Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России и Тамбовской области
Презентация-консультация по народным промыслам Тамбощины для педагогов дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sotnikova_pedsovet.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е. Флерина
Цель : Разработка и апробирование модели воспитания дошкольников через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами .
1 . Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интереса к образам народного декоративно-прикладного искусства родного края . 2 . Формировать обобщённые представления о декоративно-прикладном искусстве тамбовской области: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции; - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 3 . Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 4 . Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. Задачи
Методы Наглядный Словесный Практический -чтения воспитателем произведений устного народного творчества; -наблюдений; -рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; -проведения дидактических игр; -целевых экскурсии. -рассказа воспитателя об истории возникновения и процветания данного вида прикладного искусства; -проведения разнообразных дидактических игр; -загадывания загадок; -рассматривания наглядного материала. -изготовить с детьми наглядные пособия; -организовать вечера с родителями; -провести игры; -изготовить поделки на выставки; -провести экскурсии; -нарисовать или слепить из пластилина поделки данного вида искусства.
Связь декоративно-прикладного искусства с областями развития Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, музыка) Познавательное развитие: математика, ознакомление с художественной литературой, социализация Речевое развитие Связь ДПИ с областями образовательной деятельности
Дерево как художественный материал издавна привлекало к себе внимание мастеров народного искусства Народные промыслы Тамбовского края Резьба по дереву Деревообрабатывающие промыслы преобладали в Спасском, Моршанском, Шацком, Тамбовском уездах
Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии еще в XIX веке. Вышивкой занимались в большинстве районов области. Тамбовская вышивка История вышивки сохранилась в различных музеях. Изделия наших мастериц были своеобразны и неповторимы
Большое распространение на Тамбовщине получила вышивка в технике “цветной перевити ”, которой украшали рубахи, передники, полотенца, покрывала и скатерти
Ткачество в деревнях было самым важным. Рубахи шили из льняного полотна. Ткачество Инжавинский , Гавриловский , Тамбовский и др. районы
Большое место в украшении женского костюма отводилось Тамбовскому бисероплетению различных вариантов ромба . Бисероплетение
Искусство кружевоплетения было распространено на Тамбовщине не менее, чем вышивка, им занимались в большинстве районов области Кружевоплетение
Гончарным делом на Тамбовщине занимались с незапамятных времен, и трудно было найти село или деревню, где бы не встречались изделия из глины. Гончарное дело Жердевский , Моршанский , Мучкапский районы, г. Тамбов Тамбовский краеведческий музей
Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Художественные изделия из бересты Прорезную бересту стали использовать для украшения города Котовск, Тамбов и др.
Пошло это искусство из древнего Кирсановского женского монастыря Тамбовской губернии, существовавшего еще в ХVII-XIX веках. Монастырское шитье Богато зашивали золотом, серебром, бисером и речным жемчугом ризы икон. Изготавливали бархатные, шитые бисером пасхальные яйца.
Беседы с детьми : «Устройство и украшение жилища» (откуда появились росписи, вышивка), «Таланты страны», «Русские народные промыслы», «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси», «Откуда появилась резьба по камню, коже», «Кто заложил начало художественной росписи металла», «Платки и гипюр», встречи с интересными людьми-умельцами. Пальчиковые игры: «Мы плели-плели», «Цветок»; Труд : поручения, дежурства, труд совместный, художественный/ Сюжетные игры : «Путешественники», « Магазин» Дидактические игры : «Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор »; Формы реализации
Моделирование : народные промыслы будущего: просмотр видео «Чем славен город»; Народные подвижные и словесные игры : «Кружева»; «Краски», «Сундучок», «Я - весёлая ткачиха»; Чтение художественных произведений : Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова », «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома». П. Воронько «Лучше нет родного края» К. Ушинский : «Наше Отечество» (отрывок) Слушание музыкальных произведений : «Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова , Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко Формы реализации
Танцевальная деятельность : «Коробейники», муз. рус. нар. ; «Русская пляска с ложками»; Продуктивная деятельность : расписывание сервиза, «Гжельская посуда», все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины : «Веселая матрёшка», «Барыня», «Свистулька» и др. Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (беседы, консультации о промыслах страны; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.) Взаимодействие со специалистами ДОУ Формы
Интерактивные игры : «Что где производится», «Выбери лишнее», «Какие предметы подходят для работы». Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла?»; Экспериментирование : «Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань» Коллекционирование : Изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея; Создание лэпбука «Народные промыслы» Формы реализации
Лэпбук «Народное творчество»
Лэпбук «Народные промыслы»
1.У дошкольников и их родителей проявляется интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, появилась гордость за свою семью, русский народ. 2.У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, значительно повысился уровень сформированности положительного образа семьи. 3. Воспитанники учатся соблюдать праздники и следовать русским традициям и обычаям. 4. Благодаря реализации данной образовательной деятельности укрепляются детско-родительские отношения, расширяется кругозор, обогащается словарный запас детей Предполагаемый результат
« Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим »