Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов "Сказки народов Севера"
Цель: расширение знания детей о богатстве устного народного творчества кореных малочисленных народов Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie-skazki_narodov_severa.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов
Сказки народов Севера
Автор:Сочнева Ольга Алексеевна, учитель музыки МБОУ «Белоярская СОШ №1»
Цели урока:
познакомить учащихся с устным народным творчеством народов Севера и Сибири;
продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;
развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;
воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям Томской области, их творчеству и образу жизни;
совершенствовать навыки декламирования, умение работать в группах.
Оборудование: сборники сказок народов Севера и Сибири, картинки с изображением костюмов, орудий охоты народов Севера и Сибири.
Работа с учащимися. Работа в группах.
Ход урока
Организационный момент.
Распределение по группам. В ходе обсуждения учащимися назначается старший группы, который на уроке является помощником учителя, следит за дисциплиной и за тем, чтобы каждый имел возможность ответить.
Определение темы и цели урока.
-Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег…
…Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
- Ребята, о чем это стихотворение? (О сказках)
- А в каком регионе мы живем? (В Сибири)
- А кто является автором большинства сказок? (Народ)
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Сказки народов Сибири)
-Сегодня на уроке мы будем работать в творческих группах, и заниматься научной исследовательской работой, поиском необычного и особенного в сказках Севера и Сибири. В ходе нашей работы мы сможем подготовить одну из сказок и представить ее на суд зрителей на подведении итогов цикла уроков по проекту «Северное сияние» посвященному культуре народов Севера и Сибири.
Активизация учебной деятельности учащихся.
-Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, былины, потешки, сказки, песни и др.)
-Какие виды сказок вы можете выделить? (Волшебные, о животных, бытовые …)
- Почему мы говорим устное народное творчество? Расшифруйте. (Устное - передавалось из уст в уста; народное - сочинил не один человек, поэтому, автора установить нельзя и творчество - от слова «творить», «создавать»)
- Каким ещё, словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)
Учитель подводит итог устным ответам, определяет, в какой группе работали активнее.
А сейчас Илья и Иван прочтут отрывки сказок (заранее подготовленный текст):
Илья: …Обрадованный надеждой, Хильчи приказал развязать охотника и занести его в чум. А по весне, незадолго до ледохода, выздоровевший Холю нагрузил нарты дорогими дарами и отправился в дальнюю дорогу на Ямал…
Иван:…Когда-то давным-давно в стойбище у озера Туручедо жил молодой шаман Пянтуку Лодоседо. И хотя был он молод, однако в искусстве камлания и колдовства сравняться с ним не мог ни один шаман…
- Какой народ может быть автором этих сказок? (Народы Севера.)
- Какие слова помогли вам понять это? (Чум, нарты, Ямал, стойбище, шаман, жарки, морошка, голубика, имена героев)
Проводится словарная работа с объяснением значения каждого слова в тандеме с учениками.
ШАМАН – колдун, знахарь у народов, верящих в духов. К ним относятся и северные народы.
ЧУМ – разборное, конической формы жилище из жердей.
НАРТА – лёгкие сани для езды на собаках и оленях.
СТОЙБИЩЕ – поселение кочевых народов Севера.
ОГДО, ТУРУЧЕДО, ПЯНТУКУ ЛОДОСЕДО, ХОЛЮ, ХИЛЬЧИ – имена, которыми называют своих детей коренные жители Севера. Эти имена обязательно что-то обозначают. Например, самый меткий, бледная, как луна или непомерно болтливый.
- А сейчас Ирина расскажет нам о быте коренных народов Севера. (Доклад подготовлен ученицей заранее самостоятельно)
Ирина: Нелёгкой была судьба коренных обитателях Севера и Сибири. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер сибиряков.
Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня и металла. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.
- В Омском государственном университете много лет существует школа этнографии, руководимая профессором Томиловым. Собиратель сказок Турищева побывала в 1988 г. в поселении Красноселькупе Томской области записала селькупскую сказку «Бобер и журавль».
В этой сказке высокомерие и хвастовство приводят к гибели, а ум и терпение оберегают.
Представляем именно эту сказку на суд зрителей.
(текст сказки выучен двумя ученицами и предварительно отрепетирован во внеурочное время)
Арина: Жили на лесной речке бобер и журавль.
Полина: Бобер был хорошим хозяином. Сам пилил дрова, сам воду таскал и сам дом себе построил. У бобра хорошая шуба. Зимой в ней тепло, ветер не продувает ее. И уши у бобра тоже хороши. Все он слышит: как рыба плывет в воде, как лист упадет в лесу. А вот глаза у бобра не видят.
Арина: Журавль живет не далеко от бобра у озера. Он красив, знает это и гордится. Ни с кем дружить не хочет. На бобра он смотрит свысока, а тот кланяется ему. Журавль только кивает в ответ.
Полина: Однажды работал бобер в верховье речки. Осину зубами пилил. До половины дерево подгрызет, а потом ждет, как порыв ветра осину свалит. Потом на бревна расколет зубами и несет полено к себе на спине. Одной лапой придерживает его.
Вот идет он со своей ношей однажды и встречает журавля. Остановился, скинул с плеча бревнышко и говорит: «Здравствуй, журавль».
Арина: Журавль голову повернул, шею склонил и говорит:
«Близко же ты меня увидел. Я тебя увидел издалека. Пропадешь ты с такими глазами», и стал смеяться над бобром: «Тебя слепого охотники голыми руками возьмут и в карман положат».
Полина: Бобер послушал и отвечает: «Ты видишь лучше меня. А слышишь ли ты, как на обласке человек приближается?
Арина: Журавль с презрением отвечает бобру. «Обманываешь ты меня. Нет никого поблизости».
Полина: «Пусть твои глаза служат тебе как мне мои уши. Прощай журавль»,- только и сказал бобер и нырнул в воду.
Арина: В это время из-за леса лодка появилась, а в ней охотники.
Полина: Один из них и подстрелил журавля.
Арина: Вот и говорят таежные люди: «В тайге первое дело ум, а затем и глаза».
- Давайте обсудим, чему учит нас эта сказка? (дети называют качества человека и их обсуждение на примере сказки)
Подведение итогов и релаксация.
Молодцы, ребята, сегодня вы потрудились как настоящие учёные-исследователи.
Кто в ваших группах работал сегодня лучше, и вы это отметили для себя и порадовались?
Учитель предлагает заполнить старшего группы таблицу успехов каждой группы и выставить в процессе обсуждения оценки.
Что нового для себя узнали на сегодняшнем уроке?
Какой вид работы наиболее понравился?
Домашнее задание.
Дома вы продолжите исследование, прочитав другие сказки народов Севера и Сибири, который можете взять в школьной библиотеке или найти в интернете.