Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание обучающихся ДШИ через народую культуру"

Черняева Любовь Леонидовна

           Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность.

           Мы, преподаватели детской школы искусств по классу русских народных инструментов, должны обсуждать проблемы, говорить о достижениях, перспективах музыкального обучения и воспитания детей на основе русской народной культуры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся ДШИ

через народную культуру»

                                    Подготовила – преподаватель по классу домры

ГБУ ДО НАО «ДШИ» Черняева Любовь Леонидовна.

                                        Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар

           Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность.

Народная культура включает в себя обряды, танцы, устное народное творчество, религию, язык, традиции, музыкальное народное творчество.

           Мы, преподаватели детской школы искусств по классу русских народных инструментов, должны обсуждать проблемы, говорить о достижениях, перспективах музыкального обучения и воспитания детей на основе русской народной культуры.

         В социально-педагогической среде в последние годы особенно активно проявляется внимание к пластам народной культуры, традициям в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и творческого развития учащихся.

Среда, в которой растут наши дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

       Культура русского народа огромна и многообразна. Русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что основной чертой русской культуры, ее достоинством, является теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает ее совершенным средством воспитания детей.

При этом решаются основные задачи воспитания учащегося как личности: воспитывается эмоционально-ценностное отношение к национальному наследию, формируются патриотические чувства, развивается духовность, проявляется национальный характер.

Нам, преподавателям-инструменталистам, наиболее доступная форма приобщения учащихся к русской культуре – народная песня.

С конца XVIII русская народная песня записывается и издается; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы.

Где, как не в песне можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. И, именно, народным инструментам дан этот дар петь русскую песню с неисчерпаемой выразительностью.

     Наши учащиеся должны понимать и чувствовать уникальность своих русских инструментов, ощущать их исконно русские корни, их русскую душу, они должны знать их историю, гордиться умением владеть этими инструментами.

        Народные инструменты прошли тернистый путь, прежде чем полноправно встали в один ряд с общеизвестными классическими.

     В 1920-е - 60-е годы гитару связывали исключительно с "цыганщиной", "иностранщиной", мещанством. Александру Михайловичу Иванову-Крамскому пришлось выдержать настоящую битву за гитару, доказывая, что этому инструменту доступна самая высокая классика, что гитара может звучать, как самый настоящий оркестр, а отечественные гитаристы способны прославить нашу страну за рубежом.

      Только благодаря деятельности Василия Васильевича Андреева, балалайка и домра, преодолев скептицизм и недоверие, появились на большой сцене. Русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран, а русский народный оркестр был признан явлением международного значения.

Мы – преподаватели класса домры, балалайки, баяна – должны быть продолжателями дела музыкантов-патриотов, должны научить учащихся любить инструмент, понимать и исполнять русскую народную музыку.                                

Именно нам, преподавателям-народникам дан «ключ», чтобы раскрыть русскую душу ученика, привить любовь к русскому народному творчеству. Именно нам, необходимо донести до сознания учащихся, что они, через исполнительство на своих инструментах, являются носителями русской народной культуры. Впоследствии такая направленность обучения и воспитания скажется на отношении к миру, повлияет на формировании нравственности учащихся.

       Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.

 Русская культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью сердца ребенка, началом, порождающим личность.