Как на Кубани жить хорошо

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Познакомить детей с историческим прошлым  родного края; традициями и обычаями казаков. Через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска повышать уровень гражданского и патриотического воспитания, развивать речь учащихся, словарный запас, расширять кругозор. Прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kak_na_kubani_zhit_horosho2022g.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска    

 

Общешкольное мероприятие

«Как на Кубани

жить хорошо!»

Подготовили и провели:

Воспитатель – Дмитриенко О.С.

                                                                                      Учитель– Долгова Т.С.

2022- 2023 учебный год

Цель: формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани.  

Задачи: 1.Образовательные - познакомить детей с историческим прошлым  родного края; традициями и обычаями казаков.

2.К.- развивающие –через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска повышать уровень гражданского и патриотического воспитания, развивать речь учащихся, словарный запас, расширять кругозор.

3.Воспитательные - прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.

Оборудование: каравай, рушник, стакан с водой, кубанская утварь, крупы (гречка, пшено, рис, пшеница, кукуруза), мешочки, скатерть, иголки, нитки, лоскуток, кружева, колосья пшеницы, деревянные лошадки, дары осени (фрукты, овощи).

Ход мероприятия

Казачка1: Эй, станишники, собирайтесь до круга! Праздник сегодня у нас… 

Вместе: Как на Кубани жить хорошо!!!

Казачка 2: Собрались мы сегодня на свой казачий круг, шоб друг друга побачить, про свое життя-буття посудачить!

 

Казачка 1: На казачьи обряды подывится, да писни поспиваты!        

         

Казачка 2: Душу повэсэлыты, та гарна танцуваты!

 

Казачка 1: Да, жизнь у нас с вами лихая, доля вихревая, но забывать обряды и традиции наших кубанских казаков нам нельзя, ведь многие из нас родились и выросли на Кубани.

 А ось и голова нашей школы Ольга Васильевна Скорик зараз всё подтвердит, да доброе слово нам скажет.

Выступление директора школы.

Казачка2: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.

У нас в гостях сегодня бывший атаман Лабинского городского казачьего общества есаул Василий Алексеевич Козлов.  

Казачка1:Так же на празднике присутствует семейный дуэт Ермоловых –Вячеслав и Марина.

Казачка 2: Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

Казачка1:

Он на блюде расписном
С разноцветным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим

(Казачки подносят каравай к столу и дарят гостям)

Казачка1: Ребята, а вы знали, что для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы - женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы.

Казачка2: У нас на празднике как раз присутствует такая замечательная семья_______________Фамилия. Которая воспитала___детей, ____лет живут в счастливом браке, чтят и сохраняют традиции Кубани – их знают далеко за пределами Лабинского района.

И сейчас они для вас исполнят песню_____________________________

Ученик1: Велика и   необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.


Ученик2: Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

Ученик3: На земле кубанской,

Средь полей бескрайних

Живёт народ - казаки,

Их роду нет конца.

Казачка1: Ребята, кто такие казаки? Когда они поселились на Кубани?...Хотите узнать?

   О традициях и обычаях казаков нам расскажет  атаман Лабинского городского казачьего общества подъесаул Василий Алексеевич Козлов.  

Казачка 2: Родина, Россия, Кубань – эти слова неотделимы друг от друга. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории родного края.

Казачка 1: Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, наш город. Слагая воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который, в свою очередь,- часть нашей большой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая родина.

Казачка 2: А край наш уникальный – ибо нет у нас в России уголка, где бы так близко соседствовали пейзажи различных климатических зон со всем богатством растительного и животного мира.

 Кубань – край несметных богатств и неисчерпаемых возможностей. В недрах его содержится более 50 видов полезных ископаемых.

 

Казачка 1: А Краснодарский край называют житницей России, потому что на плодородном черноземе здесь выращивается прекрасная пшеница…

Казачка 2: так много курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей! И сразу появляется гордость от слов телевизионной рекламы: «Если есть на земле рай, то это -  Краснодарский край»!

Казачка2: Кубанская земля славилась своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами. Наиболее распространенными были такие ремесла: кузнечное дело, гончарное ремесло, лозоплетение, деревообрабатывающее ремесло, ткацкое ремесло, обработка кожи. ( из музея показать кувшин,….)

Казачка 2: Но у женщин, вышивание – был самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, скатерти. Особенно щедро украшались вышивкой рушники.

И сейчас для вас учащиеся 9-10 классов исполнят танец «Рукодельницы»

Казачка1: Наш праздник посвящен «Сбору урожая». На Кубани всегда земледелие было основным занятием кубанцев. Большое значение в пище казаков играли крупы. Особенно любили гречневую кашу, пшеничную, мамалыгу. Были и обрядовые каши, такие как кутья. Давайте мы с вами поиграем в игру.

Игра « Угадай крупу»  

Задание:   (3-4 человека). С закрытыми глазами вы должны попробовать и отгадать из какой крупы сварена каша.

Казачка2:  «Передай подкову»

На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Казачка1: «Кубанка- шапка казака»

Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову. Побеждает тот, кто из пяти раз больше оденет шапку на голову.

Казачка1: Песня от гостей_____________________________________________

Казачка1:  Устная разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского, плюс, заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

         

Казачка 2:  Ну-ка, гости дорогие, скажите нам «шо цэ такэ»?

 

- вечерять ( ужинать)                                - бачить (видеть)

- злякаца (испугаться)                              - гай (лес,роща)

- шукать (искать)                                      - гарно (красиво)

- цуцыня (щенок)                                      - дружина (жена)

- цибарка (большое ведро)                       - кавун (арбуз)

- оберемок (охапка)                                  - качка (утка)

- пытать (спрашивать)

- качур (селезень)                                     - шануваты (уважать)

- тикать (убегать)                                      - город (огород)

- драбына (лестница)                                - вродливо (красиво)

- шкода ( баловаться, безобразничать)     - рэготать ( хохотать, смеяться)      - отчинять  (открывать)

- сонетка ( большая плетёная корзина)    - кулеш  (пшенная каша, суп)

- балакать (разговаривать)        

- ворох (враг)

- пивень (петух)        

- пэрэрэск (дубовая бочка, в которой купались)

- глэчек (глиняный кувшин)        

Казачка1: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

 

Казачка2: Казаки воевали на лошадях, устраивали скачки, состязания.

И сейчас мы с вами устроим скачки на лошадях.

«Скачки на лошадях - джигитовка»

Выходят три наездника. Им даются палочки –лошадки и под музыку они должны проскакать кто быстрее.

     

 

Пословицы говорят учащиеся 6 класса:

Недаром у казаков есть такие пословицы про своих любимцев:

·         Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

·         Казак сам голодает, а конь его сыт.        

·         Казак без коня – что солдат без оружия.

·         Казак без коня – как соловей без песни.

 

 Казачка 1: Разнообразна и богата культура Кубани. Являясь потомками казаков, мы не должны забывать обычаи и традиции казачества.

        

Казачка 2: Поверья, обряды, традиции и обычаи чрезвычайно строго соблюдались в казачьих семьях и являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.

 

Казачка 1: На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, сватовство и многие другие. Одни обряды появлялись, другие исчезали, но оставались те, что наиболее полно отражали бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа от  далёкой старины.

 

Казачка 2:  И сегодня, дорогие друзья, мы хотим вас познакомить со свадебным обрядом.

(Музыкальная заставка «Казачья» в хате появляются Февроний сын, отец, мать.)

Февроний: Батяня ! А бабянь!

Отец: Чаво тебе, окаянная душа?

Февроний: Жаница жалаю!

Отец: И дюжа?

Февроний: Давай засватаем штоль какую?

Отец: Эк тебя приспичало, болезненного.

Мать(намывая посуду): Ох, О-хо! (роняет  тарелку)

Отец: Ну и шо.Дело то не хитрое.

 Вот хотя бы Евдокинью,

            Соседскую и засватаем.

Февроний:  Да ты шо, батянь, она ж дура дурой!

Отец: Вот вы и споруетесь, лапоть к лаптю.

Февроний: Нет,не жалаю.

Мать: Ну, а Марусю Питюшкину?

Февроний: Да она ж горбатая!

Мать: Зато богатая!        

Февроний: Да ну вас в самом деле. Евдокию, Марусю. Не жалаю хуторскую, жалаю станишную.

Отец: Может тебе атаманову дочку засватать?

Февроний: А чаго, бать, в самый раз.

(далее действие проходит у двора невесты).        

Сваха Миланья со стороны невесты: Ой вы, гости добрые, люди добрые, православные! Вы позвольте Вам низко кланяться, сем гостям, что к нам прибыли! А пришли ли вы к нам с доброй вестью? С вестью радостной или печальной?

Сваха Матрена со стороны жениха.

(перевязанная рушником, поклон в пояс): С доброй, с доброй!

Сваха со стороны невесты: Ну, а коли с доброй, то милости просим в наши хоромы. Оглянитесь, осматритесь.Хозяева наши- люди богатые, но богаты они не златом- серебром, а широтой души, добротой, приветливостью, лаской, щедростью.

Сваха со стороны жениха (кланяются и обращаются к родителям невесты)

Добрый день, хозяин с хозяюшкой!

Прибыли мы к вам , издалека. А привело нас к вам вот какое дело. Ни мало, ни много растет и мужает в нашей семье королевич- делец, своему счастью купец. С виду он ладный, до работы жадный, по судьбе счастливый, по уму сметливый. И приснился нашему королевичу вещий сон. Будто заглянула к нему в окно спальни жар- птица- красная девица. Заглянула, улыбнулась, махнула крылом и пропала, только перышко на окне оставила.

Взяли мы волшебный посошок и привёл нас в ваш дом, где живет красна- девица. Просим уважать нашу просьбу и разрешить поискать в вашем тереме жар- птицу- красную девицу.

Сваха Миланья: со стороны невесты: Я чаво-то не пойму, а не сваты ли к нам пожаловали? Так вот оно шо?А за кого сватать хотите? Расступитесь, покажитесь! (рассматривает жениха)

Молодец, шо надо!!!

Для такого молодца

Не жалко чашки борщица!

У нас в дому много девиц- красавиц проживает и все одна другой краше. И все умницы, доделушницы.

(Выводят ряженного в невесту)

Сваха со стороны невесты:

Чуть косая, чуть хромая,

Но хозяйка золотая!

С красоты воды не пить.

Вот что мудрость говорит.

  Любушка- голубушка, покажи гостям какая ты хозяюшка, шо по дому умеешь делать!

(Ряженый под девицу берет веник, подметает так, что пыль на гостей летит, в носу пальцем ковыряет.

(Жених и сваха со стороны жениха в один голос отказываются от такой невесты).

Сваха Матрена (со стороны жениха): Пусть он сам поищет в вашем доме ту, кто ему нужна.(жених идет в дом и выводит свою нареченную)

Сваха со стороны жениха:

У-у-у! Конечно! Шо это и есть та по ком сердце болело?

Давайте испытаем её.

-Когда ты борщ варишь, сколько риса сыплешь: стакан , аль ложку?

Девушка (невеста):

Нисколько! В борщ я мясо кладу.

Сваха со стороны жениха: Молодец! А когда полы моешь, где лучше вымываешь: по углам али по середине?

Девушка: Полы я мою везде хорошо, стараюсь!

Сваха со стороны жениха: Ой умница, молодец! А теперь пришло время спросить у тебя, согласна ли ты шоб наш королевич стал хозяином твоим? Согласна?

Девушка: Да!

Сваха жениха: Если уж все услышали твой ответ, то возьми этот хлеб и в снак согласия разрежь его (девушка должна разрезать хлеб крестом на четыре равные части).

-А теперь хочу спросить у родителей невесты: согласны ли они дать своё родительское благословение дочери?

Мать: Да, согласна.

Отец: да, согласен.

Сваха жениха: А сейчас примите от нас к вашему столу вот этот волшебный мед. Тете хозяин, этим мёдом ушки смажем, чтобы о своем зяте никогда ничего плохого не услышал. А тебе, хозяюшка, глазки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела

Казачка1:Молодцы, а теперь пришел черед попеть частушки.

Поют учащиеся 5-7 классов:

  1. Заиграй гармошка громче,

Пусть девчата подпоют.

Пусть услышат во всем мире,

Как кубаночки поют.

  1. Охраняет казак дачу,
    Огород ещё в придачу.
    Враг здесь точно не пройдёт,
    По ночам казак поёт.

3. Во саду ли в огороде

 Цветики-цветочки.

 Жду казачку я свою

 В беленьком платочке.

4. Скачет по полю казак,
Притаился где-то враг.
Казак пули не боится,
Он быстрее ветра мчится.

5. Во саду, ли в огороде
Урожай хороший.
Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.

6. Во саду ли в огороде

Картошечка родит,

А казачка каждый день

Кучери наводит.

7. Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!

8. Мы с веселой песней дружим.

По-казачьи говорим.

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

9.Говорят, что без частушек

Нет и жизни никакой.

Мы частушки-хохотушки

Пели вам со всей душой.

Казачка 2: А сейчас наши уважаемые гости оценят творчество наших казачат.

(Гости осматривают выставку поделок, учащихся по классам и выбирают лучшие поделки и вручают призы).

Песня от гостей_______________________________________________________

Казачка 1: Ну вот и подошло к концу наше замечательное мероприятие

Желаем вам, быть добрыми казаками,  любить свою Родину!

Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.  

Всем вам Мира и счастья.