Презентация на занятиях по хореографии как одна из форм применения ИКТ в дополнительном образовании/

Комлева Татьяна  Сергеевна

В данной статье обосновывается актуальность применения ИКТ на занятиях по хореографии в дополнительном образовании детей. Анализируются понятия ИКТ, ИКТ-компетентность педагога; обобщается опыт реальной педагогической практики разработки и применения компьютерной презентации на занятиях по народно-сценическому танцу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Т.С.Комлева,

    И.М.Кулиева,

г. Санкт-Петербург

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"

Презентация на занятиях по хореографии как одна из форм применения ИКТ в дополнительном образовании

Presentation in choreography classes as one of the forms of application of ICT  in additional education

Комлева Т.С., Кулиева И.М.

Аннотация. В данной статье обосновывается актуальность применения ИКТ на занятиях по хореографии в дополнительном образовании детей. Анализируются понятия ИКТ, ИКТ-компетентность педагога; обобщается опыт реальной педагогической практики разработки и применения компьютерной презентации на занятиях по народно-сценическому танцу.

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность педагога, компьютерная презентация, творческие объединения учреждений дополнительного образования.

T. S. Komleva,

 I. M. Kulieva,

St. Petersburg

Abstrakt. This article substantiates the relevance of the use of information and communication technologies (ICT) in choreography classes in additional education of children. The author analyzes the concepts of ICT, ICT - competence of a teacher; summarizes the experience of real pedagogical practice of developing and applying computer presentations in folk dance classes. 

Keywords: Information and communication technologies( ICT), ICT-teacher competence, computer presentation, creative associations of institutions of additional education.

 Сегодня в образовании происходят большие перемены. Это связано с самой жизнью, с внедрением в образовательный процесс ИКТ - технологий. В различных экспериментальных исследованиях, статьях, материалах уделяется большое значение вопросам совершенствования образовательного процесса в УДОД и вопросам педагогического мастерства, являющегося залогом повышения качества знаний учащихся.

          По мнению Скок Г.Б. в центре образовательного процесса стоит в первую очередь преподаватель. Именно он должен обеспечивать высокое качество образования постоянно совершенствуясь и развиваясь. Автор подчеркивает, что в своей педагогической деятельности необходимо постоянно задавать такие вопросы: Зачем? Что именно? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации? [8].

          В своем исследовании «Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей» Ильина Т.В. обращает особое внимание ответственности педагога за образовательные результаты, постоянный рост профессионализма и овладение современными технологиями [3, с.76]. Действительно, сегодня ИКТ прочно вошли во все сферы деятельности человека, и широко используется в образовании. "ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации" [6]. В этой связи, перед педагогами дополнительного образования стоит вопрос о его ИКТ компетентности.

         Ряд исследователей, таких как, Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В., понимают под информационно-коммуникационной компетентностью способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [9]. Горбунова Л.Н. и Семибратов А. М. рассматривают ИКТ - компетентность как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности [1].

         Одной из форм ИКТ – технологий является компьютерная презентация (от английского «presentation» - представление.). Компьютерная презентация стала неотъемлемой частью жизни школьников, студентов, педагогов. В настоящее время в сетевых педагогических сообществах публикуется много материала о применении презентации на занятиях в творческих объединениях разных направленностей. Эти материалы раскрывают реальную педагогическую практику: результаты, опыт применения презентации на занятиях в дополнительном образовании. Применение презентации на занятиях в учреждении дополнительного образования как одной из форм ИКТ - технологий, дополняет традиционное обучение новым образовательным пространством, повышающим мотивацию и информативность обучения, успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции [4].

В Концепции развития дополнительного образования детей сказано, что в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [5]. К сожалению, в настоящее время популярность народного танца резко снижается, вместе с тем, именно народная хореография, является своеобразным памятником истории и культуры народа и её изучение, сохранение и развитие, несомненно, только способствуют обогащению культуры и усиливают её воспитательное значение. В этой связи перед педагогами дополнительного образования по народно-сценическому танцу возникают актуальные вопросы: каким должно быть занятие по народно-сценическому танцу сегодня? Как активизировать познавательную деятельность учащихся? Как интереснее организовать образовательный процесс?

 Опыт работы Комлевой Татьяны Сергеевны педагога дополнительного образования по хореографии в студии танца «Глобус» ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района СПб «Академический» дает возможность решать учебные задачи с использованием информационных и коммуникативных технологий позволяет реализовывать различные дидактические идеи и находить новые подходы к организации учебного процесса.

Одной из нетрадиционных форм проведения занятий в творческом объединении учреждения дополнительного образования является экскурсия или экспедиция. При изучении танцевальной региональной культуры, было принято решение побывать с учащимися в фольклорной экспедиции Республики Карелия, и через погружение в реальную действительность, применяя в работе технологию погружения, познакомить учащихся с традиционной танцевальной культурой карелов. Материалы экспедиции должны были быть представлены в форме презентации и являться основой для создания хореографической постановки на основе танцевального фольклора карелов. Эти материалы представляли:

  • аудио и видеозаписи мастер-класса от артистов Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», и репертуара ансамбля, основанного на традиционной танцевальной культуре карелов, вепсов, финнов;
  • аудио и видео материалы фольклорного ансамбля «Karjala»;
  • фольклорно-этнографический видеоматериал коренного населения поселка Пряжа;
  • фотографии фольклорных и сценических костюмов, головных уборов, женских украшений, обуви, карелов;
  • фотографии музейных экспонатов отдела развития ремёсел Центра национальных культур и народного творчества Республики Карелия.

 Все собранные материалы в экспедиции явились основой для наполнения презентации.

 Презентация - это способ представления информации в наглядной и убедительной форме. Материалы для наполнения презентации содержали самую главную информацию, были скомпонованы в логической последовательности, обобщены. Информация к презентации должна быть не только интересной и доходчивой для учащихся, но и доступной в освоении, по принципу доступности обучения Я.А.Коменского: «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» [7, с.58].

Учебное занятие по изучению нового материала с применением презентации, было подготовлено для группы учащихся 12-13 лет, побывавших в экспедиции. Тема занятия соответствовала теме презентации - "Карельский фольклорный танец и его интерпретация в народно-сценический". 

 Цель презентации – наглядно познакомить учащихся с танцевальной культурой Республики Карелия. Организация и построение учебного занятия с применением презентации представляло новую форму проведения занятия. Первая часть была представлена традиционной формой – трансляции педагогу практических умений и навыков учащихся посредством выполнения экзерсиса у станка. Далее учащимся было предложено посмотреть презентацию, вспомнить экспедиционный материал, ответить на вопросы, освоить новый материал и выполнить задания по закреплению новой темы

         Презентация состояла из 10 слайдов, три из которых были видеофрагменты. Показ видеофрагментов был выстроен в логической последовательности "от общего к частному".

  • традиционная народная культура Республики Карелия,
  • бытующий фольклорный танец карелов на примере фольклорного ансамбля «Karjala»,
  • трансформация фольклорного танца в сценическую хореографию на примере Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».

Остальные слайды содержали информацию в виде текста, фотографий о традиционном народном костюме карелов и его дизайнерском решении, народных инструментах Карелии, названий основных движений танца, схем перестроения фольклорного карельского танца «Койкут», выводов. Эта часть занятия предполагала многостороннюю коммуникацию - взаимодействие учащихся в парах, коллективную деятельность, диалог учащихся и педагога.

 Изучение бытующего фольклорного танца на основе видеозаписи фольклорного ансамбля «Karjala» проходил тремя способами:

  • разбор схемы переходов в парах наглядно представленного на слайде;
  • устного объяснения, практического показа и корректировки работы учащихся в парах;
  • просмотр видеофрагмента включающий композиционное перестроение всех танцующих по следующей схеме: просмотр фрагмента в целом - просмотр фрагмента с выделением главного и второстепенного – просмотр фрагмента в целом.    

 Такая последовательность просмотра, позволила учащимся вначале ознакомиться в целом с фольклорным танцем, а затем осознанно и целенаправленно сконцентрировать внимание на особенностях исполнения определённых танцевальных фигур и закрепить знания.

 Знакомство с фольклорным материалом посредством компьютерной презентации позволил учащимся наглядно погрузиться в изучаемый материал, с помощью комментариев понять и осмыслить его характерные особенности исполнения и гораздо быстрее достичь результата. Для более качественного закрепления знаний показ некоторых слайдов проходил в форме диалога "педагог-ученик" по принципу "вопрос-ответ". В процессе такого диалога учащиеся активно включились в общение, с удовольствием отвечали на заданные вопросы по теме, дополняли друг друга, проявляя творческую активность и самостоятельность суждений.    

       Такое совместное погружение в изучаемый материал основанное на технологии сотрудничества, согласованность в решении поставленных задач, активизировали учащихся на учебный процесс, обеспечили проявление инициативности в процессе занятия. В данном случае показателем эффективности работы учащихся на занятии выступили следующие факты:

  • проявление коммуникативных умений учащихся в совместной деятельности со сверстниками;
  • активизация деятельности учащихся на занятии, проявление инициативы и творчества;
  • предъявление своей позиции, личного мнения на занятиях;

 Подобная организация занятия позволяет выявить следующие достижения учащихся:

  • увеличивается познавательная мотивация учащихся;
  • развивается память, наблюдательность и способность анализировать;
  • овладение новым, незнакомым материалом происходит гораздо эффективнее;
  • проявляется осознанность процесса обучения;
  • развитие учащегося происходит за счет его собственной деятельности;
  •  расширяется кругозор учащихся, формируются ключевые компетенции.

Презентации, применяемые в учебном процессе, выполняют разнообразные задачи. Это презентация-контроль, презентация-тест, презентация тест с анимацией, с гиперссылкой, презентация-задание, презентация-сопровождение. Разрабатывая презентацию к народно-сценическому танцу, подбирая к ней необходимую информацию у педагога могут возникнуть идеи будущего хореографического произведения, самостоятельных заданий, контроля знаний где в основе заложена:

  • игровая культура народа;
  • бытующий фольклорный танец;
  • народное творчество.

При подготовке презентации по карельскому танцу возникла идея контроля теоретических знаний учащихся в виде тестовых заданий. В этой связи были разработаны тесты для проверки знаний по темам ДООП "Фольклорный танец и его трансформация в сценическую хореографию", на которые учащиеся ответили в "qooqle форме" [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScZ-XuWv-jQ9ZlczlWXsWf7-_ssANDsfjzAGKWzme- tI_DD0A/viewform].

В настоящее время учебно-методический комплекс педагога представляет ряд самостоятельно разработанных презентаций направленных на изучении нового материала: " Танец - душа народа", "Карельский фольклорный танец и его интерпретация в народно-сценический", "Тувинская красавица", " Ирама тари" и тесты на проверку знаний по темам ДООП: "Фольклорный танец и его трансформация в сценическую хореографию".

Хореографические постановки, которые осуществлялись с применением презентации, полюбились детям и родителям, пользуются большим успехом у зрителей. Неоднократные победы учащихся студии танца "Глобус" с такими хореографическими постановками на престижных конкурсах и фестивалях, свидетельствуют не только о высоком качестве исполнительского мастерства учащихся, но и о присутствии в таких танцах национального колорита, который донесли учащиеся благодаря наглядности и углублённости изучаемого материала посредством презентации, что делает хореографическую постановку особо ценной.

Применение презентации в учебном процессе позволяет педагогу решить следующие задачи:

  • систематизировать и структурировать изучаемый материал;
  • наглядно представить новую информацию;
  • сократить время освоения учащимися изучаемого материала;
  • осуществить контроль знаний учащихся по темам ДООП;
  • сделать учебное занятие интереснее и увлекательнее;
  • обеспечить смену деятельности учащихся на занятии;
  • повысить мотивацию учащихся к предмету;

 Доступ к большим объемам информации в Интернете и её быстрый поиск позволяют наполнить слайды презентации нужным для ДООП содержанием. Чем содержательнее и интереснее будет представлена педагогом информация по теме посредством презентации, тем продуктивнее пройдет занятие, тем успешнее освоение программного материала, тем качественнее образовательный процесс, который направлен на формирование личности. "Педагог - наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир " [2, с. 35-37]. 

Наглядность излагаемого материала посредством подготовленной педагогом компьютерной презентации обеспечивает:

  • актуализацию знаний;
  • закрепление знаний;
  • улучшение восприятия информации учащимися;
  • сокращение времени в освоении программного материала;
  • повышение интереса к предмету;
  • творческий подход к образовательной деятельности.

 Для учащихся с помощью презентации на занятиях по народно-сценическому танцу демонстрируются истоки танцевальной культуры определённого народа, которые восходят из глубокой древности, связанные с природой, географическим положением, укладом жизни. Несомненно, такой материал помогает учащимся приблизиться в своем исполнительском мастерстве к правдивому показу осваиваемой танцевальной культуры, а также, расширить свои знания в области национальной и общечеловеческой культуры.

 Презентации, направленные на проверку знаний, выполнение тестов, различных заданий способствуют формированию учебно-познавательной компетенции и компетенции личностного самосовершенствования учащихся.

         Возможность применения компьютерной презентации на занятиях в творческих объединениях учреждений дополнительного образования делает учебный процесс более интересным и увлекательным для учащихся, наполняет деятельность педагога многогранным содержанием и способствует улучшению качества образовательного процесса.

Список использованных источников

1. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // . – URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
2.Захаров Р. В.Искусство балетмейстера.М.,1954. С. 35-37.

3.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях. [Текст] /Т.В. Ильина. - Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002. –Часть 1. - с.76.

4. Калеганова Л.Е. Применение ИКТ на различных этапах урока. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://zen.yandex.ru/media/id/5d09d84abdf4b900afa3b1db/primenenie-ikt-na-razlichnyh-etapah-uroka-5d57e16bd7859b00ad07f461 

5.Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420219217.

 6. Макарова И.В. Семинар «Использование ИКТ в дополнительном образовании»  Электронный ресурс. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sieminar-ispol-zovaniie-ikt-v-dopolnitiel-nom-obra.html 

7. Подласый И.П. Педагогика начальных классов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://topuch.ru/iivvaann/index14.html.

8. Скок Г.Б. «Как проанализировать собственную педагогическую деятельность» Учебное пособие для преподавателей/Отв. Ред. Ю.А. Кудрявцев-М.: Педагогическое общество     России, 2001г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/skok-g-b-kak-proanalizirovat-sobstvennuu-pedagogiceskuu-deatelnost

9. Фабрикантова Е. В. Формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов в процессе изучения спецкурса «интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения»  [Электронный ресурс]. Режим доступа: : https://science-education.ru/pdf/2015/6/44.pdf.

10. Филина Л. И. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/10/10/interaktivnye-metody-obucheniya-kak.