Открытое занятие «Пантомима в хореографии»
Автор методической разработки – Облакова Наталья Павловна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ БГО СОШ №12. Методическая разработка занятия по хореографии предназначена для детей в возрасте 15-16 лет первого года обучения. Занятие основано на интеграции театрального и хореографического искусств.
На стадии вызова актуализируются знания о пантомиме как виде искусства, его основных признаках, роли в хореографии, качествах, необходимых для успешного перевоплощения на сцене. Школьники формулируют цели занятия.
На стадии осмысления дети перевоплощаются в различные объекты живой природы в соответствии с музыкальным материалом. Применяя полученные навыки на следующем этапе, дети под руководством педагога снимают немое кино по подготовленному сценарию, самостоятельно разрабатывая свои действия.
На стадии рефлексии отснятый материал просматривается, дети сами оценивают результаты своей работы, происходит награждение актеров по типу кинопремии «Ника».
Данный материал позволяет в рамках одного занятия реализовать основные направления эстетического, физического, нравственного, интеллектуального развития личности. Методическая разработка может быть использована как на занятиях по хореографии в рамках дополнительного образования, так и на предпрофильном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pantomima_v_horeografii.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятия по хореографии.
Тема: « Пантомима в хореографии»
Автор-педагог дополнительного образования Облакова Наталья Павловна
Вид занятия: Социально-личностное.
Тип занятия: Познавательное.
Возраст детей: 16-17 лет.
Способ организации детей на занятии: С подгруппой детей 10-15 человек.
Цель урока:
- умение воплощать музыкально–двигательный образ
- создание оптимальных условий для включения детей в систему художественного образования.
- Развитие коммуникативных навыков: умения общаться, договариваться, действовать сообща, приходить к общему результату.
Задачи:
- Дать понятие пантомимы.
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
- научить детей эмоционально передавать образы и действия
- Развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности.
- Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус.
- Создать атмосферу заинтересованности в сотворчестве и сотрудничестве.
-
Оборудование: аудиозаписи, музыкальный центр. Атрибуты для постановки номера- ростовые куклы-цветы, искусственные веточки деревьев, шляпки «грибов», корона для «солнышка», крылья «бабочки», бейсболка, сачок, бант. Для награждения статуэтки кинопремии «Ника».Видеокамера.
Структура занятия
Восприятие Знакомство с целью занятия | I часть –Организационная
|
Осмысление знакомство с предметом (рассказ о пантомиме, роли пантомимы в хореографии); | II часть - Теоретическая
|
Запоминание повторение позиций рук. разучивание танцевальных движений; | IIIчасть - Практическая
|
Применение примерка элементов костюмов; театральный этюд | IV часть - Практическая
|
Обобщение рефлексия | V часть - Заключительная
|
Ход занятия
I часть – Организационная/Восприятие
Дети заходят в класс, строятся в круг. Приветствие(поклон). Постановка цели и задач занятия. Видеоролик.
Педагог: Как вы думаете, что сейчас было на экране? .сегодня я познакомлю вас с таким понятием, как «пантомима». И мы с вами разберёмся насколько она нужна и важна в танце. А вы попробуете себя в роли актеров.И попробуем создать посредством пантомимы и танца своё немое кино.
II часть - Теоретическая/Осмысление
Пантоми́ма (от др.-греч. παντό-μῑμος — пантомим (актёр, играющий с помощью одних телодвижений) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
А как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между пантомимой и хореографией? Скажите что.
Дети отвечают.
Да, конечно же, и в танце и в пантомиме человек выражает свои мысли, чувства, переживания посредством движения тела, без слов. Ну, раз вы такие смышленые, тогда я приглашаю вас на необычное занятие.
Для того. чтобы работать в полной мере овладеть искусством пантомимы и наиболее полно применять её впоследствии в своём исполнении хореографических номеров, артисту необходимо овладеть некоторыми навыками– обладать хорошей общефизической подготовкой, иметь набор танцевальных элементов, уметь их правильно и грамотно выполнять. Для этого мы и занимаемся ритмикой, партерной гимнастикой, танцевальной аэробикой, основами классического танца.
III часть - Практическая/Запоминание
Проводится танцевальная разминка
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: шеи, туловища, ног, рук.
Упражнения для шеи, плеч и туловища.
Педагог: Давайте представим , что мы совы и только что проснулись. Пытаемся понять где мы.
И.п: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
– наклоны головы к правому и левому плечу;
– повороты головы направо, налево;
– наклоны головы вперед, прямо
Педагог: Теперь разминаем наши «крылышки» перед полётом на охоту.
– поднимаем плечи вверх, опускаем вниз.
Педагог: Смотрим: где там наша мышка? Пытаемся её поймать.
– поочередное поднимание плеч;
– наклоны туловища вправо, влево;
– наклоны туловища вправо, влево с рукой;
– наклон вперед, потянуться;
– вернуться в и.п.
Педагог: Ну и готовимся взлететь.Раскачиваем ветку, чтобы нам было легче это сделать.
И.п: ноги вместе, руки на поясе.
– Ре-ля-ве – подъем на полупальцы (растем к солнышку);
– поочередное поднимание пятки (педали);
– выставление ноги на пятку;
– пяточка - носочек;
– плие (маленькое приседание).
Педагог: Ну что ж, полетели!
-плавные махи правой рукой;
-плавные махи левой рукой;
-плавные взмахи двумя руками;
-поочерёдные взмахи руками(волна).
Педагог: А теперь давайте вспомним позиции рук классического танца.
И.П.ноги в III позиции. Руки в подготовительной позиции.
Педагог: Затерялось в земле маленькое семечко. Пригрело солнышко и начало семечко пробиваться из-под земли. Появился росток.
- руки из подготовительной позиции переводятся в I.
Педагог: Он рос , рос и вырос в довольно большой росток с бутоном.
-руки из I позиции переводятся в III.
Педагог: Играл лёгкий ветерок с росточком ,качал его из стороны в сторону.
-Наклоны корпуса влево и вправо.
Педагог: Пригрело солнышко и раскрылся бутон, превратился в великолепный цветок.
-руки из III позиции переводятся воII.
Педагог: Радовался цветок солнышку, поворачивался следом за ним.
- повороты корпуса влево и вправо, наклоны вперёд, сохраняя II позицию рук;
- выпады в сторону и вперёд с движением рук.
Педагог: Пришёл вечер, закатилось солнышко за горизонт, и закрылся наш цветок
И.п..
Педагог: Вот мы с вами уже и попробовали немного себя в роли актёров. Всего лишь проведя разминку побывали и совами, и цветами. Как вы считаете, удалось нам с вами сейчас совместить пантомиму и танец? Мне кажется, что сегодня разминка нам особенно удалась, потому. Что вы танцевали не только телом, но и взглядом, мимикой.
А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в любимую мною в детстве игру «Море волнуется раз….»
Педагог проговаривает настраивающие слова игры («Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три …фигура солнца на месте замри!»)и задаёт определённую фигуру(цветов, грибов, деревьев, бабочки…)Дети замирают в позах. Включается музыка(та, которая будет позже использована при создании этюда) и дети «оживают»-изображают заданных персонажей. Педагог определяет лучшего и даёт ему атрибут( ростовую куклу-цветок, корону солнца, крылья птицы, крылья бабочки, кепку мальчика- хулиганчика, бантик девочки-припевочки)
IV часть Практическая/Применение
- А вот теперь то мы и попробуем себя в роли настоящих актёров немого кино и при помощи пантомимы и танца создадим фильм. Я буду сценаристом. Значит, сценарий у нас такой: Лес, поляна. Светит солнце , на поляне цветут цветы, порхает бабочка. Вдруг. Появляется малчик-хулиганчик. Топчет грибы, рвёт цветы, хочет поймать бабочку. Но тут на выручку ей приходит девочка-припевочка. А финал этой истории вы придумаете сами. Проведем репетицию.
Ребята под музыку стараются выполнить задание хореографа соответственно своим ролям и полученным атрибутам костюмов.
А теперь мы пригласим в зал кинооператора , и он снимет наш фильм.
Приглашается человек с видеокамерой, ребята ещё раз проигрывают свой номер.
V часть Заключительная/Обобщение
Учащиеся строятся на середине класса в шахматном порядке. Подводится итог занятия. Проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехах в выполнении заданий, с какими трудностями столкнулись, что понравилось. Проводится рефлексия
- Сегодня на нашем занятии мы мало говорили, но много двигались, пытались танцевать, выполняли движения пантомимой, использовали свои жесты. Поэтому ответьте мне на мой вопрос мимикой, жестами, пантомимой.
- Ребята, вам было интересно?
Дети выполняют свои движения
- Сегодня мы с вами создали целый спектакль, который смогли отыграть без единого звука. И в итоге получили настоящее немое кино. А мне стало известно , что команда судей российской кинопремии «Ника» уже отсмотрела наш материал и пришла к решению :наградить премией «Ника» актёров…(Лену, Сашу…)за лучшую групповую актёрскую игру!(награждаются ребята, в ролях цветов , грибов и деревьев).
-….Вручит приз в номинации «Самая яркая роль»!(вручается статуэтка «Солнышку»)
-Приз за лучшую роль первого плана получает….!(вручается приз «Бабочке»)
-Приз за лучшую отрицательную роль получает….(вручается «Мальчику-хулиганчику)
-И, наконец призёром премии за лучшую положительную роль становится…(«Девочка-припевочка)
- В традициях нашего коллектива, в конце каждого занятия, мы делаем поклон и дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. Всем спасибо! До следующей встречи!
Литература
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования .-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
Используемые интернет – ресурсы:
https://ruwikipedia