Рабочая программа внеурочной деятельности " Мой край родной"

Исмаилов Нурлан Дашдемирович
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые  были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины – деревни, города, края, в котором ты живёшь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения.
         Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, поселению. Программа «Мой край родной» предназначена для младших школьников, детей от 9 до 12 лет, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 2 года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Дарвагская СОШ№1»

        

Согласовано зам по ВР                                                   Утверждаю  директор школы

Рамазанов Ю.К.                                                                Кахриманов З.Г

Программа

внеурочной деятельности

 «Мой край родной»

по духовно-нравственному направлению

 в условиях организации ФГОС

для обучающихся 3-4 классов

__2020-2021__  учебный год

Руководитель кружка: Исмаилов Нурлан Дашдемирович

                                 Дарваг -2020 г.

                                       

                                      Пояснительная записка.

         Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые  были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины – деревни, города, края, в котором ты живёшь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения.

        Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, поселению. Программа «Мой край родной» предназначена для младших школьников, детей от 9 до 12 лет, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 2 года обучения.

        Занятия проводятся во внеурочное время 2 раза в неделю по 45 минут,  в группах до 25 человек.

Участники программы: 

- учащиеся 3-4 классов;

- учитель начальных классов;

- родители;

- музыкальный руководитель;

- школьный библиотекарь.

Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным  традициям родного края через активизацию их творческого   потенциала; сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

1. Изучение прошлого и настоящего марийского народа, его обычаев, традиций и духовной культуры; 
2. Формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию;

3. Расширение кругозора воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, физической культуре;

4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)  для формирования здорового образа жизни.

5. Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения.

6. Воспитание уважения и любви к родному краю;

7. Прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.

Основные направления: Программа «Мой край родной» включает следующие основные направления учебной деятельности:

- историческое

- духовное краеведение 

- здоровьесберегающее

Реализация программы «Мой край родной» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:

- экскурсия;

- викторина;

- конкурсы;

- устный журнал;

- работа с электронными источниками информации;

- презентация;

- игры на свежем воздухе и в помещении;

- фотовыставки;

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения;

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций; практические методы: изготовление рисунков, панно - аппликаций, практические работы.

   Принципы программы:

•        Включение учащихся в активную деятельность.

•        Доступность и наглядность.

•        Связь теории с практикой.

•        Учёт возрастных особенностей.

•        Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

•        Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к  сложному).

Программа реализуется с использованием следующих  видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

1. Моя Родина – Республика Дагестан

Знакомство с географической картой Республики Дагестан.

Заочное путешествие по современным городам и районам республики. Заочное путешествие по селу Дарваг. Достопримечательности и спортивные  

сооружения. Славные  люди Дагестана. Экскурсии в город Дербент и в Нарын Кала. Первые исследовательские навыки: Конкурс рисунков «С чего начинается Родина». Фотовыставка «Моя родная сторона». Сбор материала и составление рассказа об интересном человеке  нашего посёлка, села,  деревни. Проект «Спорт в жизни односельчан»

2. Природа нашего края. Безопасное поведение на природе.  

Лес – богатство нашей республики. Разнообразие растений. Лекарственные растения.

Съедобные и несъедобные грибы. Правила безопасного поведения в лесу. Как ориентироваться в лесу. Животные марийских лесов. Водоёмы Дагестана. Правила безопасного поведения возле водоёмов. Санатории и детские оздоровительные лагеря. Родники. Целебные свойства святых источников.

Первые исследовательские навыки: Экскурсия в природу (в лес, рощу, овраг, на поле и т. д.),  оформление фотостраницы «Лекарственные растения  родного края», «Грибы наших лесов», «Певчие птицы моей малой родины», «Родники Дарвага». Сбор загадок о грибах. Прослушивание аудиозаписи пения птиц.

3. Устное народное творчество.

Загадки. Пословицы. Разнообразие дагестанских  песен. Колыбельные песни.  

Первые исследовательские навыки: Сбор загадок, пословиц о здоровье. Сбор народных песен.

 4.Дагестанские народные праздники.

Национальные традиции и обычаи моего народа. Общие сведения о содержании праздников. дагестанские праздники «Ураза Байрам», «Курбан байрам». День единства народов Дагестана..

Исследовательские навыки. Оформление календаря  народных праздников родной деревни (села).

 5. Национальная  кухня.

Отношение к хлебу марийского народа «Как хлеб к нам на стол пришёл». Пословицы и поговорки о хлебе.  Особенности марийской кухни. «Хинкал» - национальное блюдо. «Шашлык» - жаркое из баранины. «Долма» - фарш в листьях винограда..

Исследовательские навыки: Сбор рецептов вкусного блюда своей семьи, оформление фотостраницы «Дагестанские  национальные  блюда». Проект «Моё любимое дагестанское  блюдо».

 

6. Народные игры.

Народные игры в помещении и на свежем воздухе. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры «Джигитовка». Дагестанские народные игры: «Бой петухов», «Катание мяча»,

Практическая деятельность: Разучивание и проигрывание народных игр. Оформление фотостраницы «Дагестанские  игры».

 7. Национальная  одежда и обувь.

Знакомство с традиционной и современной национальной  одеждой. Одежда из льняного и конопляного материала.  Бурка, папаха. Знакомство с мастерами по изготовлению бурок.

Практическая деятельность: Выставка «Наряды моей бабушки и мамы». Вышивка гладью.

        В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

        При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

        - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

        - ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

        - основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин Республики Дагестан, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

        - ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

        - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

        - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

        - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края;

         -  установка на здоровый образ жизни.

        При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

1.        Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

-  в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

-  проявлять познавательную инициативность;

-  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

-  различать способ и результат действия;

-  выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

-  правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

-  учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

-  задавать вопросы;

-  владеть диалогической формой речи;

-  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Основные требования к знаниям и умениям

В результате усвоения программы «Мой край родной» учащиеся должны знать:

- правила безопасного поведения в лесу, в поле, на лугу, около водоёмов;

- возможные опасные ситуации при движении на открытой местности: ориентирование;

- лекарственные растения родного края;

- съедобные и несъедобные грибы;

- традиции и обряды  народных праздников;

- малые жанры народного фольклора;

- народные промыслы;

- народные игры;

- народные песни;

- историю своего родного села (деревни);

- факторы, влияющие на здоровье человека;

Учащиеся должны уметь:

- правильно собирать лекарственные растения;

- распознавать съедобные и несъедобные грибы;

- ориентироваться в лесу;

-  осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

- участвовать в игровой забаве, в праздниках;

- использовать народные традиции в своей жизни;

- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, пословицы, колыбельные песни);

-узнавать государственную символику  своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;

-  различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);

-  адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

-  готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение количества учащихся, занимающихся творческими видами деятельности;
  • Занятия учащихся проектно-исследовательской деятельностью;
  • Участие детей в школьных и районных мероприятиях, конкурсах художественной самодеятельности;
  • Увеличение количества родителей, участвующих в учебно-воспитательном процессе школы;
  • Удовлетворенность учащихся,  родителей и учителей реализацией программы.

                         Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема

 Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

проведения

Примечание

  1. Моя Родина – Республика Марий Эл (6 часов)

1.

Моя Родина – Республика Дагестан

1

Устный журнал (презентация)

2.

Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?»

1

Мастерская

3.

Достопримечательности республики.

1

Беседа с использованием ИКТ

4.

Спортивные сооружения.

5.

Славные люди марийской земли.

1

Беседа с использованием ИКТ

6.

Экскурсия в столицу.

1

  1. Природа Республики Дагестан. Безопасное поведение на природе.  (14 часов)

7.

Лес – богатство нашей республики.

1

Беседа с использованием ИКТ

8.

Правила безопасного поведения в лесу. Ориентирование.

1

Беседа с использованием ИКТ

9.

Экскурсия в лес.

1

10.

Разнообразие растений. Лекарственные растения.

1

Беседа с использованием ИКТ

11.

Оформление фотостраницы «Лекарственные растения  родного края».

1

Мастерская

КТД

12.

Съедобные и несъедобные грибы.

1

Викторина

13.

Оформление фотостраницы «Грибы наших лесов».

1

Мастеркая

КТД

14.

Загадки о грибах.

1

Конкурс между командами

15.

Птицы наших лесов.

1

Беседа с использованием ИКТ

16.

Оформление фотостраницы «Крылатые певуньи наших лесов».

1

Мастерская

КТД

17.

Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья».

1

Мастерская

18.

Животные наших лесов.

1

Беседа с использованием ИКТ

19.

Оформление фотостраницы «Животные марийских лесов».

1

Мастерская

КТД

20.

Стих Р.Гамзатова. Родина

Конкурс рисунков к стихотворению.

1

Литературная гостиная

3.Устное народное творчество (6 часов)

21-22.

Разнообразие загадок  дагестанских  народов. Конкурс между командами.

1

Работа с книгой

23-24.

Пословицы о здоровье. Сбор пословиц о здоровье.

1

Работа с книгой КТНД

КТД

25.

Разнообразие дагестанских песен. Колыбельные песни.

1

Беседа с использованием ИКТ

26.

Сбор народных песен.

1

Мастерская

КТД

Национальная  одежда (3 часа)

27.

Традиционная одежда. Одежда из местных материалов.

1

Беседа с использованием ИКТ

 Посещение школьного музея

28.

Современная одежда.

1

Беседа с использованием ИКТ

29.

Наряды моей бабушки и моей мамы.

1

Выставка

30-33.

Практическое занятие. Вышивка гладью.

1

КТД

Выставка работ

34.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

1

Игровая программа

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема

 Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

проведения

Примечание

  1. Моя малая Родина (6 часов)

1.

Моя малая Родина.

Село Дарваг – вчера и сегодня.

1

Устный журнал (презентация)

2.

Оформление фотостраницы «Мое родное село».

1

Мастерская

КТД

3.

Достопримечательности Табасаранского  района.

1

Беседа с использованием ИКТ

4.

Проект «Спорт в жизни селян»

1

КТД

5.

Знаменитые  люди малой Родины.

1

Беседа с использованием ИКТ

6.

Экскурсия Нарын Кала.

1

  1. Природа нашего края. Водоёмы Дагестана.  (6часов)

7.

Водоёмы.

1

Беседа с использованием ИКТ

8.

Река -Дарваг чай.

1

Чтение и обсуждение сказки

9.

Санатории родного края.

1

Беседа с использованием ИКТ

10.

Детские оздоровительные лагеря.

1

Беседа с использованием ИКТ

11.

Наши  родники. Целебные свойства святых источников.

1

Беседа с использованием ИКТ

12.

Оформление фотостраницы «Родники дарвагской  земли».

1

Мастерская

КТД

Дагестанские народные праздники (8 часов)

13.

Национальные традиции и обычаи моего народа.

1

Беседа с использованием ИКТ

14.

Мусульманский праздник «Ураза Байрам».

1

Беседа с использованием ИКТ

15.

Мусульманский праздник «Курбан Байрам».

1

Беседа с использованием ИКТ

16.

День единства народов Дагестана.

1

Беседа с использованием ИКТ

17.

Сбор пословиц и поговорок о хлебе.

1

КТД

Работа с книгой «Калыкмут»

18.

День национального героя.

1

Беседа с использованием ИКТ

19.

День Борозды.

1

Беседа с использованием ИКТ

20.

Оформление календаря народных праздников моей деревни (села).

1

Фотовыставка

Национальная  кухня (4  часа)

21.

Особенности национальной кухни.

1

Беседа с использованием ИКТ

22.

Оформление фотостраницы « Национальные  блюда».

1

Мастерская

КТД

23-24.

Проект «Моё любимое  национальное блюдо»

1

Мастерская

Народные игры (7 часов)

25-27.

Народные игры в помещении.

1

Игровая программа

28-30.

Народные игры на свежем воздухе.

1

Игровая программа

31.

Игры джигитовки.

1

Игровая программа

Национальная  обувь (3 часа)

32.

. Заочное знакомство с мастерами по изготовлению бурок

1

Беседа с использованием ИКТ

33.

Папахи.

1

Беседа с использованием ИКТ

34.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

1

Игровая программа

Учебно-методическая литература для учителя.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.  – М., 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М.,2010.

3. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М., 2011.

4. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. – М., 1991.

5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

6. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. –М.: Просвещение, 2011.

7. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребы-вания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

8. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. О доп. – Самара: Учебная литература, 2006.

10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.

11. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2000.