РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 2 год обучения
РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 2 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ladushki_2_god_obucheniya_.docx | 90.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа второго года обучения фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» художественной направленности разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Каравай» (автор Квочка З.А.) и реализуется в детском областном духовно - просветительском Центре «Благовест».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41).
Предметная область определена музыкальным исполнительством, включающая в себя народный вокал, русские народные инструменты, народное творчество (сведения о традиционной русской культуре) и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
Программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на групповую организацию работы с обучающимися.
Программа имеет стартовый уровень сложности и рассчитана на обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность. Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов – столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У жителей Белгородской области, как и у всего русского народа, существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет. Изучение духовной культуры провинции необходимо в настоящее время, чтобы успеть зафиксировать еще сохранившиеся ее составные элементы, которые уходят безвозвратно с каждым годом.
Новизна. Культура Белгородского края очень богата и разнообразна, поэтому мы стараемся сохранить все по крупицам. В работе мы попытались проследить особенности Белгородских традиций, их значение, символику. Изучение края ведется в форме экскурсии с посещением храмов, духовных центров, монастырей, часовен, а также походов в монастырский лес, встреч с церковными служителями.
Педагогическая целесообразность рабочей программы «Ладушки». Традиционная народная культура очень значима в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодежи к родной истории. Много упущено, потеряно в народном быту, промыслах, костюмах, украшениях, в народной музыке, песнях и танцах. Одним из путей возрождения традиционной культуры является её детальное изучение, и, как в данном случае – частичная реконструкция, что и осуществляется с помощью данной рабочей программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – развитие творческих способностей, музыкального вкуса, эстетической культуры личности ребенка и воспитание любви, бережного отношения к русскому народному творчеству и Белгородской традиционной культуре.
Задачи программы:
способствовать формированию:
- представлений о народном фольклорном творчестве;
- расширенных знаний об основах музыкальной грамоты; сценического исполнения народных песен;
- навыков позитивного общения;
- двигательной активности;
- практических навыков игры на народных инструментах.
способствовать развитию:
- эстетического, музыкального вкуса, творческих способностей, общей музыкальной культуры воспитанника;
- речевой активности;
- у детей слухового внимания;
- коммуникативных качеств;
- воображения как основы творческой деятельности;
- музыкальной памяти, зрительно-эмоциональной памяти, способности к запоминанию и воспроизведению;
- слуха, чувства ритма;
- эмоционального восприятия окружающего мира.
- духовно-нравственных качеств воспитанников;
создать условия для воспитания:
- бережного отношения к русскому народному творчеству, к традиционной народной культуре;
- у детей чувства причастности к своему народу к его истории и культуре;
- отношения к семье как к базовой ценности общества, воспитания чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
Деятельность педагогов строится на следующих принципах:
- доступность знаний, с учетом возрастных особенностей детей;
- последовательность и обоснованность изложения материала;
- внимательное отношение к личности воспитанника, пробуждение его к творчеству;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
- уважение и соблюдение прав воспитанника;
- доступность понимания музыки различных стилей и жанров;
- всестороннее развитие воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.
Формы учебных занятий:
- Занятие-беседа
- Занятие-репетиция
- Занятие-путешествие
- Индивидуальные и групповые занятия
- Творческие дискуссии
- Занятие-игра
- Конкурсы
- Занятие-спектакль
- Занятие-праздник
- Концерты
- Открытые занятия для родителей и гостей из других коллективов
Этапы обучения
На втором году обучения обучающиеся закрепляют знания и навыки, полученные на первом году обучения, знакомятся с образцами песенного фольклора Белгородской области. Для этого используются аудио, видеозаписи аутентичных коллективов, репертуарные сборники, представленные в библиотечном списке. Осваивают певческую установку, приобретают навык пения в ансамбле. Продолжают работать над певческим дыханием, звукообразованием, четкой дикцией, фразировкой. На этой ступени работа ведется по направлениям:
- овладение навыками игры на музыкальных инструментах (ложки, рубель, трещотки, свирель);
- приобретение навыков двухголосного пения;
- разучивание народной хореографии Белгородской области;
- овладение навыками импровизации.
Условия реализации программы
Программа разработана для детей 5-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу для группы из 10-15 человек.
Выполнение программы в группе №4 рассчитано на 73 учебных часов. Выполнение программы в группе №2, №6 рассчитано на 75 учебных часов.
Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:
- музыкальный проигрыватель,
- фольклорные инструменты
- музыкальный зал
- народные костюмы
- баян
- фортепиано
- проектор
- компьютер/ноутбук
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
- календарные песни на Белгородчине;
- праздники, приметы, пословицы и поговорки о народном календаре: сентябрь, октябрь, ноябрь;
- святочный обряд: колядования, щедрования, гадания;
- обряд «Масленица»;
- заклички весны
- понятие о гигиене голоса;
Уметь
- соблюдать певческую установку;
- петь чистым, грудным звуком (легко, звонко, зычно);
- петь на одном дыхании длинные фразы;
- спеть звуковысотно, чисто и ритмически чётко самостоятельно несложную песню;
- правильно комбинировать гласные и чётко произносить согласные буквы;
- работать с микрофоном;
- петь в сопровождении собственного аккомпанемента;
- понимать и исполнять дирижёрские жесты: на 2/4, 4/4, 3/4.
Формы подведения итогов
Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме опроса, театрализованного представления, взаимоопроса, разгадывания кроссворда, викторины, игры, выступления, концерта, прослушивания, конкурса.
Учебный план 2- год обучения
№ | Тема | Общее кол-во часов | Теорети- ческие | Практи- ческие | Форма аттестации контроля |
1. | Вводное занятие. Певческая установка. Охрана голоса. Подбор репертуара. Знакомство с курсом предмета | 9 | 4 | 5 | взаимоконтроль |
2. | Праздники – древние традиции, обряды, исторический опыт народа | 19 | 6 | 13 | предварительный контроль |
3. | Осень - перемен восемь | 11 | 3 | 8 | тематический контроль |
4. | Зимние святки | 20 | 8 | 12 | опрос |
5. | Веснянки | 14 | 4 | 10 | опрос |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | концерт | |
Итого: | 74 | 25 | 49 |
Календарно-тематический план
(2 года обучения группа №2……) ср, чт
№ заня-тия | Дата проведения
| Тема занятия | Общее кол-во часов | Содержание занятий | |
теоретическая часть занятия | практическая часть занятия | ||||
03.09 | Вводное занятие. | 1 | Беседа по технике безопасности. | Упражнения на дыхание | |
05.09 | Фольклор – народная мудрость | 1 | Сведения об основных группах детских бытовых песен (диалогические, умулятивные) | Повторение песен изученных на 1 году обучения | |
10.09 | Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки | 1 | Сведения об основных группах детских бытовых песен | Игра «Мак» | |
12.09 | Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией | 1 | Повторение песен разученных на 1 году обучения | Работа над четкой дикцией, чистым интонированием | |
17.09 | Вокально-хоровая работа. Повторение. | 1 | Повторение песен разученных на 1 году обучения | Работа над выразительным исполнением песен | |
19.09 | Народный календарь | 1 | Что такое народный календарь | Игра «Заинька» | |
24.09 | Приметы осени. | 1 | Знакомство с приметами осени | Дети рассказывают приметы осени | |
26.09 | Рябинник – сентябрь | 1 | Народные традиции связанные с началом осени | Игра «Тетёра» | |
01.10 | Пословицы и поговорки об осени | 1 | Разучивание пословиц и поговорок об осени | Дети рассказывают пословицы и поговорки об осени | |
03.10 | Свадебник- октябрь. Сватовство. | 1 | Свадебные традиции Белгородской области | Разучивание песни «Бояре, а мы к вам пришли» | |
08.10 | Свадебник- октябрь. Смотрины | 1 | Свадебные традиции Белгородской области | Театрализация свадебного обряда | |
10.10 | Свадебник- октябрь. Пропой. | 1 | Свадебные традиции Белгородской области | Сравниваем традиции древнерусской и современной свадьбы | |
15.10 | Праздник «Покров» | 1 | Рассказ о празднике «Покров Пресвятой Богородицы» | Игра «Третий лишний» | |
17.10 | Праздник «Покров» | 1 | Традиции, связанные с «Покровом» | Дети рассказывают о празднике «Покров» | |
22.10 | Народные праздники в ноябре | 1 | «Кузьминки – ноябрь»- | Рисунки «Осенние зарисовки» | |
24.10 | «Кузьминки – ноябрь»- | 1 | Народные праздники в ноябре | Рисунки «народные праздники» | |
29.10 | Знакомство с жанром «Заклички» | 1 | Знакомство с жанром. | Изучение закличек: «Осень», «Солнышко» | |
31.10 | Объяснение целей исполнения «Закличек» | 1 | Разучивание осенних закличек | Исполнение закличек: «Осень», «Солнышко» | |
07.11 | Хороводы на Руси | 1 | Знакомство с фольклорно- хореографическими элементами в хороводных песнях Белгородской области | Просмотр видеозаписи «Белгородские карагоды» | |
12.11 | Учимся водить хоровод | 1 | Изучение фольклорно - хореографических элементов в хороводных песнях | Дети учат хореографию Белгородского региона | |
14.11 | Знакомство с календарными песнями Белгородской области | 1 | Знакомство с жанром календарных песен | Прослушивание календарных песен Белгородской области | |
19.11 | Особенности календарных песен | 1 | Объяснение целей исполнения календарных песен | Разучивание песни «Масленица». | |
21.11 | Объяснение целей исполнения календарных песен | 1 | Методика исполнения Календарных песен | Разучивание песни «Масленица». | |
26.11 | Исполнение календарных песен | 1 | Работа с текстом календарной песни «Масленица» | Исполнение песни «Масленица». | |
28.11 | Трудовые песни. Знакомство с жанром. | 1 | Понятие об организующей роли ритма в процессе труда | Прослушивание трудовых песен Белгородской области | |
03.12 | Жнивная обрядность | 1 | Рассказ «Жнивная обрядность» | Имитация трудовых действий | |
05.12 | Трудовые песни. История появления. | 1 | Знакомство с историей появления трудовых песен | Разучивание песни «На горе мак» | |
10.12 | Особенности трудовых песен | 1 | Изучение особенностей трудовых песен | Разучивание песни «На горе мак» | |
12.12 | Календарные песни. История появления. | 1 | Знакомство с историей появления календарных песен | Исполнение песни «На горе мак» | |
17.12 | Особенности календарных песен | 1 | Изучение особенностей календарных песен | Игра «Цапки» | |
19.12 | Традиции нашего региона | 1 | Календарные праздники | Повторение календарных песен изученных на 1 году обучения . | |
24.12 | Зимние святки | 1 | Общие сведения о Зимних святках | Игра «Тетёра» | |
26.12 | Пришла «Коляда» | 1 | Рассказ о празднике «Коляда» | Разучивание колядки «Коляда, колядица» | |
31.12 | Колядки | 1 | Методика исполнения колядок | Исполнение колядки «Коляда, колядица» | |
09.01 | «Щедрый вечер- добрый вечер» | 1 | Рассказ о празднике «Щедрый вечер» | Разучивание песни «Щедрый вечер» | |
10.01 | Щедровки | 1 | Методика исполнения щедровок | Исполнение песни «Вот щедровка щедровала» | |
16.01 | Щедровальный обряд | 1 | Рассказ о щедровальном обряде | Инсценировка щедровального обряда | |
17.01 | Рождество Христово | 1 | Рассказ об Иисусе и его рождении | Дети рассказывают о Рождестве | |
23.01 | Христославления | 1 | Цели исполнения христославлений | Рисунок «Зимние святки» | |
24.01 | Крещение | 1 | Рассказ о празднике «Крещение» | Дети рассказывают о «Щедром вечере» и «Коляде» | |
30.01 | Обряд «Крещение» | 1 | Традиции, связанные с праздником «Крещение» | Разучивание духовного стиха «Ходил Господь» | |
31.01 | Духовные стихи | 1 | Что такое духовные стихи, их содержание | Разбор текста духовных стихов | |
06.02 | Методика исполнения духовных стихов | 1 | Разучивание духовного стиха «Ходил Господь» стихов | Исполнение духовного стиха «Ходил Господь» | |
07.02 | Масленица | 1 | Знакомство с праздником Масленица | Разучивание песни «А мы масленицу поджидали» | |
13.02 | Понедельник - Встреча | 1 | Дни масленичной недели понедельник | Разучивание песни «А мы масленицу поджидали» | |
14.02 | Вторник-Заигрыш | 1 | Дни масленичной недели вторник | Исполнение песни «А мы масленицу поджидали» | |
20.02 | Среда-Лакомка | 1 | Дни масленичной недели среда | Дети рассказывают о масленичном понедельнике и вторнике | |
21.02 | Разгульный четверг | 1 | Дни масленичной недели четверг | Игра «Зевака» | |
27.02 | Пятница - тёщины блины | 1 | Дни масленичной недели пятница | Рисунок или поделка «Масленица» | |
28.02 | Суббота - Заловкины посиделки | 1 | Дни масленичной недели суббота | Игра «Заинька» | |
06.03 | Прощенное воскресенье | 1 | Дни масленичной недели суббота воскресенье | Дети учатся просить прощение друг у друга | |
07.03 | Приметы весны | 1 | Весенние приметы | Дети рассказывают весенние приметы | |
13.03 | Пословицы и поговорки о весне | 1 | Пословицы и поговорки, связанные с весной | Дети рассказывают пословицы и поговорки о весне | |
14.03 | «Веснянки» | 1 | Знакомство с песнями «Веснянками» | Разучивание заклички «Жаворонок» | |
20.03 | Объяснение целей исполнения «веснянок» | 1 | Объяснение целей исполнения | Рисунок «Весеннее настроение» | |
21.03 | Заклички весны. | 1 | Методика исполнения веснянок | Разучивание заклички «Жаворонок» | |
27.03 | Апрель – снегогон | 1 | Народные апрельские праздники | Разучивание заклички «Ой, кулики» | |
28.03 | Разучивание закличек | 1 | Что такое закличка. | Разучивание заклички «Ой, кулики» | |
03.04 | Загадки о весне | 1 | Разгадывание загадок о весне | Дети загадывают подготовленные загадки | |
04.04 | Старинный праздник | 1 | Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси | Игра «Заинька» | |
10.04 | Знакомство с народным календарем месяцев | 1 | Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси | Игра «Тень, тень, потетень» | |
11.04 | Весенний праздник. Апрель - снегогон | 1 | Знакомство с весенними хороводами | Разучивание песни «Во саду ли в огороде» | |
17.04 | Весенний праздник. Май – травень | 1 | Разучивание хореографических рисунков в весенних хороводах | Работа над хореографической разводкой в песне «Во саду ли в огороде» | |
18.04 | Пословицы, приметы и поговорки о весне | 1 | Пословицы, приметы и поговорки, связанные с весенними праздниками | Работа над хореографической разводкой в песне «Во саду ли в огороде» | |
24.04 | Весна - красна | 1 | Повторение материала | Дети рассказывают о весенних праздниках, исполняют хоровод | |
25.04 | Народный календарь. «Сороки». | 1 | Народные традиции и обряды на праздник «Сороки» | Исполнение ранее изученных весенних закличек | |
02.05 | Вокально-хоровая работа | 1 | Повторение материала | Исполнение изученных песен | |
08.05 | Летние праздники | 1 | Знакомство с календарем летних праздников | Разучивание песни «Весна-красна, теплое летечко» | |
15.05 | Праздник «Троица» | 1 | Рассказ о празднике «Троица» | Просмотр видео с Троицких фестивалей | |
16.05 | Народный календарь. «Троица» | 1 | Народные традиции и обряды на праздник «Троица» | Исполнение песни «Весна-красна, теплое летечко» | |
22.05 | Обряд «Завивание березки» | 1 | Рассказ об обряд «Завивание березки» | Разучивание песни «Кукушка трава» | |
23.05 | Обряд «Кумление» | 1 | Рассказ об обряде «Кумление» | Театрализация обрядов | |
29.05 | Вокально-хоровая работа | 1 | Повторение материала | Исполнение изученных песен | |
30.05 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов | Исполнение песен | |
Итого: | 74ч |
Календарный учебный график для 2 года обучения (группа №4)
Время проведения группа № 4: вторник, четверг 11:20-12:05
Место проведения: кабинет № 22, № 41
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
04.09 | Вводное занятие. | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
06.09 | Фольклор – народная мудрость | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
11.09 | Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки | 1 | Занятие-игра | Кроссворд | |
13.09 | Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
18.09 | Вокально-хоровая работа. Повторение. | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
20.09 | Народный календарь | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
25.09 | Приметы осени. | 1 | Занятие-путешествие | Викторина | |
27.09 | Рябинник – сентябрь | 1 | Занятие-путешествие | Опрос | |
02.10 | Пословицы и поговорки об осени | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
04.10 | Свадебник- октябрь. Сватовство. | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
09.10 | Свадебник- октябрь. Смотрины | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
11.10 | Свадебник- октябрь. Пропой. | 1 | Занятие-игра | Викторина | |
16.10 | Праздник «Покров» | 1 | Занятие-презентация | Опрос | |
18.10 | Праздник «Покров» | 1 | Занятие- праздник | Театрализованное представление | |
23.10 | Народные праздники в ноябре | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
25.10 | «Кузьминки – ноябрь»- | 1 | Занятие-путешествие | Опрос | |
30.10 | Знакомство с жанром «Заклички» | 1 | Занятие-беседа | Взаимоопрос | |
01.11 | Объяснение целей исполнения «Закличек» | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
06.11 | Хороводы на Руси | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
08.11 | Учимся водить хоровод | 1 | Практическая работа | Игра | |
13.11 | Знакомство с календарными песнями Белгородской области | 1 | Занятие-презентация | Викторина | |
15.11 | Особенности календарных песен | 1 | Занятие-путешествие | Игра | |
20.11 | Объяснение целей исполнения календарных песен | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
22.11 | Исполнение календарных песен | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
27.11 | Трудовые песни. Знакомство с жанром. | 1 | Занятие-концерт | Выступление | |
29.11 | Жнивная обрядность | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
04.12 | Трудовые песни. История появления. | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
06.12 | Особенности трудовых песен | 1 | Занятие-презентация | Опрос | |
11.12 | Календарные песни. История появления. | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
13.12 | Особенности календарных песен | 1 | Занятие-путешествие | Кроссворд | |
18.12 | Традиции нашего региона | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
20.12 | Зимние святки | 1 | Занятие-презентация | Викторина | |
25.12 | Пришла «Коляда» | 1 | Занятие-путешествие | Опрос | |
27.12 | Колядки | 1 | Занятие-праздник | ||
10.01 | «Щедрый вечер- добрый вечер» | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
15.01 | Щедровки | 1 | Занятие-праздник | Опрос | |
17.01 | Щедровальный обряд | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
22.01 | Рождество Христово | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
24.01 | Христославления | 1 | Занятие-сказка | Опрос | |
29.01 | Крещение | 1 | Занятие-репетиция | Игра | |
31.01 | Обряд «Крещение» | 1 | Занятие-праздник | Викторина | |
05.02 | Духовные стихи | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
07.02 | Методика исполнения духовных стихов | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
12.02 | Масленица | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
14.02 | Понедельник - Встреча | 1 | Занятие-презентация | Игра | |
19.02 | Вторник-Заигрыш | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
21.02 | Среда-Лакомка | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
26.02 | Разгульный четверг | 1 | Занятие-беседа | Взаимоопрос | |
28.02 | Пятница - тёщины блины | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
05.03 | Суббота - Заловкины посиделки | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
07.03 | Прощенное воскресенье | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
12.03 | Приметы весны | 1 | Занятие-праздник | Кроссворд | |
14.03 | Пословицы и поговорки о весне | 1 | Занятие-презентация | Викторина | |
19.03 | «Веснянки» | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
21.03 | Объяснение целей исполнения «веснянок» | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
26.03 | Заклички весны. | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
28.03 | Апрель – снегогон | 1 | Занятие-концерт | Выступление | |
02.04 | Разучивание закличек | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
04.04 | Загадки о весне | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
09.04 | Старинный праздник | 1 | Занятие-презентация | Игра | |
11.04 | Знакомство с народным календарем месяцев | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление | |
16.04 | Весенний праздник. Апрель - снегогон | 1 | Занятие-путешествие | Викторина | |
18.04 | Весенний праздник. Май – травень | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
23.04 | Пословицы, приметы и поговорки о весне | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
25.04 | Весна - красна | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
30.04 | Народный календарь. «Сороки». | 1 | Занятие-путешествие | Игра | |
02.05 | Вокально-хоровая работа | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
07.05 | Летние праздники | 1 | Занятие-праздник | Опрос | |
14.05 | Праздник «Троица» | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
16.05 | Народный календарь. «Троица» | 1 | Занятие-презентация | Опрос | |
21.05 | Обряд «Завивание березки» | 1 | Занятие-праздник | Игра | |
23.05 | Обряд «Кумление» | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
28.05 | Вокально-хоровая работа | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
30.05 | Итоговое занятие | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
июнь | Народный календарь праздников. Осень, зима | Самостоятельная работа | Самоконтроль, родительский контроль | ||
июль | Народный календарь праздников. Весна, лето | Самостоятельная работа | Самоконтроль, родительский контроль | ||
август | Дыхательная гимнастика, упражнения на дыхание | Самостоятельная работа | Самоконтроль |
Календарно-тематический план
(2 года обучения, группа №4) пн, чт
№ заня-тия | Дата проведения
| Тема занятия | Общее кол-во часов | Содержание занятий | |
теоретическая часть занятия | практическая часть занятия | ||||
03.09 | Вводное занятие. | 1 | Беседа по технике безопасности. | Упражнения на дыхание | |
05.09 | Фольклор – народная мудрость | 1 | Сведения об основных группах детских бытовых песен (диалогические, умулятивные) | Повторение песен изученных на 1 году обучения | |
10.09 | Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки | 1 | Сведения об основных группах детских бытовых песен | Игра «Мак» | |
12.09 | Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией | 1 | Повторение песен разученных на 1 году обучения | Работа над четкой дикцией, чистым интонированием | |
17.09 | Вокально-хоровая работа. Повторение. | 1 | Повторение песен разученных на 1 году обучения | Работа над выразительным исполнением песен | |
19.09 | Народный календарь | 1 | Что такое народный календарь | Игра «Заинька» | |
24.09 | Приметы осени. | 1 | Знакомство с приметами осени | Дети рассказывают приметы осени | |
26.09 | Рябинник – сентябрь | 1 | Народные традиции, связанные с началом осени | Игра «Тетёра» | |
01.10 | Пословицы и поговорки об осени | 1 | Разучивание пословиц и поговорок об осени | Дети рассказывают пословицы и поговорки об осени | |
03.10 | Свадебник- октябрь. Сватовство. | 1 | Свадебные традиции Белгородской области | Разучивание песни «Бояре, а мы к вам пришли» | |
08.10 | Свадебник- октябрь. Смотрины | 1 | Свадебные традиции Белгородской области | Театрализация свадебного обряда | |
10.10 | Свадебник- октябрь. Пропой. | 1 | Свадебные традиции Белгородской области | Сравниваем традиции древнерусской и современной свадьбы | |
15.10 | Праздник «Покров» | 1 | Рассказ о празднике «Покров Пресвятой Богородицы» | Игра «Третий лишний» | |
17.10 | Праздник «Покров» | 1 | Традиции, связанные с «Покровом» | Дети рассказывают о празднике «Покров» | |
22.10 | Народные праздники в ноябре | 1 | «Кузьминки – ноябрь»- | Рисунки «Осенние зарисовки» | |
24.10 | «Кузьминки – ноябрь»- | 1 | Народные праздники в ноябре | Рисунки «народные праздники» | |
29.10 | Знакомство с жанром «Заклички» | 1 | Знакомство с жанром. | Изучение закличек: «Осень», «Солнышко» | |
31.10 | Объяснение целей исполнения «Закличек» | 1 | Разучивание осенних закличек | Исполнение закличек: «Осень», «Солнышко» | |
07.11 | Учимся водить хоровод | 1 | Изучение фольклорно - хореографических элементов в хороводных песнях | Дети учат хореографию Белгородского региона | |
12.11 | Календарные праздники | 1 | Повторение календарных праздников | Дети рассказывают о народных праздниках | |
14.11 | Знакомство с календарными песнями Белгородской области | 1 | Знакомство с жанром календарных песен | Прослушивание календарных песен Белгородской области | |
19.11 | Особенности календарных песен | 1 | Объяснение целей исполнения календарных песен | Разучивание песни «Масленица». | |
21.11 | Объяснение целей исполнения календарных песен | 1 | Методика исполнения Календарных песен | Разучивание песни «Масленица». | |
26.11 | Исполнение календарных песен | 1 | Работа с текстом календарной песни «Масленица» | Исполнение песни «Масленица». | |
28.11 | Трудовые песни. Знакомство с жанром. | 1 | Понятие об организующей роли ритма в процессе труда | Прослушивание трудовых песен Белгородской области | |
03.12 | Жнивная обрядность | 1 | Рассказ «Жнивная обрядность» | Имитация трудовых действий | |
05.12 | Трудовые песни. История появления. | 1 | Знакомство с историей появления трудовых песен | Разучивание песни «На горе мак» | |
10.12 | Особенности трудовых песен | 1 | Изучение особенностей трудовых песен | Разучивание песни «На горе мак» | |
12.12 | Календарные песни. История появления. | 1 | Знакомство с историей появления календарных песен | Исполнение песни «На горе мак» | |
17.12 | Особенности календарных песен | 1 | Изучение особенностей календарных песен | Игра «Цапки» | |
19.12 | Традиции нашего региона | 1 | Календарные праздники | Повторение календарных песен изученных на 1 году обучения . | |
24.12 | Зимние святки | 1 | Общие сведения о Зимних святках | Игра «Тетёра» | |
26.12 | Пришла «Коляда» | 1 | Рассказ о празднике «Коляда» | Разучивание колядки «Коляда, колядица» | |
31.12 | Колядки | 1 | Методика исполнения колядок | Исполнение колядки «Коляда, колядица» | |
| 10.01 | «Щедрый вечер- добрый вечер» | 1 | Рассказ о празднике «Щедрый вечер» | Разучивание песни «Щедрый вечер» |
14.01 | Щедровки | 1 | Методика исполнения щедровок | Исполнение песни «Вот щедровка щедровала» | |
17.01 | Щедровальный обряд | 1 | Рассказ о щедровальном обряде | Инсценировка щедровального обряда | |
21.01 | Рождество Христово | 1 | Рассказ об Иисусе и его рождении | Дети рассказывают о Рождестве | |
24.01 | Христославления | 1 | Цели исполнения христославлений | Рисунок «Зимние святки» | |
28.01 | Крещение | 1 | Рассказ о празднике «Крещение» | Дети рассказывают о «Щедром вечере» и «Коляде» | |
31.01 | Обряд «Крещение» | 1 | Традиции, связанные с праздником «Крещение» | Разучивание духовного стиха «Ходил Господь» | |
04.02 | Духовные стихи | 1 | Что такое духовные стихи, их содержание | Разбор текста духовных стихов | |
07.02 | Методика исполнения духовных стихов | 1 | Разучивание духовного стиха «Ходил Господь» стихов | Исполнение духовного стиха «Ходил Господь» | |
11.02 | Масленица | 1 | Знакомство с праздником Масленица | Разучивание песни «А мы масленицу поджидали» | |
14.02 | Понедельник - Встреча | 1 | Дни масленичной недели понедельник | Разучивание песни «А мы масленицу поджидали» | |
18.02 | Вторник-Заигрыш | 1 | Дни масленичной недели вторник | Исполнение песни «А мы масленицу поджидали» | |
21.02 | Среда-Лакомка | 1 | Дни масленичной недели среда | Дети рассказывают о масленичном понедельнике и вторнике | |
25.02 | Разгульный четверг | 1 | Дни масленичной недели четверг | Игра «Зевака» | |
28.02 | Пятница - тёщины блины | 1 | Дни масленичной недели пятница | Рисунок или поделка «Масленица» | |
04.03 | Суббота - Заловкины посиделки | 1 | Дни масленичной недели суббота | Игра «Заинька» | |
07.03 | Прощенное воскресенье | 1 | Дни масленичной недели суббота воскресенье | Дети учатся просить прощение друг у друга | |
11.03 | Приметы весны | 1 | Весенние приметы | Дети рассказывают весенние приметы | |
14.03 | Пословицы и поговорки о весне | 1 | Пословицы и поговорки, связанные с весной | Дети рассказывают пословицы и поговорки о весне | |
18.03 | «Веснянки» | 1 | Знакомство с песнями «Веснянками» | Разучивание заклички «Жаворонок» | |
21.03 | Объяснение целей исполнения «веснянок» | 1 | Объяснение целей исполнения | Рисунок «Весеннее настроение» | |
25.03 | Заклички весны. | 1 | Методика исполнения веснянок | Разучивание заклички «Жаворонок» | |
28.03 | Апрель – снегогон | 1 | Народные апрельские праздники | Разучивание заклички «Ой, кулики» | |
01.04 | Разучивание закличек | 1 | Что такое закличка. | Разучивание заклички «Ой, кулики» | |
04.04 | Загадки о весне | 1 | Разгадывание загадок о весне | Дети загадывают подготовленные загадки | |
08.04 | Старинный праздник | 1 | Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси | Игра «Заинька» | |
11.04 | Знакомство с народным календарем месяцев | 1 | Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси | Игра «Тень, тень, потетень» | |
15.04 | Весенний праздник. Апрель - снегогон | 1 | Знакомство с весенними хороводами | Разучивание песни «Во саду ли в огороде» | |
18.04 | Весенний праздник. Май – травень | 1 | Разучивание хореографических рисунков в весенних хороводах | Работа над хореографической разводкой в песне «Во саду ли в огороде» | |
22.04 | Пословицы, приметы и поговорки о весне | 1 | Пословицы, приметы и поговорки, связанные с весенними праздниками | Работа над хореографической разводкой в песне «Во саду ли в огороде» | |
25.04 | Весна - красна | 1 | Повторение материала | Дети рассказывают о весенних праздниках, исполняют хоровод | |
29.04 | Народный календарь. «Сороки». | 1 | Народные традиции и обряды на праздник «Сороки» | Исполнение ранее изученных весенних закличек | |
02.05 | Летние праздники | 1 | Знакомство с календарем летних праздников | Разучивание песни «Весна-красна, теплое летечко» | |
06.05 | Праздник «Троица» | 1 | Рассказ о празднике «Троица» | Просмотр видео с Троицких фестивалей | |
13.05 | Народный календарь. «Троица» | 1 | Народные традиции и обряды на праздник «Троица» | Исполнение песни «Весна-красна, теплое летечко» | |
16.05 | Обряд «Завивание березки» | 1 | Рассказ об обряд «Завивание березки» | Разучивание песни «Кукушка трава» | |
20.05 | Обряд «Кумление» | 1 | Рассказ об обряде «Кумление» | Театрализация обрядов | |
23.05 | Повторение пройденного материала | 1 | Повторение теоретического материала полученного за этот год | Дети рассказывают о народном календаре | |
27.05 | Вокально-хоровая работа | 1 | Повторение материала | Исполнение изученных песен | |
30.05 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов | Исполнение песен | |
Итого: | 74ч |
Календарный учебный график для 2 года обучения (группа №2, №6)
Время проведения группа № 2: понедельник, среда 11:20-12:05
Время проведения группа № 6: понедельник, среда 16:35-17:05
Место проведения группа № 2: кабинет № 41, № 26
Место проведения группа № 6: д/с № 39 музыкально-спортивный зал
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
03.09 | Вводное занятие. | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
05.09 | Фольклор – народная мудрость | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
10.09 | Жанр детских бытовых песен. Песни – перегудки | 1 | Занятие-игра | Кроссворд | |
12.09 | Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
17.09 | Вокально-хоровая работа. Повторение. | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
19.09 | Народный календарь | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
24.09 | Приметы осени. | 1 | Занятие-путешествие | Викторина | |
26.09 | Рябинник – сентябрь | 1 | Занятие-путешествие | Опрос | |
01.10 | Пословицы и поговорки об осени | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
03.10 | Свадебник- октябрь. Сватовство. | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
08.10 | Свадебник- октябрь. Смотрины | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
10.10 | Свадебник- октябрь. Пропой. | 1 | Занятие-игра | Викторина | |
15.10 | Праздник «Покров» | 1 | Занятие-презентация | Опрос | |
17.10 | Праздник «Покров» | 1 | Занятие- праздник | Театрализованное представление | |
22.10 | Народные праздники в ноябре | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
24.10 | «Кузьминки – ноябрь»- | 1 | Занятие-путешествие | Опрос | |
29.10 | Знакомство с жанром «Заклички» | 1 | Занятие-беседа | Взаимоопрос | |
31.10 | Объяснение целей исполнения «Закличек» | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
07.11 | Учимся водить хоровод | 1 | Практическая работа | Игра | |
12.11 | Календарные праздники | 1 | Занятие-презентация | Викторина | |
14.11 | Знакомство с календарными песнями Белгородской области | 1 | Занятие-путешествие | Игра | |
19.11 | Особенности календарных песен | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
21.11 | Объяснение целей исполнения календарных песен | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
26.11 | Исполнение календарных песен | 1 | Занятие-концерт | Выступление | |
28.11 | Трудовые песни. Знакомство с жанром. | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
03.12 | Жнивная обрядность | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
05.12 | Трудовые песни. История появления. | 1 | Занятие-презентация | Опрос | |
10.12 | Особенности трудовых песен | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
12.12 | Календарные песни. История появления. | 1 | Занятие-путешествие | Кроссворд | |
17.12 | Особенности календарных песен | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
19.12 | Традиции нашего региона | 1 | Занятие-презентация | Викторина | |
24.12 | Зимние святки | 1 | Занятие-путешествие | Опрос | |
26.12 | Пришла «Коляда» | 1 | Занятие-праздник | ||
31.12 | Колядки | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
09.01 | «Щедрый вечер- добрый вечер» | 1 | Занятие-праздник | Опрос | |
14.01 | Щедровки | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
16.01 | Щедровальный обряд | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
21.01 | Рождество Христово | 1 | Занятие-сказка | Опрос | |
23.01 | Христославления | 1 | Занятие-репетиция | Игра | |
28.01 | Крещение | 1 | Занятие-праздник | Викторина | |
30.01 | Обряд «Крещение» | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
04.02 | Духовные стихи | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
06.02 | Методика исполнения духовных стихов | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
11.02 | Масленица | 1 | Занятие-презентация | Игра | |
13.02 | Понедельник - Встреча | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
18.02 | Вторник-Заигрыш | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
20.02 | Среда-Лакомка | 1 | Занятие-беседа | Взаимоопрос | |
25.02 | Разгульный четверг | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
27.02 | Пятница - тёщины блины | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
04.03 | Суббота - Заловкины посиделки | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
06.03 | Прощенное воскресенье | 1 | Занятие-праздник | Кроссворд | |
11.03 | Приметы весны | 1 | Занятие-презентация | Викторина | |
13.03 | Пословицы и поговорки о весне | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
18.03 | «Веснянки» | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
20.03 | Объяснение целей исполнения «веснянок» | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
25.03 | Заклички весны. | 1 | Занятие-концерт | Выступление | |
27.03 | Апрель – снегогон | 1 | Занятие-беседа | Опрос | |
01.04 | Разучивание закличек | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
03.04 | Загадки о весне | 1 | Занятие-презентация | Игра | |
08.04 | Старинный праздник | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление | |
10.04 | Знакомство с народным календарем месяцев | 1 | Занятие-путешествие | Викторина | |
15.04 | Весенний праздник. Апрель - снегогон | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
17.04 | Весенний праздник. Май – травень | 1 | Занятие-беседа | Игра | |
22.04 | Пословицы, приметы и поговорки о весне | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
24.04 | Весна - красна | 1 | Занятие-путешествие | Игра | |
29.04 | Народный календарь. «Сороки». | 1 | Занятие-праздник | Опрос | |
06.05 | Летние праздники | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
08.05 | Праздник «Троица» | 1 | Занятие-презентация | Опрос | |
13.05 | Народный календарь. «Троица» | 1 | Занятие-праздник | Игра | |
15.05 | Обряд «Завивание березки» | 1 | Занятие-спектакль | Театрализованное представление | |
20.05 | Обряд «Кумление» | 1 | Занятие-игра | Опрос | |
22.05 | Повторение пройденного материала | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос | |
27.05 | Вокально-хоровая работа | 1 | Занятие-репетиция | Прослушивание | |
29.05 | Итоговое занятие | 1 | Занятие-концерт | Выступление | |
июнь | Народный календарь праздников. Осень, зима | Самостоятельная работа | Самоконтроль, родительский контроль | ||
июль | Народный календарь праздников. Весна, лето | Самостоятельная работа | Самоконтроль, родительский контроль | ||
август | Дыхательная гимнастика, упражнения на дыхание | Самостоятельная работа | Самоконтроль |
Содержание
2-й год обучения
- Вводное занятие. Знакомство с курсом предмета.
Теория: Беседа: «Фольклор – народная мудрость». Сведения о фольклоре и его жанрах, народном певческом словаре, о четырех основных группах детских бытовых песен:
1) песни диалогические,
2) песни кумулятивные,
3) песни с припевом,
4) песни – перегудки.
Основные правила техника безопасности и охрана жизни и здоровья. Повторение текста песен 1- го года обучения. Закрепление ранее полученных вокально-хоровых навыков: четкой дикции, гибкости и подвижности голоса, чистого интонирования, выразительного исполнения. Ознакомление воспитанников с программой.
Практика: Повторение музыкальных песен 1- го года обучения. Распевание, работа над дикцией в тексте песен с элементами движений.
Форма проведения занятия: беседа
Приемы и методы: словесные, практические.
Дидактический материал: нотно-песенный материал, народно - певческий словарь.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.
Литература: М.Харлицкий «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды» (М. Родник (издательство Российского союза любительских фольклорных ансамблей), 1996).
Форма подведения итогов: экспресс-опрос, беседа.
2. Осень - перемен восемь.
Теория: Беседа: «Рябинник – сентябрь», знакомство воспитанников с народным календарем, приметами, пословицами, поговорками как фольклорный жанр.
Беседа: «Свадебник – октябрь», знакомство воспитанников со свадебными традициями Белгородской области. Праздник «Покров».
«Кузьминки – ноябрь»- беседа о народных праздниках месяца ноября.
Практика: Изучение закличек: «Осень», «Солнышко», изучение игровых песен: «Бояре», хороводные: «По речушке по Самарушке», «У нас во лугу». Знакомство с фольклорно- хореографическими элементами в хороводных песнях Белгородской области. Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, игровые.
Дидактический материал: репродукции картин природы, фотографии (осень).
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, музыкальные инструменты бумага, акварельные краски, фломастеры.
Литература: Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины» - Белгород, 2000. Жиров М.С. «Фольклорные традиции села Мошеное Яковлевского района» - Белгород, 1998.
Форма подведения итогов: беседа, блиц-опрос, аукцион пословиц.
3. Устное народное творчество. Жанр народной словесности.
Теория: Изучение жанра былины. Рассказ об истории Руси, объединении разных народов, отраженных в былинах. Сказочные образы героев-богатырей, поэтический и композиторский дар былинных сказителей, особенности былинного напева. Знакомство с элементами народоведения в игровой форме: пословица, поговорка, прибаутка, пустобайка, скороговорки, загадки. Связь их рождения с практической деятельностью людей, с познанием окружающего мира. Театрализованные игры.
Практика: Обобщение и закрепление знаний учащихся о жанре былина. Слушание и анализ «Первая песня Баяна» (из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка). Импровизация – игра. Освоение музыкального и пластического языка в «Карагодах» Белгородской области. Распевание музыкальных припевок. Развитие вокально-интонационного слуха, координации слуха и голоса.
Форма проведения занятия: рассказ, комбинированное занятие с включением игровых моментов.
Приемы и методы: репродуктивный, игровые.
Дидактический материал: подборка пословиц народов мира, аудиозапись «Первая песня Баяна» (из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка), нотно-песенный материал.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты. Сборник В.Даля «Пословицы народов мира».
Форма подведения итогов: беседа, игра «пословицы, поговорки…».
4. Праздники – древние традиции, исторический опыт народа.
Теория: Календарные праздники, обрядовые праздники. Рассказ «Жнивная обрядность». Понятие об организующей роли ритма в процессе труда (например, знакомство с трудовыми припевами народа Знакомство с историей появления и изучение особенностей трудовых песен. Сравнение произведений художников, поэтов, писателей, композиторов (сопоставление русской народной песни «Дубинушка» со стихами Н.Некрасова и картиной И.Репина «Бурлаки»).
Практика: Исполнение и имитация трудовых действий. Слушание и анализ записей песен Белгородской области, Белгородского района (п. Майский) в исполнении ансамбля «Завалинка». Разучивание, исполнение, игры хороводных песен: «По речушке по Самарушке», «У нас во лугу». Разучивание мелодии, текста песен. Пение двухголосия, работа над партиями (сопрано, альт). Закрепление вокально-исполнительских навыков (пение естественным звуком, четкая дикция, чистое интонирование при а капелльном исполнении, умение слушать себя и товарищей).
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: фонозапись русской народной песни «Дубинушка»,
Литература: стихи Н.Некрасова, картина И.Репина «Бурлаки»). Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, стихи Н.Некрасова, репродукция картины «Бурлаки» И.Репина. Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины» -Белгород, 2000.
Форма подведения итогов: экспресс-опрос.
5.Зимние святки.
Теория: Беседа: «Зимние святки», дети знакомятся с древними истоками этого праздника (поздравительные песни – «колядки», «щедровки», символика величальных святочных песен, ряженый…). Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси, его месте и значении в традициях русского народа. Колядовщики водят хороводы, разыгрывают комедийные сценки, гадают (на воде, на полене, с соломой, на кольце, хлебе и крючке, на луковице и т.д.), загадывают загадки.
Беседа о Рождественском празднике. Содержании песен и их характере.
Беседа: «Масленица» - знакомит воспитанников с образом праздника. Изучение символики знаков, масленичные песни, игры.
Практика: Конкурс на лучшее чтение песни «Коляда». Разучивание попевок «Коляда», «Уж как шла коляда», игры: «Гори, гори ясно», «Масляная», «Прощай масленица». Духовный стих «Два ангела». Работа над легкостью исполнения песен, полетного звучания в подвижном темпе. Освоение навыка своевременно вступать после вступления, брать короткое дыхание между фразами, быстро произносить согласные «р» и «с», протягивать гласные «я», «е», «а». Выразительное исполнение песни сопровождается хороводом. Знакомство и разучивание фольклорно- хореографических элементов в обрядовых песнях. Изучение шага с притопом. Учащиеся отгадывают загадки о зиме (рисунки – отгадки).
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фонозаписи масленичных песен, попевок «Коляда», «Уж как шла коляда», гадальные песни, игры: «Гори, гори ясно», «Масляная», «Прощай масленица».
Литература: Игры, рисунки – отгадки Кирсанова. В.В. «Копилка народной мудрости» - Харьков, 11998.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, музыкальные инструменты, чучело масленицы, костюмы, сценарий.
Форма подведения итогов: театрализованное представление «Масленица».
6. Веснянки.
Теория: Беседа: «Апрель - снегогон», «Май – травень», праздник «Сороки». Изучение весенних праздников. Знакомство с народным календарем месяцев: апрель, май (в пословицах, приметах и поговорках). Рассказ об особенностях проведения старинного праздника на Руси, его месте и значении в традициях русского народа. Воспитанники знакомятся с традицией кумления, завивания березки и т. д. Сочинение миниатюры (рассказы бабушек).
Практика: Выразительное чтение текста весенних закличек учащимися, найти в ней вопрос и ответ. Воспроизведение ритмического рисунока заклички, выделяя в ней ударения. Разучивая заклички весны: «Жаворонок – дуда», «Дождик» исполнять мелодию напевно в умеренном темпе и чисто интонировать кварту вниз и вверх, а также поступенное движение вверх. Игровые песни: «Пчелы», «Дрема» добиваться полетного звучания в подвижном темпе. В хороводных: «Заплетися плетень», «Во поле береза стояла» работа над хореографическими разводками и сохранением чистоты интонации на повторном звуке «ми» и своевременно начинать пение после вступления. Конкурс «Весенние загадки».
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: фонозаписи песен «Жаворонок – дуда», «Дождик», «Пчелы», «Дрема», «Заплетися плетень», «Во поле береза стояла».
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, музыкальные инструменты, веточки березы.
Литература:. Жиров М.С, Жирова О. Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины»-Белгород 2002.
Форма подведения итогов: праздник «Весна – красна».
7. Детский бытовой фольклор. Классификация детского фольклора. Духовный стих.
Теория: Беседа: «Детский фольклор». Знакомство воспитанников с тремя основными назначениями классификациями детской народной поэзии:
1)игровой фольклор,
2)бытовой фольклор,
3)календарный фольклор.
Духовные стихи.
Практика: Чтение духовных стихов, анализ. Импровизация – игра «Угадай-ка». Продолжение освоения музыкального и пластического языка в «Карагодах» Белгородской области. Распевание музыкальных припевок (по выбору педагога). Дальнейшее развитие вокально-интонационного слуха, координации слуха и голоса, чувства ритма.
Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.
Приемы и методы: игровые, практические.
Дидактический материал: схема распевок, игра «Угадай-ка», нотно-песенный материал.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.
Форма подведения итогов: кроссворд.
8. Жанр сказка.
Теория: Беседа о жанре «сказка» (вымышленный рассказ) и основных поэтических особенностях волшебной сказки. Особенности и отличия жанра сказки от других жанров. Сказка - забавная поучительная история. Собиратели народных сказок – А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Худяков, А.Н.Афанасьев и др. Комментирование и выборочное чтение русских народных сказок. Знакомство с элементами анализа текста.
Практика: Знакомство с элементами анализа текста. Найти в сказке формулы и словесные повторения. Рассказ по иллюстрации сказки (по выбору учащихся), инсценирование эпизодов. Выразительное чтение сказки по ролям. Анализ поэтических особенностей сказки (пространство, время, способ характеристики персонажей и пр.). Формирование первичного представления об организации сказочного текста. Закрепление ранее полученных вокально-хоровых навыков: четкой дикции, гибкости и подвижности голоса.
Форма проведения занятия: элементы театрализованного представления
Приемы и методы: беседа, рассказ, игровые приемы.
Дидактический материал: ролевой инструментарий к русским народным сказкам А.Н. Афонасьева, картины В.М.Васнецова, И.Я.Билибина и др., репродукции костюмов Белгородской области, нотно-песенный материал.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты, элементы костюмов для инсценировки сказок. «Народные русские сказки» А.Н. Афонасьева, репродукции иллюстраций к сказкам и картины В.М.Васнецова, И.Я.Билибина и др.
Форма подведения итогов: фронтальный опрос, инсценировка сказки.
9. Итоговое занятие.
Теория: Зачет.
- Знание о фольклоре и его жанрах.
- Знание календарных, обрядовых праздников.
- Знание осенних, зимних, весенних праздников.
Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (обучающиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятие-концерт.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
- песенный аудиоматериал к изучаемым темам;
- иллюстрации, репродукции к темам «Сказки»;
- видеоматериал по тема «Драматическое действие в играх»
раздаточный материал:
- карточки со скороговорками
- нотно-песенный материал
материалы для проверки освоения программы:
- карточки с заданиями для занятий-зачётов,
- творческие задания;
- кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, посещение концертов народной музыки и пения, фольклорных фестивалей и конкурсов, что позволит накопить и расширить зрительский опыт обучающихся, развить у них умение отличать народное творчество от эстрадного, приходить к правильному нравственному суждению.
Список литературы
- Алексеева М. А. Музыкальный фольклор с элементами народоведения. – Б., 1998.
- Аникин В. П., Гусева В. Е. Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре.- М, 1991.
- Бакланова Т.И. «Народная художественная культура» М.,1998.
- Веретенников И. И. Белгородские карагоды - Б., 1993.
- Веретенников И. И. Русская народная песня в школе - Б., 2005.
- Веретенников И. И. Народные песни Валуйского района – Б., 2010
- Жиров М.С. и. Жирова О.Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины» Белгород, 2002.
- Жиров М.С., Жирова О.Я. «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» -Белгород, 2001.
- Кулабухов А.В., Солодовникова Н.В. Сборник статей и материалов /Народные традиции села Подольхи Прохоровского района/ «Прекрасна ты, моя сторонушка..»-Белгород, БГЦНТ, 2004.
- Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей - М., 2002.
- Миленко В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи. – М. 1995.
- Новицкая М. Ю. Введение в народоведение - М.,1994.
- Овчарова Р. Практическая психология в начальной школе. – Ташкент.
Интернет источники:
http://ped-kopilka.ru/roditeljam/detskii-folklor.html
http://folklor-dlya-detej.ru/category/pesni-pripevki-stixi/
https://culture.wikireading.ru/63957