Образовательный проект
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
для дошкольников и их родителей
«Куклы из бабушкиного сундучка»
Плешкова Татьяна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Художественно-эстетическое направление
МОУ ДО Центр дополнительного образования детей
с. Брейтово
2017
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: октябрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей и их родителей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол.
- Приобщать к истокам духовной культуры русского народа.
- Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
Развивающие:
- Развивать творческие и познавательные способности.
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы.
- Учить детей и их родителей изготовлять кукол своими руками.
- Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани.
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
- Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.
- Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
- Обогащать словарный запас дошкольников.
Проблема: Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потере культурно-исторических ценностей русского народа.
Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы.
2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности
Основной этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.
Познавательное развитие.
- Рассказ педагога «Бабушкины куклы».
- Просмотр презентации «Куклыиз бабушкиного сундучка».
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами.
Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
-Просмотр видеофильмов: «Кукла-кувадка своими руками», «Как сделать куклу мотанку «Крупеничка и Богач»», мастер-класс «кукла-закрутка своими руками».
Речевое развитие.
- Беседа с детьми «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную» (игровые, обрядовые, обереговые).
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка», «Куколка в траве», «Кукла».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «Моя любимая кукла».
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин кукол», «В музее», «День рождение Куклы», «Мастерская кукол»,
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».
- Презентации: «Куклы-обереги», «Кукла своими руками»
- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление кукол: оформление мини - музея «Куклы из бабушкиного сундучка», пополнение кукольного уголка, фото и репродукции различных времен с изображением кукол, изготовление кукол-кувадок, куклы «малышок-голышок», куклы-пеленашки.
Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу».
- Аппликация: «Кукла в национальном костюме».
- Изготовление с детьми кукол («кукла-пеленашка», «кукла-кувадка», «кукла малышок-голышок»).
- Конструирование: «Домик для куклы»
Музыкальная деятельность.
- Хороводные игры: «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…».
- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.
- Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».
Физическое развитие.
- Русские народные подвижные игры «Карусель», «Гуси-лебеди», «Ай ду-ду-ду».
- Пальчиковая гимнастика: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Мероприятия с родителями:
- Выставка творческих работ детей.
- Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «История и традиции русской народной куклы».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
- Участие в создании мини-музея «Куклы из бабушкиного сундучка»
- Консультация для родителей: «Расскажите детям, как вы жили, во что играли».
- Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
- Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
Заключительный этап:
- выставка детского творчества «Бабушкины куклы».
- Организация мини-музея «Куклы из бабушкиного сундучка».
- Презентация проекта.
Ожидаемый результат: Дети и их родители приобретают знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, знают различные виды тряпичных кукол, проявляют интерес к истории своего народа и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности.
Приложение №1.
Стихи о куколке
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
* * *
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
***
«Спи, моя красавица,
Спи, моя хорошая,
Будет тебе платьице –
Новое, в горошину!»
* * *
Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела, доводила до ума.
Только вечером попало мне от мамочки моей.
Я потратила на платье кучу новых простыней.
* * *
Ах вы, куклы, замарашки,
Где испачкали рубашки?
И чулочки, и носочки.
Как же вам не стыдно, дочки?
Снова целый день стирать,
Даже некогда играть!
* * *
Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)
* * *
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
* * *
Куколка любимая, я тебя люблю,
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю.
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай».
Приложение №2.
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
Игра-хоровод «Платочек»
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя!
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
Литература:
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
3. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/08/proekt_v_star.gruppe_kukly_russkogo_naroda.docx
http://www.kladraz.ru/blogs/nadezhda-nikolaevna-kravchenko/proekt-narodnaja-trjapichnaja-kukla.html