Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «КОЛЯДА»

ГУГКАЕВА  ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорной студии «Коляда» программа художественной направленности создана  для развития нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения, сохранение культуры наших предков, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Современное течение жизни человек, ставит важнейшую социально - культурную проблему, имеющую принципиальное значение при формировании личности. Это отрыв от национальных корней. На сегодняшний день естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственность поколений. Занятия на музыкальном фольклоре помогают ребенку получить возможность приобщиться к своей исконной культуре, ощутить свою историческую принадлежность к родному народу, проявить свою творческую активность, жить в гармонии с окружающим миром и решают выявленную проблему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada_-_litsey_no_47.docx100.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 47»

 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  ГОРОДА САРАТОВА

410086, г. Саратов,  ул. 3-я Степная, 6, тел./факс: (845-2) 670-680, е-mail: lic47.sar@yandex.ru 

ОКПО 43720029; ОГРН 1036405303890; ИНН/КПП 6453041550/645301001

   

«Согласовано»

На заседании МС

_________________/зам по УР/

Протокол № ________

 От  «____»___________2020г.

 «Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей №47»

_________ /С. В. Антипина/

«__»___________2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «КОЛЯДА»

Возраст обучающихся: 6  - 15 лет

Срок реализации: 1 года

Преподаватель: Гугкаева О.В.

Педагог дополнительного образования

 

Саратов 2020г.

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа «Фольклорной студии «КОЛЯДА» разработана на основе и с учетом:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Письма Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 г. № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г.  №1077, п.51.);
  • Устава МОУ «Лицей №47» Ленинского района г. Саратова.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорной студии «Коляда» программа художественной направленности создана  для развития нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения, сохранение культуры наших предков, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Современное течение жизни человек, ставит важнейшую социально - культурную проблему, имеющую принципиальное значение при формировании личности. Это отрыв от национальных корней. На сегодняшний день естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственность поколений. Занятия на музыкальном фольклоре помогают ребенку получить возможность приобщиться к своей исконной культуре, ощутить свою историческую принадлежность к родному народу, проявить свою творческую активность, жить в гармонии с окружающим миром и решают выявленную проблему.

Педагогическая целесообразность программы

Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театральные занятия обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занимаясь по данной программе, учащийся начинает лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  является:

комплексная программа, включающая как музыкальное, танцевальное, так и театральное направление, что значительно расширяет её возможности.

Повторение тем в учебно-тематическом плане связанно с цикличностью народных праздников и говорит о спиральности обучения, о постоянном расширении со держания одноименных тем. Гибкость программы предполагает возможность внести корректив: по тематике занятий, по количеству часов в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.

Адресат программы

Данная программа предназначена для учащихся от 6 до 15 лет. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.

Такой значительный возрастной диапазон требует деления на этапы освоения традиционной народной культуры по следующим группам:

  • первая группа включает детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет);
  • вторая группа – подростков (от 11 до 13 лет);
  • третья группа – старшего школьного возраста (14-15 лет).

Количество детей в группе младшего школьного возраста 10-12 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации игровой деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях.

Количество детей в подростковой  группе и группе старшего школьного возраста 10-15 человек. Такое количество детей является оптимальным как для фольклорного направления (это соответствует оптимальному количеству участников аутентичного фольклорного коллектива), так и для индивидуального подхода к обучению ребенка.

Срок освоения и объем программы

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы составляет:

Срок реализации - 1 года

Количество часов в год – 102 час

Режим занятий – 3 раза  в неделю по 40 мин, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия. Режим занятий составлен в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41.

Форма обучения: очная (гл. 2, ст. 17, п. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

По форме занятия делятся на:

  • групповые (во время проведения занятий);
  • подгрупповые – в течение перерыва (игровая форма может быть с участием родителей);
  • индивидуальные – после занятий (для детей, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив).

  1. Цель  и задачи программы

Цель программы – развитие личности ребенка через приобщение его к традиционным национальным обычаям, игре на народных инструментах, обрядам, народной культуре, истории родного края.

Задачи программы

Обучающие:

  • дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • дать        знания        традиционного        русского        поэтического        и        музыкального творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
  • познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;
  • познакомить с историей, легендами родного края;
  • обучение детей игры на простейших музыкальных инструментах;
  • формировать  навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства.

Развивающие:

  • развивать  активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • формировать и развивать исполнительские творческие навыки и умения каждого обучающегося;
  • развивать память, речь, внимание, воображение, мышление;
  • развивать и совершенствовать коммуникативные навыки (умение слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовывать ситуацию общения);

Воспитательные:

  • прививать бережное отношение к культурным традициям нашей родины;
  • формировать любовь и уважение к национальным традициям, чувство долга и патриотизм, интерес к истории родного края;
  • формировать у детей любознательность, уважительное отношение к родителям, коллективизм, дружбу;
  • воспитывать способность соотносить свои интересы с интересами других членов детского коллектива, уметь продуктивно взаимодействовать.

1.3.Планируемые результаты

По        окончании        курса «Фольклорной студии «КОЛЯДА» обучающийся        должен показать следующие результаты:

Предметные

знать:

  • фольклорные праздники и их назначение;
  • умение вести себя на сцене, в обществе
  • иметь        представление        о        фольклоре,        его        основных        особенностях        и средствах;
  • прозаические жанры русского фольклора (загадки, сказки, пословицы, приметы, считалки, поговорки, скороговорки, перевёртыши);
  • представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  •         традиционное русское  поэтическое и музыкальное творчество;
  • традиционные народные календарные праздники;
  •  важнейшие обряды, обычаи, приметы;
  • историю, легенды родного края.

уметь:

  • петь        колыбельные        песни        и        припевки,        простейшие        одноголосные народные и авторские произведения;
  • играть в традиционные детские игры, основанные на театрализованном действе, развивающие творческие способности детей;
  • четко декламировать изученные загадки, скороговорки и т.д.;
  • самостоятельно сочинять игры, пословицы, поговорки, загадки;
  • произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
  • развивать музыкальную память, преодолевают застенчивость, скованность, совершенствуются музыкальные способности;
  • расширять музыкальный репертуар;
  • эмоционально –выразительно читать и  исполнять, как русские народные песни, так и инструментальные народные  произведения;
  • петь  в унисон, каноном, не бояться сольного исполнения;
  • уверенно  владеть любым народным  музыкальным инструментом;
  • двигаться на основе восприятия музыки;
  •  правильно выполнять позиций рук и ног стилизованного народного танца;
  • выполнять движения в соответствии с изменениями силы, размера, темпа;
  • выполнять движения на выработку и совершенствования двигательных навыков на основе восприятия музыки;
  • чувствовать синкопированный ритм в музыке, а также определять начало и конец музыкальной фразы;
  • комбинировать различные танцевальные движения в зависимости от музыкального произведения;
  • двигаться в свободной импровизации под любую музыку.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Личностные

  • умение видеть прекрасное в народном творчестве;
  • бережное отношение к народной песне;
  • -способность к поиску новых источников информации по интересующим вопросам
  • стремление к самовыражению через творчество;
  • умение отстаивать собственную точку зрения;
  • уверенность в собственных силах;
  • профессиональное отношение к костюму, сценическому реквизиту.

1.4.Содержание программы

  • Учебный план

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Формы аттестации и контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Знакомство с народными музыкальными инструментами 

1

3

4

опрос

2.


Основные жанры русской народной песни: лирика, хоровод и пляска. Разучивание песен названных жанров с элементами канона.

1

3

4

        практическое задание, педагогическое наблюдение

3.

Вводное занятие. Хореография.

 Постановка корпуса. Основные положения и позиции: рук, ног

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

4.

Основные виды шага. Основные виды бега. Постановка корпуса

1

1

2

           этюд, практическое задание, педагогическое наблюдение

5.

Знакомство с понятиями: «круг», «диагональ»,

центр зала, интервал, дистанция

1

2

3

практическое задание, педагогическое наблюдение игра,

6.

Подготовка театрализованного представления на праздник «ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ»

1

2

3

практическое задание, педагогическое наблюдение

7.

Постановка народной сказки

1

1

2

практическое задание, тренинг

8

Вводное занятие.  Работа с одним из музыкальных инструментов: балалайка, гармонь, ударные.

1

2

3

практическое задание,

 педагогическое наблюдение

9

Народная песня. Русское эпическое творчество: былины, духовные.

1

2

3

практическое задание,

10.

Четкое выполнение движений под музыку.

1

1

2

практическое задание,

11

 Танец «Русский народный».

2

4

6

практическое задание, педагогическое наблюдение

12.

Подготовка театрализованного представления на праздник «КАК

 НА РУСИ ОТМЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД»

1

2

3

беседа, мизансцены, репетиции

показы спектакля

13.

Постановка народной сказки

1

6

7

беседа, мизансцены, репетиции, показы спектакля

14.

Музыкальный фольклор

Вводное занятие 

Урок освоения новых знаний.

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

15.

Народная песня. Особенности

 ее исполнения

2

4

6

практическое задание, педагогическое наблюдение

16.

Обучение детей игры на

простейших музыкальных инструментах

1

3

4

практическое задание, педагогическое наблюдение

17.

Концертное исполнение песен

1

1

2

открытое занятие для родителей, концертное исполнение

18

Восприятие характера музыки

 и его передача движений через основные движения танцев

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

19

Танцы – игры (постановка).

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

20

Знакомство с понятиями: «круг», «диагональ»,

центр зала, интервал, дистанция.

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

21

Прозаические жанры русского

 фольклора

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение, этюды

22

Традиционные детские игры, основанные на театрализованном действии

1

3

4

этюд, игра, тренинг

23

Беседа о Масленице. Знакомство со сценарием праздника

2

4

6

открытое занятие для родителей, показы

представлений

24

Веселые музыканты. Работа

С музыкально-шумовыми инструментами: бубен, трещотки, рубель, бубенцы и т.д.

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

Самостоятельная работа

25

Народная песня. Приобретение ощущения прочной дыхательной опоры и отчетливой артикуляции. Освоение нового песенного репертуара

2

2

4

практическое задание, педагогическое наблюдение,

26

Концертное исполнение песен

1

1

2

открытое занятие для родителей, концертное исполнение

27

Четкое выполнение движений под музыку.

1

1

2

практическое задание, педагогическое наблюдение

28

Танец «Русский лирический».

1

5

6

открытое занятие для родителей, концертное исполнение

29

Подготовка театрализованного представления

 на праздник «пасхи» и «красной горки»

2

3

5

практическое задание, педагогическое наблюдение

30

Традиционные детские игры, основанные на театрализованном действии).Комбинированный урок.

2

3

5

открытое занятие для родителей, показы

представлений

Содержание дополнительной образовательной программы

1.Вводное занятие. Знакомство с музыкальными инструментами – ложки, трещотки, дудочкой, балалайкой.  (4 часа)

Теория

Введение в модуль. Инструктаж по технике безопасности. Изобретательность создателей        и виртуозность        исполнителей.        Жанры: сигнал, песенный и плясовой наигрыши, аккомпанемент к песне.  Духовые, струнные, ударные.        Взаимосвязи        и взаимоотношения вокальной и инструментальной музыки.

Великие   русские  писатели  и        поэты о народных инструментах: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, С.А. Есенин, Б.А. Пастернак.

Практика

Подлинно фольклорные записи. Прослушивание инструментального фольклора в профессиональном исполнении. Разучивание песенных и плясовых наигрышей.

Аккомпанемент к песням.

2.Основные жанры русской народной песни: лирика, хоровод и пляска. Разучивание песен названных жанров с элементами канона (4 часа)

Теория

Лирическая протяжная песня - душа народной крестьянской музыки. Ее иные названия: "проголосная","долгая" идр. Хоровод как разновидность русского народного театра. Виды хороводов. Плясовые песни, сопровождающие пляску.

Практика

Исполнение лирических, хороводных и плясовых песен. Навыки звуковедения. Цепное дыхание в протяжных песнях. Выделение тонических акцентов. Разучивание плясок, хороводов. Свободное владение корпусом. Исполнение двухголосных песен.

3.Вводное занятие. Хореография. Постановка корпуса

Теория

Объяснение, демонстрация основных положений рук и ног

Практика

Отработка основных положений и позиций ног: свободная; подготовительная;ь«твердые – мягкие» ноги;  движение ног стоя на месте; пружинка и приседание; 1,2,3,4, позиции ног классического танца.

4.Вводное занятие . Основные положения и позиции: рук, ног (2 часа)

Практика

Основные положения и позиции рук:

  • свободные;
  • руки опущены;
  • «твердые – мягкие» руки;
  • руки на талии;
  • за спиной;
  • перед собой;
  • направление рук: вверх, в стороны;
  • позиции 1,2,3, подготовительная;
  • движение рук стоя на месте в сочетании с движениями ног.

Расслабление мышц плечевого пояса: поднимание рук в стороны, снятие мышечного напряжения в плечах с опусканием рук вниз. Сжимание и разжимание кисти в кулак.

5. Знакомство с понятиями: «круг», «диагональ»,(2 часа)

Теория        

Игровой фольклор (как часть детского фольклора) Значение действия и игры как основы народного театра. Игры спортивные, хороводные, обрядовые, драматические.

Практика

Разучивание  музыкально-игровых композиций  "Утка        и селезень", "Шла утушка бережочком", хоровод-игра и т.д.

Исполнение        музыкально-поэтических        образцов        игрового        фольклора "Заинька", "Ремешок", "Коза", "Я на бочке сижу" и т.д.

6.Знакомство с праздником «ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ» (3 часа)

Теория

Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий .Сценарная работа.

Практика

Разучивание песен, игр. Пение мелодий более широкого диапазона, с распевами и каноном. Навыки сольного и ансамблевого пения.

7.Постановка народной сказки ( 2 часа)

Теория

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность (упражнение «Поклон артиста»), активизация внимания, развитие памяти. Сценарная работа.

Практика

  • Упражнение «Поклон артиста»:

работа в группе – учащиеся (артисты) выходят группой (4- 5 чел.), по очереди громко, чётко называют имя, вместе (синхронно) кланяются, говорят «здравствуйте»; остальные учащиеся (зрители) - аплодируют.

  • Упражнение - импровизация «Покажи сюжет сказки» (русские народные сказки)

Распределение ролей.

8. Вводное занятие.  Работа с одним из  музыкальных инструментов: (3 часа)

Теория.

  Знакомство с саратовской гармоникой. история создания особенности конструкции. Музыкальная теория.

Практика

Приобретение практических навыков: извлечение звука, развитие двигательных навыков.  Развитие беглости пальцев, интонационной и ритмической стороны, штрихов динамики и аппликатурной дисциплины. Песни о зиме, Рождестве, про Новый год.

9.Народная песня. Русское эпическое творчество: былины, духовные. (3 часа)

Теория

О  народе как создателе истории всемирной культуры. Б.В. Асафьев о народной музыке. Огромный интерес. Огромный интерес во всем мире к русскому фольклору. Фольклор и композитор. Возрождение национальных традиций через русское народное творчество.

Практика

Использование фольклора в творчестве русских композиторов – прослушивание произведений русских композиторов. Римский-Корсаков "Снегурочка", Даргомыжский "Русалка", Мусоргский "Борис Годунов"

10. Четкое выполнение движений под музыку. (2 часа)

Теория

Объяснение        правил выполнения основных движений танцев. Понятие рисунка танца.

Практика

Отработка:

  • четкого выполнения упражнений и основных движений танцев под музыку в любом ритме (медленно, быстро, синкопировано, отрывисто, мелодично);
  • хорошего ориентирования в пространстве танцевального зала;
  • усвоение рисунка танцев, движений в любом направлении в зависимости от задания педагога.

11. Танец «Русский народный танец». (6 часа)

Теория

Парный        танец        исполняется        по        кругу.        Объяснение        и        демонстрация движений.

Практик

Усложненные движения рук, ног, корпуса.

12.Подготовка театрализованного представления на праздник «КАК НА РУСИ ОТМЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД» (3 часа)

Теория

 Дети узнают  историю  празднования Нового Года;  русских народных традиций, обрядов и обычаев. Сценарная работа.

Практика

Разучивание песен, игр. Пение мелодий более широкого диапазона, с распевами и каноном. Навыки сольного и ансамблевого пения.

13.Постановка народной сказки (7 часа)

Теория

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность (упражнение «Крокодил»), активизация внимания, развитие памяти. Сценарная работа.

Практика

  • Упражнение «Крокодил».
  • Работа над образом и сюжетом праздника.

14.Музыкальный фольклор. Вводное занятие .Урок освоения новых знаний. (2 часа)

Теория

Фольклор                -        народная        мудрость        или        народное        знание.        Система выразительных        средств. Вариативность фольклорных произведений.

Практика 

Прослушивание подлинно фольклорных записей. Разучивание фольклорных произведений.

  1. Народная песня. Особенности ее исполнения (6 часа)

Теория

Народная манера пения. Ансамбль. Дикция. Средства художественной выразительности. Чистота интонации.

Практика

Прослушивание профессиональных хоровых коллективов.

Разучивание        народных масленичных, обрядовых песен.

        

  1. Обучение детей игры на простейших музыкальных инструментах (4 часа )

 Теория

Классификация народных инструментов. Учить определять тембр музыкальных инструментов.

Практика

Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения.  Знакомство  с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

  1. Концертное исполнение песен, проведение праздников (2 часа )

Теория

В жизни каждого хорового коллектива наступает момент, когда нужно подумать о концертном выступлении. Костюм, головной убор, косметика, обувь - внешний вид участников. Важность формы выступления. Оформление сценической площадки. Необходимость атрибутов.

Практика

Участие        в        обрядовых        праздниках и        проведение        концертов.

  1. Восприятие характера музыки и его передача движений через основные движения танцев (2 часа )

Теория

Знакомство детей с истоками танцевального искусства, с различными видами танцев: классическим, народным, бальным, современной пластикой.

Знакомство с красочными костюмами различных народов и их культурой, образами народной песни, музыкально-ритмическим складом мелодий.

Техника безопасности и правила поведения на уроке.

Беседа о важности правильной осанки (держать спину ровно, расправлять плечи).

Практика

Специальные упражнения на расслабление и напряжение мышц спины и корпуса:

  • поднять корпус, тянуться вверх (упражнение «Пальма», дерево растет, тянется, ломается и снова растет).
  1. Танцы – игры (постановка).  (2 часа )

Теория

Беседа о важности правильной осанки (держать спину ровно, расправлять плечи).

Практика

Специальные упражнения на расслабление и напряжение мышц спины и корпуса:

  • поднять корпус, тянуться вверх (упражнение «Пальма», дерево растет, тянется, ломается и снова растет);
  • «деревянные и тряпичные куклы»;
  • работа  мышц  спины,        соединять лопатки, как бы зашнуровать и расслабить спину.

основные виды шагов:

  • с носка;
  • шаг на всю стопу;
  • шаги на полупальцах;
  • шаг с высоким подъемом колена;

Упражнения с элементами шагов и бега могут выполняться по диагонали.

20.Знакомство с понятиями: «круг», «диагональ», «центр зала», «дистанция», «интервал» (2 часа )

Теория

Объяснение, что такое круг, каким образом можно его построить. Что  такое диагональ, как можно построить диагональ.  Как  определить, где находится центр зала.  Виды  построения и перестроения: построение «цепочкой», «в круг», «в шеренгу», «в полукруг», «в шахматном порядке» и т.д. Это нужно для того, чтобы ребенок ориентировался в пространстве залов и выполнении требования педагога в соответствии с заданием.

Практика

По заданию педагога ребята строят различные фигуры, используя пространство зала. Также придумывают различные рисунки танца, используя пройденный материал.

21. Прозаические жанры русского фольклора (2 часа )

Теория

Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предложенное для разгадки.

Ценность пословиц. Пословицы - философский жанр.

Происхождение        сказок из мифов. Сказки волшебные, социально-бытовые, о природе, о животных.

Практика

Сочинение сказок: каждый свою, все по очереди - общую.

Воссоздание образа героя сказки при помощи изменения мимики, осанки, походки, жестов, тембра и интонаций голоса.

Разучивание  музыкальных  сказок .

22.Традиционные        детские игры,        основанные        на        театрализованном действе (4 часа)

Теория

Игровой фольклор (как часть детского фольклора) Значение действия и игры как основы народного театра. Игры спортивные, хороводные, обрядовые, драматические.

Практика

Разучивание  музыкально-игровых композиций.

Исполнение        музыкально-поэтических        образцов        игрового        фольклора "Заинька",

"Ремешок", "Коза", "Я на бочке сижу" и т.д.

23.Беседа о Масленице. Знакомство со сценарием праздника (6 часа )

Теория

Масленица - широкий разгульный народный праздник, длящийся целую неделю. Дни масленичной недели, их значение и обряды. Сожжение соломенного чучела. Тужилки по масленице. Древняя символика круга, связанная с круговоротом солнца и цикличностью жизни.    Отражение символики круга в обрядах.

Практика

Работа над образом и сюжетом праздника.

 Участие в обрядовом празднике. Масленичные гуляния.

24.Веселые музыканты. Работа с музыкально-шумовыми инструментами: бубен, трещотки, рубель, бубенцы и т.д. (2 часа)

Теория

Богатство и разнообразие русских народных инструментов. Скоморохи - первые профессиональные музыканты на Руси. Классификация инструментов: духовые, струнные, ударные.

Практика

Подлинно фольклорные записи. Инструментальная музыка в профессиональном исполнении. Игра на простейших музыкальных инструментах: бубен, трещотки,  бубенцы, ложки и др.

25. Народная песня. Освоение нового песенного репертуара. (4часа )

Теория

Дыхание - важнейший фактор голосообразования. Виды дыхания. Три раздела голосового аппарата. Отчетливая дикция - средство донесения содержания произведения.

Практика

Упражнения и игры на дыхание. Развитие голосового аппарата. Скороговорки. Активное проговаривание текстов изучаемых песен. Вокально- интонационные навыки. Развитие плавного естественного звуковедения. Точное интонирование как постепенных, так и скачкообразных. Ансамблевые навыки (пение в унисон, освоение простейших видов двухголосия, чередование соло - хор).

26.Концертное исполнение песен (2 час )

Теория

Певческое воспитание. Концертно-исполнительская деятельность хоровых коллективов. Внешний вид участников: обувь, косметика, прически.

Практика

Концерт. Выступление на концертах, конкурсах фестивалях.

27 . Четкое выполнение движений под музыку.. (2 часа)

Теория

 Научить  детей слушать музыку различного характера: медленную, быструю, синкопированным ритмом. Проверка слуха с помощью хлопков. Развитие способностей детей на основе музыкально-пластических движений. Формирование взаимосвязи и взаимовлияния музыки и танца.

Основные движения танцев

Практика

Разбор каждого основного движения по отдельности. Разучивается в начале движения рук, ног, корпуса, затем всё объединяется вместе.

Разводка танца по рисунку, отдельные детали в женском и мужском соло.

28. Танец «Русский лирический». (6 часа)

Теория

Объяснение задания. Демонстрация движений.

Практика

  • этюд «Бабочки» (на основе легкого бега исполняют девочки), муз. Г. Шишков «Бабочки»;
  • этюд  «Солдатики» (мальчики)на основе        марша, т.е. шагов с высоким подъёмом коленей, муз. Чайковского «Марш оловянных солдатиков»;
  • этюд «Цветочки» (исполняют девочки);
  • этюд «Гусеница» (исполняют девочки и мальчики);
  • этюд «Куколки» (девочки) (на основе упражнения «мягкие – твердые» руки и ноги), муз. для детей в современной обработке;
  • этюд «Русский лирический» (упрощенный вариант), парный танец, (на основе шагов с носка по кругу) 2/4,
  • коллективные        этюды:        танец        «Гусеница»,        муз.        в        обработке;        танец

«Маленьких        утят», муз. сборник популярной музыки для детей.

  • этюд «На прогулке» (исполняют девочки и мальчики);
  • танец «Хоровод» (русский народный, исполняют все).

29.Подготовка фольклорного праздника "Пасха. Красная горка. " (5 часов)

Теория

Познакомить учащихся с историей одного из главных христианских праздников – Пасха. Рассказать о традициях и обычаях русского народа, связанных  с этим праздником

Практика

Сценарная работа. Разучивание пасхальных песен, игр. Пение мелодий более широкого диапазона, с распевами и каноном. Навыки сольного и ансамблевого пения.

30.Традиционные        детские        игры,        основанные        на        театрализованном действе ( 5 часов)

Теория        

Игровой фольклор (как часть детского фольклора) Значение действия и игры как основы народного театра. Игры спортивные, хороводные, обрядовые, драматические.

Практика

Разучивание  музыкально-игровых композиций  "Утка        и селезень", "Шла утушка бережочком", хоровод-игра и т.д.

Исполнение        музыкально-поэтических        образцов        игрового        фольклора "Заинька", "Ремешок", "Коза", "Я на бочке сижу" и т.д.

  1. Формы аттестации планируемых результатов программы,

их периодичность

Освоение дополнительной общеразвивающей программы сопровождается процедурами промежуточной аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы: открытого занятия, практического и контрольного задания, устного опроса. Итоговая аттестация проходит в форме спектакля в завершение учебного года.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Методическое обеспечение программы

Реализация данной программы рассчитана на 3 года обучения. Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Ознакомление с неизвестным материалом, воспроизведение его, закрепление, повторение, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность освоения программы.

Сценические мизансцены, включенные в спектакль, не только развивают необходимую координацию движения, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание пьесы, глубже передать характерность художественных образов. Поэтому для занятий необходимо просторное помещение, где дети смогут не только заниматься читкой пьесы, сидя на стульях, но и репетировать саму пьесу.

Для большей наглядности на занятиях используются такие дополнительные формы передачи знаний, как тематические просмотры альбомов, фотографий, коллективное посещение специальных выставок, театров, кинотеатров, прослушивание и подбор фонограммы к спектаклю.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет

2. Аудиоаппаратура

3. Ноутбук

Дидактическое обеспечение

Наименование

Форма

1.

К. С. Станиславский, «Работа актера над собой», Издательство АСТ, 2018 г.

Печатный

2.

Кнебель М. О. «О действенном анализе пьесы и роли». 3-е изд. М.: Искусство, 1982. 119 с.

Печатный

3.

Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г.

Печатный

Дидактический материал

1. Диски с записями фонограмм

2. Карты памяти (флэш-карты)

3. Фотоальбомы

4. Иллюстрации художественной литературы

Кадровое обеспечение

Руководитель театральной студии, педагог дополнительного образования – Игнашев С. Н., образование высшее, соответствует профилю программы.

2.3. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год – прилагается в печатном варианте программы.

2.4. Оценочные материалы

Примерные теоретические вопросы для учащихся.

Что такое театр, виды театров, история театра, театральные профессии.

Оценивается умение учащегося дать правильный, полый ответ.  

Теоретические основы актёрского мастерства, этапы работы над ролью, основы грима.

Оценивается умение учащегося дать правильный, полый ответ.

Примерные контрольные задания

Задание для учащихся 1 года обучения

Выполнение этюдов, упражнений, тренингов.

На выбор: «Беру, что дают – отношусь, как задано», «Зеркало», «Скульптор и глина». «Пунктир действия». «Перемена отношения к предмету». Исполнение роли в мини-спектакле.

Критерии оценки качества выполнения контрольных практических заданий:

5 (отлично): учащийся полностью сосредоточен и внимателен, добивается качественного выполнения задания. Адекватно реагирует на советы-рекомендации педагога, исполняет их, улучшая результат.

4 (хорошо): учащийся в основном сосредоточен, но не всегда достаточно внимателен при выполнении задания, реагирует на советы-рекомендации педагога, пытается исполнить их, улучшая результат.

3 (удовлетворительно): учащийся часто отвлекается и допускает много ошибок при выполнении задания, не точен в понимании советов-рекомендаций педагога и исправлении этих ошибок, что сказывается на качестве выполнения задания.

2 (неудовлетворительно): учащийся, выполняя задание, не собран и не внимателен, не слышит педагога, не может и не хочет адекватно принять его советы-рекомендации и исправить свои ошибки.

Показатели оценивания уровня реализации программы

Показатель

Характеристика показателя

Балл

1.Владение теоретическими знаниями

Полное свободное владение теоретическими знаниями по дисциплине в соответствии с годом обучения

3

Неполное владение теоретическими знаниями по дисциплине в соответствии с годом обучения

2

Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения

1

Полное отсутствие теоретических знаний по дисциплине в соответствии с годом обучения

0

2.Качество выполнения практических заданий

Высокий уровень точности, и сценической выразительности исполнения драматургического материала

3

Недостаточно точная и сценическая выразительность исполнения драматургического материала

2

Неточное исполнение практических заданий

1

Непонимание задачи, поставленной педагогом и неумение выполнять практические задания педагога

0

3.Уровень нравственной воспитанности

Проявляет устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеет практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Даёт правильную оценку поведения своего и окружающих, может ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для учащихся театральной студии.

3

В большинстве случаев следует принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Даёт правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для учащихся.

2

Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Способен к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

1

Имеет незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеет мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

0

4.Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня

Принимает участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Полное владение навыками для соответствующего года обучения

3

Принимает участие в мероприятиях различного уровня. Полное владение навыками для соответствующего года обучения

2

Принимает участие только в мероприятиях ЦДТ. Частичное владение навыками для соответствующего года обучения

1

Не принимает участие в конкурсах и мероприятиях. Ограниченное владение навыками для соответствующего года обучения

0

Высокий уровень освоения программы 9 –12 баллов;

Средний уровень освоения программы 6 – 8 баллов;

Уровень освоения программы – ниже среднего 3 – 5 баллов;

Низкий уровень освоения программы 0 – 2 балла.

Достижение метапредметных результатов определяется посредством малоформализованных форм: опроса, наблюдения, интервью.

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется посредством:

а) метода наблюдения за деятельностью учащихся и фиксируется в рабочей тетради педагога;

б) результатов личностного развития, учащихся объединения;

в) интерпретации данных методических диагностик:

  • «Диагностика нравственной самооценки» (под руководством А. И. Шемшуриной);
  • «Социализированность личности учащегося» М. И. Рожкова.

2.5.Список литературы и электронных ресурсов

Необходимое оборудование и оснащение

Количество

Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:  

https://www.youtube.com/watch?v=UIAymIBTA5g

https://www.youtube.com/watch?v=rHx4BwgHN5E

https://www.youtube.com/watch?v=DHH359dp6Hg

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6759610999578465588&from=tabbar&parent-reqid=1585655476208163-1724737412144721886500332-production-app-host-sas-web-yp-41&text=видеоуроки+для+детей+фольклор+образование

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12732692920026141279&from=tabbar&parent-reqid=1585655476208163-1724737412144721886500332-production-app-host-sas-web-yp-41&text=видеоуроки+для+детей+фольклор+образование

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=708135635056754371&from=tabbar&parent-reqid=1585655476208163-1724737412144721886500332-production-app-host-sas-web-yp-41&text=видеоуроки+для+детей+фольклор+образование

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16266040555376588655&from=tabbar&parent-reqid=1585655476208163-1724737412144721886500332-production-app-host-sas-web-yp-41&text=видеоуроки+для+детей+фольклор+образование

 

Для реализации программы используется:

  1. Вертков К. «Русские народные музыкальные инструменты», М., 1975.
  2. Виноградов г, Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. –Л. 1978
  3. Вопросы вокальной педагогики. –М. 1976 .Вып 5
  4. Детский голос. Экспертные исследования. –М.1976
  5. Дорофеев Н. Организация и работа фольклорного коллектива. –ВНМЦ. 1980
  6. Ефимова Л. Русский народный костюм. М., 1972.
  7. Земцовский И. Народная музыка и современность. –М.1977
  8. Калугина Н. Сценическое воплощение песенного фольклора. //Народная песня звучит. –М.: 1982
  9. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора М., 1994.
  10. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., Русское слово, 1998.
  11. Куприянова Л. Активизация творческой деятельности младших школьников, осваивающих песенный фольклор //Проблемы детского музыкального образования. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.131 –М. 1994
  12. Куприянова Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом. –М.: ВНМЦ. 1982
  13. Материалы совещания-семинара руководителей детских народных хоров и фольклорных ансамблей –М.: 1985
  14. Мельников М. Русский детский народный фольклор. –М. Просвещение. 1987
  15. Методы системного педагогического исследования. Изд. Ленинградского университета. –Л.:1980
  16. Мешко Н. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен.

//Клубные вечера. Вып.2. –М.: СК. 1976

  1. Миловский А. «Песнь жар-птицы» М., Детская лит-ра, 1987.
  2. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь. «Молодежная эстрада», 1999.
  3. Новицкая        М.        Человек        и        природа        в        народной        культуре.        /Изд        Центра Планетариум. –М.1994
  4. Обряды и обрядовые праздники. –академия Наук СССР. 1982
  5. О детском голосе. /под ред. Орловой Н. –М.: Просвещение. 1966
  6. Пармон Ф.М. Русский народный костюм М., 1994
  7. Попова Т. Основы русской народной музыки. –М.: Музыка. 1977
  8. Программа по курсу «Инструменты русской народной традиции» для специализации «Руководитель народного хора фольклорного объединения». Алтайский гос. институт культуры –Барнаул. 1995
  9. Пушкина С. Зеленые святки //Памяти Квитки. –М.:1983
  10. Развитие творчески активной личности подростка. –М.: 1983
  11. Республиканский центр русского фольклора «Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1992.
  12. Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. –М.: Наука. 1979 

 

 

Список используемой литературы 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  1. Приказ Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  1. Концепция        развития        дополнительного        образования        в        РФ        (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-Р)
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК- 641/09 "О направлении методических рекомендаций"
  5. Письмо Министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015

№МО-16-09-01/826-ТУ