Интегрированный урок в 4 классе. " Традиции моего народа".

Корнилова Оксана Александровна

Данная методическая разработка позволяет:

Продолжить знакомство с  обрядовой и праздничной музыкой ,  используя навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам, изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня исполнения русских народных хороводных и

  игровых песен;

 

 Развивать  творческие , музыкальные  способности детей, правильное дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора.

 

 Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке русским традициям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_moego_naroda.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

     Лицей № 25 города Димитровграда , Ульяновской области.

   

                             в 4 классе

                   

МУЗЫКА+ТЕАТР+ТЕХНОЛОГИЯ

                       на тему:

                         

                                               Составила:

                                          Учитель музыки:

                                           Корнилова О. А.

               

             Интегрированный урок   в  4  классе

           МУЗЫКА + ТЕХНОЛОГИЯ+  ТЕАТР

Тема урока: «Традиции моего народа»

 Цель урока: знакомство с праздником –Масленица , историей возникновения и его традициями.

Задачи урока:

 Образовательная:

Продолжить знакомство с  обрядовой и праздничной музыкой ,  используя навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам, изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня исполнения русских народных хороводных и

  игровых песен;

Развивающая:

 Развивать  творческие , музыкальные  способности детей, правильное дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора.

Воспитательная:

 Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке русским традициям , любовь к Родине в целом.

Оборудование:

Синтезатор, мультимедиа,   русские костюмы, веночки, платки.

                                   Ход урока

1.Учитель музыки:

Введение в тему.

 Зима подошла к концу,  но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их? 
(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).
- Посмотрите, сколько праздников! 
Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого,  традиции проведения и значение разные.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека. 
А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все  без труда догадаетесь из стихотворения  тобольского поэта А. Сокерина  «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги,
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает,
Он – ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль – зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою,
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой – зимою,
Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели,
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут на масленку блины.

- Масленица.
- А что вы знаете об этом празднике?

Учащиеся рассказывают о празднике.

2.Вступительное слова учителя театра.

Полная значимость от природы заставила наших предков тщательным образом изучить окружающий мир ,примечать мельчайшие подробности случайностей природы, улавливать связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый  свод правил, примет, тонких и верных наблюдений.

Земледельческая традиционная культура русского народа была пассивной, созерцательной. Человек не только молился , приносил жертвы, пытался разгадать смысл разных явлений и связи вещей, но и оказывал определённое воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись вместе,  люди могли силой слова, силой магического действия помочь солнцу и земле в слабое время.

Действия основных   народных праздников направлены на  тесную взаимосвязь людей и природы,  и периоды  их проведения были связаны с солнечными фазами: зимнее солнцестояние (поворот  солнца к  лету),  весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ) и летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая). Основным действующим началом была сельская молодёжь. Только юность в поре созревания, в буйстве веселья и энергии  могла разбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла.  Сегодня календарь  народных праздников связан с датами проведения основных церковных праздников.

3.Учитель технологии:

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником «Масленица»,  которая начиналась  за 7 недель до Пасхи. Это переходящий праздник, поэтому точной даты у него нет.

Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну,   чтобы разогнать лютые морозы, растопить  мёртвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая,  новой жизни- веселье и удаль людская в помощь ему.

4.Учитель музыки.

Есть   много народных  песен об этом празднике. Некоторые песни были использованы композиторами в своих операх. Например, в опере «Снегурочка»  Н. Римского- Корсакова  звучит обрядовая песня «Проводы Масленицы» .  Давайте послушаем  этот  фрагмент.

(после слушания  учащиеся  определяют характер песни,  

5.Учитель технологии.

Без блинов- не Масленица, без пирогов- не именины. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появлялись звёзды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу от  прочих и призывая месяц заглянуть в окно и подуть на опару:

                   Месяц ты,  месяц , золотые рожки!

                  Выглянь в окошко, подуй на опару!

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете  от соседей. На Масленице первый блин- за упокой, клали его на окошко, для «душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!»

Сейчас я вас познакомлю с некоторыми рецептами приготовления блинов.

(Сообщения учащихся – рецепты приготовления блинов)

6 Учитель театра.  (разучивает зазывалку)

      Как на масленой недели из трубы блины летели!

   Уж вы блины мои, уж блиночки мои!

  Пришла маслена неделя, была у кума на блинах,

  У кума была сестрица ,печь блина-то мастерица.

 А сели четверо за стол, дали душеньке простор,

 Друг на друга поглядели, и …блины-то все поели!

7 .Учитель музыки.

-  Какое блюдо на этом празднике является главным?

Ученики:. Блины.

- Что символизируют блины?

Ученики: Блины символизируют солнце. Солнце – это символ жизни и     плодородия.

Исполнение русской народной песни «Блины»

8. Учитель театра проводит викторину о каждом дне Масленицы.

1) С чем связан обряд Масленицы? 

2) От чего получила свое название Масленица? 

3) Отчего зависит дата начала Масленицы?  

4) Какие главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России?

 5) Что отмечали в субботу перед масленицей?  

 6) Как называются дни недели во время Масленицы?

 7) Какое еще название имел последний день Масленицы, и какие обряды входили в это день?

 9 . Учитель музыки

Последний день праздника, проводы Масленица, последний всплеск удали и веселья. На улицу выходили все, дома остаются только младенца да старики, уже не выходящие из дома. С утра ребятишки собирали дрова для костра, жечь  Масленицу.

– Конец февраля, начало марта – это удивительное время. Как много пословиц, поговорок создал русский народ об этом времени:

(слайд с пословицами)

  1. Будет зима, будет и лето.
  2. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  3. Готовь зимой телегу, а летом – сани.
  4. Всё зимой сгожается, что летом урожается.
  5. Зима – хранительница полей.
  6. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
  7. Солнце летом греет, зимой морозит.
  8. В чужие края зиму не пошлёшь.
  9. Зима лето пугает, да всё равно тает.
  10. Как зима не злится, а весне покорится.
  11. В зимний холод всякий молод.
  12. Зима лодыря морозит.
  13. Февраль зиму выдувает, март ломает.

  Слушание:  Чайковский “Февраль”.

– Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
– Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
– Февраль – прощание с зимой и ожидание весны.

 Вот и Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.

 Музыка передаёт картину шумного, многолюдного праздника.

Ученики.: Мелодия весёлая, яркая, радостная. Это своего рода народная пляска.

Взрослые  в прощёное воскресенье ходили на кладбище , оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

 Около полудня хороводница проходила по деревне с песней, собирая всех в общий хоровод. После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Важный и значительный момент праздника- взятие снежного городка , последнего оплота снежной зимы. Посмотрите на картину В. Сурикова  «Взятие снежного городка». Вот как это выглядела на Руси.  (слайд с репродукцией)

Учитель рассказывает о старинной народной игре.

Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в общий хоровод у костра.

10. Обобщение.

Разные  произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни,  веселье,  жизнь прекрасна!

(все учащиеся встают в общий хоровод)

10. На фоне  р.н. песни «Блины» дети приглашаются на масленичное чаепитие.

11. Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов .