Традиционные зимние праздники
Познакомить с праздниками русского народа,их роль в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с традиционными зимними праздниками на Руси | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ОУ Пузско - Слободская ОШ
«Традиционные зимние народные праздники»
Работу выполнила:
Никонова Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Починковский р-н, с Пузская Слобода
2019 г.
Оглавление.
- Введение……………………………………………………………………………….....3
- Ряжение…………………………………………………………………………….…......4
- Колядование………………………………………………………………………...........7
- Посиделочные игры в помещении…………………………………………………….11
- Список использованной литературы…………………………………………….…....13
Введение.
В последнее время многое изменилось в нашей жизни, в том числе произошло и переосмысление истории. Российский народ обращается к своим истокам, происходит возрождение национальной культуры с ее традициями, обычаями, праздниками. То, что пытались уничтожить за годы советской власти, оказалось живо в народной памяти. Большую роль в возрождении национальной культуры играет православная церковь. Многие праздники русских, возникшие как календарные, тесным образом связаны с христианством.
Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа
(обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники – своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры. С другой стороны, народные праздники – это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества.
Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен. Христианские верования, которые тесно сплелись после принятия христианства с языческими представлениями, несомненно, также являются образцом душевного и духовного отношения человека к миру.
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение и осмысление истории и культуры своего народа делает человека духовно богаче, формирует нравственные качества личности, помогает избежать ошибок прошлого.
Цель данной работы заключается в раскрытии роли праздников и обрядов в жизни человека и его культуры на примере зимних праздников. Потому что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию праздников и обрядов.
2. Рассмотреть праздник и обряды как важный элемент русской культуры, несущий обучающий характер.
3. Подробно изучить празднование зимних праздников: Рождества, Васильева Дня, Крещения..
4. Рассмотреть обрядовые действия во время зимних праздников, их роль в жизни людей.
5. Привить интерес к народным праздникам и обычаям, выявление мотивации населения в посещении праздника и сохранении культурных традиций.
Ряжение.
Ряжение - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины” и “скураты”, участвующие в игрищах с “дьявольскими обличьями”, с косматыми козьими “харями”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу.
Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, жида, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.
Несмотря на всеобщее веселье, ряжение рассматривалось среди русских людей как дело греховное и опасное. Cами участники переодеваний редко соглашались на свои роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Роли чертей, покойников и прочей нечистой силы разрешалось играть только взрослым мужчинам, женщинам и детям этого делать не полагалось. После праздника все принимавшие участие в ряжении должны были пройти обряд церковного очищения.
Ряженье было обязательным компонентом святок .Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообразен. Ряженые могли изображать различных животных и птиц: козу, медведя, лося, волка, лисицу, журавля. Представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, татарина, еврея и др. Разного рода изгоев человеческого общества, скитающихся по свету: нищих, калек перехожих, бродяг, разбойников, странников. Людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников, а также представителей потустороннего мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. Ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий, как своеобразный антикостюм. Они надевали на себя шкуры животных, вывернутые мехом наружу шубы и шапки, накидывали на плечи рогожу, соломенные маты, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «морхотья», «лохмотья», т. е. старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. Последнее было очень широко распространено: парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую.
Необходимым элементом облика ряженого была маска (личина, харя, рожа). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха, льняной кудели, пучков непряденой шерсти, ткани, кружева. На маске с помощью краски часто изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой. Маски, как правило, изготавливали к конкретному дню, а затем выбрасывали и лишь в редких случаях сохраняли до следующего праздника.
Музыкально-шумовой фон складывался из звона колокольчиков, бубенцов, грохота печных заслонок, сковород, стучания ложками. Ряженье входило в состав многих обрядов и праздников, однако наиболее яркое воплощение оно получало на святках. Рядились в течение всего святочного цикла, но в большинстве мест ряженье было приурочено к страшным вечерам, а также к канунам Рождества, Васильева дня и Крещения. Ряженые ходили обычно по вечерам, большими группами в пятнадцать—двадцать человек. Они совершали обход крестьянских домов, как это делали колядующие, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, вели себя шумно, дерзко, нарушая покой и порядок в доме. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали небольшие театрализованные сценки с плясками, короткими диалогами и довольно грубыми шутками. Например, ряженые с удовольствием разыгрывали сценку, в которой плясала «лошадь» — два парня, накрытые пологом, один из них держал на палке морду лошади, а третий парень изображал всадника, вооруженного плетью. В конце сценки всадник падал с «лошади», она разваливалась на части и ее принимался лечить «цыган» или «кузнец». Такие представления проходили очень шумно и весело. Ряженые, получив от хозяев различные дары, быстро сворачивали представление и отправлялись в следующий дом.
Таким образом, феномен святочного ряженья в целом представляет собой обрядовую форму поведения, реализующуюся в ритуально-игровых действиях, выполняющих продуцирующую функцию в контексте специфики святочного периода .
Внешняя сторона ряженья находит выражение на разных уровнях:
- изобразительном: использование шуб, одежды, тряпок, зачастую старых, и подобных материалов для создания костюмов; деревянных, берестяных, бумажных, тряпочных масок, мела/муки/сажи, платков для скрывания лица; разнообразных бытовых предметов, превращающихся в атрибуты того или иного ряженого персонажа, и т.п.
- вербальном: произнесение монологов, вовлечение "зрителей" в диалог, использование этикетных формул и разнообразных, соответствующих ситуации клише, ритмически оформленных конструкций.
- звуковом: исполнение песен, частушек; музыкальное сопровождение с помощью дудки, волынки, балалайки, гармони, а также импровизированных "инструментов" - печных заслонок, ведер, ложек, палок, сковородок, "шаркунков"-колокольцев и под., создающих специфический звуковой фон ряженья: звон, лязг, грохот, треск, стук, скрежет; изменение голоса или его отсутствие вовсе, т.е. молчание.
- акциональном: мимика и жестикуляция; особая специфика танцевальных движений (то отчетливые и ладные, то жеманные, то угловатые, карикатурные, прыжки, кувыркания, вихляния, верчения, ужимки; набор действий, соответствующий тому или иному игровому сюжету.
Относительно специфической хореографии ряженых следует отметить, что взмахи руками и ногами, подпрыгивания, верчение и подобные движения обладают, по народным представлениям, продуцирующей силой и в ритуальной сфере нашли широкое применение в магических действах, направленных на воспроизводство: урожай, приплод скота, деторождение. В этом смысле акциональный план выражения ряженья тоже, несомненно, связан с идеей продуцирования и жизнеутверждения. Многократность повторения действия или игровой ситуации, направленных со стороны ряженых на "зрителей" в каждом доме при обходных обрядах или на каждого из присутствующих на игрище также рассчитана на эффект ритуальной действенности. Тем самым игра обеспечивает всеобщую причастность к определенному внеигровому результату.
Несмотря на то, что ряженье являлось необходимым и обязательным как обрядовое действо, отношение к нему в народной среде имело двойственный характер. Осуждение ряженья основывалось на его причастности к "иному" миру и непосредственной опасности для самих ряженых, особенно для тех, кто надевал на лицо маску. Так, например, в народе верили, что каждый, кто изображает покойников, будет схвачен ими в лесу, утащен и отдан во власть дьявола. Изменение внешности, по народным представлениям, изменяло и внутреннюю сущность ряженого, что проявлялось в его поведении, признаваемом только в рамках обрядности и совершенно неприемлемом в повседневности. При маскировании индивидуальные черты человека как бы исчезали, исчезал и он сам, а появлялось другое существо - ряженый персонаж. В этой связи следует отметить часто упоминаемое в этнографических источниках стремление ряженых к неузнаваемости, что достигалось с помощью костюма, маски, изменения индивидуальных особенностей движений, голоса человека (или молчания), а также оборонительных действий от "зрителей": поколачивание тех, кто приближался, батогами, камнями, обернутыми в тряпицу, колотьё шилом. Если ряженого узнавали и называли по имени, он либо убегал и больше не появлялся на беседе, либо получал шуточное наказание: его качали, "били", давали какое-либо смешное задание, требовали выкуп (песенный, танцевальный или денежный). Разоблаченный ряженый, по-видимому, не мог, не имел права продолжать "игру", так как, по народным представлениям, нельзя было быть одновременно и ряженым персонажем, который всегда воспринимался как "чужой" и, следовательно, неведомый, и конкретным, известным всей деревне, "своим" человеком. Возможно, продолжение ведения игры в ситуации разоблачения ряженого, могло нарушить исконную природу человека, поскольку крестьяне верили, что надеть маску означает надеть лицо черта. "Срамное" поведение - "игра" в стиле окрутничества, - по традиционным представлениям, возможно для ряженого персонажа, но отнюдь не для узнанного всеми человека. Восприятие в народном сознании маски как опасного предмета, воплощающего в себе средоточие нечистой силы, обусловило использование ее далеко не всеми ряжеными (по большей части, специально сделанные маски надевали мужчины; женщины же маскировали лицо иными способами: с помощью платка, сетки, полотенца и т.п.), а также и то, что маски не хранили в доме, считая, что они могут принести несчастье.
Обязательной акцией для всех, кто участвовал в святочных увеселениях - игрищах , гаданиях и особенно в ряженье - являлось омовение крещенской водой у "иордани", осмысляемое как очищение от соприкосновения с нечистой силой во время Святок .
Колядование.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (Моро — «смерть»), вьюгами (Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
Зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Колядование - обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время святок. Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещения. Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», т. е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других -- овсенями, виноградьем. После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять--десять групп колядовщиков.
Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием. В средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «коляда», которые дали название самому обряду -- «кликать овсень», «кликать Коляду».
Колядующие подходили к дому, становились под окно и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!» После разрешения: «Кличьте!» -- начиналось восхваление двора и величание хозяев: Ой, овсень, бай, овсень! Что ходил овсень по светлым вечерам, Что искал овсень Иванов двор. У Ивана на дворе три терема стоят. Первый терем -- светлый месяц, ,Второй терем -- красно солнце, Третий терем -- часты звезды.
Что светел месяц -- то Иван-хозяин,
Что красно солнце -- то хозяюшка его,
Что часты звезды -- то детки его.
Затем раздавались пожелания хозяйственного благополучия:
Уж дай ему Бог,
Зароди ему Бог.
Чтоб рожь родилась,
Сама в гумно свалилась.
Из колоса -- осьмина,
Из полузерна -- пирог,
С топорища -- долины,
С рукавицу ширины.
В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила». Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:
Наш овсень, Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь --
Со двора не сгонишь,
А не подашь --
На Новый год
Еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин
Шелудивую кобылу.
Большая часть колядок либо носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству. " …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився", - это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.
Грань кумира, видимая при взгляде на север, соответствует Коляде. На этой грани бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах: колесо обвязывают горючим материалом, поджигают и пускают с горы. Обращает на себя внимание еще одна особенность этой грани: в подземном мире нет изображения душ предков. Это объясняется представлениями еще индоевропейскими. У иранцев фраваши - души умерших предков на зиму улетают к Ормазду, а возвращаются с весной; такой же взгляд на место душ предков в годовом цикле можно встретить и у славян. Души предков присутствуют рядом с людьми от Вербной Недели - незадолго до весеннего равноденствия и до Покрова, т.е. вскоре после осеннего равноденствия.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) славяне представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
У славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Колядование проходило примерно везде одинаково.
И в XIX — начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен.
На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.
После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие — небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).
Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, на стол ставилась водка, самогонка, шкварки, пелись песни, кружились хороводы. Большой популярностью пользовались различные игры. Наиболее известной и в полной мере дошедшей до нас является игра «Женитьба Терешки». Основное действие происходило ночью и обязательно в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, «родители» выбирали жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.
В Рождество на Руси принято колядовать, то есть петь песни-коляды. Колядовщики (или, как их еще назвали, славельщики) могли зайти в любой дом и начать распевать рождественские песнопения — как богослужебные, так и народные. Это были молодые люди — девушки, юноши и даже дети. Хозяин дома, в дверь которого постучались колядовщики, должен был принять их и одарить сладостями, пирогами и медовыми пряниками.
Колядующим постарше давали мелкие монеты. Отказ в теплом приеме принимается за неуважение традиций и считается большим грехом. Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.
Пришла коляда
Накануне Рождества:
— Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колоса — осьмина,
Из зерна ему — коврига,
Из полузерна — пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством,
И создай вам Господь
Еще лучше того!
Коляда встала на ножки,
Коляда пошла по дорожке.
Коляда нашла топоришко,
Коляда срубила дубишко.
Коляда дров нарубила,
Коляда печь затопила.
Коляда каши наварила,
Коляда детей накормила
И спать положила,
Одёжкой накрыла.
Дети рано встали,
По блиночку ей дали.
Воробушек летит,
Хвостиком вертит.
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Рождество справляйте!
Коляда, коляда,
Приходи к нам свысока,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты-сани
Покатили сами —
От села до села,
Коляда весела.
Овсень, овсень
Ходил по всем
По закоулочкам,
По проулочкам:
— Кишку, ножку
Сунь кочережкой
В верхнее окошко!
— Здравствуй, хозяин
С хозяюшкой!
Где хозяин
С хозяюшкой?
— Уехали в поле
Пшеничку сеять».
— Дай им Бог
Из полна зерна пирог!
Посиделочные игры в помещении.
Основной формой проведения сельского досуга в период Святок (7-19 января) и мясоеда (от Святок до Масленицы) были посиделки, в Нижегородской области называвшиеся такие супрядками, посиделками, засидками, кельями, свозами.
На посиделки собиралась по большей части холостая молодёжь – парни и девушки 15-16 лет и старше. Люди, состоявшие в браке, даже очень молодые, не допускались, для них существовали свои формы досуга и развлечений.
Инициаторами посиделок чаще всего были девушки: именно они «откупали», т.е. нанимали избу, уговаривались с хозяевами об отоплении и освещении, вскладчину компенсировали все расходы. На посиделки принято было приходить с работой: прядением, шитьём, вязаньем, вышиванием… Парни были гостями посиделок, с их приходом неторопливая девичья беседа и негромкие протяжные песни за работой сменялись весельем с частушками, плясками, играми.
Посиделочные игры молодёжи – особый вид общения, дававший возможность в игровой, иносказательной форме в достаточно жёстких рамках крестьянской этики проявить свои симпатии и антипатии, продемонстрировать ловкость, смекалку, организаторские способности.
Предлагаемые игры являются традиционными для Нижегородского региона. Это так называемые посиделочные игры, проводившиеся в помещениях, во время посиделок.
1.«Тону»
Участники образуют круг, в котором стоит водящий – парень.
Кричит: «Тону!».
Все: «Кто тебя вытащит?»
Называет имя понравившейся девушки. Она подходит и целует его. Встаёт на его место.
Кричит уже парня.
2. «В шубу»
Играют только парни. Садятся на пол в круг, вытянув ноги. Покрывают ноги шубами. В кругу сидит водящий. У парней под шубами ремень, который они незаметно передают из рук в руки. Водящий должен его найти. Если не найдёт, ошибётся – «хлестали его ради забавы».
3. « В столбушку»
В одной комнате парни, в другой девки. В каждой комнате по одному «дружке» (у парней - парень, у девчонок – девчонка). Выбирают среди парней водящего, он говорит дружке имя девушки. Дружка входит в комнату к девушкам с ремнём. Пройдется по комнате один раз, другой, подходит к той девушке, которую ему назвали, и слегка хлещет её ремнём до тех пор, пока не выйдет к водящему. Когда все девушки перейдут в другую комнату, считается, что игра закончена.
4. «Поцелуйная»
Пара сидит на лавке спинами друг к другу. Между ними, по середине, ударяют ремнём по лавке. Пара поворачивается, если в разные стороны повернулись, то целуются.
5. «Я селезня, я любила»
Среди парней выбирают водящего. Ставят его в круг. Остальные поют первый куплет. На последующие куплеты начинают его одевать в то, что упоминается в песне.
Уклад жизни русского крестьянина был насыщен аграрно-календарными обрядами. Ритм календарных обрядов диктовался сменой времен года, определявших весь годовой цикл работ крестьянина-землепашца, как в поле, так и в домашнем хозяйстве. Обряды следовали друг за другом соответственно временам года и различным стадиям природы: от первых признаков возрождения до осеннего и зимнего замирания. С утверждением на Руси христианства к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествование какого-либо святого. Эти даты вместе с тем стали для крестьянина как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ.
Как показывают исследования, традиционные праздники и обряды сохранились до сих пор в среде пожилого, преимущественно сельского, населения, что позволяет сделать выводы о сохранности самобытной культуры русского населения . С другой стороны, хочется отметить все возрастающий интерес молодежи к традиционной культуре, происходит возрождение православия, которое является духовным стержнем русской и российской культур.
Список используемой литературы и источников
- Абанина Надежда Федоровна, 1948 года рождения, с.Пузская Слобода Починковского района, записи 2018 года
- Брыжинский В. С. Серебряные цепочки. Изд.: Мордовское книжное издательство, 2002
- Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Изд.: Изд-во Казанского университета, 1973
- Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. Изд.: Эксмо, 2003
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Изд.: Спб, 1885
- Терещенко А. А. Быт русского народа. Изд.: Спб, 1848