Психолого-педагогические особенности развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста
Ценностное отношение к народному искусству способствует духовному обогащению ребенка, его приобщению к национальным традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osobennosti_razvitiya_tsennostnogo.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические особенности развития ценностного
отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного
возраста
Ценностное отношение к народному искусству способствует духовному обогащению ребенка, его приобщению к национальным традициям. Оно пробуждает творческую активность, развивает 20 эмоционально-чувственную сферу, образное мышление, воображение, наблюдательность, ум, стимулирует развитие ассоциативной памяти, формирует эстетические представления, нравственное поведение. Поэтому именно ценностное отношение к народному искусству становится средством и общения, и познания действительности и развития, и эстетического воспитания . Проанализируем психолого-педагогические особенности развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст можно назвать базовым возрастом, в котором закладываются 90% всех черт личности. В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в развитии познавательных процессов. Особенность психики здорового ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются недостаточно развитым абстрактным мышлением, которое позволяет воспринимать окружающую действительность отдаленно от наличных отношений к ней субъекта. Однако это не является недостатком, напротив, это является преимуществом, позволяющим открывать большие возможности восприятия мира в единстве с самим собой, включая различные переживания мира. В этом заключается целостность восприятия детей дошкольного возраста по своей природе. В связи с этим в высказываниях детей, в продуктах декоративно-прикладной деятельности иногда поражает понимание глубинного смысла определенного явления. Как указывает А.А. Мелик Пашаев, «данный «взгляд изнутри», «родственное отношение к миру» выступает важнейшим качеством ценностного отношения к народному искусству, важнейшее качество художественного восприятия, 21 представляющее предпосылки развития ценностного отношения к народному искусству в целом. Следующая психолого-педагогическая особенность детей старшего дошкольного возраста также относится к недостаточному уровню развития абстрактно-логического мышления. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается высокая степень свободы при построении ассоциативных связей в процессе восприятия. Именно эта особенность и определяет способность мышления дошкольника, еще не связанного жесткими нормами логики, не отбрасывать появляющиеся противоречивые ассоциации и связи. Таким образом, происходит превращение данного «недостатка» ребенка в его огромное достоинство и преимущество. Данная свобода ассоциативных связей, малый объем жизненного опыта по сравнению со взрослым человеком, способствует выстраиванию ребенком далеких друг от друга ассоциативных связей, что порождает более емкий образ и является невероятно богатой почвой, позволяющей толковать произведения декоративно-прикладного искусства. Особенностью развития ценностного отношения к народному искусству у старших дошкольников является повышенная эмоциональная отзывчивость детей данного возраста по отношению к непосредственным впечатлениям органов чувств, называемая Л.С. Выготским «внутренней страстностью ребенка». Эмоциональная насыщенность восприятия позволяет все переживания ребенка более четко выстраивать, переживания становятся различаемыми, что провоцирует развитие у детей старшего дошкольного возраста появление интереса, потребность экспериментировать с собственными переживаниями и эмоциями, и именно это выступает основой для развития ценностного отношения к народному искусству. К старшему дошкольному возрасту у ребенка развивается способность к осмыслению и обобщению своих переживаний. Осознание своего переживания является необходимым этапом ценностного отношения к 22 народному искусству. Способности, которые дошкольник обретает в игре, образуют предпосылку развития ценностного отношения к народному искусству в декоративно-прикладной деятельности. Данные способности обобщать различные переживания включают в себя готовность осознавать источники переживаний, что является особо важным в процессе развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Именно богатая эмоциональная насыщенность восприятия, целостность восприятия, возможности ребенка к самостоятельному осмыслению собственных переживаний является периодом обретения «душевной зрелости» ребенком. В данной способности проявляется возможность существования глубокого личного отношения к окружающему, в частности к народному искусству. Следующая особенность ребенка старшего дошкольного возраста заключается в его способности разделять, а также координировать собственную точку зрения, а также принимать во внимание мнения окружающих людей. Такую особенность ребенка специалисты называют способностью к осознанному диалогу, она является очень важной для развития ценностного отношения к народному искусству. Данная способность продолжится развиваться у детей младшего школьного возраста. Изменение в мотивационно-потребностной сфере детей старшего дошкольного возраста является следующей предпосылкой для развития ценностного отношения к народному искусству. Уже к концу старшего дошкольного возраста у ребенка наблюдается наличие потребности в социально-значимой, социально-оцениваемой деятельности. Эта потребность лежит в основе обострения интереса к освоению правил и норм культуры, что позволяет ребенку освоить различные правила и законы языка искусства. Потребность изучать законы народного искусства, изучать правила культуры позволяет ребенку осуществлять обучение согласно требованиям взрослого. 23 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста выступают предпосылками развития у них ценностного отношения к народному искусству, что в дальнейшем становится основой сознания, влияет на становление всех ценностных ориентиров личности. Следует отметить, что количество ценностей, доступных для понимания ребенком старшего дошкольного возраста относительно ограничено, к ним можно отнести семью, человека, жизнь, красоту, труд, знания и пр. Данные ценности являются базовыми, они опираются на общечеловеческую культуру, традиции общества. Однако возрастные особенности старших дошкольников становятся основой для развития ценностного отношения к народному искусству. Важным фактором в развитии ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста является создание педагогом следующих условий: − декоративно-прикладную деятельность целесообразно организовывать на основе широкой интеграции, включая различные формы работы с детьми (занятия, самостоятельную художественную деятельность, работу кружков, праздники и др.), комплексно используя произведения изобразительного, литературного, фольклорного, музыкального искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры; − обеспечивать целенаправленное педагогическое общение детей в художественной среде, вводя их в определенное историко-географическое время и знакомя с национальным колоритом, средствами художественной выразительности, присущим различным видам декоративно-прикладного искусства; − обогащать опыт эстетического видения окружающей действительности, активизировать детское творчество в процессе декоративно-прикладной деятельности через применение интегрированного подхода, который проявляется в поэтапном проведении наблюдений объектов, явлений окружающей среды в реальной жизни, рассмотрении 24 произведений декоративно-прикладного искусства и обыгрывании накопленных знаний и впечатлений; − своевременно выявлять и развивать ценностное отношение к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста, своеобразие восприятия окружающего, выразительность, колорит (ведь каждый ребенок по-своему, индивидуально и неповторимо воспринимает предметный мир, изображает его с помощью своей образной речи, своих приемов, своих внутренних чувств). Завершающим этапом этого процесса развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста должно стать приобщение детей к декоративно-прикладной деятельности. Вывод. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста имеют большие возможности для развития ценностного отношения к народному искусству, они отличаются целостностью восприятия, высоким уровнем эмоциональности переживаний, развитыми способностями к осмыслению и обобщению собственных чувств.