебный пир.
IV. Заключение
Проведя исследовательскую работу, беседы с жителями села я пришла к выводу, что мы имеем богатое культурное наследие. Мною проделан определенный объем работы. Как выяснилось, что некоторые свадебные обряды и обычаи сохранились и в наши дни. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда. А трудиться приходилось очень много: и прясть, и ткать на домашнем станке полотна, и шить самим, и хлеба печь и т. д. Поэтому, наверное, наши предки так радовались праздникам и возможности повеселиться. А браки были прочными, т. к. молодежь изначально была нацелена на уважение и каждодневный труд.