ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ декоративно-прикладное искусство «Творческая мастерская»
программа дополнительного образования "Творческая мастерская" состоит из 4 блоков:
1. Бумагопластика
2. Волшебный фоамиран
3. Лепка из соленого теста
4. Лепка из гипса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Бешпагир
Грачевского муниципального округа
Ставропольского края
«Лучшая практика в системе дополнительного образования Ставропольского края»
Номинация: « Художественная направленность»
Дополнительная образовательная программа
по общекультурному направлению
декоративно-прикладное искусство
«Творческая мастерская»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 10-14 лет
Составитель:
Кибиткина Екатерина
Васильевна,
Педагог дополнительного
образования
2021 - 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании», от 29.12.2012г. №273.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержден Приказом МО и Н РФ №1897 от 17.12.2010г. - Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержден Приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г. с последующими изменениями, приказ МО и Н РФ №1241 от 26.11.2010.; - Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и
средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных
программ и стандартов общего образования Министерства образования
Российской Федерации); - Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
- «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. 03-296 // Вестник образования №11, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А.Горский, А.А. Тимофеев, д.В. Смирнов и др. под ред. В.А. Горского. — М.: Просвещение, 2010.— 111с.
- «Методические рекомендации к проектированию рабочих программ
внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО». Абакан, Изд. ГАОУ РХ ДПО «Хак ИРО и ПК», «РОСА», 2012г.; - Образовательная программа МБОУ СОIII №19 с УИОП;
- Учебный план МБОУ СОШ №19 с УИОП на 2013-2014 учебный год;
- Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности.
Творчество детей –
это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение,
в которой ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка»
(В.А. Сухомлинский).
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Направленность программы
Образовательная программа «Творческая мастерская» художественно-эстетической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанника к познанию и творчеству для его социального, профессионального самоопределения посредством занятий: работа с бумагой, фоамиран, лепка из соленого теста и гипса.
Новизна программы
Образовательная программа реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (внеурочная деятельность). Новизна данной программы заключается в том, что тематическое планирование построено разделами (один временной период - четверть). Освоение каждого раздела программы осуществляется через предметно–практическую деятельность: изделия обучающихся обязательно являются подарком для его родителей и близких, предметом выставки или предназначены для себя.
Актуальность
Одним из приоритетных направлений ФГОС является духовно-нравственное развитие воспитанников. Виды деятельности, представленные в данной программе (бумагопластика, фоамиран, лепка) как виды декоративно – прикладного искусства, содержат в себе огромный потенциал для приобщения пятиклассников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.
Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству, допущенных Министерством образования РФ. Программа является модицифицированной.
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из различных материалов (бумага, фоамиран, соленое тесто, гипс).
Задачи программы:
- Образовательные задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Обучить технологии изготовления изделий из различных материалов направления декоративно-прикладного искусства.
- Воспитательные задачи:
- Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
- Развивающие задачи:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
- Обогащать визуальный опыт детей через организацию выставок, реализацию социальных проектов.
Программа способствует:
- Раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;
- Формированию интереса к художественной деятельности;
- Формированию эстетического вкуса;
- Развитию пространственного воображения и мышления;
- Развитию мелкой моторики рук;
- Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
- Освоению основных навыков работы с подручным материалом с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.
Принципы реализации программы
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
- принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего.
- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
- принцип доступности: обучение по программе ведётся на доступных для понимания воспитанников уровня, способствует повышению интереса и желания учиться.
- принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом, просмотром презентаций, иллюстрации, схемы.
- принцип межпредметности:
- история - сведения из истории возникновения изделий из глины, теста, бумаги, фоамирана;
- окружающий мир, природоведение - знания при изготовлении цветов, животных, растений, картин, и др.;
- литература - знания сказок, басен для изготовления поделок;
- изо: знания колорита, композиционных средств выражения и др.
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: бумагопластика, фоамиран, лепка (соленое тесто, гипс). Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы значимости выполненных работ: оформление выставок, подарочные работы, коллективные проектные работы.
Ведущими идеями программы является создание:
- условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
Организация образовательного процесса
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
Каждый раздел программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.
Теоретический материал дается в начале блока занятий в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи.
Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Руководящими принципами построения программы являются: реалистичность, реализуемость, управляемость.
В программе имеется приложение, способствующее более эффективной организации занятий с обучающимися. Список литературы для учащихся подобран с целью выполнения самостоятельной работы в домашних условиях (дополнительно и по желанию самих ребят).
Механизм реализации программы
Учебная деятельность
Данная программа предназначена для детей в возрасте 10-14 лет и реализуется на занятиях во внеурочной деятельности. Сроки реализации составляют один учебный год.
Программа рассчитана на 180 часов (5 часов в неделю).
Занятие проводится в составе группы до 10-15 человек. В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится. Имеют место индивидуальные занятия при наличии индивидуальной образовательной траектории.
Количественный состав группы выбран не случайно, исходя из цели в достижении лучших результатов.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Общекультурные компетенции:
Знают:
- Историю технологии работы с различными материалами декоративно-прикладного творчества (бумагопластика, фоамиран, лепка).
- Современное использование пластических материалов.
- Морально-эстетические нормы поведения в коллективе.
Учебно - познавательные компетенции:
Умеют:
- Правильно изготавливать рабочий материал.
- Составлять простые композиции на определенную тематику.
- Стилизовать простые формы.
- Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь.
- Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы.
6. Инструменты и материалы, используемые при работе с тестом,
7. Технику безопасности при работе с инструментами и материалами,
8. Основные принципы стилизации и построения простых композиций,
9. Возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров,
Коммуникативные компетенции:
Умеют:
- Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других.
2. Самостоятельно представлять вид своей деятельности, свободно вести дискуссию.
Ценностно-смысловые компетенции:
Умеют:
- Видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.
- Планировать и с пользой использовать своё свободное время.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение пятиклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования.
Познавательные:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Коммуникативные:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- используемые материалы (фоамиран, соленое тесто, гипс, картон, бумага), их свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с материалами; разнообразие техник и приёмов работы;
- особенности построения композиции, понятие симметрия, основные декоративные элементы интерьера, способы декоративного оформления готовых работ;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
- современные направления декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику выполнения техники работы с различными материалами;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- тематические - проводятся в рекреации 1 этажа по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Учебно - тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Творческая мастерская»
Номер раздела | Название разделов | Всего часов | Теория | Практика |
I - 1четверть | Бумагопластика. | 33 | 5 | 28 |
II- 2 четверть | Волшебный фоамиран. | 34 | 11 | 23 |
III- 3 четверть | Лепка. Работа с соленым тестом | 60 | 6 | 54 |
IV- 4 четверть | Лепка. Работа с гипсом. | 53 | 5 | 48 |
Итого часов | 180 | 27 | 153 |
I раздел - 1четверть
Бумагопластика
Предметные образовательные компетентности:
Теоретические:
- История возникновения и развития бумагопластики, история возникновения бумаги.
- Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием бумаги.
- Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой.
- Разнообразие техник работ с бумагой.
Практические:
- Различать виды бумаги.
- Разбираться в схемах и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой.
- Конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество.
- Создавать композиции с изделиями.
- Соблюдать правила ТБ, порядок на рабочем столе.
Учебно-тематический план занятий.
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1. | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования бумаги разных видов». | 1 | 1 | |
2. | Аппликация из кусочков бумаги сюжетных картинок. Мозаика. | 10 | 1 | 9 |
3. | Цветы из бумаги (креповой, гофрированной). | 4 | 1 | 3 |
4. | Гофрированный картон. Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона. | 10 | 1 | 9 |
5. | Коллективная работа. Композиция (проектная работа). | 6 | 1 | 5 |
6. | Итоговое занятие. Подготовка и оформление выставки. | 2 | 2 | |
Итого часов | 33 | 5 | 28 |
Содержание программы
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования бумаги разных видов» - 1 ч. (теория - 1час)
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. Аппликация из кусочков бумаги. Мозаика. - 10 ч. (теория - 2часа, практика – 16 часов).
Подготовка сюжетных картинок для предстоящей работы. Последовательность изготовления работы с использованием аппликации, мозаики из бумаги. Выбор цветовых сочетаний. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации из кусочков рваной бумаги. Использование техники «торцевание из бумаги».
3.Цветы из бумаги -4 ч. (теория - 1час, практика – 8 часов).
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой, гофрированной бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
4. Гофрированный картон. Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона - 10 ч. (теория - 1час, практика – 16 часов).
5. Коллективная работа. Композиция (проектная работа). - 6 ч. (теория - 1час, практика – 6 часов).
6. Итоговое занятие. Подготовка и оформление выставки - 2 ч. (практика)
II раздел - 2 четверть
Волшебный фоамиран.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание занятий | Количество часов | ||
теоретич | практич | всего | ||
Вводное занятие Правила ТБ | 1 | - | 1 | |
1. | История фоамирана | |||
1.1. | История возникновения фоамирана. | 1 | - | 1 |
1.2. | Посещение выставки | - | 1 | 1 |
2. | Материаловедение | |||
2.1. | Знакомство с материалами и инструментами: фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества. | - | 1 | 1 |
2.1. | Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. | 1 | 1 | 2 |
3. | Основы композиции и цветоведения | |||
3.1. | Основные законы композиции, изготовление простейших элементов | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 1 | 1 | 2 |
3.3. | Цветовой круг фоамирана. | 1 | - | 2 |
3.4. | Теплые и холодные цвета фоамирана. | 1 | 1 | 2 |
4. | Техника выполнения фоамирана | |||
4.1. | Основные элементы фоамирана: плотная работа | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Основные элементы фоамирна: ажурные элементы | 1 | 2 | 3 |
4.3. | Листья | - | 1 | 2 |
4.4. | Эскиз | - | 1 | 2 |
5. | Цветочные композиции | |||
5.2. | Композиция «Розовой букет» | 1 | 3 | 4 |
5.5. | Композиция «Дерево счастья» | 1 | 3 | 4 |
6. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
Всего | 11 | 23 | 34 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Правила ТБ.
1. История фоамирана
1.1. История возникновения фоамирана.
Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с работами учащихся прошлых лет и педагога.
2. Материаловедение
2.1 Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами и инструментами: фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3 Цветовой круг фоамирана.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.3 Теплые и холодные цвета фоамирана.
Знакомство с теплыми и холодными цветами. Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения фоамирана
4.1 Основные элементы фоамирана - плотная катушка.
Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы фоамирана - ажурные элементы.
Выполнение основных элементов фоамирана - ажурные элементы.
Практическая работа: «Техника выполнения ажурных элементов»
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана
4. 4 Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.2. Композиция «Розовой букет»
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовой букет». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.
5.5.Композиция «Дерево счастья»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках Центра детского и юношеского творчества, в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня.
III раздел - 3 четверть
Лепка – работа с солёным тестом
Предметные образовательные компетентности:
Теоретические:
1. Компоненты, используемые при изготовлении солёного теста, без каких можно обойтись (сорта муки, виды соли).
2. Что такое деталь? Способы приклеивания деталей (в разных случаях).
3. Виды декоративно-прикладного творчества.
4. Типы кистей, используемые в случаях работы с тестом или раскрашивание высохшего изделия. Способы раскрашивания, виды используемых красок, меры безопасности при работе с лаком, клеем, Технология сушки изделий, необходимые условия.
Практические:
1. Самостоятельно приготавливать солёное тесто, правильно его хранить и использовать.
2. Пользоваться инструментами и приспособлениями.
3. Исполнять простые композиции по образцу.
4. Декорировать работу, используя подручные материалы, покрывать красками готовые изделия.
Учебно-тематический план занятий.
№ | Тема | К-во часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из солёного теста. Инструменты и материалы, используемые для обработки теста. | 3 | 2 | 1 |
3. | Освоение технологии изготовления простых полуобъёмных изделий. | 28 | 28 | |
4. | Объёмные композиции (мини-проекты) | 20 | 2 | 18 |
5. | Творческая выставочная работа. | 6 | 1 | 5 |
6. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
Итого: | 60 | 6,5 | 53,5 |
Содержание программы
1. Вводное занятие – 1 час. (0,5 ч.- теория, 0,5 ч. – практика).
● История лепки из солёного теста, виды ДПИ.
● Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем. Оргвопросы.
Практическое занятие:
1. Знакомство с образцами изделий из соленого теста.
2. Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из соленого теста. Инструменты и материалы, используемые для обработки теста – 3 часа (2 ч. – теория, 1 ч. – практика)
● Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Полезные советы. (Приложение 3)
● Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.
Практическое занятие:
- Приготовление рабочего материала, знакомство с основными приемами лепки из соленого теста и с понятиями: пласт, жгут, деталь.
2. Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.
3. Освоение технологии изготовления простых полуобъемных изделий
- 28 часов (практика).
● Термины: объем, полуобъем, рельеф.
● Технология изготовления полуобъемных изделий.
Практическое занятие:
- Изготовление полуобъемных изделий по образцу (корзина с цветами и фруктами, планшетки, подковы, барельеф, оттиски, декоративное панно с налепными узорами и т.д.). (15ч.)
- Изготовление работ на выставку (12ч.)
4. Объемные композиции – 20 часов (2 ч. – теория, 18 ч. – практика).
● Технология и тематика выполнения объемных миниатюрных фигурок, нюансы и виды этих изделий.
● Анатомических особенности человека и животных.
Практическое занятие:
1. Изготовление объемных изделий (подсвечник, шкатулки, черепаха, а также
объемных изделий по шаблону или выкройке.(12ч.)
2. Изготовление изделий на выставку. (6ч.)
5. Творческая выставочная работа – 6 часов (1 ч. – теория, 5 ч. – практика).
● Отслеживание УУД учащихся полученных за год.
Практическое занятие:
1. Выполнить объёмную композицию из двух фигур (герои сказок), выполняющие какое-либо действие. (5ч.)
6. Заключительное занятие – 2 часа (практика).
Практическое занятие:
- Отбор работ для выставки. Оформление итоговых работ.
IV раздел – 4 четверть
Лепка – работа с гипсом
Предметные образовательные компетентности:
Теоретические:
- Особенности работы с новым материалом – гипс.
- Использование пошаговой инструкции при организации практической работы.
- Овладение знаниями применения гипса в декоративно-прикладном творчестве.
- Использование русских узоров и рисунков при оформлении готовых изделий.
Практические:
1. Самостоятельно приготавливать гипс, правильно его хранить и использовать.
2. Пользоваться инструментами и приспособлениями.
3. Исполнять простые композиции по образцу.
4.Декорировать работу, используя подручные материалы, покрывать красками готовые изделия.
Учебно-тематический план занятий.
№ | Тема | К-во часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1. | Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Заготовка гипса к работе. | 2 | 1 | 1 |
2. | Изготовление магнитиков. Технология выполнения. | 8 | 1 | 7 |
3. | Изготовление сувениров из гипса. | 15 | 1 | 14 |
4. | Изготовление фигурок зверей (литьё по форме). | 18 | 1 | 17 |
5. | Изготовление рамки для фото. Художественная обработка рамки - раскрашивание | 3 | 1 | 2 |
6. | Проектная работа. Подготовка выставки. | 7 | 7 | |
Итого: | 53 | 5 | 48 |
Содержание программы
- Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий - 6 часов (1 ч. – теория, 5 ч. – практика).
- Знакомство с гипсом, его свойствами и качеством. Этапы практической работы. Техника безопасности при работе.
Практическое занятие:
Лепка из гипса простых форм (из цельного куска методом вытягивания).
- Изготовление магнитиков. Технология выполнения – 8 часов (1 ч. – теория, 7 ч. – практика).
- Обзор готовой продукции магнитиков, принесенных учащимися. Анализ и выделение приемов выполнения работы (плоской).
- Выбор схемы своего будущего изделия.
Практическое занятие:
- Изготовление на плоскости изделия. Нанесение объемного рисунка при помощи инструментов. Приклеивание магнитика.
- Сушка изделия.
- Нанесение рисунка на готовое изделие.
- Изготовление сувениров из гипса – 15 часов (1 ч. – теория, 14 ч. – практика).
- Знакомство с народным творчеством: сувениры. История возникновения сувенирной продукции.
- Использование мотивов русских традиций в окрашивании сувениров.
Практическое занятие:
- Выбор и зарисовка модели будущего изделия.
- Выполнение работы, придание объемности с помощью инструментов. Нанесение рисунка на сувенире.
- Изготовление фигурок зверей (литьё по форме) – 18 часов (1 ч. – теория, 17 ч. – практика).
- Знакомство с изделиями народного промысла – фигурки из глины, гипса.
- Знакомство с техникой литья фигурок из гипса в готовые формочки. Обработка изделий.
Практическое занятие:
- Освоение новой техники лепки, как художественного промысла.
- Использование красок для разукрашивания и придания законченности фигуркам.
- Изготовление рамки для фото. Художественная обработка рамки – раскрашивание – 3 часа (1 ч. – теория, 2 ч. – практика).
- Выбор рамки из представленных картинок, фотографий.
- Определение размера будущей рамки в соответствии с размером фотографии.
Практическое занятие:
- Изготовление рамки на плоскости по схеме.
- Раскрашивание рамки.
- Проектная работа. Подготовка выставки – 7 часа (практика)
● Отслеживание УУД учащихся полученных за год.
Практическое занятие:
Выполнить коллективную объёмную композицию.
Формы подведения итогов реализации программы.
Программа внеурочной деятельности «Сувениры своими руками» призвана обеспечить:
- освоение основных приемов и навыков работы с различными материалами и в различных техниках;
- умение самостоятельно изготовлять сувениры,
- приобретение знаний по истории и современному состоянию народных промыслов России.
Формы контроля:
- Рейтинг готового изделия.
- Наблюдение
- Беседа, объяснения учащихся.
- Практический контроль.
Формы подведения итогов реализации программы
- Составление творческого портфолио.
- Проведение выставок работ учащихся.
- Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
- Изготовление сувениров для родителей и гостей общешкольных праздничных программ.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагогов:
- Алексахин Н. Н. Волшебная глина. – М.: «Агар», 2001 – С.48.
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Гусева И., Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
- Ликсо Н.Л. Бисер., Минск «Харвест», 2011.-256с.
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов.Москва. Мой мир. 2006.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 15
- Хананова И., Соленое. Москва. 2007.
Для учащихся и родителей:
- Богусланская И. Русская глиняная игрушка. Минск: Литература, 2000.
- Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
- Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
- Синеглазова М.О., Удивительное солёное тесто. – М.; МПС, 2006.
- Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
Приложение 1
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
Бумагопластика
- Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
- Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
- Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Лепка (работа соленым тестом, гипсом)
- Каоли́н — очень чистая глина белого цвета (из минерала каолинита), возможны оттенки желтоватого или сероватого цвета.
- Кожетвердое состояние — такое состояние глины, когда она теряет пластичность, становится твердой, но сохраняет еще такую степень влажности, которая позволяет обрабатывать ее поверхность.
- Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
- Моза́ика (mosaïque, mosaico от (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности.
- Панно - декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит эмоциональным и композиционным центром интерьера.
- Пластичность — специфическое свойство глины, которая при смешивании с водой сохраняет приданную ей форму.
- Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
- Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
- Гипс — тонкомолотый порошок белого цвета — является самым распространенным материалом для отливки вылепленных изделий. Гипс получается из гипсового камня, который обжигают при температуре не свыше 150 градусов. Гипс разделяется на медицинский, формовочный и штукатурный. Медицинский гипс — самый чистый, тонкомолотый и быстросхватывающийся. Формовочный гипс почти такой же чистый и тонкомолотый, но с более медленным сроком схватывания. Начало схватывания — после 4 минут, а конец схватывания — не позднее 20 минут.
Приложение 2
ПАМЯТКА - Правила работы с соленым тестом.
- перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);
- соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;
- ни в коем случае не бери тесто в рот;
- соленое тесто есть нельзя;
- не облизывай пальцы;
- не три грязными руками глаза;
- аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;
- после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
Рецепты соленого теста.
- 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г
- 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан клейстера
- 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 100 г клея ПВА, 80 г воды
- 1 ½ стакана пшеничной муки, ½ стакана крахмала, 1 стакан соли, 180 г воды
- 3 стакана пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 2 стакан соли, 1,5 стакана воды
- 3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. ложки растительного масла, 1 стакан воды
Рекомендации при работе.
- При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
- Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.
- Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
- Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
- Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
- Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
- Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.
- Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
- Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
- Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.
Правила при работе с кистью
- Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической оправы;
- Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный цвет – побольше;
- Хорошенько мой кисть перед тем, как макать ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;
- Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не применяй ее для клея;
- Не оставляй кисточку в воде;
- После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой тряпочкой, чтобы ворсинки сложились острием;
- Хранить кисточки лучше в банке ворсом вверх.
Лепка основных элементов
Шарик
Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, с верху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивание изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой. Для этого положите заготовку на ровную поверхность и катайте ладонью.
Яйцо
Скатайте шарик, затем зажмите его между ладонями так, чтобы ладони образовывали прямой угол и прокатайте шарик. Если прокатать шарик между ладонями подольше можно получить конус.
Капля
Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь получится лепесточек.
Колбаска
Отщипните кусок теста и предайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край. При скручивании двух колбасок получаем жгутик, а если взять три и более можно заплести косичку.
Ленточка
Слепите колбаску одинаковую по всей длине. Надавливающими движениями подушечек пальцев раздавите колбаску, затем перевертите ее и раздавите с обратной стороны. Можно также использовать и скалку, но помните, что нажим должен быть равномерным, иначе ленточка получится разной толщины и ширины. Из ленточки можно сделать много интересных деталей. Например, скрутить из нее улиточку, спираль или собрать в рюшечку.
Лепёшка
Отщипните кусок теста и предайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите. Или же, если лепешка нужна большая и ровная, можно раскатать тесто на столе при помощи скалки.
Весёлые фигурки
Чтобы получить плоские фигурки можно использовать формочки для выпечки, лучше, если они будут пластмассовые, так как это более безопасно. Раскатайте лепёшку нужной толщины и слегка прижмите формочку. Убедитесь в том, что она отрезала лепёшку, если покачайте формочку из стороны в сторону.
Весёлые фигурки можно также изготовить и с помощью пластмассового ножа или стека. Для этого необходимо нанести рисунок кончиком ножа, а потом вырезать его по контору.
Можно так же изготовить шаблоны или использовать готовый трафарет, в этом случае наносить рисунок на пласт теста не нужно и можно изготовить сразу несколько фигурок не опасаясь, что они получатся разными.
Оформление работы
Для того чтобы изменить общий вид работы можно использовать различные инструменты и приспособления. Тесто достаточно мягкий и послушный материал, поэтому при работе с ним появляется возможность применения различных штампов. Для выполнения отпечатков можно использовать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы и многое другое. Для имитации шероховатой поверхности, меха, выполнения волос разной длины прекрасно подойдут чесноковыжималка и сито.
Примерный список работ для дополнительных занятий.
- «ОБИТАТЕЛИ МОРСКОГО ДНА»: освоение рельефной лепки: создание уплощенные фигуры рыбок, прикрепленных к основе, украшение налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентирование на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и развитие комбинаторных способностей; совершенствование умения оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и пр.; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности. Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, картон для основы композиции. Работа может быть как коллективной (1 кл.), так и индивидуальной. Для работы необходимо: рассматривание живых рыбок в аквариуме, иллюстраций; рисование рыбок с натуры; чтение сказок и стихотворений о рыбках; возможно подготовка 2-3 маленьких аквариумов – прозрачных стаканов или банок, на дне которых размещены вылепленные камешки и водоросли.
- «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» выполнение различных цветочных элементов и оформление композиции; развитие творческих способностей, аккуратности, внимания и усидчивости; понятие стилизации (цветок не точная копия, только лишь мое представление о нем); лепка по эскизам, рисункам, по памяти и представлению. Возможное применение – подарок маме. Материал: соленое тесто, образцы, стеки, краски, кисти. Для работы необходимо: рассказать детям о том, какие бывают цветы, разобрать цветок по «отдельным лепесткам».
- «К ДНЮ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА» лепка из соленого теста поделок конструктивным и комбинированным способами, воспитание желания создать подарок для своих любимых людей, выполнение его аккуратно, красиво, развитие самостоятельности, трудолюбия, творчества, фантазии. Материал: соленое тесто, образцы, стеки, краски, кисти. Для работы необходимо: рассказать детям о истории праздника и его традициях.
- «Смешарики» научиться создавать образы по представлению, самостоятельно выбирать способы и приемы лепки, искать наиболее интересные и удачные решения. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п), оформлять, украшать , дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.
- «КЛОУН» ознакомление с новым способом лепки – лепки на форме, показ последовательность работы, использование вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования образа клоуна (использование дополнительного материала – бисер, цветная бумага или ткань). Развитие художественных способностей, художественного. вкуса, пространственного мышления, воображения, творчества. Материал: соленое тесто, образцы, стеки, краски, кисти, картон, лоскут, бусины, пуговицы, игла, нитки катушечные, ножницы. Для работы необходимо: заполнить инструкционную карту, нарисовать эскизы работы, прочитать или вспомнить сказки, рассказы, стихи о клоунах.
- «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» воспитание у детей любви к животным, стремление передавать их характерные особенности, закрепление умения лепить конструктивным, скульптурным и комбинированным способами, использование известных приемов лепки. Развитие фантазии, творчества. Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, иллюстрации экзотических животных. «ЖИВОТНЫЕ
- «Домашние животные – наши любимцы» воспитание у детей любви к животным, стремление передавать их характерные особенности, закрепление умения лепить конструктивным, скульптурным и комбинированным способами, использование известных приемов лепки. Развитие фантазии, творчества. Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, иллюстрации домашних животных (кот, собака и т.д.).
- «Домовенок Кузя и его друзья» учить передавать в лепке сказочные образы «русской нечести» (Водяной, Домовой, Леший, Баба Яга, Кошей Бессмертный, Кикимора и т.д.), самостоятельно находить способ лепки, опираясь на умения, полученные ранее. Материал: игрушки, сказки с иллюстрациями, стеки, соленое тесто, краски, кисти.
- «Рамка для фотографии» применение различных способов лепки, лепка на основе (круглая, овальная форма), изучение последовательности работы, использование вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования рамки (использование отпечатков дополнительных материалов – фигурные макаронные изделия, пуговицы и т.д.). Развитие художественных способностей, художественного вкуса, творчества Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, работы детей и фотографии рамок.
- «Шкатулка» применение различных способов лепки, лепка на основе (применение готовых каркасов и самостоятельное их изготовление) форме, изучение последовательности работы, использование вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования шкатулки (использование дополнительного материала – бисер, фольга, спичечные коробки). Развитие художественных способностей, художественного вкуса, творчество Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, эскизы и образцы шкатулок.
Приготовление гипсового раствора.
Гипсовый раствор приготовляют следующим образом: в посуду наливают воду и постепенно всыпают гипс, тщательно его перемешивая. Если в посуду насыпать сначала гипс, а затем добавлять воду, в растворе образуются комки. Для приготовления небольших порций раствора гипс разводят в резиновых чашках-гипсовках, деревянных или металлических ковшах. Гипс следует размешивать быстро, в течение не более 0,5—1,5 минуты. Гипс схватывается быстрее, если его затворить на теплой воде.
Основные правила при работе с гипсом.
- Застелить клеёнкой рабочий стол и надеть фартук.
- ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: гипс разводят по инструкции тёплой водой до консистенции жидкой сметаны и заливают в формы.
- ПОМНИ: гипс очень быстро застывает, уже через несколько минут он станет гуще и нужно будет разровнять поверхность и, если требуется, вставить магнит.
- Вынуть высохшее изделие из формы можно будет часа через три.
- Красивое изделие сохранится надолго, если выполнены все правила при работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» Василий Александрович Сухомлинский
Ведущими идеями программы является создание : условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы; нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения; отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
Актуальность программы Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из различных материалов (бумага, фоамиран , соленое тесто, гипс).
Задачи программы Образовательные задачи: Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. - Обучить технологии изготовления изделий из различных материалов направления декоративно-прикладного искусства.
Развивающие: - Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание. - Обогащать визуальный опыт детей через организацию выставок, реализацию социальных проектов.
Воспитательные: Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
Содержание программы ТЕХНОЛОГИИ Лепка – работа с гибсом Волшебный фоамиран БУМАГО-пластика Лепка – работа с соленым тестом
Ожидаемые результаты В ходе реализации данной программы учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.