Методическая программа хореографического коллектива (Возраст участников 18-25 лет)
Данная программа разработана педагогом дополнительного образования Малегиным Евгением Сергеевичем и рассчитана на три года.
Характеристика программы:
Программа по целям – является: развивающая художественную одаренность в области хореографического искусства;
- по характеру деятельности – деятельностно-творческая;
- по уровню освоения – специализированная;
- по возрасту – разновозрастная;
- по уровню реализации – начального, основного, среднего;
- по сроку реализации – 3 года.
Занятия в ансамбле развивают творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности. Занятие хореографическим искусством развивает общую физическую подготовку (силу, выносливость, ловкость, выворотность, гибкость, правильную осанку, координацию движений). У участников повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям. Хореографическое искусство воспитывает трудолюбие, терпение, взаимовыручку. Интеллектуальное развитие происходит по мере изучения танцевального материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая программа хореографического коллектива
Срок реализации: 3 года
Возраст участников: 18 - 25 лет
Автор:
Педагог дополнительного
образования
Малегин Е.С.
Санкт-Петербург
2021 год
Оглавление
4. Сроки реализации программы 5
5. Условия реализации программы 5
7. Содержание программы первого, второго и третьего года занятий 6
11. Список используемой литературы 17
1. Введение
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. В XXI веке танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни. Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...». Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Хореография - искусство танца. Познать, ценить искусство – одна из величайших радостей человека, облагораживающая его духовный мир. Стремление к прекрасному, не всегда даже осознанное, живет в каждом человеке. А вот умению видеть, слышать и вникать в смысл и красоту произведения искусства следует учиться. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего мира. Специфика её в том, что чувства, переживания человека, она передаёт в пластической образно-художественной форме. Хореография – искусство, любимое детьми и взрослыми. Сейчас оно особенно популярно и востребовано. Посредством знакомства с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание людей, развить у них художественный вкус, артистичность, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движения. Благодаря танцам происходит активное общение, ведь из всех видов увлечений танец наиболее ярко выражает непосредственность, искренность эмоционального порыва. Присущая молодости спонтанная энергия, направленная в нужное русло, питает эстетический, интеллектуальный и моральный рост человека. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает участникам понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Хореографические занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося.
Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание общего успеха ансамбля приносит каждому участнику моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности и товарищества.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения участники приобщаются к богатству танцевального и музыкального искусства, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки хореографической культуры, развивают творческие умения. Танец, как и всякое искусство, способствует познанию действительности, формированию мировоззрения. Главное в танце - это воплощение идейного замысла в живых образах, которое воспроизводится специальными средствами.
Данная программа рассчитана на три года.
Характеристика программы:
Программа по целям – является: развивающая художественную одаренность в области хореографического искусства;
- по характеру деятельности – деятельностно-творческая;
- по уровню освоения – специализированная;
- по возрасту – разновозрастная;
- по уровню реализации – начального, основного, среднего;
- по сроку реализации – 3 года.
Занятия в ансамбле развивают творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности. Занятие хореографическим искусством развивает общую физическую подготовку (силу, выносливость, ловкость, выворотность, гибкость, правильную осанку, координацию движений). У участников повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям. Хореографическое искусство воспитывает трудолюбие, терпение, взаимовыручку. Интеллектуальное развитие происходит по мере изучения танцевального материала.
2. Цели программы
1) Развитие профессиональных навыков, формирование художественного и эстетического вкуса.
2) Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала.
3) Приобщение к основам мировой танцевальной культуры, формирование исполнительских умений и навыков хореографического искусства.
4) Умение работать самостоятельно над собой.
Для достижения целей методической программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
- поэтапное развитие природных способностей участников;
- последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
- систематичность и регулярность занятий;
- развитие музыкальных и творческих способностей посредством хореографии;
- целенаправленность процесса.
- наглядности (безукоризненный показ движений руководителем);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своим действиям).
3. Задачи программы
- формирование общей культуры личности;
- формирование потребности здорового образа жизни;
- воспитание патриотизма;
- развитие физических данных, улучшение координации движений;
- развитие музыкально-ритмических навыков;
- создание базы для творческого мышления средствами хореографии;
- освоение приемов самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- занятия по актерскому мастерству;
- овладение навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.
4. Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 3 года в форме групповых занятий.
5. Условия реализации программы
- просторный светлый зал со специальным покрытием;
- хореографические станки;
- большие зеркала;
- наличие музыкального оборудования;
- наличие танцевального инвентаря (гимнастические коврики и маты, скакалки, мячи).
6. Методы занятий
- практическое занятие;
- теоретическое занятие;
- наглядный пример;
- беседа;
- конкурсы, концертные выступления;
- знакомство с хореографическими коллективами города;
- творческие задания;
- самостоятельная работа.
Актуальность программы: Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. Программа направлена на вооружение воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских способностей учащихся, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня. Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибов этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
7. Содержание программы первого, второго и третьего года занятий
Основы классического танца (1 год занятий)
Все движения экзерсиса у станка, и частично на середине, исполняются на полу пальцах. Большое внимание уделяется устойчивости (aplombe). Оттачивается правильность и чистота исполнения ранее пройденных движений наряду с освоением новых. Продолжая вырабатывать силу и выносливость, начинаем развивать элементы художественной окраски упражнений, координацию. Новые движения изучаются сначала в чистом виде, а затем вводятся в комбинации, которые усложняются большим сочетанием движений. На середине знакомимся с первым движением большого раздела allegro c echappe battu (заносками). Ряд движений экзерсиса могут исполняться на 1/8, в чередовании с 1/4.
Экзерсис у станка:
1. Battementstendus в «маленьких» и «больших» позах epaulementcroise и efface с муз. размер 1/8.
2. Battementstendusjetes в «маленьких» и «больших» позах epaulementcroise и efface с муз. размер 1/8.
3. Battement double fondu:
- на полупальцах;
- с plie-releve ;
- c demi-rond de jambe.
4. Battement fondu c tombe вперединазад.
5. Поворот в V позиции на 360*.
6. Tombe сполуповоротом sur le cou-de-pied en dehors и en dedans.
7. Battement soutenu на 90*.
8. Demi и grand rond наполупальцах en face.
9. Demi-ronddejambe из позиции в позу на полупальцах.
10. Pas coupe.
Экзерсис на середине зала:
- Battement tendu en tournant en dehors – en dedans.
- Jete en tournant на 1\2 поворота.
- VI port de bras.
- Pas de bourree dessus-dessous:
- en tournant
- Glissadeentournant по 1/2 поворота и целый поворот.
- Grand temps lie с переходом на целую стопу.
7. VI port de bras preparation для tour вбольшиепозы.
Allegro.
- Tempslevesauté на одной ноге, другая на cou-de-pied.
- Pas jete с продвижением.
- Sissonne tombee.
- Temps lie sauté.
- Pas de chat на 45*.
- Pas ballonne.
- Echappe battu.
- Jete par terre en tournant.
Основы народно-сценического танца (1 год занятий)
Соединение движений в объёмные комбинации со сложным композиционным рисунком. Изучение новых элементов движений.
Экзерсис на середине направлен на ознакомление со сценическим академическим танцем. Его элементы опираются во многом на классические принципы. Изучение этого материала способствует выработке профессиональных танцевальных навыков.
В первый год- знакомятся с украинским и венгерским сценическими танцами. Для украинского танца характерны необычайный темперамент, юмор. Для женского танца – плавные, спокойные, грациозные движения; для мужчин – движения более широкие, размашистые, удалые. Венгерскому танцу присуща благородная, сдержанная манера, для его исполнения требуется определённая выворотность и натянутость ног.
Экзерсис у станка.
- Demi-plie,grand plie по всем выворотным и невыворотным позициям.
- Виды battement tendu:
- с подъёмом пятки опорной ноги;
- с подъёмом пятки опорной ноги, demi-plie и tombe;
- с подъёмом пятки опорной ноги, tombe и двойным ударом;
- с переходом работающей ноги с носка на каблук;
-с переходом работающей ноги с носка на каблук и plie в III позиции;
- с переходом работающей ноги с носка на каблук и demi-plie;
- с выносом ноги на каблук;
3. Подготовительное упражнение к flic-flac (средний battement), то же на croisee и с ударом ног в пол.
4. Виды battement tendu jete:
- с акцентом «от себя»:
- с акцентом «от себя», plie и подъёмом пятки;
- с ударом пяткой в пол;
5. Упражнения на выстукивание:
- чередование ударов стопой и полу пальцами с одним ударом;
- чередование ударов стопой и полу пальцами с двумя ударами;
- чередование ударов стопой и полу пальцами с шагом.
6. Комбинации выстукивающих движений в русском характере:
- с поворотом стопы выворотно и невыворотно.
7.Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полу пальцы.
8.Pas tortille одинарное и с ударом стопы.
9.Rond de jambe par terre.
10. Rond de pied par terre,
11. Подготовка к «штопору» и «штопор».
12.Подготовка к «голубцу»:
- удар одной ноги о другую;
- одной ногой с одним ударом;
- одной ногой с двойным ударом;
- с одним ударом обеих ног;
- с двойным ударом обеих ног.
13. Battement developpe:
- плавное;
- отрывистое;
- с одним ударом пяткой;
14.Grand battement jete:
- навсейстопе;
- с demi-plie;
- с подъёмом на полу пальцы.
15. Releve наполупальцах.
16. Port de bras.
17. Подготовительные упражнения к присядкам и полу присядкам (для юношей)
Экзерсис на середине.
Украинский сценический танец:
1.Положение ног.
2.Подожение рук.
3 Притопы.
4.Шаги.
5.Ходы.
6.Дорожки.
7.Танцевальный бег.
8. «Голубец».
9. «Выхилясник».
10. «Угинание».
11. «Верёвочка».
12.Присядки.
13.Прыжки.
14.Вращения.
Венгерский сценический танец:
1.Основной ход.
2.Balance на effacee и на croisee.
3. «Верёвочка»:
- на месте;
- с продвижением назад;
- с поворотом.
4. «Голубец»:
- подготовка;
- с продвижением в сторону;
- с продвижением в сторону и остановкой;
- с вращением на месте (закрытый поворот);
- balance-«голубец».
5.Ход с выбрасыванием ноги вперед с одним ударом.
6.Ход с выносом согнутой ноги к колену.
7.Ход с выбрасыванием ноги вперед с двойным ударом.
8.Опускание на подъём с продвижением вперед.
9.Dos-a-dos.
10.Кабриоль.
11.Ход с кабриолем.
12. «Ключи».
Основы бального танца
Теория. Задача: открыть мир бального танца, приобщить к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам бального танца, т. е. создать фундамент для более серьезного увлечения, представляется необходимым. Танцуя в паре, участники многому учатся, и многое приобретают: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на партнера, контроль над собой, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.
Практика:
«Медленный вальс», музыкальный размер ¾.
- Основной шаг,
- крест,
- балансе по одному и в паре.
- Варианты построения парных танцев.
- Особенности взаимоотношений партнеров.
- Основные положения рук и корпуса в паре.
- Маленький квадрат.
- Простейшая танцевальная комбинация.
Основы классического танца (2 год занятий)
Продолжается развитие техники, совершенствование выразительности исполнения. Изучаются более сложные элементы (полуповороты с ногой открытой на воздух, tour в больших позах), что требует сильной и правильно поставленной спины). Вырабатывается апломб на полупальцах.
В разделе allegro усложняются заноски, появляются новые большие прыжки.
Комбинации урока отличаются более сложным сочетанием движений. Разнообразием ракурсов и темпов. Все это способствует развитию выносливости и координации.
Экзерсис у станка:
1.Полуповороты с ногой, вытянутой вперед или назад на 45*.
2.Полуповорот с plie-releve с ногой , открытой на 45* вперед или назад.
3.Battement fondu на 90*.
4.Preparation для tours из положения ноги открытой в сторону на 45*.
5.Temp releve, как preparatijn к tour.
6.Battement developpe с plie-releve:
- с plie-releve и demi rond de jambe.
7.Grand rond de jambe developpe на полупальцах из позы в позу.
8.Developpe-ballote.
9.Grand battement jete на полупальцах.
10.Grand battement jete сбыстрым developpe ( мягкий battement).
Экзерсиснасерединезала:
1.Ronde de jambe par terre en tournant.
2.Pas de bourre с переменной ног en tournant.
3. Tourlent в большие позы:
- с passe на 90* из позы в позу.
4.Preparation и tours в больших позах.
5.Туры en dehors preparation и tour в attitude croisee.
6. Preparation и tour впозе effacee вперед.
7.Tour en dedans preparation tour en dedans attitude efface.
8.Tour a la seconde.
9. Preparation и tour в I arabesque.
Allegro:
1.Pas chasse.
2.Pas emboite на 45*.
3.Assemble на 45* с продвижением во все направления.
4.Echappe-battu с усложненной заноской.
5.Entnachat-quatre.
6.Royale.
7.Assamble battu.
8. Echappe-battu с окончанием на одну ногу.
9.Changement de pied на 1\4 и ½ поворота.
Основы народно-сценического танца (2 год занятий)
Закрепление пройденного материала. Оттачивается правильность и чистота исполнения пройденных ранее и новых движений. Изучение движений с прыжком у станка и на середине. Развитие силы и выносливости. В комбинации шире вводятся port de bras, повороты, наклоны и перегибы корпуса, что расширяет исполнительские возможности участников. Продолжается работа над выразительностью и выявлением творческой индивидуальности. Знакомство с белорусским и испанским сценическими танцами. Белорусский танец выделяется своей яркостью, динамичность, жизнерадостностью, разнообразием рисунков и композиций. Требует от исполнителя легкости, собранности, силы и выносливости. Элементы испанского сценического танца вырабатывают пластичность и гибкость корпуса и рук, развивают выразительность, танцевальность, широту движения.
Экзерсис у станка:
1.Battementtandu с поворотом бедра.
2. Flic-flac.
3.Pastortilla одинарное (с подъёмом на полу пальцы и прыжком).
4. Характерный rond de jambe с поворотом опорной ноги (то же с кругом по воздуху).
5. Rond de pied с поворотом опорной стопы (то же с кругом по воздуху).
6. Подготовка к «качалке» и «качалка».
7. Подготовка к «верёвочке» с прыжком и «верёвочка».
8. Опускание на подъём (элемент венгерского и польского танцев).
9 Battement fondu на целой стопе и с подъёмом на полу пальцы.
10.Упражнение на выстукивание:
- чередование ударов полу пальцами и каблуком;
- удары каблуками в пол.
11.Упражнения для бедра в «один темп».
12.Battement developpe сдвойнымударом.
13.Grand battement jete c coupe-tombe.
14.Одинарное и двойное “заключение».
15. «Голубец» с двойным ударом в прыжке.
16.Кабриоль с вытянутым подъёмом и коленями.
Экзерсис на середине:
Белорусский сценический танец:
1.Основной ход «Лявонихи».
2.Полька.
3.Галоп.
4.Припадание.
5. «Ход-проскок» с последующими двумя шагами.
6.Перескок с ударом «молоточком».
7.Присядки.
Испанский сценический танец:
1.Сценический ход pasdebasque.
2.Balance.
3.Sissonne pas de bourree.
4.Glissade.
5.Battement tendu.
6.Sissonne с поворотом.
7.Pas de chat.
8.Подготовка к renverse.
9.Rond de jambe с прыжком.
Основы бального танца (2 год занятий)
Теория:
Бальные танцы получили в последнее время бурное развитие в нашей стране. Социальный заказ диктует необходимость введение в программу раздела «Основы бального танца». Танцуя в паре, вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на партнера, контроль над собой, культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.
Практика:
«Венский вальс»:
- крест,
- балансе по одному и в паре;
- основные положения рук и корпуса в паре; маленький квадрат;
- простейшая танцевальная комбинация бального танца;
- Венский вальс – большой квадрат по одному и в паре.
- левый поворот, правый поворот;
- «Лесенка»;
- поклоны;
- шаг кругового вальса;
- вальс по кругу;
- танцевальные комбинации; постановка танца «Медленный» или «Венский» вальс (на усмотрение руководителя)
Основы классического танца (3 год занятий)
Все движения экзерсиса у станка и на середине исполняются на полу пальцах. Развитие и усовершенствование танцевальной техники, совершенствование выразительности исполнения. Оттачивание правильности и чистоты исполнения проученных и новых движений и комбинаций.
Усвоение туров с различных приёмов.
Начало развития элевации в больших прыжках,
Развитие техники заносок.
Дальнейшее изучение различных видов fouette.
Экзерсисустанка:
1.Battement developpe :
- c коротким balance;
- с медленным поворотом к палке и от палки;
- с plie-releve с поворотом к палке и от палки.
2. Developpe balance с быстрым demi-rond.
3.Grand rond jambe jete.
4.Grand temps releve.
5.Grand battement jete balance.
6. Developpe tombe вовсенапрвленияипозы.
7.Battement battu.
Экзерсис на середине зала:
1.Медленные повороты из позы в позу с ногой открытой на 90*.
2.Tour fouette на 45*.
3. Grand fouette с efface на efface.
4.Grand fouette en dedan.
5.Tour sur le cju-de-pied с приёмом tombe.
6. Tour с приемом degage en dehors.
7. Tour pique en dedans.
8.Preparation и tour с grand plie по I и V позиции.
9.Tour en dedans с V позиции.
10.Renverse.
11.Туры chainse.
Allegro:
1.Double assemble battu.
2.Pas jete battu.
3.Sissonne tombe en tournaut.
4.Grand assemble.
5. Grand assemble:
- сшага coupe;
- сприёма glissade;
- с приёма sissonne tombe-coupe;
- сприёма pas failli.
6.Grand jete:
- с glissade по прямой линии в I и IIarabesques;
- с pas couru.
7.Pas faille.
8.Brise вперед и назад.
Основы народно-сценического танца (3 год занятий)
Дальнейшее развитие профессиональных навыков. Освоение техники прыжков и вращений. Композиция комбинаций экзерсиса усложняется, темп исполнения движений ускоряется. Большое значение придается выразительности выполнения каждого элемента, то есть внесению «творческого начала». Изменяется структура занятия: на середине зала – основная часть работы, у станка – отработка наиболее сложных движений. На третий год - знакомятся с основами молдавского и польского сценических танцев. Для молдавского танца характерно: различное сочетание музыкальных темпов – лирического и очень стремительного; массовость танцев, круговое построение рисунка танца. Польский танец, непосредственно мазурка, требует изящности, благородства, элегантности и легкости.
Экзерсис у станка:
1.Battement tandu с «мазком» полу пальцами по полу.
2.Double-flic и double-flic с ударом пяткой опорной ноги.
3.Flic-flac со скачком на опорной ноге.
4. Flic-flac с tombe.
5.Выстукивающие движения:
- дробь;
- обратная дробь.
6.Pas tortille:
- с двойным поворотом;
- с двойным ударом.
7. «Верёвочка» обратная.
8.Battement fondu:
- на 90*;
- tire-bouchon.
9. «Веер» наполу (с double-flic).
10. Одинарное и двойное и «заключение» с половиной поворота, двойное «заключение» с целым поворотом.
11. Grand battement jete с увеличенным размахом.
12.Подготовка к revoltade:
- с одной ноги;
- с разных ног;
- flic-ravoltade.
13.Присядки (для юношей):
- с выбрасыванием ног в сторону и в воздух;
- с опусканием на подъём и последующим выносом ноги вперед на каблук;
- с продвижение в сторону.
Экзерсис на середине.
Молдавский танец:
1.Положение ног.
2.Положение рук.
3.Шаги.
4.Ходы.
5. Бег.
6. «Хора» - основные движения.
7. «Молдовеняска»- основные движения.
8. «Сырба» - основные движения.
Польский сценический танец ( «Мазурка»):
1.Основной ход мазурки – pas couru – лёгкий бег.
2.Pas gala.
2. «Голубец» с продвижением в сторону и остановкой.
3.Повороты закрытые и открытые.
4.Pas coupe.
5. «Обертас».
6. «Ключи».
Современный танец
Современная хореография: Теория. Терминология. История возникновения танца.
Практика:
- построение комбинаций – использование рисунка движения (ритмичного или пластичного),
- различных направлений и ракурсов;
- кросс: использование шагов в сочетании с вращениями и стабильными позами;
- использование contraction и release вовремя передвижения;
- Вращение, как способ передвижения в пространстве;
- прыжки;
- нетрадиционные передвижения на полу типа перекатов, кувырков;
- упражнения на изоляцию;
- упражнения на расслабления позвоночника свингового характера или падения торса в различных направлениях;
- упражнения для позвоночника (наклоны, перегиб, спирали);
- танцевальные комбинации.
8. Формы подведения итогов
- выступления на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- семинары и мастер-классы;
- участие в конкурсах и фестивалях.
9. Ожидаемые результаты
- овладение углубленными знаниями классического и народного танца;
- способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы;
- владение элементарной музыкальной грамотой;
- знание хореографической терминологии;
- ориентирование в национальной и мировой балетной истории;
- эмоциональная, физическая и техническая готовность к дальнейшему усовершенствованию танцевального мастерства.
10. Вывод
Творческий подход со стороны руководителя к своей работе, к ее своеобразным условиям, составу, уровню подготовки и индивидуальным данным участников, учет специфики работы приведут к созданию полноценного творческого коллектива с постоянным составом, способным решать непростые танцевальные задачи. Залогом успеха любого хореографического ансамбля является хорошо поставленная и правильно проводимая работа. Особую роль в работе хореографического коллектива играет классический танец. Всем хорошо известно, что классический танец – это основа хореографии, платформа, на которой базируется мастерство танцовщика – как профессионала, так и участника самодеятельности. Репетиционная работа будет плодотворно отражаться на постановочной. Балетмейстерская работа, в свою очередь, будет двигать вперед репетиционную, развивать технические и художественно – выразительные возможности участников коллектива.
Занятия на каждом этапе строятся по следующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. При разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу-это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают участникам легче разучить и усвоить хореографический репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы. Обычно руководитель показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с танцорами сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой в спокойном темпе, пока они не будут усвоены участниками. На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца. Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который участники воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
11. Список используемой литературы
- Антропова Л.В. Теория и методика преподавания классического танца.- Орел: ОГИИК, 2000.
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1984.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб., 1996.
- А. Я. Ваганова. (Основы классического танца) Ленинград-1939- Москва.
- Бао Ким. Формирование балетной осанки. Метод. рекомендации, СПб 2013 г., АРБ им. А.Я Вагановой.
- Методика преподавания классического танца, СПб 2011 г., АРБ им. А.Я Вагановой.
- Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1983.8.
- Богданов Г. Современные формы народного танца. – М.: Искусство, 1997.
- Бочаров А., Лопухов А., Ширяев А. Основы характерного танца. - М.: Искусство, 1979.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Просвещение, 1984
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М. Просвещение, 2010.
- Заикин Н. Особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
- Зацепина А., Климов А. Народно-сценический танец. – М.: Искусство, 1976.
- Звездочкин В. Классический танец. - Ростов-на-Дону, 2003.
- Моисеев И. Танцы народов мира. – М.: Искусство, 1988.
- Надеждина Н. Русские танцы. – М.: Госкультпросветиздат, 1971.
- Тарасова Н. Теория и методика преподавания народно-сценического танца. - СПб.: СПГУП, 1996.
- Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1976.
- Устинова Т. Русский народный танец. - М.: Искусство, 1986.
- Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Программа для общеобразовательных учреждений – М., «Просвещение», 1997.
- Мурашко М. Русская пляска. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010.
- Основы подготовки специалистов-хореографов: хореографическая педагогика. СПб, 2006.
- Пуртова Т. В. Учите детей танцевать – М.: Век информации, 2009