Конспект НОД в старшей группе «В гостях у русской избы»
Программное содержание:
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
* Формировать эстетический вкус, творческое воображение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_russkaya_izba.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «В гостях у русской избы»
Программное содержание:
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
* Формировать эстетический вкус, творческое воображение
Материалы и оборудование:
* Предметы домашнего обихода;
*Отрезки атласных лент разных цветов.
Интеграция с другими образовательными областями:
* Социально-коммуникативное развитие;
* Речевое развитие;
* Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
* Чтение русских народных сказок, пословиц, загадок, потешек
* Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
* Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Словарная работа: изба, печь, чугунок, ухват, лавка, кувшин, самовар, ковш, прялка, половица.
Педагог: Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные.
Раздолье русские песни поют.
-Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!
Педагог: Ребята, а вы заметили, что мы сегодня с вами в необычном месте. А как где мы оказались?
Дети: В русской избе.
Педагог: А почему вы решили, что это русская изба?
(Ответы детей)
В избе большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе?
Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.
Педагог: А какую еду готовили в печи?
Дети: Варили щи, кашу, пекли пироги, хлеб, сушили грибы и ягоды.
Педагог: А какую кашу вы любите?
Дети: (манную, гречневую, рисовую, пшенную, овсяную).
Педагог: А давайте с вами поиграем.
Игра. Сорока - белобока.
Сорока - белобока (взмахи скрещенными ладонями)
Печку топила (ладони вверх, движение вперед)
Кашу варила (на ладошке пальчиком круговые движения)
На порог скакала (хлопки в ладоши)
Гостей созывала (поклон)
Гости не бывали (грозим правым пальчиком)
Каши не едали (грозим левым пальчиком)
Все своим деткам раздала (показать 5 пальцев, загибаем по очереди)
Этому дала (загибаем мизинчик)
Этому дала (загибаем безымянный)
Этому дала (загибаем средний)
И этому дала (загибаем указательный)
А этому ничего не дала (покручиваем верхнюю фалангу большого пальца)
Ты, молодец-удалец, печку не топил, кашу не варил (постукиваем по большому пальчику)
Шу-у-у-у прочь лети (поднимаем руки вверх)
Нет тебе ничего (разводим руки в стороны).
Педагог: Вот и я пока вас в гости поджидала, насеяла муки, тесто замесила, пирогов напекла, да кашу в печь поставила. А в чем я приготовила кашу?
Дети: В чугунке.
Педагог: Верно. В чугунке. В чугунке готовили кашу, парили целебные травы. А как же мне чугунок из печки-то достать? Он ведь горячий!
Дети: С помощью ухвата.
Воспитатель: Верно. Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Давайте попробуем достать чугунок из печки. (Один ребенок подходит и достает ухватом чугунок).
Педагог: В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки - лавки.
Этот угол назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что же есть на нашем столе?
Дети: кувшин, самовар, ковш, ложки, стаканы.
Педагог: Ребята, посмотрите, из какого материала сделана посуда?
Дети: Из дерева и глины
Педагог: Обратите внимание, как украшена посуда. Она украшена росписью. Ребята, что изображала роспись на посуде?
Дети: На посуде изображали солнышко, травку, ягодки.
Педагог:Видите, какие у нас ложки расписные. А для чего кроме еды люди еще использовали ложки?
Дети: Чтобы на них играть.
Педагог: Вот и мы с вами сейчас поиграем на ложках. В старину люди любили кататься на лошадях. В упряжке была одна, две или три лошади – тройка лошадей. Приготовьтесь и вы скакать на лошадке.
(Музыка Е. Железнова)
Едем едем на лошадке (ударяем ложками по коленочкам)
Но-но-но, (ударяем ложками друг о друга)
Рады, рады прокатиться (по коленочкам)
Но-но-но (друг о друга)
Звонко цокают копытца (по коленочкам)
Но-но-но (друг о друга)
Педагог:Ребята, посмотрите, что же еще есть у нас в избе? Что это за предмет?
Дети: Прялка.
Педагог: Правильно. Ребята. С ее помощью люди пряли пряжу. Посмотрите, как это делали.
Педагог: В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.
Педагог: Люди в старину много работали. Готовы ли вы потрудиться?
Дети: Да!
Воспитатель: (просит детей занять места за столами). С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), вязали скатерти (показ скатерти), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.
(показ половицы)
Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. На ваших столах отрезки из разноцветных ленточек.
-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ педагога). Из трех разных по цвету ленточек плетем косичку до тех пор, пока не закончится ткань, а потом соединим их все вместе, чтобы у нас получился один красивый половичок.
А теперь приступайте к работе. (Дети изготавливают половицу, педагог следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).
-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (Ложки)
8) Глиняная посуда для молока (Кувшин)
9) Украшает пол в избе (коврик, половица)
10) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! Гостей встречали по обычаю хлебом и солью.
Педагог: Дорогие ребята, уважаемые гости, мы приглашаем всех на чаепитие. Но сначала не забудьте, что перед едой нужно помыть ручки