Проект «Широкая масленица»

Мачковская Светлана Леонидовна

 Материал для подготовки и проведения  праздника «Широкая масленица» для обучающихся начальных классов, подготовительной  группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Широкая масленица»

Куратор проекта:

Автор проекта:

Мачковская С.Л.- учитель 4-Г класса

Участники проекта:

Инструктор по физической культуре

Родители.

Учителя, воспитатели классов «особый ребенок»

Учащиеся 1-6 классов «особый ребенок»

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Тип проекта: познавательно-творческий

по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие учащиеся 1-6 классов «особый ребенок»);

по доминирующему методу – игровой, творческий;

по предметным областям – межпредметный (художественное творчество, музыка, физическая культура, экология);

по продолжительности – средней продолжительности.

Физическое развитие предполагает:

достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через спортивные игры и игры-соревнования.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

накапливать впечатления через слушание и исполнение музыкальных произведений, просмотра иллюстраций и презентаций.

Речевое развитие предполагает:

обогащение активного словаря новыми словами и понятиями;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Социально-коммуникативное развитиепредполагает:

формировать у детей представления о нравственных качествах людей,

развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитиепредполагает:

расширять кругозор детей по выбранной теме, развивать любознательность и познавательную мотивацию;

побуждать к самостоятельности и творческой инициативе

Проблема проекта:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель:

Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми духовно-нравственных ценностей русского народа. Повысить интерес к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

• Обогащать духовный мир детей.

• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Образовательные области в реализации проекта:

Развитие речи:

• Беседа «История Масленицы»Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.

 Игровая деятельность:

• Подвижные игры 

Художественная литература:

• Разучивание русских народных песен.

• Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. 

• Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. 

• Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству 

• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.

Ручной труд:

• «Подарки для гостей»: создать эмоциональный подъём и желание сделать приятное другому человеку, закрепить умение подбирать контрастные цвета. Учить придавать объёмность формам из бумаги, искать и находить удачные композиционные решения. (росписи матрешек, котят, бумажных куколок и т. п.

Домашние задание:

• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек, частушек.

• Выпекание блинов совместно с детьми.

Краткая аннотация проекта:

В данном проекте  знакомим детей с истоками народной культуры, с традициями народа, его жизнью. Узнаём много нового и неизвестного. Изучаем устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, потешки и т. п.), песенное творчество, изучаем многообразие старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов, спортивных состязаний. Рассматриваем быт русского народа, одежду, которую носили наши предки. Проект предназначен для учащихся классов «особый ребенок». Родители принимают активное участие вместе с детьми, помогают находить материал в интернете, родители классов общаются между собой по теме проекта, помогают при изготовлении костюмов. масленицы. Одним из самых ярких результатов проекта является праздник "Масленица", где дети, родители и педагоги показывают всё то, что узнали в ходе проекта.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Что за праздник Масленица?

Проблемные вопросы:

Как мы встречаем праздник?

Зачем нужен праздник?

Как отмечают в твоей семье народные праздники?

Учебные вопросы:

Какие праздники вам известны?

Кто участвует в праздниках?

Какие песни исполняют на праздниках?

Что нужно сделать, чтобы праздник получился весёлым?

В какие костюмы нужно наряжаться на праздник?

Визитная карточка проекта:

Презентация для выявления представлений и интересов учащихся:

• Масленица в живописи

• Масленица в музыке.

• История масленицы

• Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:

• «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

• Костюмы для взрослых: спортивные

• Костюмы для детей: спортивные

• Видео-фильмы «Смешарики – Масленица»«Ой! Блины»«Масленица – Блиноедка»

Ожидаемые результаты проекта:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

• Планирование работы над проектом:

• проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

• Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

• Выбор формы реализации проекта.

• Помощь в подборе музыкального сопровождения.

• разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.

• Организация места проведения праздника.

• Проведение инструктажа по технике безопасности.

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в непосредственную образовательную деятельность помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных спортивных игр на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих учеников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988.

3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

4. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

7. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.