Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.49 КБ |
zdorovesberegayushchaya_teh.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Муратова Валентина Юрьевна
МОУ Ушмунская СОШ, учитель музыки.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе
Здоровье сберегающие технологии - это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Урок музыки сам по себе – здоровье сберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
Цель здоровьеесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки – это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Начинать урок можно с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем, либо с повторения игры или скороговорки выученной на прошлом уроке.
На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру.
У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое проговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.
Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. После занятий вокало-терапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков.
звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
- звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
- звук “о - и - о - и” массирует сердце;
звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене используются виды арт-терапии:
Метод «Фольклорная терапия».
На своих уроках я знакомлю детей русскими народными песнями. Фольклорная терапия – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Разный песенный фольклор, заклички, припевки, и многое другое.
Например, игра «Золотые ворота» ( Приложение 1)
Способствует развитию как вокальных, так и внимательности, потому что в игре важно не попасть в воротца которые закрывают дети.
Во время исполнения песни можно ускорять или замедлять темп, что способствует разработке дикции и артикуляционного аппарата.
Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка, в результате постоянной тренировки улыбки, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психо - эмоцианальное состояние. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.
Метод «Ритмотерапия» - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно использовать в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:
-марширование;
-движение рук (фразировка);
-элементарные танцевальные движения;
-игра на воображаемых музыкальных инструментах;
-условное(графическое)изображение музыки;
-«свободное дирижирование».
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми.
На уроках, где преобладает устная работа, я провожу физкультминутки,(логоритмическая гимнастика) примерно через 15-20 минут от начала урока или по мере необходимости. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Мы пойдем с тобой налево». (Приложение 2 )
С уч-ся первых, вторых классов исполняем песенку «У оленя дом большой» с двигательным показом. Очень нравится ребятам пеня-игра «Злую тучку наказали». Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Перед исполнением каждой песни, как правило, нужно поработать на артикуляционным аппаратом. Нужно помнить что голос это инструмент и его нужно правильно настроить и для этого необходимо:
- правильное дыхание,
- правильное интонирование,
- четкое произношение,
- открытость звука.
Распевка в общем должна занимать 10 минут, но не более 15.
Существует огромное количество на которых можно настроить голос для пения. (Упражнение «Кошечки», «Свеча», «Улыбочка- трубочка») (Приложение 3)
Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Метод «Музыкотерапия» является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания. Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования усиливает вовлеченность детей в процесс работы.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства. Музыка может полностью поменять мировоззрение человека, и даже подвигнуть его на те, или иные поступки.
Психологи уверяют, что пение может помочь в решении многих проблем.
Список литературы
1.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.
2.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г
3.Коваленко В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе.1-4 классы». Москва,Издательство «Вако»,2005.
4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательне технологии в современной школе», Москава, Издательство «АПК и ПРО»
5. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-uroke-muziki-601624.html - Ислямова Наталья Васильевна
6. https://multiurok.ru/files/zdorove-sberegaiushchie-tekhnologii-na-urokakh-m-1.html - статья Барановой Маргариты Вячеславовны
Приложение 1.
Игра «Золотые ворота»
Двое детей встают в воротца и скрепив руки в замочек стоят, держат руки над головами. Остальные дети встают в змейку, и держаться за руки. Первый кто стоит в змейке будет водящий или «мамка». Водящий водит детей через воротца. На всем протяжении игры дети поют текст песни, как только слова заканчиваются воротца (т.е. руки ) закрываются. И кто остался в середине, встают к воротцам. Игра продолжается до тех пор, пока «не переловили всех»
Золотые ворота, проходите господа,
Перва (первая) мать пройдет, всех детей проведет,
Первый раз прощается , второй запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Во время исполнения песни можно ускорять или замедлять темп, что способствует разработке дикции и артикуляционного аппарата.
Приложение 2
«Мы пойдем с тобой налево».
- Мы пойдем с тобой на лево (идем по кругу влево)
- А потом пойдем на право (идем по кругу в право)
- В центр быстро соберемся (подходят в центр)
- И обратно разойдемся (расходятся из круга)
- Мы присядем на дорожку (приседают)
- Встанем за руки возьмемся ( взяться за руки)
- И попрыгаем немножко (попрыгать )
И повторяем несколько раз.
Приложение 3
Упражнение «Кошечки»
Встать прямо ноги на ширине плеч. Руки согнуть в локтях перед собой. На раз повернулись в право – вдохнули через нос, повернулись прямо – выдохнули через рот. На два - повернулись в лево – вдох через нос, снова повернулись прямо – выдох через рот. Упражнение повторяется несколько раз.
«Свеча»
Встали прямо заняли исходную позицию. Глубоко вдохнули через нос, воздух мысленно отправляем не в легкие, а диафрагму. И представляем, что в руке мы держим зажжённую свечу, и дуем на нее тоненькой струйкой стараясь не задуть свечу.
«Улыбочка - трубочка»
Следующее задание служит для разработки мимических мышц лица.
Встали ровно.
Губы сложили в трубочку и вытянули вперед, растянули губы в улыбочку.
И повторили несколько раз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Василий Александрович Сухомлинский
Здоровьесберегающие технологии Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Физкультминутки, Динамические паузы, Дыхательные упражнения; Речевые упражнения; Двигательные упражнения, ритмотерапия ; Пение; Виды музыкальной деятельности,помогающие здоровьесбережению учащихся
Начинать урок можно с : Музыкального приветствия, Повторения игры, Скороговорки, Распевки , Что это дает, на что влияет: Разрабатываются певческие, интонационные, ансамблевые навыки, Улучшается дикция, Правильность произношения. Чистое звукоизвлечение .
"Кто много поет, того хворь не берет!" звук “а - а ” массирует глотку, гортань, щитовидную железу ; звук “о - о ” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
« Фольклоротерапия » - это естественная арттерапия,включающая в себя извлечение звуком,музыкой,движением,драмой , несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . В фольклоре действительно есть врачующее начало. Фольклоротерапия
Игра «Золотые ворота»
« Ритмотерапия » Марширование Движение рук (фразировка) Элементарные танцевальные движения Свободное дирижирование
Работа над артикуляционном аппаратом Правильное дыхание Четкое произношение Правильное интонирование Открытость звука Распевка в общем должна занимать 10 минут, не более 15мин.
Результаты музыкотерапии Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика; Повышение уровня речевого развития; Снижение уровня заболеваемости; Снятие раздрожительности , нервного напряжения
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства. Музыка может полностью поменять мировоззрение человека, и даже подвигнуть его на те, или иные поступки. Психологи уверяют, что пение может помочь в решении многих проблем.
Используемые источники: . https ://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-uroke-muziki-601624.html - Ислямова Наталья Васильевна https ://multiurok.ru/files/zdorove-sberegaiushchie-tekhnologii-na-urokakh-m-1.html - статья Барановой Маргариты Вячеславовны Литература: 1.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г. 2.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г 3.Коваленко В.И. « Здоровьесберегающие технологии в школе.1-4 классы». Москва,Издательство «Вако»,2005. 4. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие образовательне технологии в современной школе», Москава , Издательство «АПК и ПРО»