Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России и Тамбовской области

Сотникова Наталия Александровна

Презентация-консультация по народным промыслам Тамбощины для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_sotnikova_pedsovet.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России и Тамбовской области Выполнила воспитатель первой категории МБДОУ детский сад №54 «Аленький цветочек» Сотникова Н.А .

Слайд 2

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е. Флерина

Слайд 3

Цель : Разработка и апробирование модели воспитания дошкольников через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами .

Слайд 4

1 . Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интереса к образам народного декоративно-прикладного искусства родного края . 2 . Формировать обобщённые представления о декоративно-прикладном искусстве тамбовской области: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции; - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 3 . Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 4 . Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. Задачи

Слайд 5

Методы Наглядный Словесный Практический -чтения воспитателем произведений устного народного творчества; -наблюдений; -рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; -проведения дидактических игр; -целевых экскурсии. -рассказа воспитателя об истории возникновения и процветания данного вида прикладного искусства; -проведения разнообразных дидактических игр; -загадывания загадок; -рассматривания наглядного материала. -изготовить с детьми наглядные пособия; -организовать вечера с родителями; -провести игры; -изготовить поделки на выставки; -провести экскурсии; -нарисовать или слепить из пластилина поделки данного вида искусства.

Слайд 6

Связь декоративно-прикладного искусства с областями развития Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, музыка) Познавательное развитие: математика, ознакомление с художественной литературой, социализация Речевое развитие Связь ДПИ с областями образовательной деятельности

Слайд 7

Дерево как художественный материал издавна привлекало к себе внимание мастеров народного искусства Народные промыслы Тамбовского края Резьба по дереву Деревообрабатывающие промыслы преобладали в Спасском, Моршанском, Шацком, Тамбовском уездах

Слайд 8

Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии еще в XIX веке. Вышивкой занимались в большинстве районов области. Тамбовская вышивка История вышивки сохранилась в различных музеях. Изделия наших мастериц были своеобразны и неповторимы

Слайд 9

Большое распространение на Тамбовщине получила вышивка в технике “цветной перевити ”, которой украшали рубахи, передники, полотенца, покрывала и скатерти

Слайд 10

Ткачество в деревнях было самым важным. Рубахи шили из льняного полотна. Ткачество Инжавинский , Гавриловский , Тамбовский и др. районы

Слайд 11

Большое место в украшении женского костюма отводилось Тамбовскому бисероплетению различных вариантов ромба . Бисероплетение

Слайд 12

Искусство кружевоплетения было распространено на Тамбовщине не менее, чем вышивка, им занимались в большинстве районов области Кружевоплетение

Слайд 13

Гончарным делом на Тамбовщине занимались с незапамятных времен, и трудно было найти село или деревню, где бы не встречались изделия из глины. Гончарное дело Жердевский , Моршанский , Мучкапский районы, г. Тамбов Тамбовский краеведческий музей

Слайд 14

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Художественные изделия из бересты Прорезную бересту стали использовать для украшения города Котовск, Тамбов и др.

Слайд 15

Пошло это искусство из древнего Кирсановского женского монастыря Тамбовской губернии, существовавшего еще в ХVII-XIX веках. Монастырское шитье Богато зашивали золотом, серебром, бисером и речным жемчугом ризы икон. Изготавливали бархатные, шитые бисером пасхальные яйца.

Слайд 16

Беседы с детьми : «Устройство и украшение жилища» (откуда появились росписи, вышивка), «Таланты страны», «Русские народные промыслы», «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси», «Откуда появилась резьба по камню, коже», «Кто заложил начало художественной росписи металла», «Платки и гипюр», встречи с интересными людьми-умельцами. Пальчиковые игры: «Мы плели-плели», «Цветок»; Труд : поручения, дежурства, труд совместный, художественный/ Сюжетные игры : «Путешественники», « Магазин» Дидактические игры : «Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор »; Формы реализации

Слайд 17

Моделирование : народные промыслы будущего: просмотр видео «Чем славен город»; Народные подвижные и словесные игры : «Кружева»; «Краски», «Сундучок», «Я - весёлая ткачиха»; Чтение художественных произведений : Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова », «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома». П. Воронько «Лучше нет родного края» К. Ушинский : «Наше Отечество» (отрывок) Слушание музыкальных произведений : «Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова , Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко Формы реализации

Слайд 18

Танцевальная деятельность : «Коробейники», муз. рус. нар. ; «Русская пляска с ложками»; Продуктивная деятельность : расписывание сервиза, «Гжельская посуда», все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины : «Веселая матрёшка», «Барыня», «Свистулька» и др. Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (беседы, консультации о промыслах страны; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.) Взаимодействие со специалистами ДОУ Формы

Слайд 19

Интерактивные игры : «Что где производится», «Выбери лишнее», «Какие предметы подходят для работы». Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла?»; Экспериментирование : «Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань» Коллекционирование : Изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея; Создание лэпбука «Народные промыслы» Формы реализации

Слайд 20

Лэпбук «Народное творчество»

Слайд 22

Лэпбук «Народные промыслы»

Слайд 23

1.У дошкольников и их родителей проявляется интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, появилась гордость за свою семью, русский народ. 2.У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, значительно повысился уровень сформированности положительного образа семьи. 3. Воспитанники учатся соблюдать праздники и следовать русским традициям и обычаям. 4. Благодаря реализации данной образовательной деятельности укрепляются детско-родительские отношения, расширяется кругозор, обогащается словарный запас детей Предполагаемый результат

Слайд 24

« Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим »