Методическая разработка.Сценарий праздника плясуна.

Новоселова Наталья

Цель: приобщить учащихся творческих объединений центра к культуре народного праздника, создать условия для самореализации учащихся в подготовке и проведении праздника.

Задачи:

  • развитие художественного вкуса учащихся,
  • привитие потребности в художественном самовыражении,
  • расширение опыта общения с культурным народным наследием ребенка,
  • создание условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_plyasuna.docx235.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

                                                                           ДЕТСКО ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

                

                                                 

http://baik-info.ru/sites/default/files/chastushki-sud-1024x768.jpg

2018 г

Пояснительная записка

Сегодня хранительницей и охранником вековых устоев жизни человека, народных уникальных традиций и обычаем является деревня, село. И в настоящий момент жизнь обыкновенного деревенского школьника связана с естественным образом жизни села: сбор урожая, Христова Рождество, проводы зимы, встреча лета, чего не скажешь про жизнь городского школьника. В этом случае на помощь приходит деятельность учреждений дополнительного образования  создаются условия для участия детей в таких праздниках, где они на практике могут прикоснуться к жизни народа, его укладу, думам и мечтам.

Цель: приобщить учащихся творческих объединений центра к культуре народного праздника, создать условия для самореализации учащихся в подготовке и проведении праздника.

Задачи:

  • развитие художественного вкуса учащихся,
  • привитие потребности в художественном самовыражении,
  • расширение опыта общения с культурным народным наследием ребенка,
  • создание условий.

Пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей, педагогам дополнительного образования.

РАСПАХНИ, РОССИЯ, В ПЛЯСКЕ ШИРЬ ДУШИ!»

Звучит фонограмма русской мелодии, текст, приглашающий всех на праздник, и участники ансамбля танца «Самоцветы», вовлекая в хоровод зрителей, заводят их в зрительный зал. Пока зрители рассаживаются по местам, в записи звучат веселые наигрыши, песни. Среди зрителей могут быть и участники праздника, одетые в сценические костюмы.

Праздник проходит в форме вечорки, куда съезжаются гости со всех районов и соревнуются в искусстве плясать, петь частушки. На вечерке каждый старается быть самым веселым, первым плясуном. Раскрыть свой талант им помогает ведущая Хозяйка. Она принимает гостей, знакомит всех с гостями, рассказывает о них.

Вечорка начинается, когда все гости рассядутся по местам. При закрытом занавесе – дикторский текст на мелодии:

«Край ты наш югорский,

Где мечта живет,

Кто в тебя не влюбится,

Кто не воспоет.

И холмы и реченьки – все ласкает взор,

За лесами частыми голубой простор.

Славится как славилась прежде издавна,

Мастерами дивными наша сторона.

Люди, сердцем чистые, как дела свои

Берегут и множат красоту земли!

В рукоделье тонком солнца ясный свет,

До чего пригоже – загляденья нет!

В лаковых узорах синь хрустальная

Вам, творцы прекрасного, величальная!»

«Мастерская» картинка оживает. Это девушки, стоящие в хороводе у березок. Исполняется величальный хоровод «У золотых ворот». Хоровод расступается, пропуская Хозяйку (ведущую) и девушку с хлебом-солью.

ХОЗЯЙКА:         Дорогим гостям земли Югорской и участникам первого праздника русской пляски наш привет-поклон и пожеланья добрые. Сегодня на празднике со всех концов Финского посёлка прибыл народ. Старые и молодые приехали, чтобы честь и славу лучшего гармониста, частушечника, лучшего плясуна. А коль мы праздник объявили, то и гостей именитых позвали! Будет нам двойная радость от того, что сидят в нашем зале в ряду почетном

(Перечисляются почетные гости). Участники, стоящие на сцене, каждое имя приветствуют аплодисментами, зрители  присоединяются к ним.

«Хоровод» проходит в зал с хлебом-солью и преподносят его почетным гостям).

ХОЗЯЙКА:         Издавна собирался народ на вечорки. Где-нибудь на красивом месте у реки, или на полянке. Попеть, поплясать, пошутить, знакомство свести парню с девушкой. Кто кого перепоет, кто кого «переиграет», кто кого перепляшет. Хорошие гармонисты и плясуны славились своим умением и мастерством далеко в округе. Первым парнем на вечерке был гармонист. Ему лучшее место, общее внимание. Быть залеткой гармониста честь любой красавицы. А сколько частушек складывалось в его честь. Порой звучат в них прямая лесть и подхалимство. Но на что не пойдешь, коли пришла охота попеть, поплясать, душу отвести.

(С частушками выходит исполнительница – номер (…..) помогает ей лихойпляской один из участников конкурса. Плясун лихо выходит на центр, принимает «воинственный» вид).

«Эх, дайте мне начать состязание

Вызываю плясунов на соревнование!»

(Плясун выходит к своей компании, выводит и ставит на удобное место своего гармониста. Из гостей, пришедших на вечорку, на круг выходят четыре парня-плясуна (каждый со своим гармонистом), обмениваются рукопожатием. Конкурс начинает плясун, сделавший вызов (он обходит круг). Пляшет, вытанцовывая и бросая вызов следующему плясуну. Пляска продолжается как спортивное состязание, к ней подключаются девушки-плясуньи и гармонисты. Идет конкурс индивидуальных плясунов).

ХОЗЯЙКА:         Знакомьтесь: с лихой пляски начался конкурс исполнителей на лучшую русскую пляску.

На полянку заходите,

Вы не пожалеете!

Столько встретить плясунов

Только здесь сумеете.

(Дальше идет текст хозяйки, представляющей танцоров, идет выступление индивидуальных исполнителей).

ХОЗЯЙКА: Вечерка набирает силу. На круг вышли (…..).

ПЛЯСУН         (бросаясь в пляску): Не подкачай! Давай «Барыню» с проходочкой.

ХОЗЯЙКА: Раздайся народ! В пляс пошли (…..).

(Номер).

ХОЗЯЙКА: Лихо, с задоринкой, с душой, как говорят в народе, пляшут (….).

(Исполняется пляска).

ИСПОЛНИТЕЛИ:         Веселый гармонист, поддай русского!

(Хозяйка представляет номер. Исполняется номер).

ХОЗЯЙКА: На веселом на гуляньи (на выход плясунов (….) шире круг освободите! В переплясе кто первее, докажите (….).

(Исполняется перепляс).

ХОЗЯЙКА: На владимирской вечорке

Разгуляться в самый раз.

Всех желающих сегодня

Приглашаем в перепляс.

(Пляска всех участников).

ХОЗЯЙКА: Ну какое ж, действительно, веселье без цыганского танца. Он давно стал популярным и русским.

(Их пляску подхватывают и пляшут.)

Нету дыма, нету дыма,

Нету дыма без огня,

Притомился я, товарищи,

Сменили бы меня.

Из зала (по проходам) начинает свое выступление ансамбль (…..). Ансамбль поднимается на сцену, вовлекая зрителей в пляску. Они, выплясывая, выкрикивают: «Эх, встряска, русская пляска».

Спасибо фольклорному ансамблю (….), спасибо плясунам, что пришли к нам на вечерку. Им памятные награды праздника.

(Девушки в русских костюмах раздают косынки и пояски).

ХОЗЯЙКА:        Украсит любую сцену русский танец простого народа. С праздничным танцем народный ансамбль (…).

(Исполняется «Праздничная плясовая». Танцоры праздничной плясовой, закончив выступление, уступают место на сцене исполнительнице частушек (….). Она идет с частушками на авансцену.)

ХОЗЯЙКА:         Здравствуйте, дорогая (…..), Доброго Вам здоровья! У нас на вечорке уже плясали, и про гармониста и про любовь частушки пели. Мы знаем, что Вы не только поете их, но и сами сочиняете. А не могли бы Вы сейчас помочь нам собрать самые новые, сегодняшние частушки. Их никто не подсчитывал, но говорят, что в народе большое количество частушек на сегодняшние злободневные темы. Те, что люди стесняются или бояться высказать прямо, легко и естественно высказываются в частушках. Давайте начнем такие частушки-перекликушки на сегодняшние темы прямо с Вас. Любители попеть частушки, просим поддержать (…).

(Гармонисты спускаются в зал).

На вечорке есть простор частушкам.

Вновь народ повеселим.

Всех сидящих в этом зале

На частушки пригласим…

ХОЗЯЙКА:         Спасибо Вам всем от души! Широкую дорогу вашей частушке и на память о встрече на вечорке – памятные награды.

Вручаются в зале сувениры.

ХОЗЯЙКА         (На появление (…) фольклорного ансамбля): Меняется наша жизнь. По-другому мы стали жить, по-другому веселиться, новые песни петь. Только можно ли допустить, чтобы забыли люди то, что у дедов наших из самой души шло.

(Номер фольклорного ансамбля).

ХОЗЯЙКА:         На деревне звонкой песней

Гармонь заливается,

Слышите? (…) девчата

На вечорку собираются.

(Номер фольклорного коллектива. На фоне плясового пения идет пляска (…).

ХОЗЯЙКА: Русский человек всегда пляшет с душой. (представляет).

ХОЗЯЙКА: Люди добрые! Наш праздник подходит к концу, а веселья, удали в танце не убывает, как не убывает народный талант. Не стареет, не уходит в прошлое самобытный русский танец. Он живет, украшает нашу жизнь. Как ручейки питают реки, так и русская пляска будет живым родником питать наш русский характер.

Материальное, техническое, кадровое  обслуживание

мероприятия:

  1. Элементы для украшения русской избы
  1. Сценические костюмы в русском стиле для участников театрализации
  1. Концертмейстер
  1. Звукооператор

Список используемой литературы:

  1. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005
  1. Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с
  1. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.
  1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М.: Российский раритет, 1992.
  1. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. - М., 1983.
  1. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: Хрестоматия.

- М., 1971.

  1. Шангина И. И. Русские девушки. — СПб.: Азбука-классика, 2007. —
  2. Круглов В. Г. «Русские обрядовые песни» Изд. «высшая школа». 1982.
  3.  Науменко Г.В. «Народные праздники» - Москва,1999 г.
  4.  Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.
  5.  Релли Н. «Русские обряды и традиции». - С-Петербург, 2002 г.
  6. Терещенко А.В. «История культуры русского народа» Москва, Эксмо 2007.