«ПРИШЛА КОЛЯДА», ПРАЗДНИК НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Предварительный просмотр:
«ПРИШЛА КОЛЯДА», НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
ЦЕЛЬ: развивать музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора.
ЗАДАЧИ: развивать мотивацию к познанию народных традиций и обрядов, обобщать необходимые знания о зимнем обряде.
создавать условия для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
развивать у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
обучать вокально-певческим навыкам, присущим народной манере пения в сольном и ансамблевом исполнении;
ХОД СЦЕНАРИЯ:
ВЕСЁЛАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ВЫБЕГАЕТ НА СЦЕНУ.
Одна из девочек обращается к мальчику:
Эй, Васятка, дружок
Укажи нам дворок!
Вася: А вон глянь, середи села верия остра!
(Верея , и, ж. Столб, на который навешивались створки ворот.
* ► Верея ль, вереюшка, Укажи дороженьку По невесту ехати. // Пушкин. Стихотворения //; Лысый свежий старик отворил ворота, прижавшись к верее, чтобы пропустить тройку. // Лев Толстой. Анна Каренина // *)
Девочка, обращаясь к подружкам: Ой, а и впрямь, девчат,
Никак собака за воротами потявкивает.
Другая девочка: Небось в печи калачи, как огонь горячи.
Третья девочка: Вот туда и пойдём славить. А ну, зачинайте-ка
Все поют: КОЛЯДА, КОЛЯДА, НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА,
Мы искали коляду, по всем по дворам,
Мы нашли коляду, у хозяев во дому,
Уж как ихний двор железом крыт,
На семи столбах, на восьми верстах,
Тут и ехали бояре дивовалися,
Как на эту на домину любовалися,
Вы послухайте, хозяева, мы не песню поём,
Всем вам честь воздаём.
Одна девочка: Чтобы в доме было добро.
Другая: в поле зерно.
Третья: в доме пирожисто.
Четвёртая: в поле колосисто.
Все: С праздничком, господа. А кричать ли коляда?
Голос: кричите!
Тётка Наталья: Коли так, слухайте, все какие знаем колядки, прибаутки, загадки, всё вам покажем, споём и спляшем. Наша Нижегородская земля шибко на песенки щедра, а ну, девчата, начинайте-ка.
«ПОШЛА КОЛЯДА С КОНЦА В КОНЕЦ»
1. Пошла коляда с конца в конец,
Ай, коляд, коляда, колядица моя!
2. Зашла коляда к Марье на двор,
Ай, коляд, коляда, колядица моя!
3. А Марьюшка, наша лапушка,
Ай, коляд, коляда, колядица моя!
4. Пришла коляда, отворяй ворота,
Ай, коляд, коляда, колядица моя!
Девочка: Наша колёдка, не мала, не велика.
Вторая: в дверь не прёт, в окошко не лезет, во как.
Третья: Хозяева, добрячки, открывайте сундучки,
Доставайте пятачки и нам давайте.
Тётка Наталья: Стой, Нюронька! Не гоже попрошайничать сразу-те. Люди вишь пришли слушать нас. Надо бы им ещё колядку спеть.
Все поют «КОЛЯДА-МОЛЯДА ПО ЧТО ПРИШЛА?»
- Коляда-моляда, по что пришла?
- Косы просить.
- По что косы?
- Сено косить.
- По что сено?
- Коров кормить.
- По что коров?
- Молочко доить.
- По что молочко?
- Робят кормить.
- По что робят?
- Свиней пасти.
- По что свиней?
- Бугры ровнять.
- По что бугры?
- Красным девицам гулять.
Троим, двоим, давно стоим под окошечком с лукошечком.
Девочка: Ти-та-та, ти-та-та, пожалуйте решета,
Второй: Мучки насейтя, пироги затейтя,
Третий: Пирожки-то на дрожжах,
Не утянешь на вожжах,
Четвёртый: Положили пуще,
Они ещё гуще,
Пятый: Поставили на чело
Не осталось ничего.
(Чело -2. Наружное отверстие русской печи. Колебавшееся в челе печки пламя осветило лавочку, на которой спал старик. Мамин-Сибиряк, Зимовье на Студеной.)
Все: Подайте, лепёшку в середне окошко!...
Мальчик: Неси, не тряси, половину-ти не скуси.
Девочка: Ох, хороши калачи
Как огонь горячи!
Вторая: С печки упали, в мешочек попали
Тётка Наталья: Ох какие сорванцы, похватали калачи.
Третья: А наш Вася-сокольчик обжёг пальчики о калачик.
Тётка Наталья: то-то я гляжу хмурый стоит,
Из подлобья глядит.
(ИСПОДЛОБЬЯ-Глядеть насупив брови и не поворачивая головы, искоса, насупясь; глядеть недоверчиво или со скрытным неудовольствием.)
Третья: Милый сокольчик, купил колокольчик,
Поехал жениться- ветра боится, ворон стыдится.
Василий: Уйди от меня…
Тётка Наталья: Да вы пожалуй ещё и раздерётесь тута, сладу с вами нет никакого (обращается к девочкам)
Парнишка-то наш обижается. Давайте ему «Зимушку» споём…
ВСЕ ИСПОЛНЯЮТ «ЗИМУШКА-КРАСАВИЦА» из репертуара С. Дубовик
Тётка Наталья обращается к зрителям: Ну как вам Зимушка, хороша?
Она и нам шибко нравится. А теперь споём вам про саночки-самокаточки.
«ОЙ, САНОЧКИ-САМОКАТОЧКИ» из репертуара С. Дубовик
Тётка Наталья: Ох и молодцы, каку песню исполнили!
Нюра: Я умница, размница,
Про то знает вся улица!
Петух да кошка, да и я немножко.
Тётка Наталья: Ну вот это я понимаю,
Товар подачу любит. Что скромненько в сторонке то быть? Надо ти и на людях показаться. Так ли?
Все: Так, так, тётка Наталья!
Тётка Наталья: ну что погуляли? Надо-ти и честь знать, пора домой собираться.
Все: Ой, неохота, тётка Наталья, пусти ещё поплясать! Глянь сколько чужаков то пришло! Позволь на инструментах сыграть.
Тётка Наталья: Ну что с вами поделаешь? Идите веселитесь!
«ВОТ ТЕ ГРЕБЕНЬ, ВОТ ТЕ ЛЁН» с инструментами.
- Вот те гребень, вот те лён,
Вот те сорок веретён,
Ты сиди попрядывай
Да на меня поглядывай. - А я встану с лавочки
Возьму балалаечку,
А ты брат, Андрейка,
Сыграй на жалейке, - А ты брат, Ермошка,
Сыграй на гармошке,
А я выйду в круг плясать
Весь народ потешать. - О, ребята, выходи,
Будем весело плясать,
Мы заставим гармониста,
Полтора часа играть!
1 девочка: Тпру, тпру! Подожди, подавай пирожки!
2 девочка: С лучком, с мачком.
Обе: С горячим перечком!
3яя: Постой, девчат, я щас скажу.
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало
Начинай сначала.
Стойте, стойте, да что же это такое, другим надо дать место, вон стоят, ждут…
Все: Ну прощайте, люди добрые. Не поминайте нас лихом, а мы пошли!
Все поют: «АЙ, СПАСИБО ХОЗЯЮШКЕ ЗА МЯГКИЕ ПИРОЖКИ»