Методическая разработка на тему: «Казачья народная песня в школе как путь сохранения и развития культурных традиций»
Актуальность темы моей работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные и казачьи традиции и праздники.
У детей формируется интерес к казачьей песне, праздничной культуре, истории своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_kazachya_pesnya_v_shkole.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Кизильская школа №2»
Методическая разработка на тему:
«Казачья народная песня в школе как путь
сохранения и развития культурных традиций»
Материал может быть использован педагогами дополнительного образования общеобразовательной школы.
Составила: Учитель музыки
Астафьева Ирина Александровна
Возрождение традиций и культуры казачества – это, прежде всего, нравственно-патриотический аспект воспитательной работы. Приобщение детей к культуре казаков дает возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей.
Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом своего края, своей страны- – является казачья песня.
Песни казаков - это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии русской степи, о доме,
Со словом «казак» в песнях ассоциируются понятия товарищества, дружбы, верности долгу. Казаков ласково называют «казаченьки», «удалые молодцы», «добры молодцы», «ясны соколы».
Казачьи песни можно разделить на 2 группы:
1.Песни о военной службе.
2. Песни на общеказачьи темы.
Песни о военной службе казаков не отличаются разнообразием образов и мотивов. И это оправданно самой тематикой. Намного богаче и интереснее представлена группа песен на общеказачьи темы. Здесь можно выделить следующие сюжеты:
а) песни об умирающем казаке («Ехали казаки домой», «Как во поле, полюшке ёлочка стоит», «Вы туманы ли , туманушки», «Проезжалаконница» https://vk.com/im?sel=148272018&z=video148272018_456239074%2F61ff0d28211f9fc70b)
б) страдания матери по убитому сыну («Во Казани было дымно», «Казачья колыбельная»)
в) об уходе казака на службу («В путь дорожку дальнюю», «Не сокол летит в поднебесье»)
г) о тяготах военной службы («Трудна, трудна казаченькам..», «Соберёмся мы, ребятушки», «Батальонный не зевает»)
д) строевые казачьи песни («Если хочешь быть военным», «Марш казачат», «Шли солдаты на войну», «Ой, весело жить», «Молодцам- казакам не о чем тужить», «Попурри казачьих песен» https://studio.youtube.com/video/JVldYs-zLv0/edit)
е) тоска по Родине ( «Сторона моя, сторонушка», «О чём задумался, служивый?»,)
ж) о патриотизме, о самоотверженном героизме («За Уралом, за рекой», «Во саду дерево цветет», «Мы с тобой казаки», «Браво казаки»)
е) о возвращении со службы («Скакал казак через долину», «Ехали со службы казаки домой» и т.д. )
и) песни – письма с фронта («Любезный друг, тебя осведомляю», «Не плачь, моя мамаша», «Перепёлочка», «Ковыль-ковылёчек»)
Характеристика песен данного тематического цикла выражает чувства и настроения казаков, переживания и впечатления, типические явления, эпизоды, и, попутно, отдельные наиболее памятные события.
Историко- песенный репертуар Южноуральских казаков учащиеся нашей школы изучают в преподаваемом мною объединении внеурочной деятельности вокальном ансамбле «Казачок». Целью данного курса является знакомство с казачьей песней как средство изучения культурных традиций казаков.
Интерес к казачьей песне возник у меня ещё до того, как в школе был создан ансамбль казачьей песни, но 5 сентября 2016 года можно считать стартом развития казачьей песни в нашей школе.
Несмотря на то, что в коллектив входят дети разного возраста, их всех объединила общая идея – интерес к возрождению и сохранению песенного творчества казаков.
В приобщении детей к народной культуре казаков большое место занимают народные праздники и традиции, которые помогают детям вступить в фольклорный мир, формируют представление об обычаях и обрядах.
Поэтому фольклорная группа является постоянным участником различных школьных мероприятий и концертов, празднований дат казачьего и народного календаря, участниками и призёрами областных, всероссийских и международных конкурсов казачьей направленности.
Также дети регулярно принимают участие в народных праздниках, организованных в нашем селе.
Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях,
развивают творческие способности, учат бережному отношению к родному краю, своим предкам, истории народа. Народные и казачьи праздники - это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
И огромную роль в этом играет народная казачья песня! В нашей школе на праздниках она звучит в исполнении детей и учителей.
В проведении праздников по народному календарю обыгрываются и казачьи обряды. Это очень нравится детям, в этом с удовольствием участвуют и взрослые. И здесь обязательно звучит задорная казачья песня, сопровождаемая удалой казачьей пляской!
Казачья народная песня в школе является неотъемлемой и обязательной частью воспитательного процесса.
С её помощью дети приобщаются к духовному миру своих предков, проникаются любовью и уважением к народному песенному творчеству. Мы уже не представляем свою школьную жизнь без казачьей песни.
Она звучит и на уроках музыки, и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, народных праздниках и концертах.
В 2017 г в школе был проведен фестиваль казачьей песни «Казачий край-земля Кизильская», в котором приняли участие все классы с первого по одиннадцатый. Все готовили или песню казачью, или обряд, игру или рассказывали о казачьей кухне, либо об одежде казаков. Цель фестиваля- продолжить изучение истории и традиций казачества через знакомство с культурой казаков, воспитывать уважение к памяти поколений.
В 2018 году в школе прошел фестиваль дружбы народов, целью которого было познакомиться не только с традициями и культурой казаков, но и тех народов, которые также проживают на территории нашего района. В этом же году школа приняла участие в районном фольклорном фестивале «Фолк без границ», где ребята стали лауреатами первой и второй степени, и были отмечены, как самые яркие номера всего праздника.
Ребята нашей школы настолько увлечены народной, казачьей песней, что создают исследовательские проекты.
В.Петрушенко 7 кл Проект по музыке на тему" Природа родного края" (сценарий) | |
А.Караулов 6кл Проект по музыке на тему «Русская народная музыка: направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы» | |
М.Заслонова Детские научные исследования, проект "Моя Родина-село Кизильское" |
Ребята также отправили свои проекты на конкурс международного образовательного портала «Солнечный свет» и стали победителями (1 место) международного конкурса.
Казачья народная песня – визитная карточка нашей фольклорной группы в районных творческих конкурсах.
Мы с гордостью можем утверждать, что наша школа, единственная в районе является не только исполнителем, но хранителем и пропагандистом народной казачьей песни. К нам обращаются представители культуры района
для представления района в разных мероприятиях и конкурсах, связанных с казачьими традициями и культурой, и просто, для участие во многих мероприятиях села.
Вокальный ансамбль «Казачок» сотрудничает также с Кизильским филиалом Верхнеуральского техникума: совместные межрайонные концерты кадетов техникума и наших «Казачков» -«Казачья удаль», казачьи игры, кулинарные состязания идут на пользу как «Казачатам», так и кадетам техникума.
Казачья песня звучала на благотворительных спектаклях Творческого союза молодежи «Феникс»: «Ради жизни на земле», «Во имя живых» в исполнении солистов «Казачка».Собранные средства на этих спектаклях были переданы нуждающимся детям с онкологией.
«Казачок» за свои четыре года смог покорить сцены не только районного масштаба, но и областного.
Областной фестиваль детских и молодежных казачьих коллективов «Казачьему роду нет переводу» (2017,2018 г.г)
Международный конкурс «Бажовский фестиваль»(2018 г).
Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные и казачьи традиции, праздники. У детей формируется интерес к казачьей песне, праздничной культуре, к истории своего народа.
Участвуя в мероприятиях и концертах, дети чувствуют себя носителями духовного наследия казаков и, несомненно, будут передавать свои знания потомкам.
Использование культурно-исторического наследия казаков в дополнительном образовании школы позволяет формировать у учащихся уважительное отношение к традициям казаков, прививать интерес к изучению духовного наследия предков.
Народная песня - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Она помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.
Источник:
Авторская дополнительная общеобразовательная программа по приобщению детей к культурным традициям казаков Южного Урала с целью социализации личности:«Казачий край-земля Кизильская» Автор- Астафьева Ирина Александровна.