«Тенденции и перспективы хореографического образования детей и молодежи»
В современном мире особое значение приобретает хореографическое искусство, которое является одним из видов художественно-творческой деятельности, проявляющейся в присущей ей форме – танце. По своей природе этот вид искусства является синтетическим (музыка, костюм, драматургия), однако его главным изобразительно-выразительным средством являются телесные движения – особый пластический язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tendentsii.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тенденции и перспективы хореографического образования
детей и молодежи»
В современном мире особое значение приобретает хореографическое искусство, которое является одним из видов художественно-творческой деятельности, проявляющейся в присущей ей форме – танце. По своей природе этот вид искусства является синтетическим (музыка, костюм, драматургия), однако его главным изобразительно-выразительным средством являются телесные движения – особый пластический язык.
Многие считают, что танец может оказывать влияние только на физическую сторону развития человека. Мы придерживаемся другой точки зрения. Как показывает анализ психолого-педагогических исследований (О.Б. Бубнова, Н.В. Каневская, Е.С. Борисенкова, Е.Г. Монахова, А.М. Рубаненко, Э.В. Сытова, Т.Г. Севастьянихина, Е.Н. Фокина и др.), помимо ориентации на здоровый образ жизни, занятия хореографией развивают эмоционально-волевую сферу личности, имеют огромный воспитательный потенциал, повышают работоспособность, что в совокупности обеспечивает гармоничное формирование духовных, интеллектуальных и физических качеств детей и молодежи. Внимание наших поисков было сосредоточено на рассмотрении тенденций и перспектив хореографического образования, что должно опираться на анализ содержательной стороны данного феномена. Также в контексте нашего исследования был изучен ряд вопросов, связанный с профессиональной подготовкой хореографических кадров, основной задачей которых является обучение подрастающего поколения танцу.
Мы считаем, что огромное значение в современной образовательной ситуации приобретает проблема четкого определения содержательного пространства понятия «хореографическое образование» детей, его закономерностей, тенденций и перспектив развития. Прежде всего, отметим, что хореографическое обучение не является синонимом профессиональному образованию в области танцевального искусства. Поэтому считаем необходимым остановиться на терминологическом аспекте изучаемой проблемы. Рассмотрение понятия «хореографическое образование» на протяжении достаточно длительного периода развития педагогической мысли не привлекало особого внимания исследователей. Сегодня специалистами различных сфер деятельности (образование, культура, здравоохранение и др.) сущность хореографического образования понимается сквозь призму его многофункциональной целостности. Вот что говорит по этому поводу А.С. Фомин: «Танцевальное образование непрерывно развивалось в народной культуре, независимо от того, было оно признанным в официальной среде или нет.
На протяжении многовековой истории танца, начиная с завершающего этапа первобытнообщинного строя, танцевальная культура способствовала формированию образа человека и становлению личности. Однако по ряду объективных и субъективных причин “танцевальное образование” как прогрессивное направление в развитии личности, ее становления, формирования и коррекции оказалось недостаточно востребованным именно в системе психолого-педагогического, медицинского и культурологического образования. Более того, понятие “танцевальное образование” в широком понимании было вытеснено близкими, но ограниченными по содержанию и не всегда адекватными танцу синонимами – ритмика, хореография, логоритмика, психогимнастика и др.» [1, с. 185]. Мы согласны с вышесказанным, поскольку по сравнению с предметами, получившими признание и занявшими определенное место в учебных планах образовательных учреждений: «музыка», «изобразительная деятельность», «физическая культура», – танец в этой сфере не обрел подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Ему отведена роль внешкольной деятельности, и только в редких случаях он вводится в учебновоспитательный процесс дошкольного и школьного образования наряду с обозначенными дисциплинами.
Если говорить о дополнительном внешкольном хореографическом образовании, то здесь возникает следующая картина. Хореографическое искусство привлекает внимание широких слоев населения, как непрофессиональная, а любительская досуговая деятельность. Тут необходимо остановиться на целях, которые ставятся участниками этой деятельности, в большей степени родителями, т.к. именно их желание является определяющим при выборе такого рода занятий.
Итак, первой и основной, безусловно, является цель физического развития ребенка. «Танец является наиболее гармоничным видом искусства, который позволяет развить необходимые для любого человека данные – осанку, координацию, умение ориентироваться в пространстве и т.д. С помощью регулярных занятий танцем, особенно в раннем возрасте, можно скорректировать физические недостатки: сколиоз, лордоз, плоскостопие, “завернутость” бёдер и так далее» [2, с. 284]. Здесь желание родителей видеть своего ребёнка стройным, подтянутым, здоровым играет определяющую роль.
Второй, не менее важной, целью является эстетическое развитие ребенка. Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, способствуют развитию эстетического вкуса, дают гармоничное пластическое развитие.
На третьем месте оказалось восприятие занятий танцами как досуговой деятельности. Главной целью родителей в этом случае является лозунг – «занять чем угодно, лишь бы ребенок не ходил без дела». Отметим, что занятия хореографией, будь то классический, народный, современный или бальный танец, помогают в развитии таких качеств как организованность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Как уже говорилось, помимо укрепления здоровья и физического развития, они повышают уровень культурного развития, развивают и гармонизируют эмоционально-волевую сферу личности подрастающего поколения.
Отметим, что есть еще одна цель, возникающая довольно редко у родителей – это желание видеть своего ребенка на сцене, в качестве профессионального танцора. Но она не относится к категории любительского хореографического образования, а является более профессионально-ориентированной категорией.
На сегодняшний день существует четыре устоявшиеся системы обучения различным видам искусства, в частности и хореографическому: художественное образование, дополнительное образование, предпрофессиональное и профессиональное образование. Эти системы сейчас находятся в затруднительном положении. Прежде всего, это вызвано тем, что происходит коммерциализация процесса обучения. Также влияние оказывают реформы, которые происходят в министерствах и ведомствах, связанные с оптимизацией процессов затрат на обучение.
На основании вышесказанного, мы можем выделить уровни хореографического образования детей и молодежи. Это любительское хореографическое обучение и профессиональное образование.
Уровень любительского обучения:
- Дошкольное художественное обучение.
- Обучение танцу в государственных общеобразовательных школах.
- Система дополнительного образования для детей.
- Художественные школы.
- Коммерческие школы.
Уровень профессионального образования:
- Хореографические училища – начальное хореографическое образование.
- Хореографические отделения или цикловые комиссии колледжей культуры и искусств – среднее хореографическое образование.
- Институты, университеты, академии культуры и искусств – высшее хореографическое образование.
- Послевузовское образование осуществляется, в основном, на базе академий и университетов.
Для культурнопросветительных учреждений хореографические кадры готовят в училищах, колледжах, институтах культуры и институтах театрального искусства. Основное внимание в профессиональном обучении уделяется классическому танцу, далее следует народно-сценический танец и только на третьем месте – современные направления танца. В любительском обучении, следуя требованиям моды в бытовом танце (особенно в коммерческом обучении), востребованы больше современные направления танца и в гораздо меньшей степени – народно-сценический танец и классический балет. Все выше изложенное приводит нас к определённым выводам, связанным непосредственно с системой профессионального обучения, особенно в сфере хореографической педагогики, поскольку существующее положение требует, на наш взгляд, некоторой корректировки целей и задач обучения на уровне учебных планов, программ и методического обеспечения.
Безусловно, большое количество образовательных учреждений различного аккредитационного уровня приводит к тому, что во многом цели и задачи обучения и образования пересекаются и дополняют друг друга. Это часто приводит к тому, что нарушаются междисциплинарные связи, программы обучения не выстроены с учётом требований и компетенций будущего специалиста в сфере хореографического искусства.
Список литературы
1. Фомин А.С. Проблемы танцевального образования [Электронный ресурс] / А.С. Фомин. – Режим доступа – https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-tantsevalnogo-obrazovaniya. – Дата обращения : 15.03.2018.
2. Никитин В.Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы / В.Ю. Никитин // Вестник МГУКИ. – 2014. – №2(58) март– апрель. – С. 282–287.