Методическая разработка "Методика преподавания хореографии"
Методическая разработка по программе дополнительного образования детей в области хореографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_plieva_z._s.docx | 92.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЮО
СРЕДНЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОРГАФИИ
«Методика преподавания хореографии»
Автор:
педагог дополнительного образования
СОШ № 11 г. Цхинвал
Плиева Зарина Созыровна
Цхинвал 2022г.
Введение
Танцевальное искусство — массовое искусство, оно доступно всем. Сотни детей принимают участие в работе хореографических кружков, благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с национальными источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом осетинского народа и народов Кавказа; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Танец — это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму. Каждое хореографическое произведение требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил.
Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам национального танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности учащихся; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.
1. Методика организации и содержания работы хореографа
Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы, придавая им легкость и непринужденность движений.
Занятия по изучению классического танца в общеобразовательной школе отличаются от программ специальных учебных заведений, где классический танец — это сценическое искусство, требующее многолетней подготовки, виртуозности движений, ежедневной шлифовки танцевальной техники. Получив в танцевальном кружке правильную систематическую подготовку по программе хореографических кружков для школьников, дети показывают хорошие образцы танца, непринужденного и выразительного.
В хореографическом кружке учащиеся разучивают основные упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса, для развития и укрепления мышц тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные танцевальные упражнения.
Подготовка к исполнению осетинских национальных народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций национальных танцев, которые входят в репертуар данной группы.
Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры. Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память. Они строятся на естественных движениях: шагах, беге, прыжках.
Существенное значение при этом имеет подбор музыкального сопровождения. Важно, чтобы музыка целиком соответствовала характеру упражнений и игр.
2. Репертуар хореографического кружка
Репертуар – основа хореографического коллектива, определяет и направляет учебно-воспитательную работу в коллективе, имеет огромное значение в повышении художественного уровня коллектива, а также в повышении общей культуры его участников.
Вопросы, связанные с созданием репертуара в школьных коллективах являются более сложными, чем в других художественных коллективах, так как здесь репертуар создается самим руководителем, потому он должен знать, что репертуар – это основа всей работы хореографического кружка, и что от правильного его составления, непосредственно зависит успешность учебно-воспитательной работы.
Источником создания репертуара кружка являются национальные танцы, записи народных танцев, самостоятельные сочинения руководителя кружка. Особое внимание уделяется изучению и постановке осетинских парно-массовых, парных и сольных танцев. Создавая их, руководитель должен учитывать возрастные особенности детей. Старательное и глубокое изучение народного танцевального творчества дает возможность создать действительно высокохудожественный репертуар.
Работая над постановкой осетинских народных танцев, педагог должен находить такие формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли черты народного искусства. С детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей. Готовясь к занятиям, руководитель кружка подбирает такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для их исполнения как по своему содержанию, так и по характеру.
Бывают случаи, когда руководитель детского коллектива при постановке танцев увлекается сложными движениями (различные присядки, повороты в воздухе, прыжки и т. д.). Их следует использовать так, чтобы они были естественной кульминацией танца, а не выглядели бы искусственно, оторвано от характера постановки.
Танец каждого народа — это иллюстрация его жизни, быта, труда.
Сюжетами танцевальных постановок могут быть использованы картины художников, песни, сказки, басни, рассказы, стихотворения осетинских поэтов и писателей.
Практическая работа над постановкой начинается с беседы руководителя с учащимися, сообщая им постановочный план, тему и свою трактовку танца, идейное содержание и манеру исполнения. В ходе беседы с исполнителями, руководитель рассказывает об особенностях осетинской национальной танцевальной культуры, отображении в танце жизненного уклада осетинского народа, манере исполнения осетинского танца, определяет и отбирает движения народного танца.
После беседы, учащиеся прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого руководитель переходит к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, указывая на характер их исполнения. Необходимо помнить, что построение композиции в целом, отдельные фигуры, рисунки, точность и выразительность движении являются средствами раскрытия содержания танца.
3. Музыкальное сопровождение
Музыка – неотъемлемая часть хореографии. В творчестве каждого исполнителя танца или хореографа она является источником вдохновения, определят атмосферу, настроение и характер создаваемого художественного образа. Нельзя рассматривать ее только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Гармоничное слияние выразительных средств музыки и танца может возникнуть только тогда, когда она соответствует содержанию постановки.
Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Обучая искусству танца, необходимо одновременно вести и музыкальное воспитание: учить понимать и слушать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.
4. Костюм
Костюм в детской художественной самодеятельности занимает важное место. Он не только украшает танец, помогает раскрыть его содержание, но также играет и познавательную роль.
Осетинская национальная одежда – своеобразная летопись исторического развития художественного творчества народа. В ней отражалась не только этническая принадлежность и географическая среда, но социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.
В целях повышения нравственного воспитания детей и приобщения их к национальной культуре, дети в школьном коллективе должны быть обязательно знакомы с осетинским национальным костюмом, знать подлинное значение того или иного элемента костюма.
Пошив национального костюма к осетинским традиционным народным танцам нужно осуществлять в соответствии с его подлинностью, учитывая все структурные признаки, определяющие характерные особенности: цвет, форма, покрой и орнаментальный рисунок.
Не обязательно шить костюм из дорогой ткани, можно использовать и более скромную ткань, но главное, чтобы костюм был исполнен в национальном колорите, расшит орнаментом, был легким и удобным для исполнения танца. Особое внимание необходимо уделять головным уборам и прическам. Как правило, основными принадлежностями женского головного убора в осетинском национальном костюме являются платок («кӕлмӕрзӕн») и шапка. Шапка невысокая, круглой формы на картонном каркасе, украшенная национальным осетинским орнаментом и обшита золотым или серебряным галуном. Поверх шапки накидывается белый шелковый платок. Волосы заплетены в две косы, перекинутые за спину. Мужским головным убором в осетинском национальном костюме является папаха из черного или серого каракуля.
Неотъемлемой частью осетинского национального костюма является пояс. В женском костюме это пояс из широкой тесьмы (галуна) с посеребрённой или позолоченной инкрустированной пряжкой. В мужском национальном костюме это кожаный, неширокий, с серебряными украшениями. Спереди к поясу прикреплен кинжал с костяной или серебряной рукояткой. Ножны серебряные или деревянные, обшитые кожей черного цвета с металлическими или серебряными украшениями.
Обувь для девочек: белые чешки (балетки) или танцевальные туфельки на маленьком каблуке.
Обувь для мальчиков: сапоги-ноговицы из мягкой кожи черного цвета, без подошвы, на мягкой кожаной основе, длинные, выше колен, тесно облегают ногу. Ноговицы выше икры подвязываются узкими ремешками цвета ноговиц.
До выступления необходимо провести репетицию в костюмах, чтобы дети привыкли к ним и не растерялись во время выступления, а руководитель еще раз проверил бы, насколько аккуратно и хорошо одеты его воспитанники.
5. Организация работы в танцевальном кружке
Руководитель хореографического кружка — это педагог, имеющий профессиональное хореографическое образование, воспитатель и организатор. Его пояснения должны быть простыми и доступными. Руководитель должен быть требовательным к себе, ведь каждое его слово, взгляд, интонация, внешний вид, манера одеваться, двигаться, разговаривать имеет большое значение.
Чтобы быть руководителем детского коллектива, требуется особое состояние души, тонкое понимание внутренней жизни юного человека. Учить танцу – значит не только передавать опыт и знания, но и воспитывать, формировать в подопечных отношение к жизни, развивать его художественный вкус.
Обучение народным танцам требует от руководителя большого внимания и осторожности, ведь танец отображает духовную жизнь народа, его прошлое, нравы и обычаи. Сохранение свойств и особенностей, присущих осетинским танцам – обязательное и существенное условие каждого хореографа и коллектива. Ребенка легко обидеть нетактичностью, грубым словом. Доброжелательная обстановка во время занятий, основывающаяся на взаимной симпатии — залог творческого успеха в коллективе.
В хореографический кружок принимают физически здоровых детей, имеющих определенные способности к танцам, обладающих музыкальным слухом и ритмом. Бывают физические недостатки, из-за которых невозможно научить ребенка искусству танца.
Отобрав участников будущего коллектива, необходимо ознакомить их родителей с правилами работы кружка, записать анкетные данные ребенка (фамилию, имя, домашний адрес, школу, класс), назначить день первого занятия и определить форму одежды: для девочек — черные лосины, купальник или черная майка, юбка и чешки, для мальчиков – черные свободные штаны, черная или белая майка и чешки.
В соответствии с возрастом детей кружок делится на три группы: учащиеся младшего возраста, среднего и старшеклассники. В одной группе должно быть не более 20—25 человек. Иногда дети начинают заниматься в кружке с 10—12 лет. Для них остается программа подготовительных упражнений первого года обучения, а танцевальные постановки могут быть сложнее по содержанию. Желательно разделить детей на группы не только по возрасту, но и соответственно их технической подготовленности.
Занятия проводятся в зале, оборудованном так называемыми станками - двумя гладко отполированными круглыми палками в диаметре 5—7 см, закрепленными на стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до нижней палки 80 см, до верхней— 100 см; расстояние между кронштейнами — 2,5—3 м. Высота палки устанавливается в соответствии с ростом исполнителей. Станок служит ученикам опорой, но время исполнения упражнений по классическому танцу и при разучивании танцевальных элементов. Они держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии.
Когда ученики стоят лицом к станку, обе руки находятся на палке, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая ее) против середины корпуса. Колени сильно вытянуты. Плечи свободно раскрыты и опущены. Мышцы живота подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Стоять у станка нужно на расстоянии согнутой и опущенной в локте руки, свободная рука принимает подготовительное положение; ноги в соответствующей позиции, голова повернута от станка. Когда правую руку раскрывают в первую позицию, голову слегка наклоняют к левому плечу, взгляд устремлен на кисть руки; во вторую позицию — голову, поднимая, поворачивают направо, взгляд устремлен на кисть руки. Опуская руку в подготовительное положение — голову оставить в предыдущем положении. Когда руку поднимают через первую позицию в третью, голову, слегка поднимая, поворачивают налево, взгляд устремлен на кисть руки; раскрывая руку во вторую позицию, голову поворачивают направо. Движения головы свободные, шея не напряжена. Все движения обычно начинают исполнять с правой ноги, то есть стоя левым плечом к станку и держась за палку левой рукой. Чтобы исполнить движения с другой ноги, нужно повернуться через левое плечо на 180° и взяться за палку правой рукой.
Зал для занятий должен быть чистым, светлым; пол— деревянным. Желательно установить в зале большие зеркала для того, чтобы ученики, отрабатывая движения и следя за своим отражением, могли себя контролировать и исправлять ошибки. До начала занятий помещение необходимо проветрить, пол чисто подмести, взбрызнуть водой, чтобы ноги не скользили и не поднималась пыль. Кроме зала, необходимо иметь также отдельную комнату для переодевания детей.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, что их дисциплинирует. Девочки надевают черного цвета купальник или майку, лосины, юбку и чешки (балетки), мальчики — черного цвета майка, широкие штаны и чешки (балетки).
В каждом хореографическом кружке должен быть четко продуман и разработан план работы на год. В годовом плане учитывается общее содержание работы кружка в зависимости от тех мероприятий, которые намечено провести в течение года.
Руководитель должен иметь специальный журнал, в котором записываются план работы на год и на каждое занятие; анкетные данные учеников: фамилия, имя, домашний адрес, номер школы, класс; краткое содержание проведенной работы.
Для того чтобы занятия в кружке были плодотворными, руководитель должен правильно организовать и направлять всю его работу. При систематической работе через два-три года дети приобретают определенные знания и умения. Они должны понимать, что только в результате старательных тренировок можно достичь успехов. В работе детских и подростковых учебно-воспитательных учреждений существенное значение имеет принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Это позволяет выбрать наиболее эффективные, действенные, в воспитательном отношении, способы и средства педагогического воздействия на формирование того или иного учащегося.
Педагог должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы между детьми не возникали ссоры. Часто новое движение вызывает некоторое оживление, дети спешат его выучить и показать друзьям, поделиться впечатлениями. Этот «рабочий шум» не стоит воспринимать как нарушение дисциплины. Нужно немного обождать, а потом решительно призвать детей к тишине и, не повышая голоса, продолжать занятие. Умелое планирование занятий и организация встреч детей первого года обучения с учащимися старших групп, присутствие новичков на концертах, открытые занятия — все это является залогом заинтересованности учащихся.
До тех пор, пока руководитель не убедится в том, что учащиеся хорошо разучили танец, нельзя выводить детей на сцену.
Работа в смешанных группах сложная: мальчики разучивают такие движения, которые не исполняют девочки, поэтому с ними приходится работать отдельно.
Первоочередная задача руководителя — распознать в ребенке потенциальные возможности и помочь ему.
Очень важно привлечь родителей к активной помощи руководителю. Они должны следить за посещением детей, за их успехами.
КОНЕЦ