Конспект НОД в старшей группе «В гостях у русской избы»

Программное содержание:

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

* Формировать эстетический вкус, творческое воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_russkaya_izba.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «В гостях у русской избы»

Программное содержание:

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

* Формировать эстетический вкус, творческое воображение

Материалы и оборудование:

* Предметы домашнего обихода;

*Отрезки атласных лент разных цветов.

Интеграция с другими образовательными областями:

* Социально-коммуникативное развитие;

* Речевое развитие;

* Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

* Чтение русских народных сказок, пословиц, загадок, потешек

* Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

* Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Словарная работа: изба, печь, чугунок, ухват, лавка, кувшин, самовар, ковш, прялка, половица.

Педагог: Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные.

Раздолье русские песни поют.

-Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!

Педагог:  Ребята, а вы заметили, что мы сегодня с вами в необычном месте. А как где мы оказались?

Дети: В русской избе.

Педагог: А почему вы решили, что это русская изба?

(Ответы детей)

В избе большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе?

Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.

Педагог:  А какую еду готовили в печи?

Дети: Варили щи, кашу, пекли пироги, хлеб, сушили грибы и ягоды.

Педагог: А какую кашу вы любите?

Дети: (манную, гречневую, рисовую, пшенную, овсяную).

Педагог: А давайте с вами поиграем.

Игра. Сорока - белобока.

Сорока - белобока (взмахи скрещенными ладонями)

Печку топила (ладони вверх,  движение вперед)

Кашу варила (на ладошке пальчиком круговые движения)

На порог скакала (хлопки в ладоши)

Гостей созывала (поклон)

Гости не бывали (грозим правым пальчиком)

Каши не едали (грозим левым пальчиком)

Все своим деткам раздала (показать 5 пальцев, загибаем по очереди)

Этому дала (загибаем мизинчик)

Этому дала (загибаем безымянный)

Этому дала (загибаем средний)

И этому дала (загибаем указательный)

А этому ничего не дала (покручиваем верхнюю фалангу большого пальца)

Ты, молодец-удалец, печку не топил, кашу не варил (постукиваем по большому пальчику)

Шу-у-у-у прочь лети (поднимаем руки вверх)

Нет тебе ничего (разводим руки в стороны).

Педагог: Вот и я пока вас в гости поджидала, насеяла муки, тесто замесила, пирогов напекла, да кашу в печь поставила. А в чем я приготовила кашу?

Дети: В чугунке.

Педагог: Верно. В чугунке. В чугунке готовили кашу, парили целебные травы. А как же мне чугунок из печки-то достать? Он ведь горячий!

Дети: С помощью ухвата.

Воспитатель: Верно. Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Давайте попробуем достать чугунок из печки. (Один ребенок подходит и достает ухватом чугунок).

Педагог: В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки - лавки.

Этот угол назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что же есть на нашем столе?

Дети: кувшин, самовар, ковш, ложки, стаканы.

Педагог: Ребята, посмотрите, из какого материала сделана посуда?

Дети: Из дерева и глины

Педагог: Обратите внимание, как украшена посуда. Она украшена росписью. Ребята, что изображала роспись на посуде?

Дети: На посуде изображали солнышко, травку, ягодки.

Педагог:Видите, какие у нас ложки расписные. А для чего кроме еды люди еще использовали ложки?

Дети: Чтобы на них играть.

Педагог: Вот и мы с вами сейчас поиграем на ложках. В старину люди любили кататься на лошадях. В упряжке была одна, две или три лошади – тройка лошадей. Приготовьтесь и вы скакать на лошадке.

(Музыка Е. Железнова)

Едем едем на лошадке (ударяем ложками по коленочкам)

Но-но-но, (ударяем ложками друг о друга)

Рады, рады прокатиться (по коленочкам)

Но-но-но (друг о друга)

Звонко цокают копытца (по коленочкам)

Но-но-но (друг о друга)

Педагог:Ребята, посмотрите, что же еще есть у нас в избе? Что это за предмет?

Дети: Прялка.

Педагог: Правильно. Ребята. С ее помощью люди пряли пряжу. Посмотрите, как это делали.

Педагог: В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.

Педагог: Люди в старину много работали. Готовы ли вы потрудиться?

Дети: Да!

Воспитатель: (просит детей занять места за столами). С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников),  вязали скатерти (показ скатерти),  некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(показ половицы)

Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. На ваших столах отрезки из разноцветных ленточек.

-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ педагога). Из  трех разных по цвету ленточек плетем косичку до тех пор, пока не закончится ткань, а потом соединим их все вместе, чтобы у нас получился один красивый половичок.

А теперь приступайте к работе. (Дети изготавливают половицу, педагог следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).

-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Глиняная посуда для молока (Кувшин)

9) Украшает пол в избе (коврик, половица)

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! Гостей встречали по обычаю хлебом и солью.

Педагог: Дорогие ребята, уважаемые гости, мы приглашаем всех на чаепитие. Но сначала не забудьте, что перед едой нужно помыть ручки