Как на Кубани жить хорошо
Познакомить детей с историческим прошлым родного края; традициями и обычаями казаков. Через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска повышать уровень гражданского и патриотического воспитания, развивать речь учащихся, словарный запас, расширять кругозор. Прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kak_na_kubani_zhit_horosho2022g.docx | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска
Общешкольное мероприятие
«Как на Кубани
жить хорошо!»
Подготовили и провели:
Воспитатель – Дмитриенко О.С.
Учитель– Долгова Т.С.
2022- 2023 учебный год
Цель: формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани.
Задачи: 1.Образовательные - познакомить детей с историческим прошлым родного края; традициями и обычаями казаков.
2.К.- развивающие –через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска повышать уровень гражданского и патриотического воспитания, развивать речь учащихся, словарный запас, расширять кругозор.
3.Воспитательные - прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.
Оборудование: каравай, рушник, стакан с водой, кубанская утварь, крупы (гречка, пшено, рис, пшеница, кукуруза), мешочки, скатерть, иголки, нитки, лоскуток, кружева, колосья пшеницы, деревянные лошадки, дары осени (фрукты, овощи).
Ход мероприятия
Казачка1: Эй, станишники, собирайтесь до круга! Праздник сегодня у нас…
Вместе: Как на Кубани жить хорошо!!!
Казачка 2: Собрались мы сегодня на свой казачий круг, шоб друг друга побачить, про свое життя-буття посудачить!
Казачка 1: На казачьи обряды подывится, да писни поспиваты!
Казачка 2: Душу повэсэлыты, та гарна танцуваты!
Казачка 1: Да, жизнь у нас с вами лихая, доля вихревая, но забывать обряды и традиции наших кубанских казаков нам нельзя, ведь многие из нас родились и выросли на Кубани.
А ось и голова нашей школы Ольга Васильевна Скорик зараз всё подтвердит, да доброе слово нам скажет.
Выступление директора школы.
Казачка2: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
У нас в гостях сегодня бывший атаман Лабинского городского казачьего общества есаул Василий Алексеевич Козлов.
Казачка1:Так же на празднике присутствует семейный дуэт Ермоловых –Вячеслав и Марина.
Казачка 2: Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.
Казачка1:
Он на блюде расписном
С разноцветным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим
(Казачки подносят каравай к столу и дарят гостям)
Казачка1: Ребята, а вы знали, что для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы - женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы.
Казачка2: У нас на празднике как раз присутствует такая замечательная семья_______________Фамилия. Которая воспитала___детей, ____лет живут в счастливом браке, чтят и сохраняют традиции Кубани – их знают далеко за пределами Лабинского района.
И сейчас они для вас исполнят песню_____________________________
Ученик1: Велика и необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Ученик2: Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.
Ученик3: На земле кубанской,
Средь полей бескрайних
Живёт народ - казаки,
Их роду нет конца.
Казачка1: Ребята, кто такие казаки? Когда они поселились на Кубани?...Хотите узнать?
О традициях и обычаях казаков нам расскажет атаман Лабинского городского казачьего общества подъесаул Василий Алексеевич Козлов.
Казачка 2: Родина, Россия, Кубань – эти слова неотделимы друг от друга. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории родного края.
Казачка 1: Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, наш город. Слагая воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который, в свою очередь,- часть нашей большой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая родина.
Казачка 2: А край наш уникальный – ибо нет у нас в России уголка, где бы так близко соседствовали пейзажи различных климатических зон со всем богатством растительного и животного мира.
Кубань – край несметных богатств и неисчерпаемых возможностей. В недрах его содержится более 50 видов полезных ископаемых.
Казачка 1: А Краснодарский край называют житницей России, потому что на плодородном черноземе здесь выращивается прекрасная пшеница…
Казачка 2: так много курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей! И сразу появляется гордость от слов телевизионной рекламы: «Если есть на земле рай, то это - Краснодарский край»!
Казачка2: Кубанская земля славилась своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами. Наиболее распространенными были такие ремесла: кузнечное дело, гончарное ремесло, лозоплетение, деревообрабатывающее ремесло, ткацкое ремесло, обработка кожи. ( из музея показать кувшин,….)
Казачка 2: Но у женщин, вышивание – был самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, скатерти. Особенно щедро украшались вышивкой рушники.
И сейчас для вас учащиеся 9-10 классов исполнят танец «Рукодельницы»
Казачка1: Наш праздник посвящен «Сбору урожая». На Кубани всегда земледелие было основным занятием кубанцев. Большое значение в пище казаков играли крупы. Особенно любили гречневую кашу, пшеничную, мамалыгу. Были и обрядовые каши, такие как кутья. Давайте мы с вами поиграем в игру.
Игра « Угадай крупу»
Задание: (3-4 человека). С закрытыми глазами вы должны попробовать и отгадать из какой крупы сварена каша.
Казачка2: «Передай подкову»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
Казачка1: «Кубанка- шапка казака»
Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову. Побеждает тот, кто из пяти раз больше оденет шапку на голову.
Казачка1: Песня от гостей_____________________________________________
Казачка1: Устная разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского, плюс, заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.
Казачка 2: Ну-ка, гости дорогие, скажите нам «шо цэ такэ»?
- вечерять ( ужинать) - бачить (видеть)
- злякаца (испугаться) - гай (лес,роща)
- шукать (искать) - гарно (красиво)
- цуцыня (щенок) - дружина (жена)
- цибарка (большое ведро) - кавун (арбуз)
- оберемок (охапка) - качка (утка)
- пытать (спрашивать)
- качур (селезень) - шануваты (уважать)
- тикать (убегать) - город (огород)
- драбына (лестница) - вродливо (красиво)
- шкода ( баловаться, безобразничать) - рэготать ( хохотать, смеяться) - отчинять (открывать)
- сонетка ( большая плетёная корзина) - кулеш (пшенная каша, суп)
- балакать (разговаривать)
- ворох (враг)
- пивень (петух)
- пэрэрэск (дубовая бочка, в которой купались)
- глэчек (глиняный кувшин)
Казачка1: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Казачка2: Казаки воевали на лошадях, устраивали скачки, состязания.
И сейчас мы с вами устроим скачки на лошадях.
«Скачки на лошадях - джигитовка»
Выходят три наездника. Им даются палочки –лошадки и под музыку они должны проскакать кто быстрее.
Пословицы говорят учащиеся 6 класса:
Недаром у казаков есть такие пословицы про своих любимцев:
· Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
· Казак сам голодает, а конь его сыт.
· Казак без коня – что солдат без оружия.
· Казак без коня – как соловей без песни.
Казачка 1: Разнообразна и богата культура Кубани. Являясь потомками казаков, мы не должны забывать обычаи и традиции казачества.
Казачка 2: Поверья, обряды, традиции и обычаи чрезвычайно строго соблюдались в казачьих семьях и являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.
Казачка 1: На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, сватовство и многие другие. Одни обряды появлялись, другие исчезали, но оставались те, что наиболее полно отражали бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа от далёкой старины.
Казачка 2: И сегодня, дорогие друзья, мы хотим вас познакомить со свадебным обрядом.
(Музыкальная заставка «Казачья» в хате появляются Февроний сын, отец, мать.)
Февроний: Батяня ! А бабянь!
Отец: Чаво тебе, окаянная душа?
Февроний: Жаница жалаю!
Отец: И дюжа?
Февроний: Давай засватаем штоль какую?
Отец: Эк тебя приспичало, болезненного.
Мать(намывая посуду): Ох, О-хо! (роняет тарелку)
Отец: Ну и шо.Дело то не хитрое.
Вот хотя бы Евдокинью,
Соседскую и засватаем.
Февроний: Да ты шо, батянь, она ж дура дурой!
Отец: Вот вы и споруетесь, лапоть к лаптю.
Февроний: Нет,не жалаю.
Мать: Ну, а Марусю Питюшкину?
Февроний: Да она ж горбатая!
Мать: Зато богатая!
Февроний: Да ну вас в самом деле. Евдокию, Марусю. Не жалаю хуторскую, жалаю станишную.
Отец: Может тебе атаманову дочку засватать?
Февроний: А чаго, бать, в самый раз.
(далее действие проходит у двора невесты).
Сваха Миланья со стороны невесты: Ой вы, гости добрые, люди добрые, православные! Вы позвольте Вам низко кланяться, сем гостям, что к нам прибыли! А пришли ли вы к нам с доброй вестью? С вестью радостной или печальной?
Сваха Матрена со стороны жениха.
(перевязанная рушником, поклон в пояс): С доброй, с доброй!
Сваха со стороны невесты: Ну, а коли с доброй, то милости просим в наши хоромы. Оглянитесь, осматритесь.Хозяева наши- люди богатые, но богаты они не златом- серебром, а широтой души, добротой, приветливостью, лаской, щедростью.
Сваха со стороны жениха (кланяются и обращаются к родителям невесты)
Добрый день, хозяин с хозяюшкой!
Прибыли мы к вам , издалека. А привело нас к вам вот какое дело. Ни мало, ни много растет и мужает в нашей семье королевич- делец, своему счастью купец. С виду он ладный, до работы жадный, по судьбе счастливый, по уму сметливый. И приснился нашему королевичу вещий сон. Будто заглянула к нему в окно спальни жар- птица- красная девица. Заглянула, улыбнулась, махнула крылом и пропала, только перышко на окне оставила.
Взяли мы волшебный посошок и привёл нас в ваш дом, где живет красна- девица. Просим уважать нашу просьбу и разрешить поискать в вашем тереме жар- птицу- красную девицу.
Сваха Миланья: со стороны невесты: Я чаво-то не пойму, а не сваты ли к нам пожаловали? Так вот оно шо?А за кого сватать хотите? Расступитесь, покажитесь! (рассматривает жениха)
Молодец, шо надо!!!
Для такого молодца
Не жалко чашки борщица!
У нас в дому много девиц- красавиц проживает и все одна другой краше. И все умницы, доделушницы.
(Выводят ряженного в невесту)
Сваха со стороны невесты:
Чуть косая, чуть хромая,
Но хозяйка золотая!
С красоты воды не пить.
Вот что мудрость говорит.
Любушка- голубушка, покажи гостям какая ты хозяюшка, шо по дому умеешь делать!
(Ряженый под девицу берет веник, подметает так, что пыль на гостей летит, в носу пальцем ковыряет.
(Жених и сваха со стороны жениха в один голос отказываются от такой невесты).
Сваха Матрена (со стороны жениха): Пусть он сам поищет в вашем доме ту, кто ему нужна.(жених идет в дом и выводит свою нареченную)
Сваха со стороны жениха:
У-у-у! Конечно! Шо это и есть та по ком сердце болело?
Давайте испытаем её.
-Когда ты борщ варишь, сколько риса сыплешь: стакан , аль ложку?
Девушка (невеста):
Нисколько! В борщ я мясо кладу.
Сваха со стороны жениха: Молодец! А когда полы моешь, где лучше вымываешь: по углам али по середине?
Девушка: Полы я мою везде хорошо, стараюсь!
Сваха со стороны жениха: Ой умница, молодец! А теперь пришло время спросить у тебя, согласна ли ты шоб наш королевич стал хозяином твоим? Согласна?
Девушка: Да!
Сваха жениха: Если уж все услышали твой ответ, то возьми этот хлеб и в снак согласия разрежь его (девушка должна разрезать хлеб крестом на четыре равные части).
-А теперь хочу спросить у родителей невесты: согласны ли они дать своё родительское благословение дочери?
Мать: Да, согласна.
Отец: да, согласен.
Сваха жениха: А сейчас примите от нас к вашему столу вот этот волшебный мед. Тете хозяин, этим мёдом ушки смажем, чтобы о своем зяте никогда ничего плохого не услышал. А тебе, хозяюшка, глазки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела
Казачка1:Молодцы, а теперь пришел черед попеть частушки.
Поют учащиеся 5-7 классов:
- Заиграй гармошка громче,
Пусть девчата подпоют.
Пусть услышат во всем мире,
Как кубаночки поют.
- Охраняет казак дачу,
Огород ещё в придачу.
Враг здесь точно не пройдёт,
По ночам казак поёт.
3. Во саду ли в огороде
Цветики-цветочки.
Жду казачку я свою
В беленьком платочке.
4. Скачет по полю казак,
Притаился где-то враг.
Казак пули не боится,
Он быстрее ветра мчится.
5. Во саду, ли в огороде
Урожай хороший.
Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.
6. Во саду ли в огороде
Картошечка родит,
А казачка каждый день
Кучери наводит.
7. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
8. Мы с веселой песней дружим.
По-казачьи говорим.
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
9.Говорят, что без частушек
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пели вам со всей душой.
Казачка 2: А сейчас наши уважаемые гости оценят творчество наших казачат.
(Гости осматривают выставку поделок, учащихся по классам и выбирают лучшие поделки и вручают призы).
Песня от гостей_______________________________________________________
Казачка 1: Ну вот и подошло к концу наше замечательное мероприятие
Желаем вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину!
Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!
Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.
Всем вам Мира и счастья.