«Фольклорное творчество как средство формирования российской идентичности
Народное творчество становится всё более популярным в обществе. Проблема в том, что наиболее популяризируется народное творчество различных народов западных стран, стран Азии, американские традиции, а не российские. Мы хотим представить опыт работы по вовлечению молодёжи в национальную культурную среду через реализацию проекта "Фольклорный коллектив".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laletina_bolotova_konferentsiya_narodnoe_tvorchestvo.docx | 573.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Лалетина Алёна Валерьевна,
методист,
Болотова Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Статья
«Фольклорное творчество как средство формирования российской идентичности (из опыта работы с детским фольклорным коллективом)»
Народное творчество становится всё более популярным в обществе. Проблема в том, что наиболее популяризируется народное творчество различных народов западных стран, стран Азии, американские традиции, а не российские. Люди с удовольствием смотрят телесаги о похождениях жестоких, но обаятельных викингов; увлечённо разбираются в гаремных интригах и других восточных традициях времён османской империи; подражают чайным церемониям, единоборствам и утончённо-пышным костюмам из азиатских дорам; с удовольствием учатся ирландским и латиноамериканским танцам; празднуют Хэллоуин и День святого Патрика и т.д., и т.п.
Это всё объяснимо надоевшей всем глобализацией, в противовес которой людям теперь хочется почувствовать свою национальную уникальность, ощутить свою особенность и необычность.
В нашей стране тоже идёт развитие интереса к национальным традициям: в киноиндустрии активно снимают кинофильмы по мотивам русских народных сказок или по историческим сюжетам, а в соцсетях пользователи активно размещают фотографии своих косплеев, заключающихся в переодевании в костюмы и отыгрывание характера какого-либо исторического или сказочного персонажа.
Так же активно набирают обороты проекты по вовлечению людей, особенно, молодёжи, в погружение в фольклорную среду через участие в ярмарках традиционных прикладных искусств (рукоделие чрезвычайно популярно в наше время), в игровые фольклорные конкурсы по народным пляскам, песням и традиционным обрядам.
Мы хотим представить опыт работы по вовлечению молодёжи в национальную культурную среду через реализацию проекта «Фольклорный коллектив «Росинка».
Основной подход к изучению традиционной народной культуры на занятиях фольклорного ансамбля исходит из её принципиальной особенности – синкретичности. В русской культуре неразрывно связаны разные сферы художественного творчества: пение, движение (хореография), игра и театральное искусство, поэтому данные направления нужно изучать в комплексе. А художественные формы неотделимы от контекста и обряда: масленичные песни не исполняются на Пасху, а святочную пляску ряженых не увидишь во время Великого поста.
Реализация комплексного подхода в образовании детей и молодёжи в фольклорном коллективе позволяет органично включать в работу различные виды деятельности: через игру осваиваются и пение, и координация (которая пригодится в освоении форм хореографического движения), а также развиваются актёрские таланты и умение импровизировать. Разные песенные жанры изучаются непременно в неразрывной связи с контекстом исполнения. Календарные песни дети проживают на собственном опыте. Мы не только учим песни святочных обходов дворов, но и ходим колядовать, устраиваем вечерки на Покров и Кузьминки. Участники и родители отмечают важность и необходимость такой деятельности и принимают в ней активное участие.
Актуальным для нас стало включение в образовательный процесс нематериального культурного наследия: аутентичные художественные формы и сведения об обрядах. На занятиях не используются фонограммы или "минусовки". Дети знакомятся с этнографическими записями, видят и слышат голоса народных исполнителей, диалектную речь и причудливые интонации голосов уходящей эпохи.
Важный аспект, на который мы обращаем внимание, это исполнительская манера пения. Наша страна богата локальными традициями — уникальными, не похожими друг на друга. Если мы включаем в репертуар псковскую песню, её звучание будет круглым, объёмным (грудным), "трубным" и ярким, а произношение верным с точки зрения региональной диалектной нормы. Если обращаемся к северно-русской традиции, то звук будет направлен в головной регистр. Звучание будет лёгким и выразительным, а диалект сохранит окание и четкость согласных. Участники понимают эти различия и учатся находить в своём голосе краску той или иной традиции.
Комплексный характер работы открывает также для нас возможность обращения к народному быту и ремеслам. Учащиеся знакомятся с основами ручного ткачества, вышивки и кружевоплетения.
Сохраняя народное традиционную культуру как комплекс художественных средств, мы создаём среду для будущего поколения. Эта среда ещё была у человека начала XX века, но была уже утеряна человеком XXI века.
На наш взгляд, зародив зерно понимания, любви и уважения к русской традиционной культуре у молодёжи, мы воспитаем у неё любовь и уважение к России в целом, с её традициями и историческими ценностями, что является настоящим патриотизмом, базирующимся не на подражательстве, а на знании.