Сценарий открытого классного мероприятия для 5-6 классов на тему «Духовное наследие народов Саратовской области»
Сценарий открытого классного мероприятия для 5-6 классов на тему «Духовное наследие народов Саратовской области» в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_klassnogo_meropriyatiya.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
г. Балаково Саратовской области
Номинация: «Воспитание КЛАССного коллектива»
Тема: Сценарий открытого классного мероприятия для 5-6 классов на тему «Духовное наследие народов Саратовской области» в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Вологина Людмила Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Балаково
2022
Цель: формирование знаний культуре и традициями народов, проживающих в Саратовской области; формирование навыков дружеских отношений; воспитание уважительного отношения к окружающим; укрепление духовного единства многонационального народа России.
Задачи: воспитывать у учащихся уважительное отношение к различным культурам и традициям, обогащение познаний в сфере культуры; воспитание нравственных качеств и толерантности; формировать навыки взаимодействия друг с другом; формировать культуру общения и поведения; содействовать формированию дружного коллектива; воспитывать интерес к истории и народному творчеству.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование этического самосознания;
- познание и уважение «чужой» культуры;
- развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Коммуникативные:
- умение общаться;
- умение работать в коллективе;
- умение выстраивать концепцию мероприятия, воплощать идею.
Регулятивные:
- умение творчески представить свой опыт;
- умение вести диалог.
Познавательные:
- поиск и анализ информации при подготовке мероприятия;
- мотивация к познавательной деятельности;
- формирование представлений о культуре и традициях народов Саратовской области.
Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, колонки, мультимедийный проектор, компьютер, народные костюмы или их элементы, необходимый реквизит, мультимедийное сопровождение.
Ход мероприятия
Выступление начинается с выхода хора, исполняющего фрагмент песни «Матушка Россия». Звучит песня.
После песни выступающие выстраиваются на сцене и начинают чтение наизусть.
Первый чтец: «Россия – то место святое на карте,
Россия – то наши душа и богатство,
Россия – людей настоящих оплот.
Сила России – наш народ (хором)».
Второй чтец: «Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся культурами и традициями»
Третий чтец: «Россия, Родина моя, так могут сказать более 200 национальностей в России на 100 языках и диалектах.
Среди наиболее распространённых разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский, армянский, осетинский и немецкий, татарский, чувашский и башкирский, удмуртский, марийский и эрзянский, чеченский. Этот список можно продолжать и далее».
Четвертый чтец: «В огромной стране, что зовется Россией,
Смешалось немало народов, людей,
Но в том-то и есть ее мощь, ее сила,
Что важно единство желаний, идей!»
Ведущий: «30.12.2021 г. Указом президента России В.В. Путиным 2022 год был объявлен годом культурного наследия народов России в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнической общности России».
Пятый чтец: «История Саратовской области повествует о дружбе 148 национальностей, которые проживают в согласии и трудятся, чтобы процветал наш край, сохранялись и передавать традиции».
Шестой чтец: «Поволжский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки и поля,
Холмы, леса и горы».
Седьмой чтец: «Народы, как одна семья
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны,
И мы живём прекрасно!»
Восьмой чтец: «Как пестрый солнечный букет,
Башкиры и чуваши,
Татары, немцы и мордва,
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады».
Выступающие уходят со сцены. Слова ведущего.
Ведущий: Писатель Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Есть у каждого на Родине что-нибудь такое, о чем хочется сказать вслух».
А что же отличает один народ от другого? Да вы правы: язык, традиции, кухня, одежда.
На сцену выходит первая группа учащихся – 3-4 человека. В руках держат калач – подобие традиционного Саратовского калача. Плавно проходят с ним по сцене, начиная читать стихотворение, «зазывая» зрителей.
Первый чтец: «Эй, честнЫе господа –
Все пожалуйте сюда!
Торопись честной народ,
Русская культура нас зовёт!»
Второй чтец: «Наш Саратовский калач -
Знак богатства и удач!
Вкусный, сдобный, ароматный, с хрустящей корочкой приятной,
Пушистый мякиш, белоснежный,
Рукам послушный, на вкус – нежный.
Очень долго не черствеет,
«С калача – лицо белеет».
Третий чтец: «Калач, как солнышко, пригож!
Румяный, пышный, радостный!
Он на любом столе хорош:
И будничном, и праздничном».
Первый чтец: «Третье воскресенье июля (ежегодно) Днём саратовского калача».
Второй чтец: «У саратовского калача были свои секреты, которые делали и делают его вкус неповторимым. Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами».
Третий чтец: «Впервые саратовские мельники продемонстрировали калач на Нижегородской ярмарке 115 лет назад. Для того, чтобы «продвинуть» саратовский калач на Российский рынок, они испекли калач чудо-гигант весом в 500 килограмм и разрешили всем желающим сидеть на нём, и даже прыгать!»
Первый чтец: «Похожий на солнце калач и стал символом крепкой жизни, отгороженной от тех голодных лет сегодняшним могуществом державы».
Второй чтец: «Калач всегда служил символом богатства, сытости, зажиточности, калачи были лакомством, которое бедный люд мог позволить себе только по праздникам. Выпекание хлеба было и остается одной из традиций славянского народа, которые передаются из поколения в поколение».
Выступающие уходят со сцены.
Ведущий: «Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?» - вопрос зрителям.
Ведущий: «Наш следующие выступающие нам сейчас все расскажут!...».
На сцену выходит вторая группа участников – 3-4 человека. Демонстрируют вышивку. Можно на слайде показать изображение, а выступающие садятся полукругом и при чтении демонстрируют процесс вышивки. Реквизит: пяльцы, нитки.
Первый чтец: «Вышивки чувашской красотою
Восхищается страна не зря.
А с какой любовью, теплотою
Свет и радость нам несет она!».
Второй чтец: «Искусство вышивки передают
Из поколения в поколение.
И дочери от матерей берут
И опыт рук и красоту творения».
Третий чтец: «Похожие на письмена Рисунки эти и узоры
Впрок очаровывали взоры
И связывали времена».
Первый чтец: «По технике исполнения чувашская вышивка счетная, то есть выполняется по счету нитей холста, поэтому все узоры получаются геометрической формы».
Второй чтец: «В чувашском орнаменте нашли отражение почти все его виды: геометрический, растительный. Часто встречаются изображения животных и птиц».
Третий чтец: «В XVIII–XIX веках вышивка была не только украшением — она исполняла роль оберега. Ею украшали наиболее «опасные» открытые места в костюме: ворот и горловину, концы рукавов и подол рубахи. Также обильно орнаментировали грудную и спинную части, так как нужно было оберегать жизненно важные органы человека».
Выступающие покидают сцену.
Ведущий: А следующий народ представит нам сладкое лакомство!
Первый чтец: «Свадьба или юбилей,
Полон дом родных, друзей –
На столе стоит Чак-чак,
Без него нельзя никак».
Второй чтец: «Аппетитный, золотистый,
Медом он полит душистым.
В торжество большая роль
Среди блюд Чак-чак – король».
Третий чтец: «Так и тает он во рту,
Отказаться не могу.
Знают русский и коряк
Блюдо татарское Чак-чак».
Первый чтец: «Чак-чак — это национальное татарское лакомство, символ гостеприимства. Своим цветом он символизирует солнце, а свое формой, склеенной «в горку» - сплоченность и радушие татарского народа».
Выступающие проходят, демонстрируют чак-чак на расписном подносе. Можно заменить изображением на экране.
Ведущий: «Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков бывает необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки».
Пока звучат слова ведущего, все выступающие выходят на сцену.
Заключительный номер: народный танец.
Список используемых источников:
- Саратовский калач - https://www.tursar.ru/page-joy.php?j=2292
- Сергей Прилуцкий «Россия – наша Родина» - Стихи.ру. https://stihi.ru/2015/01/18/12434?
- Татьяна Шмелева «Чувашская вышивка» - Стихи.ру https://stihi.ru/2011/01/22/8001?
- История чак-чака - chakchak.uz/ru/tip/view?id=77&
- Гузель Исхакова «Чак-чак» - Стихи.ру - https://stihi.ru/2008/01/15/3140?
- Песня - https://www.youtube.com/watch?v=NKkMHKdlLeE