Методическая разработка на тему:"Русская культура XVIII века".

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_kultura_18_veka.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

На тему:

«Русская культура XVIII века»

Преподаватель:

Матвеева Юлия Александровна

                                                                               Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

XVIII век становится веком интеллектуального штурма идеи культуры. Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий, которые отражают наш повседневный быт, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура. Понятия «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

При Петре I произошли преобразования в различных областях государственного управления России. Большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. В те годы, как никогда ранее, с особой остротой встала задача подготовки специалистов самого различного профиля: кораблестроителей, архитекторов, картографов и многих других. Жизнь властно требовала широких государственных мер. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «Аз есмъ в чину учимых и учащих мя требую.» Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалование им, Петр I прежде всего преследовал цель обучения русских людей. Для учебы и практического усвоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских семей. По возвращении Петр I не раз выполнял роль строгого экзаменатора. Учеба русских приравнивалась к государственной службе. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы. Главное значение в подготовке нужных специалистов имела, разумеется, школа. В предыдущее время преобладало церковное


образование. Новый XVIII век выдвинул свои запросы. Для постройки морского корабля, домны, токарного станка, для составления географических, карт, исследования руд богословские знания были  непригодны. Требовалось практическое, светское образование.

В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специальных учебных заведений. В училищах низшей ступени воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также учредило свои начальные учебные заведения. В 1715 году часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Ее воспитанниками стали многие выдающиеся русские мореходы (полярные исследователи Г. Малыгин и С. Челюскин).

«Навигацкие» школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.

К 1707годуотносится основание медицинской школы в Москве, через несколько лет такая же школа стала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают артиллерийская и инженерная школы. Основываются учебные заведения, где главным предметом были иностранные языки, включая восточные.

При Петре I значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Издавались пособия по математике, физике, грамматике, различные словари, календари. Распространению учебной литературы способствовало введение гражданской азбуки . Витиеватые церковнославянские буквы, трудные для чтения, изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию.

Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги. Открылись новые типографии в Москве и Петербурге, а при них - гравировальные мастерские. Петр I имел походную типографию, где, кроме печатников, были и художники-граверы. При частной

типографии в Москве существовала бесплатная библиотека. В 1714 году возникла первая в России государственная публичная библиотека в .ZZ Петербурге.

С декабря 1702 года стала выходить первая русская печатная газета «Ведомости». Газета сообщала о событиях в России и за рубежом. Первоначально «Ведомости» издавались в Москве, а затем в Петербурге.

До Петра I в России не было общедоступного театра. Церковники противились распространению светской культуры, в том числе и театральных представлений. Петр I, сам большой любитель театральных зрелищ, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 года здесь начали ставить спектакли. Актерами первоначально были иностранцы, затем стали набирать в труппу русских людей. Театральных зрителей обычно называли «охотными смотрелъщиками», а билеты «ярлыками».

В конце XVII - первой четверти XVIII века больших успехов достигла молодая русская наука. Внушительными были результаты географических исследований юга России, Каспийского и Аральского морей, Сибири, Курильских островов. Были изданы карты ряда регионов России и сопредельных стран, подготовленные на научной основе русскими геодезистами. В январе 1725 года, незадолго до своей смерти, Петр I подписал инструкцию командору В. Берету, морская экспедиция которого должна была установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Развитие промышленности потребовало геологических изысканий, изучения физики, химии, механики и других наук. Часть первооткрытия месторождения полезных ископаемых принадлежит людям той эпохи. Именно в ту пору нашли каменный уголь Донецкоко и Кузнецкого бассейнов, нефть Поволжья и Коми края.

Используя опыт передовых стран Западной Европы, русские механики внесли много усовершенствований и предложили свои

оригинальные конструкции механизмов. Здесь особенно отличились тульские мастера. На Урале стали строить домны таких размеров, которых не знала металлургия других стран. Замечательный русский механик А. К. Нартов изобрел и изготовил токарные, винторезные и токарно - копировальные станки, которые явились новинкой и для заграницы. Было освоено производство оптических приборов - подзорных труб, микроскопов. Стали проводиться астрономические наблюдения. Для преодоления суеверий и предрассудков, связанных с солнечными затмениями, публиковались научные объяснения этих явлений. «Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума пуста», - говорил Петр I.

В 1714 году было положено начало Петербургской Кунсткамере - первому естественному музею в России, позже открытому для всеобщего обозрения. В Петербурге был основан и Ботанический сад.

В петровское время резко возрос интерес к России, ее истории. По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого. Выходили в свет исторические сочинения. Петр I сам участвовал в сборе и редактировании материала по истории Северной войны. Он понимал патриотическое, воспитательное значение истории родной страны.

Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра в России - Академии наук. С1724 года проект учреждения Академии наук рассматривался Сенатом и был утвержден Петром I. Открытие Академии наук состоялось уже после смерти Петра в конце 1725 года.

Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно. Взамен старого летоисчисления «от сотворения мира» Петр I ввел с января 1700 года новое, принятое во многих европейских странах, от «рождества Христова». Раньше новый год начинался с 1 сентября, а в 1700 году и впредь его было указано праздновать 1 января. Празднества непременно сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, иллюминацией, весельем и взаимными поздравлениями.

Возвратясь из «великого посольства» в Европу, Петр I рьяно взялся за введение одежды европейского покроя. На одном из пиров он собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Такими же методами действовала царская администрация на местах, устраивая настоящие облавы на тех, у кого были бороды и платье русского образца. Крестьянам и церковнослужителям разрешалось не брить бороды. Дозволялось носить бороду лишь при условии уплаты пошлины. Портным запрещалось шить русское платье, а торговцам - продавать его.

Для дворянства и верхов городского населения Петр I ввел так называемые ассамблеи, т.е. общественные собрания. Ассамблеи проводились в зимнее время поочередно у знатных лиц. Хозяин предоставлял гостям комнаты, свечи (собирались с 5 до ю часов вечера), игры (шашки, шахматы). На ассамблеях также должны были бывать и женщины, что явилось большим нововведением, т.к. по старым порядкам, женщины не допускались в мужское общество.

Петр I заботился о том, чтобы дворяне усваивали хорошие манеры, умели фехтовать, ездить верхом, танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, писать и говорить красноречиво. На помощь приходили пособия, вроде книги «Приклады, как пишутся комплименты разные», т.е. образцы писем на все случаи жизни.

Большим успехом пользовались у молодых дворян и состоятельных горожан книга «Юности честное зерцало», где речь шла о правилах поведения в обществе. Осуждались те, кто «чавкает, аки свинья» за столом или «перстом в носу чистит». Вместе с тем говорилось и о том, как «смирять и унижать» своих «рабов», т.е. крепостных и слуг.

Нововведения затронули и городские благоустройства. Издаются правительственные распоряжения об упорядочении застройки городов, соблюдении чистоты на улицах и площадях, сооружении каменных мостовых. Современники свидетельствуют, что Петр I не раз


участвовал в тушении пожаров и способствовал улучшению городской противопожарной службы.

Петровские преобразования явились результатом предшествовавшего общественного и культурного прогресса в России. Петр I, укрепляя российский абсолютизм, усиливал хозяйственную и военную мощь России, стремился придать русской культуре светские черты.

Грандиознейшим созданием русского народа XVIII века стал Петербург - национальная гордость новой России. Определение места города при слиянии двух рукавов реки обусловлено было вековой традицией. Новая столица - Петербург - требовала монумента, увековечивающего торжество победы. Таким монументом и явилась колокольня Петропавловского собора (1714 г. архитектор Д. Трезини), в архитектуре которой своеобразно использован был мотив Меньшиковой башни в Москве - шпиль, увенчанный крылатой фигурой. Скульптурная фигура ангела явилась здесь олицетворением крылатой победы – Виктории. Смело вдымаясь на головокружительную высоту, осеняя великие просторы земли и воздуха. Петропавловский монумент представлял эмблему Петербурга. Это было одно из самых выдающихся произведений петровского баррокко.

Колокольня послужила образцом многочисленных сооружений в стиле барокко в Петербурге и по всей России. Усадебная застройка древнерусских городов была хаотична. Каждый хозяин усадьбы делал на ней что хотел. Петр I требовал, чтобы официальные и частные дома в Петербурге имели бы стройный архитектурный облик. Были сочинены образцовые фасады домов для людей разного звания. Боярские и купеческие дома в средневековой Москве выходили на улицу заборами, людскими и службами. Общие очертания улиц носили неправильный характер. Петр запретил застраивать город по-старому. Домовые фасады открывались теперь на улицу. Весь город в целом оказался спланированным правильными кварталами. По образцу Петербурга и другие русские города стали вводить регулярную планировку, что составило одну из примечательных страниц русского градостроительства.

Русская архитектура начала XVIII века создала образцы каменных зданий гражданского и военного назначения, неведомые в прошлом. Таковы были здания аптеки, библиотеки, Арсенала в Москве, Публичного музея (Кунсткамеры), Гостиного двора, больничного госпиталя, судостроительной верфи в Петербурге, Таможни в Архангельске.

Разбив в Петербурге первый в России регулярный парк - Летний сад (проект Леблона), Петр заказал для него статуи в Венеции. Мраморные фигуры Утра, Вечера, Ночи, Дня, Времен года и прочие, исполненные венецианскими мастерами в стиле барокко, до сих пор украшают Летний сад.

Сооружение петергофских фонтанов увековечило, в духе барокко, победу России над Полтавой. Многочисленные водяные потоки фонтанов создавали ослепительное шумное зрелище. Идеи средневекового провиденциализма являлись стойким препятствием для развития портретного искусства. Новая, Петровская эпоха послужила началом необычайного расцвета живописного и скульптурного портрета.

Личность Петра I с его пытливым умом и титанической энергией вызывала повышенный интерес у современников. К. Б. Растрелли увековечил Петра, создав скульптурный портрет, полный вдохновенной энергии. Бюст Петра I Растрелли - это не только портрет монарха. Скульптор выразил здесь сущность петровского времени, дерзания и силу молодой русской нации.

Барельефы, помещенные на колонне, повествуют об основании Петербурга, взятии Дербента, Гельсингфорса, о полтавской победе и других событиях. Растрелли рисует здесь батальные сцены и морские сражения. Скульптурные изображения полны движения и энергии. Творчество К. Б. Растрелли отразило подъем национального самосознания в России, встряхнувшейся от средневековой неподвижности и застоя. Образы, созданные скульптором, явились олицетворением энергии и силы молодой русской нации.

Среди архитекторов и скульпторов петровского времени, воспитавшихся в России, выделялись И. Зарудный, М. Земцов. И. Зарудный с резчиками развивал здесь традиции древнерусского иконостаса, обогащая его ордерными формами. Иконостас был исполнен по личному заданию Петра I. Исключительная оригинальность композиции иконостаса Петропавловского собора, блестящее мастерство исполнения служат раскрытию большого исторического содержания и придают этому произведению эпохальное значение.

В изобразительном искусстве Петровской эпохи имели место сочетание и борьба реалистических тенденций со старыми иконописными приемами. Глубокие пережитки средневековья в общественной жизни и в сознании людей питали всякого рода консервативные настроения, порождавшие пристрастие к древней иконописной традиции. В Петровскую эпоху заложены были основы портретной, батальной, исторической, пейзажной и бытовой живописи.

Гравюры А. Ф. Зубкова, изображавшие строительство Петербурга, положили основание искусству пейзажа в России. Зубков представлял в своих гравюрах кипящие жизнью проспекты и набережные новой столицы, дворцы, дома, грандиозные суда на воде - все чем гордилась новая Россия.

Перелом в русском искусстве отражал исключительно важный шаг в историческом развитии русского народа. Молодая русская нация встряхнулась от средневекового застоя, от дурманящей религиозной утопии, мистики и нашла в себе энергию, чтобы повернуться к реальной жизни и двинуться по пути прогресса. Буржуазные общественные связи, пожирающие косные средневековые понятия и нравы, внесли новую, здоровую струю в народное сознание и послужили отправной вехой для преобразования и оздоровления всей русской национальной культуры. Петр I и его сподвижники, обрушивались на отжившие средневековые обычаи и представления, действовали в соответствии с широкими национальными потребностями своего времени.