Актуализация традиционной народной культуры в условиях мегаполиса на занятиях фольклорной студии "Купалинка"
Проблема сохранения культурного наследия в настоящее время стала особенно актуальной. Процессы формирования и поддержания национальной культурной идентичности, напрямую зависят от перехода к информационному обществу, развитию новых способов коммуникации, в том числе открытости информационного пространства, формирования транснациональных СМИ и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amosovskaya_vystuplenie.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
НА ЗАНЯТИЯХ В ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «КУПАЛИНКА»
Проблема сохранения культурного наследия в настоящее время стала особенно актуальной. Процессы формирования и поддержания национальной культурной идентичности, напрямую зависят от перехода к информационному обществу, развитию новых способов коммуникации, в том числе открытости информационного пространства, формирования транснациональных СМИ и т.д. Отрадно отметить, что решение данной проблемы теперь решается на столь высоком уровне:
Президент Российской Федерации подписал 20 октября этого года Федеральный закон № 402-ФЗ
«О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», которым регулирует отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Помимо этого, определяются перечень и категории объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. К таким объектам, в частности, относятся устное творчество, устные традиции и формы их выражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации.
Использование ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия России в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи является довольно сложным, многогранным, но и захватывающим процессом, который находит свое отражения как в общем, так и дополнительном образовании. Одной из форм внеурочной деятельности, где может быть практически реализован данный ресурс – является фольклорная студия, в которой изначально предполагается комплексное развитие ребенка, где разные элементы народной культуры тесно связаны друг с другом и представляют собой синкретический этнокультурный комплекс.
Представленная структурная модель этнокультуры, созданная кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры художественного образования ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Аллой Борисовной Афанасьевой стала отправной точкой при создании образовательной программы фольклорной студии «Купалинка».
На занятиях в студии ставятся задачи воспитания детей в этнокультурных традициях, освоения словесного, песенного, инструментального, хореографического, игрового фольклора, календарных обрядов и декоративно-прикладного искусства.
Дети с малых лет впитывают идеи этнокультурного образования во взаимодействии традиционных и современных тенденций, что способствует осознанию своих истоков, духовно-нравственных ценностей и их актуализации, формированию насыщенного культурного поля ребенка, позволяет включить этнокультурный слой в сферу своего личного творческого развития.
Решение этих задач должно способствовать более глубокому пониманию детьми и бережному сохранению самобытности отечественной культуры, что крайне важно в современную эпоху развития глобализационных процессов. В ходе занятий также активно применяются инновационные методики для развития как общих творческих художественных способностей, так и специальных.
В фольклорную студию принимаются дети, приходящие по желанию (своему или родителей). Поэтому в студии возникает неоднородность состава группы, как по возрасту, этническому происхождению, так и по степени подготовки.
В своей работе педагоги применяют различные методы, способствующие развитию всех учащихся. Взаимодействие в группе между детьми и между группами уподобляется реальной жизни: дети старшего возраста передают усвоенное тем, кто младше, проявляют заботу о них; дети младшего возраста подражают старшим, учатся у них, постепенно осваивают всё более сложный материал, и в подражании тоже создают свои варианты, репродуктивные или импровизационные. Все это помогает гармонизовать межвозрастные отношения.
Несколько слов о Структуре Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы фольклорной студии «Купалинка».
Срок и объем реализации программы: 7 лет.
Состоит из 2 частей: Инвариантной (ансамбль, народное и прикладное творчество) и Вариативной (блок модулей по выбору) – Муз. фольклор (5-7 г.о.), РНПесенное искусство, «Народные инструменты» и «Фольклорная хореография».
Цель программы: содействовать развитию духовно-нравственных основ личности детей, их творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к разным видам народного искусства; воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней; формирование целостного восприятия народной культуры.
На основании интеграции данных дисциплин рождается новое качественное знание, которое способствует целостному представлению учащихся о народной культуре.
Народный костюм является важной частью формирования нравственных ценностей – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.
Через изучение истории русского традиционного костюма, в ее многообразии и региональных особенностях, мы прививаем любовь и бережное отношение к костюму воспитанникам студии, приобщая детей и их родителей к созданию собственного комплекса традиционной одежды на основе аутентичных образцов. Это позволяет почувствовать себя в роли реконструкторов.
На слайде слева мы видим аутентичный вологодский сарафанный комплекс начала 20 века, а справа - костюмы участников ансамбля. Мы стараемся как можно точнее повторить оригинал, используя тот же крой и технологии пошива. Самой большой трудностью при создании костюма, является подбор материала: к большому сожалению, с каждым годом все труднее, в буквальном смысле, отыскать ткани, которые подходили бы для пошива и соответствовали нужным требованиям.
Одной из форм актуализации нематериального культурного наследия является проведение фольклорных праздников, фестивалей, этнокультурных проектов. Наш ансамбль принимает участие в мероприятиях различного уровня.
Хотелось бы отметить работу Городского методического объединения Санкт-Петербурга руководителей фольклорных коллективов образовательных учреждений Санкт-Петербурга под чутким руководством Ирины Степановны Поповой - профессора Кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Находясь в этом прекрасном сообществе коллег и единомышленников, у нас есть уникальная возможность общаться и дружить с участниками других коллективов не только нашего города, но и разных регионов и даже стран.
Одной из форм актуализации нематериального культурного наследия является проведение фольклорных праздников, фестивалей, этнокультурных проектов. Наш ансамбль принимает участие в мероприятиях различного уровня.
Несколько лет назад нам посчастливилось организовать и провести мероприятие под названием «Встреча двух культур» – при содействии Датского института культуры в Санкт-Петербурге. Это была творческая встреча с музыкальной группой Уумманнакского полярного института из Гренландии. Ребята познакомили нас со своей традиционной культурой, а мы в свою очередь, со своей, и рассказали о системе дополнительного образования в России. Диалог культур состоялся – и это была поистине уникальная встреча, ведь взявшись за руки, в одном хороводе, стояли ребята из России и Гренландии.
Не для кого не секрет, что в условиях ограничений, диктуемых COVID-19, было необходимо крайне быстро менять привычный формат обучения и переходить в дистанционный.
Дабы стимулировать интерес к занятиям, в этот нелегкий период времени, мы вместе с ребятами приступили к осуществлению проекта под названием «Заинька во садочке».
Наш проект назван как одноименный сборник народных песен для детей, составителем которого является Вячеслав Владимирович Асанов - музыкант, фольклорист, член Союза композиторов РФ, вице-президент Российского фольклорного союза, организатор Сибирской школы фольклора.
Проект предполагал запись цикла песен и сказок, в формате видеозаписи «виртуального хора».
Была проведена большая подготовительная работа: запись минусовки, получение ЦУ от Вячеслава Владимировича. На этапе реализации проекта проводились видеоконференции на платформе ZOOM, в ВОЦАП, где происходило общение, объяснение целей и задач проекта, обучение, чтение сказки, разучивание вокальных партий с каждым участником проекта. Далее ребята присылали свои записанные видео материалы. Завершающим этапом реализации проекта стал монтаж собранных видео файлов.
Отрадно заметить, что данный формат взаимодействия традиционных и современных технологий обучения вызвал большой отклик у ребят. Но нельзя не отметить сложности и минусы такой работы: дистанционное общение с учащимися потребовало значительных ресурсных затрат (прежде всего времени), очный формат позволил бы в разы быстрее получить конечный результат. Кроме того, теряется непосредственность общения детей с друг с другом, а оно возникает, естественно, только в офф-лайн работе, и это соответствует традиционной жизни народного творчества. Дистанционный же формат противоречит этому. Однако, он несомненно выручает в сложных условиях изоляции.
Имея в своей копилочке образование преподавателя по классу баяна и аккордеона, а так же дирижера народного оркестра, я не теряю творческие взаимодействия с инструментальными коллективами моих коллег, которые позволяют ребятам моей студии знакомиться с творчеством сверстников-инструменталистов не только как зрителей, но и быть соучастниками одних и тех же мероприятий, проводить параллели меду фольклорным и сценическим искусством.
Много лет подряд мы участвуем в международном фестивале музыки для баяна и аккордеона, проводимом заслуженным артистом России В.В.Дукальтетенко. Возможность выступать на таких сценах, как «Белый зал Политехнического университета» или «Концертный зал «У Финляндского вокзала» очень мотивирует к плодотворным занятиям.
Так же мы очень рады принимать участие в городском конкурсе юных исполнителей на баяне, аккордеоне, национальных гармониках и фольклорных коллективов «Музыкальный калейдоскоп», проводимом Дворцом учащейся молодежи. Это замечательная возможность в гала-концерте увидеть на одной сцене инструментальные и фольклорные коллективы.
Завершая свой доклад я могу сделать вывод, о том, что Современные учреждения культуры и образования как общего, так и дополнительного располагают огромным арсеналом ресурсов для актуализации традиционной народной культуры.