Статья "Современные механизмы и практики духовно нравственного воспитания детей и молодежи с использованием ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия".

Статья посвящена духовно нравственному воспитанию  детей и молодежи, включающему в себя современные механизмы и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт – Петербурга

Статья «Современные механизмы и практики духовно нравственного воспитания детей и молодежи с использованием ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия».

Двойнишникова Валерия Игоревна,

педагог дополнительного образования,

педагог коллектива современного танца «Импульс»,

ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга

В современном российском обществе важную роль играет духовно-нравственное воспитание, частью которого является патриотическое воспитание детей и молодежи. Воспитание чувства любви к Родине, к достопримечательностям и природе родного края — это самый правильный способ формирования эстетических и нравственных ценностей родной страны. Данная тема актуальна, так как в настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности. Социально-экономические и политические изменения создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма.  Приобщение ребенка к своей национальной культуре необходимо формировать с детства. Это период становления личности, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса молодежи к своей национальной культуре, искусству. В патриотическом воспитании детей, значимым потенциалом обладает хореографическая деятельность, которая может оказать существенную помощь в формировании любви к родному краю.

В своих наблюдениях при работе с учащимися от 3-х до 18 лет я пришла к выводу, что в задачи патриотического воспитания посредством искусства хореографии входит:

1. Воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей Родине через изучение ритмических движений, характерных для культурных традиций разных народов страны и мира.

2. Расширение и обогащение знаний о традициях русского народа и промыслах при изучении особенностей костюма, одежды.

3. Воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны.

4. Воспитание у детей толерантности, уважения к своему и другим народам, их традициям.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с особенностями детей, учитывая принципы, которые вы видите на экране:                                             

– отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста; непрерывность и ​преемственность ​педагогического процесса;                                                           

–  дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических​ особенностей, возможностей и интересов;                                    

–  рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;      

– развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 

Я являюсь педагогом дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Кировского района в коллективе современного танца «Импульс». На наших занятиях педагогический процесс строится таким образом, чтобы изучался не только новый практический материал, но и история хореографического искусства, особенности танцевального костюма, учащиеся обучались новым современным танцевальным направлениям, что позволяет так же расширить знания о культуре свой родины и способствовать духовно нравственному развитию и воспитанию патриотизма. Занятия в хореографическом коллективе способствуют патриотическому воспитанию детей и оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность.

 Большое значение в патриотическом воспитании имеют костюм и образы, которые дети коллектива современного танца «Импульс» показывают на сцене в таких постановках как: «Пробуждение весны», «Морской», «Дыхание времени», и другие. Патриотическая тематика находит своё отражение в сюжетах, связанных с Великой Отечественной войной, в сюжетах, связанных с православными традициями, народными обрядами и праздниками. Перед создание костюма для той или иной танцевальной композиции идёт процесс обсуждения образа и деталей костюмов, погружение в историческую эпоху, в соответствии с планируемым танцем. Порой дети предлагают такие необычные идеи, что педагогам приходится вначале самим проработать большой плат исторических сведений, чтобы можно было грамотно оформить задуманное.

Благотворно влияют на работу по патриотическому воспитанию и воспитанию патриотизма учащихся конкурсы, фестивали искусств, на которых дети, занятые одним видом творчества, могут познакомиться с многообразием творчества других детских коллективов. Принимая участие в конкурсах, дети знакомятся с разнообразным репертуаром, чувствуют, что занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество. Совместная работа участников коллектива, выступления на фестивалях, концертах создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает дружеские взаимоотношения, ответственность за своё дело, воспитывает коллективизм.

Таким образом, можно сделать вывод, что хореографическое творчество имеет массу возможностей для патриотического и духовно нравственного воспитания учащихся.