Методическая разработка "Семейный мастер-класс "Закличка весны""
Семейные мастер-классы в Детском технопарке «Кванториум»
Данный семейный мастер-класс был проведен в ГБУДО "ЦРТ" в рамках арт-феста и приурочен к году народной культуры. На мастер-классе дети совместно с родителями познакомились с народными традициями, обычаями и поверьями праздника встрече весны, познакомились с жанром народного музыкального творчества - "веснянкой", слепили жаворонков, разучили и исполнили веснянку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zaklichka_vesny.docx | 307.51 КБ |
Скан презентации | 704.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества и научно-технических инициатив Детей и молодежи»
Калининского района Санкт-Петербурга
Семейный мастер-класс
«Закличка весны»
Методическая разработка
Санкт-Петербург
2022
Цель: вызвать интерес к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с содержанием (обряды, традиции, игры, поверья, приметы) народного праздника встречи весны;
- ознакомить с основными способами лепки жаворонка; изготовить жаворонка;
- ознакомить с жанром веснянки и основными приемами народного пения на примере веснянки.
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики;
- способствовать развитию голосового аппарата и сохранению его здоровья;
- вырабатывать умение работать в паре;
- развивать способность вести диалог и умение принимать совместное решение.
Воспитательные:
- способствовать развитию, сплочению семейных отношений.
- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре;
- способствовать выработке русского национального самосознания.
Планируемые результаты:
Воспитательные:
- демонстрировать на практике возникший интерес и любовь к русской народной культуре;
- проявление сплоченных семейных отношений, умений работать в паре и принятия совместного решения в ходе исполнения веснянки, лепки жаворонка.
Образовательные:
- иметь общие знания русских народных обычаев и традиций встречи весны, что является показателем формирования национального самосознания.
Развивающие:
- изготовить жаворонка, соблюдая эстетику, аккуратность выполнения работы.
- исполнить веснянку с применением основных правил пения, сохраняя здоровье голосового аппарата.
Оснащение:
- Компьютер
- Экран
- Колонки
- Презентация (прил.2)[1]
- Тесто для лепки (или настоящее тесто с печью для выпекания птичек)
- Веточки для нанизывания готовых птичек.
- Клеенки (коврик) для лепки на стол.
- Оценочная анкета.
- Лист регистрации.
Методическое обеспечение:
- Применение здоровье сберегающей технологии: 1) пение на основе дыхания (умение правильно взять, распределить дыхание на музыкальную фразу) для сохранения здоровья связок, и также развития объёма легких и увеличение притока кислорода к органам; 2) профилактика искривления осанки.
- Применение методики работы в парах: родитель–ребенок, в пару объединяются более умелый и менее, причем обучают друг друга.
Алгоритм работы в парах:
Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;
Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.
Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер.
Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди.
Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка.
Готовя участников мастер-класса к совместной работе в парах, необходимо их обучать ставить вопросы друг другу для понимания и анализа поставленной задачи, формировать умения выполнять обоснованные совместные действия решения поставленной задачи.
Оценочные материалы:
- Оценочная анкета, которая заполняется родителем и ребенком в конце занятия. (прил. 1)
План проведения мастер-класса
- Вводная часть
Приветствие. Сообщение темы, цели, задач на мастер-класс. Постановка проблемы.
- Теоретическая часть
Сообщение новых знаний
Рассказ о содержании праздника встречи весны, народных традициях и обычаях, связанных со встречей весны. Знакомство с веснянками. Слушание исполнение веснянок. Игра «Приаукивание Весны».
Показ технологии процесса
Объяснение технологии (способов) изготовления птиц – жаворонков. Демонстрация исполнения веснянки, выполнение упражнений на умение правильно брать и распределять дыхание.
Практическая часть – создание продукта.
Изготовление жаворонков, нанизывание их на веточки.
Разучивание и исполнение веснянки.
- Итоговая часть
Презентация продукта: выставка работ, совместное исполнение веснянки.
Выводы. Рефлексия.
Содержание мастер-класса
с методическими рекомендациями по проведению
- Вводная часть
Слайд 1 - 2
– Здравствуйте. Приветствую вас на моем мастер-классе «Закличка весны». На прошлой встрече вы изготовили куклу Веснянку. Сегодня мы продолжаем встречать весну, знакомиться с обрядами и традициями русского народа.
А для начала предлагаю ответить на вопросы: «Как связана дата 22 марта со встречей весны?» «Какое отношение к встрече весны имеют птицы: сорока, жаворонок, кулик и др.?»
- Теоретическая часть
Слайд 3-7
Сообщение новых знаний
Рассказ о содержании праздника встречи весны, народных традициях и обычаях, связанных со встречей весны. Демонстрация слайдов презентации. (слайд 3; 4; 7; 8)
Знакомство с веснянками. Слушание исполнение веснянок. Обсуждение структуры, содержания и манеры исполнения. (слайд 4; 6)
– Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Люди верили, что, начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц. А вот символом этого дня у славян с древних времён был жаворонок, кулик.(слайд 4)
Игра: «Приаукивание Весны». Взрослый берет в свою руку ладонь ребенка и, массируя, приговаривает: (слайд – 5)
«Ау, ау аукаем! Весну – красну приаукиваем!
Ау, ау аукаем! Весну – красну приаукиваем!
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель - откроет дверь.
Май, май – сколько хошь гуляй.
Эта игра повествует еще о древнем обычае – дети зиму находились дома, на печке. На улицу практически не выходили: не было одежды, обуви, болезни и прочее. С нетерпением ждали весну, чтобы выйти гулять на воздух. Еще игра с ребенком, массаж ладони стимулирует развитие мелкой моторики, создает приятную, доверительную атмосферу.
– По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
– А сейчас предлагаю прослушать концертное исполнение веснянки. Обратите внимание на манеру исполнения, на содержание слов. Прослушивание веснянки. (слайд 6)
– Обсуждение прослушанной веснянки. Выявление скачкообразного движения мелодии, как полет жаворонка.
В «птичьих» закличках, являвшихся основой обряда встречи весны, дети и взрослые обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли «весну красную», «красно солнышко», «тепло гнездышко», «хлеб вольный» или «добрый», «теплое лето», а унесли холодную зиму, которая надоела, так как «весь хлеб поела», изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги и т.п.
– На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Как правило, их готовили ровно 40 штук – по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну. (слайд 7; 8)
– Помимо детей в поле выходили женщины и просили птиц принести из-за моря… О чем просят женщины птиц попробуйте определить, слушая веснянку. Какой характер у заклички? Слушание веснянки – женское исполнение. (слайд 9)
После прослушивания в ходе обсуждения выясняется неспешный, скачкообразный характер мелодии. Женщины молили птиц принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это их стремились одарить, например, предлагали пирожок.
– В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. (слайд 10)
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
После печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».
– С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева. (слайд 11)
– Таким образом, христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Существует множество песен-закличек или веснянок. Предлагаю ознакомится с пятью самыми популярными. Пожалуйста, прослушайте, определите характер, содержание: о чем просят птиц? (слайд 12)
Приметы праздника: (слайды 13; 14)
- Птицы прилетели — скоро будет тепло.
- Если птица поет в день Сороки, то тепло скоро придет
- Пасха будет холодной, если 22 марта выпал снег
- Облачно и мороз — скоро будет тепло и можно сеять.
- Хорошая погода пророчит богатый урожай гречки.
- Дружно тает снег — к активному наводнению и буйным травам.
- Какая погода на Сорок святых — такая и в Петровку.
- Осадки и мало солнца — не будет наводнения, летом не ожидается продолжительных ливней, а осень будет сухой.
- В деревне на сороки считали полысевших мужчин: сколько найдут лысых, столько дней еще будут морозы
Практическая часть – создание продукта
Показ технологии процесса
Рассказ о существующих видах и способов лепки птиц. (слайды 15; 16)
Объяснение технологии (способов) изготовления птиц – жаворонков. (слайд 17)
Изготовление птиц возможно несколькими способами: (слайд 18)
- Основной – раскатывается «колбаска» диаметром 3-4 см. Затем завязывается петля. Из хвостиков делается головка и хвостик. Горошина перца или изюм вставляется вместо глазок.
- С крылышками: «колбаску» диаметром 3-4 см. раскатывают длиной 5-7 см. Один конец разрезают пополам, это будущие крылышки. Кончики раздвигают, приплющивают и оформляют кончики крыльев, один конец либо вниз опускают, либо поднимают вверх. Получается птичка с распахнутыми крыльями.
- Делается две «колбаски» диаметром 3-4 см. Затем одна (тело) кладется поперек другой (крылья) и затем формируются голова, крылья и хвост. Затем таких птичек нанизать на палочки.
- Изысканная. Лепятся три тонкие «колбаски», затем переплетаются в косичку. Верх косички оформляется в голову, а нижние кончики красиво оформляются в хвост. Крылышки лепятся отдельно и прилепляются к телу птички.
Изготовление жаворонков, нанизывание их на веточки (слайд 19)
Птички лепятся из теста для лепки. Процесс лепки сопровождается слушанием закличек.
Лепка жаворонков происходит методом «работа в парах»: родитель–ребенок, в пару объединяются более умелый и менее, причем обучают друг друга.
Алгоритм работы в парах:
Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;
Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.
Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер.
Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди.
Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка.
Готовя участников мастер-класса к совместной работе в парах, необходимо их обучать ставить вопросы друг другу для понимания и анализа поставленной задачи, формировать умения выполнять обоснованные совместные действия решения поставленной задачи.
После изготовления птичек, их участники мастер-класса нанизывают на веточки.
Разучивание и исполнение веснянки (слайд 20)
Демонстрация исполнения веснянки, выполнение упражнений на дыхание.
- Какие Вы молодцы! Замечательные жаворонки получились. Теперь я предлагаю разучить веснянку. Перед тем, как исполнить ее, я хочу обратить ваше внимание на характер мелодии. Итак, послушайте и определите: какой характер мелодии? Каким образом движется мелодия?»
Исполнение веснянки.
- обсуждения характера веснянки, характера движения мелодии, музыкальных фраз. Выяснить, что мелодия движется скачками, ее характер движения напоминает полет жаворонка: скачками – вверх и вниз.
Процесс разучивания:
- Выполнение упражнения на дыхание: положить ручку к себе на живот и дышать так, чтобы живот наполнялся воздухом. Контроль правильного выполнения. Если у кого затруднения, то можно предложить работу в парах: первый человек поворачивается спиной, второй кладет руки на плечи и контролирует, чтобы плечи не поднимались.
- Выполнение упражнения на распределения дыхания: набирается воздух с помощью нижнереберного дыхания. Затем медленный выдох. Для удобства поставить ладошку ко рту и медленно «задуваем свечу».
- Выполнение основного правила пения сидя – сидеть с прямой спиной. Взаимоконтроль за осанкой участников мастер-класса.
Процесс разучивания веснянки по фразам. Вначале первой, затем второй. Соединение двух фраз. Затем третьей и четвертой, их соединение. Обсуждение непонятных слов. Исполнение от начала и до конца.
Контроль педагогом за правильностью исполнения.
3. Итоговая часть
Презентация продукта: выставка работ, совместное исполнение веснянки.
Выводы. Рефлексия. (слайд 21)
Подведение итогов, ответ на вопросы анкеты.
Список литературы
- Второе кликанье весны 20-21 марта – «Сороки» //https://www.liveinternet.ru/users/bahera/post387182441
- Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб. – Хотьково, Сергиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010
- Лыкова И.А. «Лепим с мамой» – М., «Карапуз-дидактика», 2005
- Пропп В.Я.: Русские аграрные праздники. Глава 3. Встреча весны. // http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-russkie-agrarnye-prazdniki/vstrecha-vesny.htm
- Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны. // https://www.newacropol.ru/activity/volonterstvo/ecology/birds/bird-day-3/
Приложение 2
Оценочная анкета
Уважаемый участник мастер-класса «Закличка весны»
С целью получения обратной связи по итогам проведения мастер-класса просим ответить на несколько вопросов
| |
Родитель | Ребенок |
| |
Родитель | Ребенок |
| |
Родитель | Ребенок |
Благодарю за участие в мастер-классе и ответе на вопросы анкеты.
До скорых новых встреч!
[1] В презентации использованы фото и видео, размещенные в интернете с свободном доступе.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Презентация мастер-класса «Закличка Весны»
Сканы слайдов
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15.
16. 17. 18.
19. 20. 21.