Статья. актуальность сувенирной продукции в современном обществе
Статья. актуальность сувенирной продукции в современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_01_04.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
С проблемой сувениров мы сталкиваемся постоянно. Сейчас производством сувениров занимается множество организаций, и все представляют себе сувенир по-разному. Для одних — это любая безделушка, для других, наоборот, — изделие улучшенного качества. Многие настойчиво отождествляют сувенир с любым произведением народного искусства, при этом, зачастую не отличая подлинного искусства от подделки. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «сувенир» определяется так: «1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города и т.п.». Сувенир обязательно напоминает о чем либо — это его основная функция. Сувенирность предмета привнесена из вне и является крайней субъективной категории:
что для одного — дорогой сувенир, для другого может оказаться просто утилитарным предметом, а для третьего — ничего не значащей безделушкой.
В последнее время слово «сувенир» как правило, связывается с вещью, приобретенной в память о посещении какого-либо места или в память о каком-либо событии, имеющим общественный характер (юбилей, годовщина, конференции и так далее). При чем географический и исторические аспекты оказываются нерасторжимо связанными, так как всякое крупное мероприятие не обходится без приглашения большого количества гостей из других городов, республик, стран.
Очень часто в качестве сувениров используют произведения народного искусства и изделия художественных промыслов. Человек ищет в качестве сувениров предмет с ярко выраженной местной традицией. Поэтому таким неограниченным способом пользуются хохломские ложки и миски, жостовские подносы,грузинская чеканка, среднеазиатская керамика.
Народное искусство — квинтэссенция народных представлений о жизни, о красоте. Поэтому его произведения лучше, чем что-либо другое, могут напомнить о встрече с народом их создавшим.
В связи с широким развитием туризма необходимость в сувенирных изделиях все боле возрастает. Сувенирное производство существует давно, в России — с XVIII века, начиная с изготовления памятных изделий, специальных фарфоровых изделий и так далее. Такое сувенирное производство жизненно необходимо, потому что сувениры выполняют специфическую, идеологическую и культурную задачу в современном обществе.
Сувенирный характер некоторых произведений декоративного искусства — категория скорее тематическая, смысловая. Работая над сувенирным изделием, как над любым другим произведением искусства, художник-прикладник учитывает, и материал, и условия эстетической жизни своего произведения, его место в быту.
Художник оказывается в более тесных рамках, так как сталкивается с целым рядом заранее заданных условий, с которыми обязан считаться. Это должно входить в его творческую задачу. Как правило, решение сувенирного изделия должно предельно лаконичным и убедительным, символы и эмблемы доходчивы и легко узнаваемы. Важно в сувенирном деле оперативность, умение быстро заменить устаревший ассортимент новым, чуткое отношение к запросам разных групп людей, очень важна точная адресованность сувенира.
С народным искусством сувенирный промысел роднит то, что в нем особенно ценится ручной труд. В отличие от промышленных сувениров, изделия сувенирных промыслов всегда рукотворны. Они не редко варьируют формы и декор народных изделий, но при этом принципиально отличаются от них. Это отличие сувенирного промысла от традиционного народного искусства.
Художественные кустарные промыслы должны иметь своего
потребителя в первую очередь в глубине народной среды. Изделие народного художественного промысла, пущенное на конвейер сувенирного производства, ориентированно в первую очередь на человека, который не прочитывает точности местного орнамента, особенности технологии и уровень мастерства.
Таким образом, современная сувенирная продукция, может наследовать и уместно преломлять в новых технологиях традиции различных художественных народных промыслов, что обеспечит ее востребованность в современном обществе.