История куклы. Изготовление куклы Кувадки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАГАДКА: Я своей подружке Кате, Одеваю утром платье. Одеваю ей сапожки. На резиновые ножки. И веду по переулку, Утром Катю на прогулку . (КУКЛА)
Кукла – это игрушка в виде фигурки человека, которая может быть изготовлена из различных материалов. В настоящее время очень большое разнообразие кукол. ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА ДЕЛАЮТ КУКОЛ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ? Из пластика, ткани, фарфора, дерева, бумаги и др.
ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗГОТАВЛИВАЛИ КУКОЛ НА РУСИ НАШИ ПРЕДКИ? Из соломы, ниток, кости, бересты, крапивы, цветочков, палочек и др. В качестве наполнителя использовали различные травы, наделяя их особенной чудодейственной силой, зерна или крупы, или золу. Причем каждый наполнитель имел свой смысл: зола должны была отвратить от нечистой силы; зерна – привлечь достаток; травы – уберечь от болезней.
ОБЕРЕГ – ЭТО ПРЕДМЕТ, СПОСОБНЫЙ, ПО СУЕВЕРНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, ОХРАНЯТЬ ОТ РАЗНЫХ БЕДСТВИЙ. БЕРЕГИНЯ ДОМА ШЕСТИРУЧКА НЕРАЗЛУЧНИКИ МАМУШКА
КУВАДКА – ЭТО КУКЛА-ОБЕРЕГ. КУВАДКА ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ ЖЕНСКОЙ МУДРОСТИ И МАТЕРИНСТВА, ОНА ДОЛЖНА БЫЛА ВСТРЕТИТЬ НОВОРОЖДЁННОГО, ПОЯВИВШЕГОСЯ НА СВЕТ И ЗАЩИТИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ.
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ КУВАДКИ Прямоугольный кусок ткани скручиваем к середине. Скрутку складываем пополам. Перевязываем ниткой голову. Длинные концы нитки оставляем. Таким же образом скручиваем маленький кусочек ткани, перевязываем с краёв. Это ручки. Ручки вкладываем в туловище, перевязываем концами ниток крест-накрест на груди и спине и поясе куклы. Изготовленную Кувадку можно украсить.
При изготовлении кукол-оберегов соблюдались определенные правила: Нельзя браться за такое дело при плохом самочувствии или настроении. Обязательны положительные эмоции и мысли. Это придаст оберегу положительной энергии; талисманы изготавливались в определенное время: на растущую луну – для привлечения удачи, любви, благополучия, на убывающую – для избавления от злых чар; такую работу никогда не делали в праздничные дни; узелков, которые завязывали, обязательно было нечетное количество, и при их завязывании произносился заговор, или читалась молитва; процесс сопровождался чтением молитв, заговоров и песнопений; изготовление куклы – это таинство, которое не терпит присутствия посторонних; производством амулетов занимались исключительно женщины – матери, свекрови, бабушки. Они вкладывали в дело добрые пожелания и частичку своей души; фигурку нужно было сделать за один день. На потом работу оставлять нельзя.
ЗАГАДКА: Белый день сменяет ночка Народится сын иль дочка И в кроватку для порядку Малышу кладут … Кувадку.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Конспект
внеклассного/внеурочного занятия
на тему: «Путешествие в город мастеров»
Дата: 9 марта 2022г.
СЛАЙД 1
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
Тема занятия | История куклы. Изготовление куклы Кувадки. |
Класс | 1 А |
Цель занятия | Приобщить учащихся к народной культуре, познакомить с историей русской народной игрушки – лоскутной куклой и изготовить куклу «Кувадку» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
Личностные умения | Метапредметные умения |
-Развивать интерес к изучению культуры русского народа -Совершенствовать технологические навыки: цветовосприятие, глазомер, моторику рук - Воспитывать аккуратность и точность в работе | Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания (незнания) - Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - Уметь определять усвоение материала Регулятивные - Определять и формировать цель деятельности на занятии - Осуществлять самоконтроль - Совместно с одноклассниками давать оценку своей деятельности на занятии - Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Коммуникативные - Слушать и понимать речь других - Определять общие для всех правила поведения - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Форма проведения занятия | Мастер-класс |
Вид используемых на занятии средств ИКТ | -Компьютер -Мультимедийный проектор |
Используемое оборудование | - Ткань - Нитки - Ножницы - Народные куклы- обереги |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ВРЕМЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
| |||
Воспитатель предлагает сесть, проверить осанку, готовность рабочего места к занятию. | Приветствуют воспитателя, Проверяют готовность рабочего места к мастер-классу. | 3мин | - Самоконтроль - Определять общие для всех правила поведения |
| |||
1.Загадка: (СЛАЙД 2) Я своей подружке Кате, Одеваю утром платье. Одеваю ей сапожки. На резиновые ножки. И веду по переулку, Утром Катю на прогулку. 2. Из какого материала могут быть сделаны современные куклы? (СЛАЙД 3) | - Кукла - Из пластика, ткани, фарфора, дерева, бумаги и др. | 7мин | -Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли -Ориентировать-ся в своей системе знаний, определять границы знания (незнания) |
| |||
1. Кукла – это игрушка в виде фигурки человека, которая может быть изготовлена из ткани, бумаги, дерева или других материалов. В настоящее время очень большое разнообразие кукол. (СЛАЙД 4) 2.Как вы думаете, какими куклами играли ваши прапрабабушки? Из какого материала они были сделаны? Ведь раньше не было таких кукол, как сейчас и таких современных материалов. 3. Для нас кукла – обычная игрушка. Древние славяне придавали им совсем иное значение, и относились с большим уважением и почитанием. У славян Древней Руси кукла присутствовала в каждом доме и сопровождала человека всю жизнь, без куклы не обходилось ни одно событие. В некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Считалось, что таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечётным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными. Каждая куколка делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю и обряд приготовления. Их брали в дорогу, чтобы она защищала путника от бед, девушки привлекали с их помощью женихов, они сопровождали работников во время полевых работ, дабы погода благоприятствовала, и урожай был хорошим.
4. Славянские куклы-обереги дошли до нас из глубокой древности. - Кто знает, что такое «оберег»? (СЛАЙД 5)
Сегодня на нашем занятии нам предстоит познакомиться с одной из самых старинных кукол – лоскутной куклой – оберегом, которая называется «Кувадка». (СЛАЙД 6) Кувадка – это кукла – оберег, является символом женской мудрости и материнства, она должна была встретить новорожденного, появившегося на свет и защитить от злых духов. 5. Сегодня вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы. (СЛАЙД 7) 1)Для изготовления куколки нужны разноцветные кусочки ткани и нитки 2)Прямоугольный кусок ткани скручиваем к середине, скрутку складываем пополам 3) Перевязываем ниткой голову, длинные концы оставляем 4)Таким же образом скручиваем маленький кусочек, перевязыва-ем с краёв. Это ручки. 5)Ручки вкладываем в тулови-ще, перевязываем концами ниток крест-накрест на груди и спине куклы, а так же на поясе. 6.При изготовлении кукол-оберегов соблюдались определённые правила: (СЛАЙД 8) - Славянских кукол изготавливали из природных материалов, ведь синтетики тогда не было. Люди с большим почтением относились к природе-матушке, считая, что природный материал передает силу и защиту изделию. - Обычно кукол делали женщины, и использовали привычные для себя материалы: нитки, ленты, бусины, пуговицы. Тряпичные куклы были самыми распространенными на Руси. - В качестве наполнителя использовали различные травы, наделяя их особенной чудодейственной силой, зерна или крупы, или золу. Причем каждый наполнитель имел свой смысл: зола должны была отвратить от нечистой силы; зерна – привлечь достаток; травы – уберечь от болезней. - В процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. -Обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами. -Ткань для куклы Кувадки (равно как и для всех кукол-оберегов) измеряли руками– по длине пальца, ладони, руки. -Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Делали это неспешно и обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. В старину говорили: крутить куклу, а не шить. - В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повтор-ных витков. Узелков, которые завязывали, обязательно было нечётное количество, и при их завязывании произносился заговор или читалась молитва. - Особенностью кукол было то, что на них не изображали лицо. Это означало, что безликая кукла не имеет связи с конкрет-ным человеком, является неодушевленной, т.о. исключалось негативное воздействие на человека. Славяне искренне верили, что изображение лица на амулете привлечет внимание злых духов, или заберет у человека его энергию. Кроме того, считалось, что глаза отражают душу, и через них в оберег мог проникнуть злой дух. - Талисманы изготавливались в определённое время суток: на растущую луну – для привлечения удачи, любви, благополучия. На убывающую луну – для избавления от злых чар. - Такую работу никогда не делали в праздничные дни. Фигурку нужно было сделать за один день, на потом работу оставлять нельзя. - Очень часто при изготовлении куклы использовали красный цвет. Это символ энергии, силы и защиты. - Процесс сопровождался чтением молитв, заговоров и песнопений (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называют этот эффект симпатической магией (возникновение сверхъестественной связи), т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии. - Куклу Кувадку младенцу делала только его мама и клала её ребёнку в колыбель. Только в этом условии получится самый действенный оберег. - Сделанные своими руками магические талисманы, обереги и амулеты, очень почитались нашими предками. Кукол не только с любовью изготавливали, бережно сохраняли, но и передавали в качестве семейных амулетов из поколения в поколение. | - Из соломы, ниток, кости, бересты, лозы, крапивы, цветочков, палочек и др. Оберег (талисман, амулет)–это пред-мет, способный, по суеверным представлениям, охранять от раз-ных бедствий. Динамическая пауза. Слушают повествование в ходе изготовления кукол. | 20 мин | -Определять и формировать цель деятельности на занятии - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - Ориентировать-ся в своей системе знаний, определять границы знания (незнания) - Осуществлять самоконтроль - Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксичес-кими нормами родного языка |
| |||
- Для чего вам нужно уметь изготавливать куклу? Где вам может это пригодится? Загадка: (СЛАЙД 9) Белый день сменяет ночка Народится сын иль дочка И в кроватку для порядку Малышу кладут … Кувадку. - Что самым интересным было на занятии? -Какое было задание? - Удалось выполнить самостоятельно или потребовалась помощь? Вывод: Старые русские традиции достойны не только памяти, но и продолжения. Кто знает, а может, действительно, такая кукла способна принести удачу, охранить от дурного глаза, сохранить крепкую семью. Ведь наши предки в это свято верили, и, изготавливая куклы-обереги, вкладывали в них не только веру, но и частицу души. И сегодня можно найти отзвуки этих традиций, особенно в деревнях. Их тщательно сохраняют, изучают и поддерживают. В наши дни можно найти дом, в котором на почётном месте красуется кукла-оберег. | - Мы русские люди и должны знать традиции своих предков. Куклу Кувадку можно подарить в качестве сувени-ра, сделать выста-вку народных кукол, можно использовать в игре. Дети поочерёдно показывают свои куклы, и расска-зывают, всё ли у них получилось. | 15 мин | - Устанавливать связь между це-лью деятельнос-ти и её результа-том - Совместно с одноклассниками давать оценку своей деятель-ности на занятии - Уметь опреде-лять усвоение материала |
Используемые материалы:
www.kopilkaurokov.ru
www. infourok.ru
www. ppt4web.ru
Воспитатель ГПД ГБОУ СОЩ № 213
О.Новикова