Интегрированный урок в 4 классе. " Традиции моего народа".
Данная методическая разработка позволяет:
Продолжить знакомство с обрядовой и праздничной музыкой , используя навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам, изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня исполнения русских народных хороводных и
игровых песен;
Развивать творческие , музыкальные способности детей, правильное дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке русским традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_moego_naroda.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Лицей № 25 города Димитровграда , Ульяновской области.
в 4 классе
МУЗЫКА+ТЕАТР+ТЕХНОЛОГИЯ
на тему:
Составила:
Учитель музыки:
Корнилова О. А.
Интегрированный урок в 4 классе
МУЗЫКА + ТЕХНОЛОГИЯ+ ТЕАТР
Тема урока: «Традиции моего народа»
Цель урока: знакомство с праздником –Масленица , историей возникновения и его традициями.
Задачи урока:
Образовательная:
Продолжить знакомство с обрядовой и праздничной музыкой , используя навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам, изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня исполнения русских народных хороводных и
игровых песен;
Развивающая:
Развивать творческие , музыкальные способности детей, правильное дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке русским традициям , любовь к Родине в целом.
Оборудование:
Синтезатор, мультимедиа, русские костюмы, веночки, платки.
Ход урока
1.Учитель музыки:
Введение в тему.
Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?
(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).
- Посмотрите, сколько праздников!
Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.
А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»
Февраль. Свирепо свищут вьюги,
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.
Он переменчивым бывает,
Он – ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.
Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль – зимы последний срок.
У крыш, хрустальной бахромою,
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой – зимою,
Синички радостно свистят.
И воробьи повеселели,
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.
И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут на масленку блины.
- Масленица.
- А что вы знаете об этом празднике?
Учащиеся рассказывают о празднике.
2.Вступительное слова учителя театра.
Полная значимость от природы заставила наших предков тщательным образом изучить окружающий мир ,примечать мельчайшие подробности случайностей природы, улавливать связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений.
Земледельческая традиционная культура русского народа была пассивной, созерцательной. Человек не только молился , приносил жертвы, пытался разгадать смысл разных явлений и связи вещей, но и оказывал определённое воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись вместе, люди могли силой слова, силой магического действия помочь солнцу и земле в слабое время.
Действия основных народных праздников направлены на тесную взаимосвязь людей и природы, и периоды их проведения были связаны с солнечными фазами: зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету), весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ) и летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая). Основным действующим началом была сельская молодёжь. Только юность в поре созревания, в буйстве веселья и энергии могла разбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла. Сегодня календарь народных праздников связан с датами проведения основных церковных праздников.
3.Учитель технологии:
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником «Масленица», которая начиналась за 7 недель до Пасхи. Это переходящий праздник, поэтому точной даты у него нет.
Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мёртвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни- веселье и удаль людская в помощь ему.
4.Учитель музыки.
Есть много народных песен об этом празднике. Некоторые песни были использованы композиторами в своих операх. Например, в опере «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова звучит обрядовая песня «Проводы Масленицы» . Давайте послушаем этот фрагмент.
(после слушания учащиеся определяют характер песни,
5.Учитель технологии.
Без блинов- не Масленица, без пирогов- не именины. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появлялись звёзды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу от прочих и призывая месяц заглянуть в окно и подуть на опару:
Месяц ты, месяц , золотые рожки!
Выглянь в окошко, подуй на опару!
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. На Масленице первый блин- за упокой, клали его на окошко, для «душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!»
Сейчас я вас познакомлю с некоторыми рецептами приготовления блинов.
(Сообщения учащихся – рецепты приготовления блинов)
6 Учитель театра. (разучивает зазывалку)
Как на масленой недели из трубы блины летели!
Уж вы блины мои, уж блиночки мои!
Пришла маслена неделя, была у кума на блинах,
У кума была сестрица ,печь блина-то мастерица.
А сели четверо за стол, дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели, и …блины-то все поели!
7 .Учитель музыки.
- Какое блюдо на этом празднике является главным?
Ученики:. Блины.
- Что символизируют блины?
Ученики: Блины символизируют солнце. Солнце – это символ жизни и плодородия.
Исполнение русской народной песни «Блины»
8. Учитель театра проводит викторину о каждом дне Масленицы.
1) С чем связан обряд Масленицы?
2) От чего получила свое название Масленица?
3) Отчего зависит дата начала Масленицы?
4) Какие главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России?
5) Что отмечали в субботу перед масленицей?
6) Как называются дни недели во время Масленицы?
7) Какое еще название имел последний день Масленицы, и какие обряды входили в это день?
9 . Учитель музыки
Последний день праздника, проводы Масленица, последний всплеск удали и веселья. На улицу выходили все, дома остаются только младенца да старики, уже не выходящие из дома. С утра ребятишки собирали дрова для костра, жечь Масленицу.
– Конец февраля, начало марта – это удивительное время. Как много пословиц, поговорок создал русский народ об этом времени:
(слайд с пословицами)
- Будет зима, будет и лето.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Готовь зимой телегу, а летом – сани.
- Всё зимой сгожается, что летом урожается.
- Зима – хранительница полей.
- Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
- Солнце летом греет, зимой морозит.
- В чужие края зиму не пошлёшь.
- Зима лето пугает, да всё равно тает.
- Как зима не злится, а весне покорится.
- В зимний холод всякий молод.
- Зима лодыря морозит.
- Февраль зиму выдувает, март ломает.
Слушание: Чайковский “Февраль”.
– Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
– Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
– Февраль – прощание с зимой и ожидание весны.
Вот и Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.
Музыка передаёт картину шумного, многолюдного праздника.
Ученики.: Мелодия весёлая, яркая, радостная. Это своего рода народная пляска.
Взрослые в прощёное воскресенье ходили на кладбище , оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.
Около полудня хороводница проходила по деревне с песней, собирая всех в общий хоровод. После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Важный и значительный момент праздника- взятие снежного городка , последнего оплота снежной зимы. Посмотрите на картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Вот как это выглядела на Руси. (слайд с репродукцией)
Учитель рассказывает о старинной народной игре.
Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в общий хоровод у костра.
10. Обобщение.
Разные произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!
(все учащиеся встают в общий хоровод)
10. На фоне р.н. песни «Блины» дети приглашаются на масленичное чаепитие.
11. Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов .