Программы студии "Танцевальная планета"
Общеразвивающие программы, по которым работает студия "Танцевальная планета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Танцевальная планета" углубленный уровень" | 2.46 МБ |
Программа "Современная хореография" | 2.88 МБ |
tants_planeta_nachalnyy.docx | 2.83 МБ |
tantsevalnaya_planeta_bazovyy_uroven.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Танец таит в себе огромное богатство для художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и раскрывает и растит духовные силы ребенка, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Направленность образовательной программы.
Данная программа предлагается для коллектива народно-сценического направления. Основной репертуар строится из русских народных танцев и танцев народов мира. Включаются в репертуар и постановки в современных танцевальных стилях, что делает его более разнообразным и интересным.
Программа модифицирована на основе методик обучения хореографии в соответствии с возрастными психо-физическими особенностями детей и подростков. При разработке данной программы были взяты за основу: методика преподавания классического танца Вагановой А.Я., методика преподавания народно-сценического танца Гусева Г.П., методика преподавания классического танца для начинающих Вихревой Н.А., методика обучения хореографии школьников Прутовой Т.В., Беликовой А.Н. и Кветной О.В.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что, занимаясь танцем, ребенок познает красоту и силу своего тела, развивается физически, корректируются недостатки осанки; растет культура ребенка благодаря его соприкосновению с музыкой, с народным фольклором, с историей и развитием балетного театра. Занятия хореографией по данной программе воспитывает такие черты характера, как любовь к родному искусству, ответственность, трудолюбие, коллективизм. Занимаясь в танцевальном коллективе, выступая на сцене, повышается самооценка ребенка, развивается внимание, память, мыслительные, мыслительные процессы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Целью данной образовательной программы является раскрытие творческого потенциала ребенка, через приобщение его к хореографическому искусству.
Задачи образовательной программы:
- идейно-нравственное и художественное воспитание ребенка;
- его физическое и духовное развитие;
- создание интересного творческого детского коллектива.
- приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих является систематизированное и дозированное использовании совокупности методик обучения хореографическому искусству.
Данная программа включает в себя два года обучения и рассчитана на детей и подростков в возрасте от 9 до 12 лет.
Программа предлагается для изучения учащимся, освоившим программу «Хореография «Танцевальная планета» начальный уровень».
Ожидаемые результаты.
Занимаясь по данной программе, ребята получают знания, умения и навыки в области хореографии. Развивается познавательная деятельность школьников. Обогащается двигательный опыт детей разнообразными видами движений. Занятия по программе способствуют гармоничному физическому и психическому развитию ребенка. Ребенок овладевает профессиональными навыками танцовщика, более глубоко начинает понимать танец, в нем воспитывается грамотный, истинно культурный зритель.
Формы подведения итогов реализации программы.
На первом году обучения итоги подводятся в форме открытых занятий. Так же проводится диагностика мотивации к учебным занятиям в начале и в конце учебного года.
На основном этапе и этапе повышения мастерства итоги подводятся в форме контрольных уроков по классическому и народному танцам, проводится тестирование по теоретической части программы, диагностика специальной физической подготовки, мониторинг участия детей в городских, региональных и международных концертных программах, фестивалях и конкурсах.
Учебно- тематический план
1 — й год обучения
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
практика | теория | всего | ||
1 | Азбука классического танца | 15 | 5 | 20 |
2 | Ритмика | 25 | 5 | 30 |
3 | Народно-сценический танец | 33 | 7 | 40 |
4 | Гимнастика | 8 | 2 | 10 |
5 | Репетиционная работа | 18 | 2 | 20 |
Аудиторные занятия | 123 | 21 | 144 | |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 55 | 5 | 60 | |
Всего часов: | 178 | 26 | 204 |
2 — й год обучения
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Классический танец. | 10 | 50 | 60 |
2 | Народно-сценический танец | 10 | 50 | 60 |
3 | История хореографии | 16 | 10 | 26 |
4 | Гимнастика | 5 | 15 | 26 |
5 | Репетиционная работа | 3 | 27 | 50 |
Аудиторные занятия | 44 | 172 | 216 | |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 10 | 70 | 80 | |
Всего часов | 54 | 242 | 296 |
Содержание программы
В программу обучения входят следующие разделы:
-Народно-характерный танец;
-Классический танец;
-Музыкально - ритмическое движение (на первом году обучения);
-История хореографического искусства;
- Гимнастика с элементами акробатики и коррегирующие упражнения.
Стремясь повысить исполнительский уровень ребят и укрепить их физическое здоровье, элементы импровизации и пантомимы.
1-й год обучения
Раздел 1.ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.
Обучение основам классического танца в детских самодеятельных хореографических коллективах проводится по типовым программам классического танца, но в упрощенном варианте. Классический танец дополняет образование ребят, закладывает фундамент знаний будущего танцовщика.
Занимаясь классическим танцем, дети делают первые шаги в освоении координации движений и приобретают апломб; изучают постановку корпуса, рук, ног, головы. Классический тренаж вырабатывает силу и эластичность мышц, гибкость корпуса; развивает выворотность ног и танцевальный шаг; закладывает основы для прыжка; дает навыки осмысленного и выразительного исполнения движений.
Тема 1. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
(лицом к станку, держась двумя руками за опору).
- Фиксация положения корпуса
- demi plie по 1, 2 позициям.
- Grand plie по 1 и 2 позициям
- Сочетание demi plie и Grand plie по 1 и 2 позициям
- Battement tendu по 1 позиции.
- Battement tendu вперёд со сгибанием стопы
- Battement tendu с demi plie.
- Battement tendu plie – soutenu вперед, в сторону и назад.
- Вattement jete в сторону, вперёд и назад.
- Battement jete pique (подготовка) вперед, в сторону и назад.
- Passe par terre.
- Rond de jamb par terre en dehor et en dedan.
- Releve на полупальцы по всем позициям.
- Перегибы корпуса.
- Прыжки у станка.
За одно занятие разучивается не более одного упражнения.
Тема 2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
- Поклон.
- Танцевальный шаг с носка.
- Танцевальный легкий бег.
- Па галопа (вперед и в сторону).
- Па польки.
- Упражнения для рук и корпуса.
- Балансе по 3 позиции (со 2 полугодия).
- Вальсовая дорожка.
Раздел 2. РИТМИКА.
Программа по музыкально-ритмическому движению 1 года обучения включает следующие темы:
Тема 1. Понятие сильной и слабой доли такта
Тема 2. Синкопированный ритм, затакт.
Тема 3. Музыкальные темпы: адажио, аллегро, модерато и др.
Тема 4. Ритмический рисунок.
Упражнения проводятся в игровой форме.
- Передача сильной и слабой доли такта хлопками и притопами, шагами, работой рук.
- Движение из-за такта.
- Упражнение «эхо».
- Передача ритмического рисунка движениями (шаг, бег, подскок и др.).
- Передача движениями музыкального размера и ритмического рисунка.
6. Упражнения в различных музыкальных темпах.
Раздел 3. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА
Построения и рисунки танца
«Русский самовар»,
«Кукляндия»,
«Полный вперёд»,
«Новогодняя полька».
Раздел 3. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
В коллективе народно-сценического направления самое большое количество часов отдается изучению народно-характерного танца.
На первом году обучения изучаются темы:
- Азбука народного танца.
- Основы русского народного танца.
- Основы белорусского народного танца.
Тема 1. АЗБУКА НАРОДНОГО ТАНЦА.
- Позиции и положения рук характерные для народного танца: 1, 2. 3 позиции, подготовительное положение, положение рук на поясе и «полочкой».
- Позиции ног 1, 2, 3, 6, понятие не выворотной позиции.
- Удар всей стопой (притоп) и подушечкой пальцев.
- Выведение ноги на носок, каблук, носок из 3 позиции вперед, в сторону, назад.
- То же с ударом стопы при возвращении в позицию.
- Вынос ноги на каблук вперед и в сторону.
- Тройной притоп.
- Подготовка к веревочке (пасе).
- Demi plie по изученным позициям.
Тема 2. ОСНОВЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
Танцевальные ходы.
- Простой танцевальный шаг на всю ступню и на низкие полу-пальцы.
- Простой шаг с продвижением назад.
- Простой шаг с притопом с продвижением назад и в перед.
- Тройной шаг.
- Шаг с притупкой.
- Припадание.
Танцевальные движения.
1 «Гармошка».
2. «Елочка».
3. Ковырялочка.
- Ковырялочка с тройным притопом.
- Вынос ноги на каблук.
- Повороты на припадании.
- Топотушки.
- Поклон.
Построения и рисунки.
- По кругу, взявшись за руки.
- В линию.
- В колонну по одному и по два.
- «Ручеек».
- Сужение и расширение круга.
- Змейка.
- Диагональ.
Тема 3. ОСНОВЫ БЕЛОРУССКОГО ТАНЦА.
Танцевальные ходы.
- Простой шаг с носка.
- Подскок.
- Подскок с двумя последующими шагами.
- Шаг с высоким подниманием бедра.
Танцевальные движения:
- Вынос каблучка вперед, в сторону, назад.
- Поворот на подскоках.
- Хлопки с проскальзывающим движением рук.
- Подбивка.
- Ковырялочка на подскоках.
Построения и рисунки:
- Работа в парах.
- Два круга.
- «Гребенка».
После разучивания движений и ходов составляются этюды, с использованием различных рисунков и построений. Разученные в этюдах элементы переносятся в танцевальные номера.
2-й год обучения.
Раздел 1. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
В этом возрасте мышцы у детей еще мягкие, податливые и уроки классического танца приносят большую пользу. Упражнения из первого года обучения выполняются по 5 позиции. Новые движения разучиваются по 1 позиции, а затем по 5.
Тема 1. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
- 5 позиция ног.
- Demi plie по 1, 2 и 5 позициям.
- Grand plie.
- Battement tendu soutenu.
- B. t. Jite pique.
- B. t. Jetre balancoir.
- Battement fondu.
- Grand battement jete.
- Battement frappe.
- Battemente releve lent на 45 градусов.
Со второго полугодия все упражнения выполняются боком к станку по 5 позиции.
Тема 2. ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
- Port de bras – 1, 2, 3 формы.
- Позы croisee, effacee.
- 1й и 2й arabesque
- Малые позы.
- Прыжки: saute, echappe, glissade.
- Балансе и вальсовая дорожка.
- Вращения.
Раздел 3. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
На втором году обучения продолжается изучение русского и белорусского танца, также начинается изучение украинского и других европейских танцев, исходя из репертуара.
Вводится в уроки народно-характерный экзерсис.
ТЕМА 1. НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИСС
Цели экзерсиса:
-всестороннее развитие суставов, мышц, связок;
-развитие техники;
-развитие координации и пластики;
-знакомство с различными национальными характерами;
-развитие ритмичности;
- Preparation (все движения выполняются держась одной рукой за опору).
- Plie мягкое и отрывистое.
- Battement tendu с переходом рабочей ноги с носка на каблук.
- Упражнение 3 с plie в момент перехода рабочей ноги с носка на каблук.
- Упражнение №3 с ударом всей стопой в 3 позиции и с двойным ударом.
- Battement tendu jete simpie.
- Battment tendu jete c plie на опорной ноге.
- Battement tendu jete c plie и подъемом пятки опорной ноги.
- Rond de jamd.
- Подготовка к веревочке и упражнения для бедра.
- Упражнения на выстукивание.
- Grand battement jete.
- Pas tortille.
- Подготовка к штопору и штопор.
- Голубцы низкие и ключ.
ТЕМА 2. РУССКИЙ ТАНЕЦ.
- Веревочка.
- Моталочка.
- Маятник.
- Молоточки.
- Простые дроби.
- Различные положения рук.
- Работа с платочком.
Этюды с использованием движений прошлого года и разученные в этом году.
ТЕМА 3. БЕЛОРУССКИЙ ТАНЕЦ.
- Основной шаг польки «Янки».
- Основной ход «Бульбы».
- Подбивки.
- Соскоки на двух ногах.
- «Козочка».
- Веревочка.
- Бегунец.
- Хлопки и дроби.
ТЕМА 4 . ПОСТРОЕНИЯ И РИСУНКИ.
- Воротца.
- «Книжечка».
- «Гребенка» в диагонали.
- Переход из одной диагонали в другую.
Раздел 4. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИИ
Вводится новый предмет «история хореографии».
ТЕМА 1. «Роль танца в жизни людей»,
ТЕМА 2. «Русское народное хореографическое искусство»,
ТЕМА 3. «Белорусское народное хореографическое искусство»,
ТЕМА 4. «Балет - высшая форма танца».
Раздел 5. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА
Танцы:
«Топотушки»,
«Гусачок»,
«Летка-енька»,
«Прогулка»,
«Полька Янка»
Темы и задания для самоподготовки
1– й год обучения.
- Самостоятельно выполнять упражнения на растяжку и развитие гибкости.
- Вести дневник по хореографии. Записывать в него задания и новые темы.
- Оформить «словарик танцевальных терминов» и выучить названия всех движений, изученных в учебном году.
- Разучить последовательность выполнения упражнений в классическом экзерсисе.
- – й год обучения.
- Самостоятельно выполнять упражнения на растяжку и развитие гибкости.
- Продолжать вести дневник и «словарик танцевальных терминов». Добавить раздел «современный танец» и выучить названия положений и движений современного танца, изученных в учебном году.
- Самостоятельно проработать технику выполнения дробей.
- Разучить последовательность выполнения упражнений в экзерсисе на середине зала.
- Найти и посмотреть видеозапись балета «Щелкунчик».
Оценка результативности образовательной программы
Для оценки уровня освоения детьми образовательной программы хореографической студии «Танцевальная планета» в конце учебного года проводится контрольный урок по основным разделам программы: «классический танец» и «народный танец», где оценивается уровень сформированности двигательных, музыкально-ритмических навыков, танцевальная выразительность.
1. Контрольный урок включает в себя экзерсис у станка, аллегро и адажио в уроке классического танца и танцевальные комбинации на середине зала на уроке народного танца, а также танцевальный этюд. Все разделы контрольного урока включают в себя движения, построения и рисунки, изученные в учебном году. Каждый раздел урока оценивается отдельно и выводится средний балл.
Критерии оценки.
3 балла (высокий уровень): ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание, сохраняет правильное положение корпуса, рук и ног, движения выполняет выразительно, ритмически точно в характере музыкального произведения.
2 балла (средний уровень): делает ошибки в выполнении задания, но исправляет их после указаний педагога, не всегда может отразить в движении характер музыкального произведения.
1 балл (низкий уровень): ребёнок не справляется с заданием, даже после дополнительных указаний, не выразителен, не может передать ритмический рисунок.
2. При оценке результативности образовательной программы учитывается участие детей в фестиваля, конкурсах, концертах.
Очень высокий уровень предполагает высокую степень освоения программного материала, участие в международных фестивалях, призовые места на региональных конкурсах активное участие в концертной деятельности коллектива.
Высокий уровень: высокий уровень освоения программного материала, участие в региональных и городских фестивалях и конкурсах, активная концертная деятельность.
Средний уровень: средняя степень освоения программного материала, участие в фестивалях и конкурсах на уровне района, в концертных программах на уровне ДЮЦа.
Низкий уровень: низкая степень освоения программного материала, участие в мероприятиях на уровне студии.
Методическое обеспечение
Успешное решение поставленных задач на занятиях танцами с детьми дошкольного возраста возможно при использовании следующих методов и принципов обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка и в связи с этим — определение посильных для него заданий.
- Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
- Принцип систематичности — (один из ведущих) регулярность и непрерывность занятий. Систематические занятия не только способствуют оптимальному усвоению материала, но и дисциплинируют ребёнка, приучают его к методичной и регулярной работе.
- Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающиеся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
- Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип.
- Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов. При разучивании новых движений наглядность — это безукоризненный практический показ движений педагогом. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности.
Основные формы и методы работы.
Основные методы работы, направленные на достижение образовательных задач:
- Метод показа чаще всего используется во время разучивания нового движения или упражнения.
- Словесный метод. Словесные объяснения при работе с дошкольниками должны быть краткими, образными и конкретными.
- Музыкальное сопровождение как методический приём. Правильно выбранная музыка несёт в себе все эмоции, которые дети должны проявлять в танце.
- Импровизационный метод используется для обучения свободному, непринуждённому движению.
- Метод иллюстративной наглядности. Рассказы о танцевальной культуре, знакомство с репродукциями, видеофильмами и т.д.
- Игровой метод. Основной метод в работе с детьми дошкольного возраста. Каждая игра, используемая на занятии, отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей.
- Концентрический метод заключается в возвращении к уже пройденному материалу, но уже на более сложном уровне.
Основные формы работы.
Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.
Целостный процесс обучения хореографии можно условно разделить на три этапа усвоения учебного материала:
- Начальный этап. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении.
- Этап углубленного разучивания. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью исполнения движений всеми участниками группы.
- Этап закрепления и совершенствования. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.
Типы учебных занятий в студии:
1.Усвоение новых знаний – теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие-игра.
- Применение усвоенных знаний – практическое занятие, занятие-игра, репетиция, импровизация, концерт.
Список использованной литературы:
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - Спб., 2000
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. - СПб., 2002.
- Вихрева Н. А. Классический танец для начинающих. – М., 2004.
- Вихрева Н. А. Партерный экзерсис: Для подготовки к занятиям классическим танцем. – М., 2004.
- Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка. – М., 2003.
- Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2004.
- Ивановский Н. П. Бальный танец XVI – XIX веков. – Калининград, 2004.
- Левин М. В. Гимнастика в хореографической школе. – М., 2001.
- Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец. – М., 1988.
- Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
- Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М., 2006.