РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 1 год обучения

РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 1 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ladushki_1_god_obucheniya.docx84.7 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Ладушки»

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Каравай»

(автор программы З.А.Квочка)

на 2017 – 2018 учебный год

 

Год обучения: 1

Возраст обучающихся: 3-8 лет

Рабочую программу составила педагог дополнительного образования

Габитова Эмма Ильгизовна

г. Белгород, 2019


Пояснительная записка

Рабочая программа первого года обучения фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» художественной направленности разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Каравай»  (автор Квочка З.А.) и реализуется в детском областном духовно - просветительском Центре «Благовест».

Рабочая программа разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41).

Предметная область определена музыкальным исполнительством, включающая в себя народный вокал, русские народные инструменты, народное творчество (сведения о традиционной русской культуре) и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности. 

Программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на групповую организацию работы с обучающимися.

Программа имеет стартовый уровень сложности и рассчитана на обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность. Программа нацелена на воспитание бережного сохранения духовного богатства своего края – Белгородчины, позволяет более целенаправленно вести работу по возрождению традиционной русской культуры. Занятия  способствуют формированию у обучающихся черт истинно русского характера, прививают любовь к родной земле, ее истории, культуре. Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.

Новизна. Народное искусство во всем многообразии его проявлений – это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Занимаясь в фольклорно-инструментальной студии,  дети с помощью игрового процесса знакомятся с традиционной русской культурой. Без изучения и знания народных обрядов, праздников, песен, сказок, пословиц,  поговорок, и игр невозможно представить себе духовный мир человека и его эволюцию на протяжении значительного временного промежутка.

Педагогическая целесообразность. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодежи к родной истории, вековым культурным традициям России. Стало фактом, что уже не одно поколение в России выросло на незнании своей истории, культуры. Одним из путей возрождения традиционной культуры является её детальное изучение, и, как в данном случае – частичная реконструкция, что и осуществляется с помощью данной рабочей программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы - воспитание любви, бережного отношения к русскому народному творчеству, Белгородской традиционной культуре и  развитие творческих способностей, музыкального вкуса, эстетической  культуры личности ребенка.

Задачи программы:

способствовать формированию:

  • представлений о народном фольклорном творчестве;
  • сценического исполнения народных песен;
  • навыков игры на народных инструментах.

способствовать развитию:

  • эстетического, музыкального вкуса, творческих способностей, общей музыкальной культуры обучающегося;
  •  духовно-нравственных качеств обучающихся;

создать условия для воспитания:

  • бережного отношения к русскому народному творчеству, к традиционной народной культуре;
  •  у детей чувства причастности к своему народу к его истории и культуре;
  • отношения к семье как к базовой ценности общества, воспитания чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Деятельность педагогов строится на следующих принципах:        

  • доступность знаний, с учетом возрастных особенностей детей;
  • последовательность и обоснованность  изложения материала;
  • внимательное отношение к личности обучающегося, пробуждение его к творчеству;
  • предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • уважение и соблюдение прав обучающегося;
  • доступность понимания музыки различных стилей и жанров;
  • всестороннее развитие обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

1.  Общепедагогические:

  • репродуктивный (вербальный, невербальный);
  • проблемно-поисковый;
  • объяснительно иллюстрированный,
  • эвристический,
  • игровой
  • проблемный,
  • модульный.
  1. Музыкального воспитания:
  • групповой;
  • ансамблевый;
  • индивидуальное.

Формы учебных занятий:

  • занятие-беседа;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • игровые импровизации
  • конкурсы;
  • утренники и концерты;
  • открытые занятия для родителей и гостей из других коллективов;
  • практическая работа;
  • занятие-игра;
  • занятие-сказка;
  • занятие-презентация;
  • занятие-репетиция.

Этапы обучения

На первом году обучения обучающиеся знакомятся с образцами песенного фольклора Белгородской области. Для этого используются аудио, видеозаписи аутентичных коллективов, репертуарные сборники, представленные в библиотечном списке. Осваивают певческую установку, приобретают навык пения в ансамбле. У них формируется представление о дыхании, звукообразовании,  дикции,  фразировке. На этой ступени работа ведется по направлениям:

  • постановка голоса и усвоение музыкальной грамоты;
  • овладение навыками игры на музыкальных инструментах (ложки, рубель, трещотки, свирель);
  • приобретение навыков пения и игры в ансамбле и духовного пения «Воспеваю то, что сердцу мило»;
  • экскурсии по местам Святого  Белогорья.

Условия реализации программы

Программа разработана для детей 3-8 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу для группы из 10-18 человек.

Выполнение программы  в группах №1, №5, №7 рассчитано на 74 учебных часа. 

Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:

  • музыкальный проигрыватель,
  • фольклорные инструменты
  • музыкальный зал
  • народные костюмы
  • баян
  • фортепиано
  • проектор
  • компьютер/ноутбук

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения обучающиеся должны

знать:

  • комплекс вокальных упражнений;
  • понятие фольклор: детский фольклор, игровой фольклор, календарный, духовные стихи;
  • жанры народной словесности;
  • понятие о гигиене голоса.

уметь:

  • петь в диапазоне ре-ля 1 октавы;
  • осмысленно и выразительно произносить текст песни;        
  • уметь распределять дыхание с учетом фраз (на песнях с короткими фразами);
  • петь чисто и слаженно несложные песни в унисон в сопровождении.

Формы подведения итогов 

Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме:

  • занятия – путешествия
  • взаимоконтроля
  • тестирования,
  • концерта,
  • утренника,
  • театрализованного представления,
  • творческих конкурсов.
  • опроса
  • взаимоопроса
  • викторины
  • игры
  • прослушивания


Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Общее

кол-во

часов

Из них теорет.

Из них практ.

Форма аттестации

контроля

1.

Вводное занятие. Охрана детского голоса.

2

1

1

опрос

2.

Фольклор – устное народное творчество. Детские народные песни

12

4

8

взаимоконтроль

3.

Устное народное творчество. Жанр народной словесности

4

2

2

опрос

4.

Детский бытовой фольклор. Классификация детского фольклора

19

4

15

мини просмотр тематический контроль

5

Жанр сказка

4

2

2

рассказ

6.

Потешный фольклор

4

2

2

прослушивание по голосам

 7.

Игровой фольклор 

28

4

24

театрализация песни

8.

Итоговое занятие

1

1

концерт

 9.          

Итого

74

19

55

Календарно-тематический план 

(1 года обучения группы №5)

заня-тия

Дата проведения

Тема занятия

Общее кол-во часов

Содержание занятий

Теория

Практика

1

04.09

Вводное занятие

1

Беседа по технике безопасности.

Упражнения на дыхание

2

06.09

Охрана детского голоса

1

Формирование певческого дыхания

Упражнения на дыхание

3

11.09

Фольклор – это наши корни

1

Связь культуры и быта у древних славян

Организация хоровода «Каравай»

4

13.09

Фольклор и его жанры

1

Сведения о фольклоре и его жанрах

Игра «А мы просо сеяли»

5

18.09

Детский фольклор

1

Жанры детского фольклора

Разучивание дразнилок

6

20.09

Устная форма бытования

1

Связь культуры и быта у древних славян

Игра «Здравствуй дедушка Семак»

7

25.09

Фольклор для детей

1

Особенности фольклора для детей

Прослушивание народных сказок, чтение по ролям

8

27.09

Русские народные сказки.

1

Как раньше передавали свои знания

Дети рассказывают сказки и показывают свои умения

9

02.10

Музыкальные считалки. Знакомство с жанром.

1

Роль считалки в игре

Дети рассказывают считалки, которые подготовили

10

04.10

Музыкальные считалки  в играх.

1

Распределение  игровых ролей с помощью считалки

Применение считалок при выборе «водящего» в играх

11

09.10

Знакомство с музыкальными играми.

1

Жанр - игровая песня

Игра «Заинька»

12

11.10

Игры с музыкальным сопровождением.

1

Развивающие задачи игр

Игра в «Цапки»

13

16.10

Драматические игры.

1

Группы игровых песен: 1)драматические

Игра «У медведя во бору»

14

18.10

Спортивные игры.

1

Группы игровых песен: 2) спортивные

Игра в «третий лишний»

15

23.10

Знакомство с хороводными играми.

1

Группы игровых песен: 3) хороводные.

Игра «Пошла коза по лесу»

16

25.10

». Круговые хороводные игры. «Каравай».

1

Виды хороводных игр: круговые

«Здравствуй дедушка Семак»,

17

30.10

Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак

1

Виды хороводных игр: круговые

«Каравай»

18

01.11

Круговые хороводные игры «Козочка»

1

Виды хороводных игр: круговые

«Козочка»

19

06.11

Некруговые хороводные игры. «Просо».

1

Виды хороводных игр: некруговые

Деление участников на две группы в игре «Просо»

20

08.11

Некруговые хороводные игры. «Бояре».

1

Виды хороводных игр: некруговые

Деление участников на две группы в игре «Бояре»

21

13.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок»

1

Виды хороводных игр:

хороводы – и шествия

Ходьба рядами, «гуськом» в игре «Челнок»

22

15.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка»

1

Виды хороводных игр:

хороводы - шествия

Ходьба «цепью», «змейкой» в игре «Плетень».

23

20.11

Специфика драматических игр.

1

Изучение специфики драматических игр

Разыгрывание игрового сюжета внутри круга

24

22.11

Театрализация игровой песни.

1

Художественный образ в играх

Развивающая игра «Крокодил»

25

27.11

Развивающие игры.

1

Художественный образ в играх

Развивающая игра «Крокодил»

26

29.11

Драматическое действие в играх.

1

Драматическое действие в играх

Разыгрывание ролей

27

04.12

Разыгрывание ролей в играх.

1

Драматическое действие в играх

Разыгрывание ролей

28

06.12

Знакомство с хореографией игровых песен.

1

Знакомство с хореографией игровых песен

Выполнение хореографических движений в играх

29

11.12

Хореографические движения в играх.

1

Знакомство с хореографией игровых песен

Выполнение хореографических движений в играх

30

13.12

Знакомство с с/х работами через игру.

1

Знакомство с с/х работами через игру

Игра в «Мак»

31

18.12

Колыбельные песни.

1

Знакомство с жанром колыбельных песен.

Прослушивание записей с колыбельными песнями

32

20.12

Разучивание колыбельных песен.

1

Объяснение целей исполнения колыбельных

Разучивание колыбельной «А баюшки, баю»

33

25.12

Особенности исполнения колыбельных песен.

1

Методика исполнения колыбельных

Исполнение песни «А баюшки , баю»

34

27.12

Поём песни игрушкам.

1

Методика исполнения колыбельных

Дети поют колыбельные песни своим игрушкам

35

09.01

Знакомство с колыбельными-страшилками.

1

Знакомство с колыбельными-страшилками

Разучивание колыбельной-страшилки «А баю, баю, баю»

36

14.01

Исполняем колыбельные-страшилки.

1

Знакомство с колыбельными-страшилками

Дети исполняют колыбельные-страшилки игрушкам

37

16.01

Пестушки.

1

Знакомство с жанром пестушки

Разучивание пестушки «Ладушки»

38

21.01

Цели исполнения пестушек.

1

Объяснение целей исполнения пестушек

Исполнение пестушки «Ладушки»

39

23.01

Особенности исполнения пестушек.

1

Методика исполнения пестушек

Разучивание пестушки «Потягушечки», «Потягуси»

40

28.01

Пестушки для детей.

1

Методика исполнения пестушек

Исполнение пестушки «Потягушечки», «Потягуси

41

30.01

Потешки.

1

Знакомство с жанром потешки

Разучивание потешки «Зайка начал умываться»

42

04.02

Цели исполнения потешек.

1

Объяснение целей исполнения потешек

Исполнение потешки «Зайка начал умываться» повторение репертуара изученного ранее

43

06.02

Прибаутки.

1

Знакомство с жанром прибаутки

Разучивание прибаутки «Пошел мужик по воду»

44

11.02

Исполняем прибаутки.

1

Объяснение целей исполнения прибауток

Исполнение прибаутки «Пошел мужик по воду»

45

13.02

Докучные

сказки.

1

Знакомство с жанром докучная сказка

Разучивание докучной сказки «Чучело-мяучело»

46

18.02

Объяснение целей исполнения докучной

сказки.

1

Объяснение целей исполнения

Исполнение

докучной сказки «Чучело-мяучело»

47

20.02

Разучивание докучной

сказки.

1

Методика исполнения докучных сказок

Разучивание докучной сказки «Жила была бабка»

48

25.02

Исполнение докучной сказки.

1

Методика исполнения докучных сказок

Исполнение докучной сказки «Жила была бабка»

49

27.02

Скороговорки.

1

Знакомство с жанром скороговорки

Проговаривание скороговорок «В грозу», «Волки pыщут»

50

04.03

Работа над дикцией.

1

Объяснение целей исполнения

Проговаривание скороговорок

51

06.03

Скороговорки на «Ш, Ж».

1

Работа над четким произношением

Проговаривание скороговорок «Уж и ёж»

52

11.03

Скороговорки на «Р».

1

Работа над звуком «Р»

Проговаривание скороговорок  «Ехал Грека» «Бобр»

53

13.03

Работа над четким произношением.

1

Работа над звуком «Р»

Проговаривание скороговорок «Чёрная галка» «Три дроворуба»

54

18.03

Работа над согласными звуками.

1

Работа над Согласными звуками

Каждый проговаривает заготовленную скороговорку

55

20.03

Скороговорки на шипящие звуки.

1

Работа над шипящими звуками

Проговаривание скороговорок «Хохотушки» «Мыши»

«На дорожках дрожки»

56

25.03

Скороговорки на «С».

1

Работа над звуком «С»

Проговаривание скороговорок «Шла Саша по шоссе»

57

27.03

Небылицы-перевертыши.

1

Знакомство с жанром небылиц

Разучивание небылицы «Два весёлых карапуза»

58

01.04

Разучивание небылицы-перевертыша.

1

Объяснение целей исполнения

Исполнение небылицы «Два весёлых карапуза»

59

03.04

Развитие памяти.

1

Развиваем

память

Разучивание небылицы «Очень-очень странный вид»

60

08.04

Развитие воображения.

1

Развиваем мышление и воображение

Исполнение небылицы «Очень-очень странный вид»

61

10.04

Читаем небылицы.

1

Развиваем

память

Дети зачитывают небылицы, которые подготовили

62

15.04

Пересказываем небылицы-перевертыши.

1

Развиваем воображение

Дети рассказывают небылицы, которые подготовили

63

17.04

Исполнение небылиц-перевертышей.

1

Развиваем

память

Исполнение небылиц «Очень, очень странный вид», «Два весёлых карапуза»

64

22.04

Развитие воображения.

1

Развиваем мышление и воображение

Дети рассказывают небылицы, которые подготовили

65

24.04

Заклички.

1

Знакомство с жанром заклички

Разучивание закличек «Солнышко, высвети»,

«Дождик, дождик»

66

29.04

Разучивание закличек.

1

Объяснение целей исполнения

исполнение закличек «Солнышко, высвети»,

«Дождик, дождик»

67

06.05

Исполнение закличек.

68

08.05

Разучивание приговорок.

1

Методика исполнения закличек

Дети исполняют заготовленные заклички

69

13.05

Исполнение приговорок.

1

Знакомство с жанром приговорки

Разучивание приговорок «Вылейся, водичка»

«Кукушка, кукушка»

70

15.05

Дразнилки.

1

Объяснение целей исполнения

Разучивание дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто»

71

20.05

Разучивание дразнилок.

1

Учимся рассказывать на публике

Исполнение дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто»

72

22.05

Страшилки.

1

Чтение текста

73

27.05

Рассказываем страшилки

Рассказываем страшилки друг другу

74

29.05

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

 Концерт.

Всего:

74 ч


Календарный учебный график для 1 года обучения (группа №7)

Время проведения: вторник, четверг12.15-13.00

Место проведения: кабинет № 22, № 41

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Опрос

1

04.09

Вводное занятие

1

Занятие-беседа

Опрос

2

06.09

Охрана детского голоса

1

Занятие-беседа

Взаимоопрос

3

11.09

Фольклор – это наши корни

1

Занятие-игра

Игра

4

13.09

Фольклор и его жанры

1

Занятие-путешествие

Опрос

5

18.09

Детский фольклор

1

Занятие-беседа

Игра

6

20.09

Устная форма бытования

1

Занятие-беседа

Взаомоопрос

7

25.09

Фольклор для детей

1

Занятие-путешествие

Театрализованное представление

8

27.09

Русские народные сказки.

1

Занятие-сказка

Игра

9

02.10

Музыкальные считалки. Знакомство с жанром.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

10

04.10

Музыкальные считалки  в играх.

1

Занятие-игра

Викторина

11

09.10

Знакомство с музыкальными играми.

1

Занятие-игра

Прослушивание

12

11.10

Игры с музыкальным сопровождением.

1

Занятие-игра

Театрализованное представление

13

16.10

Драматические игры.

1

Занятие-игра

Опрос

14

18.10

Спортивные игры.

1

Занятие-игра

Викторина

15

23.10

Знакомство с хороводными играми.

1

Занятие-игра

Опрос

16

25.10

Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак».

1

Занятие-игра

Прослушивание

17

30.10

Круговые хороводные игры. «Каравай».

1

Занятие-игра

Прослушивание

18

01.11

Круговые хороводные игры «Козочка»

1

Занятие-игра

Опрос

19

06.11

Некруговые хороводные игры. «Просо».

1

Занятие-игра

Взаимоконтроль

20

08.11

Некруговые хороводные игры. «Бояре».

1

Занятие-игра

Опрос

21

13.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок»

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

22

15.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка»

1

Занятие-игра

Опрос

23

20.11

Специфика драматических игр.

1

Занятие-игра

Театрализованное представление

24

22.11

Театрализация игровой песни.

1

Занятие-спектакль

Опрос

25

27.11

Развивающие игры.

1

Занятие-игра

Игра

26

29.11

Драматическое действие в играх.

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

27

04.12

Разыгрывание ролей в играх.

1

Занятие-спектакль

Игра

28

06.12

Знакомство с хореографией игровых песен.

1

Практическая работа

Игра

29

11.12

Хореографические движения в играх.

1

Практическая работа

Опрос

30

13.12

Знакомство с с/х работами через игру.

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

31

18.12

Колыбельные песни.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

32

20.12

Разучивание колыбельных песен.

1

Практическая работа

Прослушивание

33

25.12

Особенности исполнения колыбельных песен.

1

Занятие-репетиция

Выступление

34

27.12

Поём песни игрушкам.

1

Занятие-концерт

Опрос

35

10.01

Знакомство с колыбельными-страшилками.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

36

15.01

Исполняем колыбельные-страшилки.

1

Занятие-репетиция

Игра

37

17.01

Пестушки.

1

Занятие-презентация

Игра

38

22.01

Цели исполнения пестушек.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

39

24.01

Особенности исполнения пестушек.

1

Занятие-репетиция

Выступление

40

29.01

Пестушки для детей.

1

Занятие-концерт

Театрализованное представление

41

31.01

Потешки.

1

Занятие-спектакль

Игра

42

05.02

Цели исполнения потешек.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

43

07.02

Прибаутки.

1

Занятие-репетиция

Выступление

44

12.02

Исполняем прибаутки.

1

Занятие-концерт

Опрос

45

14.02

Докучные

сказки.

1

Занятие-сказка

Викторина

46

19.02

Объяснение целей исполнения докучной

сказки.

1

Занятие-сказка

Игра

47

21.02

Разучивание докучной

сказки.

1

Занятие-сказка

Выступление

48

26.02

Исполнение докучной сказки.

1

Занятие-концерт

Прослушивание

49

28.02

Скороговорки.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

50

05.03

Работа над дикцией.

1

Практическая работа

Игра

51

07.03

Скороговорки на «Ш, Ж».

1

Занятие-путешествие

Прослушивание

52

12.03

Скороговорки на «Р».

1

Занятие-игра

Взаимоконтроль

53

14.03

Работа над четким произношением.

1

Практическая работа

Прослушивание

54

19.03

Работа над согласными звуками.

1

Практическая работа

Прослушивание

55

21.03

Скороговорки на шипящие звуки.

1

Занятие-игра

Игра

56

26.03

Скороговорки на «С».

1

Практическая работа

Опрос

57

28.03

Небылицы-перевертыши.

1

Занятие-сказка

Прослушивание

58

02.04

Разучивание небылицы-перевертыша.

1

Занятие-репетиция

Взимоопрос

59

04.04

Развитие памяти.

1

Занятие-беседа

Викторина

60

09.04

Развитие воображения.

1

Занятие-путешествие

Взаимоконтроль

61

11.04

Читаем небылицы.

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

62

16.04

Пересказываем небылицы-перевертыши.

1

Занятие-беседа

Выступление

63

18.04

Исполнение небылиц-перевертышей.

1

Занятие-концерт

Игра

64

23.04

Развитие воображения.

1

Занятие-презентация

Взаимоопрос

65

25.04

Заклички.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

66

30.04

Разучивание закличек.

1

Занятие-репетиция

Выступление

67

02.05

Исполнение закличек.

1

Занятие-концерт

Прослушивание

68

07.05

Разучивание приговорок.

1

Занятие-репетиция

Выступление

69

14.05

Исполнение приговорок.

1

Занятие-концерт

Игра

70

16.05

Дразнилки.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

71

21.05

Разучивание дразнилок.

1

Занятие-репетиция

Выступление

72

23.05

Страшилки.

1

Занятие-концерт

Игра

73

28.05

Рассказываем страшилки

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

74

30.05

Итоговое занятие

1

Занятие-концерт

Выступление

75

июнь

Скороговорки, работа над дикцией

Самостоятельная работа

Самоконтроль, родительский контроль

76

июль

Русские народные сказки

Самостоятельная работа

Родительский контроль

77

август

Детский фольклор, фольклор для детей.

Самостоятельная работа

Самоконтроль


Календарно-тематический план

(1 года обучения)

заня-тия

Дата проведения

Тема занятия

Общее кол-во часов

Содержание занятий

Группа

№7

Теория

Практика

1

03.09

Вводное занятие

1

Беседа по технике безопасности.

Упражнения на дыхание

2

05.09

Охрана детского голоса

1

Формирование певческого дыхания

Упражнения на дыхание

3

10.09

Фольклор – это наши корни

1

Связь культуры и быта у древних славян

Организация хоровода «Каравай»

4

12.09

Фольклор и его жанры

1

Сведения о фольклоре и его жанрах

Игра «А мы просо сеяли»

5

17.09

Детский фольклор

1

Жанры детского фольклора

Разучивание дразнилок

6

19.09

Устная форма бытования

1

Связь культуры и быта у древних славян

Игра «Здравствуй дедушка Семак»

7

24.09

Фольклор для детей

1

Особенности фольклора для детей

Прослушивание народных сказок, чтение по ролям

8

26.09

Русские народные сказки.

1

Как раньше передавали свои знания

Дети рассказывают сказки и показывают свои умения

9

01.10

Музыкальные считалки. Знакомство с жанром.

1

Роль считалки в игре

Дети рассказывают считалки, которые подготовили

10

03.10

Музыкальные считалки  в играх.

1

Распределение  игровых ролей с помощью считалки

Применение считалок при выборе «водящего» в играх

11

08.10

Знакомство с музыкальными играми.

1

Жанр - игровая песня

Игра «Заинька»

12

10.10

Игры с музыкальным сопровождением.

1

Развивающие задачи игр

Игра в «Цапки»

13

15.10

Драматические игры.

1

Группы игровых песен: 1)драматические

Игра «У медведя во бору»

14

17.10

Спортивные игры.

1

Группы игровых песен: 2) спортивные

Игра в «третий лишний»

15

22.10

Знакомство с хороводными играми.

1

Группы игровых песен: 3) хороводные.

Игра «Пошла коза по лесу»

16

24.10

Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак».

1

Виды хороводных игр: круговые

«Здравствуй дедушка Семак»,

17

29.10

Круговые хороводные игры. «Каравай».

1

Виды хороводных игр: круговые

«Каравай»

18

31.10

Круговые хороводные игры «Козочка»

1

Виды хороводных игр: круговые

«Козочка»

19

07.11

Некруговые хороводные игры. «Бояре».

1

Виды хороводных игр: некруговые

Деление участников на две группы в игре «Бояре»

20

12.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок»

1

Виды хороводных игр:

хороводы – и шествия

Ходьба рядами, «гуськом» в игре «Челнок»

14.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка»

1

Виды хороводных игр: хороводы - шествия

Ходьба «цепью», «змейкой» в

игре «Плетень».

19.11

Специфика драматических игр.

1

Изучение специфики драматических игр

Разыгрывание игрового сюжета внутри круга

21.11

Театрализация игровой песни.

1

Художественный образ в играх

Развивающая игра «Крокодил»

26.11

Развивающие игры.

1

Художественный образ в играх

Развивающая игра «Крокодил»

28.11

Драматическое действие в играх.

1

Драматическое действие в играх

Разыгрывание ролей

03.12

Разыгрывание ролей в играх.

1

Драматическое действие в играх

Разыгрывание ролей

05.12

Знакомство с хореографией игровых песен.

1

Знакомство с хореографией игровых песен

Выполнение хореографических движений в играх

10.12

Хореографические движения в играх.

1

Знакомство с хореографией игровых песен

Выполнение хореографических движений в играх

12.12

Знакомство с с/х работами через игру.

1

Знакомство с с/х работами через игру

Игра в «Мак»

17.12

Колыбельные песни.

1

Знакомство с жанром колыбельных песен.

Прослушивание записей с колыбельными песнями

19.12

Разучивание колыбельных песен.

1

Объяснение целей исполнения колыбельных

Разучивание колыбельной «А баюшки, баю»

24.12

Особенности исполнения колыбельных песен.

1

Методика исполнения колыбельных

Исполнение песни «А баюшки , баю»

26.12

Поём песни игрушкам.

1

Методика исполнения колыбельных

Дети поют колыбельные песни своим игрушкам

31.12

Знакомство с колыбельными-страшилками.

1

Знакомство с колыбельными-страшилками

Разучивание колыбельной-страшилки «А баю, баю, баю»

09.01

Исполняем колыбельные-страшилки.

1

Знакомство с колыбельными-страшилками

Дети исполняют колыбельные-страшилки игрушкам

14.01

Пестушки.

1

Знакомство с жанром пестушки

Разучивание пестушки «Ладушки»

16.01

Цели исполнения пестушек.

1

Объяснение целей исполнения пестушек

Исполнение пестушки «Ладушки»

21.01

Особенности исполнения пестушек.

1

Методика исполнения пестушек

Разучивание пестушки «Потягушечки», «Потягуси»

23.01

Пестушки для детей.

1

Методика исполнения пестушек

Исполнение пестушки «Потягушечки», «Потягуси

28.01

Потешки.

1

Знакомство с жанром потешки

Разучивание потешки «Зайка начал умываться»

30.01

Цели исполнения потешек.

1

Объяснение целей исполнения потешек

Исполнение потешки «Зайка начал умываться» повторение репертуара изученного ранее

04.02

Прибаутки.

1

Знакомство с жанром прибаутки

Разучивание прибаутки «Пошел мужик по воду»

06.02

Исполняем прибаутки.

1

Объяснение целей исполнения прибауток

Исполнение прибаутки «Пошел мужик по воду»

11.02

Докучные

сказки.

1

Знакомство с жанром докучная сказка

Разучивание докучной сказки «Чучело-мяучело»

13.02

Объяснение целей исполнения докучной

сказки.

1

Объяснение целей исполнения

Исполнение докучной сказки «Чучело-мяучело»

18.02

Разучивание докучной

сказки.

1

Методика исполнения докучных сказок

Разучивание докучной сказки «Жила была бабка»

20.02

Исполнение докучной сказки.

1

Методика исполнения докучных сказок

Исполнение докучной сказки «Жила была бабка»

25.02

Скороговорки.

1

Знакомство с жанром скороговорки

Проговаривание скороговорок «В грозу», «Волки pыщут»

27.02

Работа над дикцией.

1

Объяснение целей исполнения

Проговаривание скороговорок

04.03

Скороговорки на «Ш, Ж».

1

Работа над четким произношением

Проговаривание скороговорок «Уж и ёж»

06.03

Скороговорки на «Р».

1

Работа над звуком «Р»

Проговаривание скороговорок  «Ехал Грека»«Бобр»

11.03

Работа над четким произношением.

1

Работа над звуком «Р»

Проговаривание скороговорок «Чёрная галка» «Три дроворуба»

13.03

Работа над согласными звуками.

1

Работа над Согласными звуками

Каждый проговаривает заготовленную скороговорку

18.03

Скороговорки на шипящие звуки.

1

Работа над шипящими звуками

Проговаривание скороговорок «Хохотушки» «Мыши»

«На дорожках дрожки»

20.03

Скороговорки на «С».

1

Работа над звуком «С»

Проговаривание скороговорок «Шла Саша по шоссе»

25.03

Небылицы-перевертыши.

1

Знакомство с жанром небылиц

Разучивание небылицы «Два весёлых карапуза»

27.03

Разучивание небылицы-перевертыша.

1

Объяснение целей исполнения

Исполнение небылицы «Два весёлых карапуза»

01.04

Развитие памяти.

1

Развиваем

память

Разучивание небылицы «Очень-очень странный вид»

03.04

Развитие воображения.

1

Развиваем мышление и воображение

Исполнение небылицы «Очень-очень странный вид»

08.04

Читаем небылицы.

1

Развиваем

память

Дети зачитывают небылицы, которые подготовили

10.04

Пересказываем небылицы-перевертыши.

1

Развиваем воображение

Дети рассказывают небылицы, которые подготовили

15.04

Исполнение небылиц-перевертышей.

1

Развиваем

память

Исполнение небылиц «Очень, очень странный вид», «Два весёлых карапуза»

17.04

Развитие воображения.

1

Развиваем мышление и воображение

Дети рассказывают небылицы, которые подготовили

22.04

Заклички.

1

Знакомство с жанром заклички

Разучивание закличек «Солнышко, высвети»,

«Дождик, дождик»

24.04

Разучивание закличек.

1

Объяснение целей исполнения

исполнение закличек «Солнышко, высвети»,

«Дождик, дождик»

29.04

Исполнение закличек.

1

Методика исполнения закличек

Дети исполняют заготовленные заклички

06.05

Разучивание приговорок.

1

Знакомство с жанром приговорки

Разучивание приговорок «Вылейся, водичка»

«Кукушка, кукушка»

08.05

Исполнение приговорок.

1

Объяснение целей исполнения

Исполнение приговорок «Вылейся, водичка»

«Кукушка, кукушка»

13.05

Дразнилки.

1

Знакомство с жанром дразнилки

Разучивание дразнилок «Алеша-белеша»

«Андрей – воробей»

15.05

Разучивание дразнилок.

1

Объяснение целей исполнения

Разучивание дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто»

20.05

Рассказываем дразнилки.

1

Учимся рассказывать на публике

Исполнение дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто»

22.05

Читаем страшилки

1

Объяснение целей исполнения

Читаем страшилки

27.05

Рассказываем страшилки

1

Учимся рассказывать на публике

Подготовка к концерту

29.05

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов

 Концерт.

Всего:

74


Календарный учебный график для 1 года обучения (группа №1, №5)

Время проведения группа № 1: понедельник, среда 12.15-13.00

Время проведения группа № 5: понедельник, среда 15:55-16:25

Место проведения группа № 1: кабинет № 41, № 26

Место проведения группа № 5: д/с 39 музыкально-спортивный зал

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Опрос

1

03.09

Вводное занятие

1

Занятие-беседа

Опрос

2

05.09

Охрана детского голоса

1

Занятие-беседа

Взаимоопрос

3

10.09

Фольклор – это наши корни

1

Занятие-игра

Игра

4

12.09

Фольклор и его жанры

1

Занятие-путешествие

Опрос

5

17.09

Детский фольклор

1

Занятие-беседа

Игра

6

19.09

Устная форма бытования

1

Занятие-беседа

Взаомоопрос

7

24.09

Фольклор для детей

1

Занятие-путешествие

Театрализованное представление

8

26.09

Русские народные сказки.

1

Занятие-сказка

Игра

9

01.10

Музыкальные считалки. Знакомство с жанром.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

10

03.10

Музыкальные считалки  в играх.

1

Занятие-игра

Викторина

11

08.10

Знакомство с музыкальными играми.

1

Занятие-игра

Прослушивание

12

10.10

Игры с музыкальным сопровождением.

1

Занятие-игра

Театрализованное представление

13

15.10

Драматические игры.

1

Занятие-игра

Опрос

14

17.10

Спортивные игры.

1

Занятие-игра

Викторина

15

22.10

Знакомство с хороводными играми.

1

Занятие-игра

Опрос

16

24.10

Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак».

1

Занятие-игра

Прослушивание

17

29.10

Круговые хороводные игры. «Каравай».

1

Занятие-игра

Прослушивание

18

31.10

Круговые хороводные игры «Козочка»

1

Занятие-игра

Опрос

19

07.11

Некруговые хороводные игры. «Бояре».

1

Занятие-игра

Взаимоконтроль

20

12.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок»

1

Занятие-игра

Опрос

21

14.11

Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка»

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

22

19.11

Специфика драматических игр.

1

Занятие-игра

Опрос

23

21.11

Театрализация игровой песни.

1

Занятие-игра

Театрализованное представление

24

26.11

Развивающие игры.

1

Занятие-спектакль

Опрос

25

28.11

Драматическое действие в играх.

1

Занятие-игра

Игра

26

03.12

Разыгрывание ролей в играх.

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

27

05.12

Знакомство с хореографией игровых песен.

1

Занятие-спектакль

Игра

28

10.12

Хореографические движения в играх.

1

Практическая работа

Игра

29

12.12

Знакомство с с/х работами через игру.

1

Практическая работа

Опрос

30

17.12

Колыбельные песни.

1

Занятие-игра

Взаимоопрос

31

19.12

Разучивание колыбельных песен.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

32

24.12

Особенности исполнения колыбельных песен.

1

Практическая работа

Прослушивание

33

26.12

Поём песни игрушкам.

1

Занятие-репетиция

Выступление

34

31.12

Знакомство с колыбельными-страшилками.

1

Занятие-концерт

Опрос

35

09.01

Исполняем колыбельные-страшилки.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

36

14.01

Пестушки.

1

Занятие-репетиция

Игра

37

16.01

Цели исполнения пестушек.

1

Занятие-презентация

Игра

38

21.01

Особенности исполнения пестушек.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

39

23.01

Пестушки для детей.

1

Занятие-репетиция

Выступление

40

28.01

Потешки.

1

Занятие-концерт

Театрализованное представление

41

30.01

Цели исполнения потешек.

1

Занятие-спектакль

Игра

42

04.02

Прибаутки.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

43

06.02

Исполняем прибаутки.

1

Занятие-репетиция

Выступление

44

11.02

Докучные

сказки.

1

Занятие-концерт

Опрос

45

13.02

Объяснение целей исполнения докучной

сказки.

1

Занятие-сказка

Викторина

46

18.02

Разучивание докучной

сказки.

1

Занятие-сказка

Игра

47

20.02

Исполнение докучной сказки.

1

Занятие-сказка

Выступление

48

25.02

Скороговорки.

1

Занятие-концерт

Прослушивание

49

27.02

Работа над дикцией.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

50

04.03

Скороговорки на «Ш, Ж».

1

Практическая работа

Игра

51

06.03

Скороговорки на «Р».

1

Занятие-путешествие

Прослушивание

52

11.03

Работа над четким произношением.

1

Занятие-игра

Взаимоконтроль

53

13.03

Работа над согласными звуками.

1

Практическая работа

Прослушивание

54

18.03

Скороговорки на шипящие звуки.

1

Практическая работа

Прослушивание

55

20.03

Скороговорки на «С».

1

Занятие-игра

Игра

56

25.03

Небылицы-перевертыши.

1

Практическая работа

Опрос

57

27.03

Разучивание небылицы-перевертыша.

1

Занятие-сказка

Прослушивание

58

01.04

Развитие памяти.

1

Занятие-репетиция

Взимоопрос

59

03.04

Развитие воображения.

1

Занятие-беседа

Викторина

60

08.04

Читаем небылицы.

1

Занятие-путешествие

Взаимоконтроль

61

10.04

Пересказываем небылицы-перевертыши.

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

62

15.04

Исполнение небылиц-перевертышей.

1

Занятие-беседа

Выступление

63

17.04

Развитие воображения.

1

Занятие-концерт

Игра

64

22.04

Заклички.

1

Занятие-презентация

Взаимоопрос

65

24.04

Разучивание закличек.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

66

29.04

Исполнение закличек.

1

Занятие-репетиция

Выступление

67

06.05

Разучивание приговорок.

1

Занятие-концерт

Прослушивание

68

08.05

Исполнение приговорок.

1

Занятие-репетиция

Выступление

69

13.05

Дразнилки.

1

Занятие-концерт

Игра

70

15.05

Разучивание дразнилок.

1

Занятие-беседа

Прослушивание

71

20.05

Рассказываем дразнилки.

1

Занятие-репетиция

Выступление

72

22.05

Читаем страшилки

1

Занятие-концерт

Игра

73

27.05

Рассказываем страшилки

1

Занятие-беседа

Театрализованное представление

74

29.05

Итоговое занятие.

1

Занятие-концерт

Выступление

75

июнь

Скороговорки, работа над дикцией

Самостоятельная работа

Самоконтроль, родительский контроль

76

июль

Русские народные сказки

Самостоятельная работа

Родительский контроль

77

август

Детский фольклор, фольклор для детей.

Самостоятельная работа

Самоконтроль

Содержание программы

(1 год обучения)

1. Вводное занятие. Охрана голоса.

Теория: Основные правила техники безопасности. Ознакомление обучающихся с программой. Объяснение техники правильного дыхание во время пения и опоры на диафрагму.

Практика: выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Форма проведения занятий: объяснительно-иллюстративный

Приемы и методы: показ, практическая работа

Форма подведения итогов: выполнение упражнения на дыхание.

2. «Фольклор – устное народное творчество». 

Теория: Беседа: «Детские народные песни», связь культуры и быта у древних славян, знакомство с народным певческим словарем, детскими бытовыми песнями. Сведения о фольклоре и его жанрах.

Практика: Организация хоровода «Каравай», игры «А мы просо сеяли», «Здравствуй дедушка Семак». Знакомство с вокально-хоровыми навыками. Разучивание и исполнение игры, ритмического аккомпанемента.

Форма проведения занятия: беседа, комбинированное занятие с включением

игровых моментов.

Приемы и методы: игровые, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: таблица «Различия фольклора и литературы», аудио варианты ритмического аккопанимента, нотно-песенный материал игровых песен «Каравай», «А мы просо сеяли», «Здравствуй дедушка Семак».

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты, книги - русские народные сказки.

Форма подведения итогов: беседа, экспресс-опрос.

3. Встреча  матушки-осени и Рождества Богородицы

Теория: рассказ истории рождения Девы Марии в семье праведных  Иоакима и Анны; народный культ Богородицы.

Практика: Изучение закличек: «Осень», «Солнышко», изучение игровых песен: «Бояре». Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

Форма проведения занятия: беседа, иллюстрация.

Приемы и методы: игровые, объяснительно-иллюстративный

Форма подведения итогов: беседа

4. Игровой фольклор

Теория: Беседа: Жанр - игровая песня. Знакомство учащихся с тремя основными группами игровой песни:

1) драматические;

2) спортивные,

3) хороводные.

Театрализация игровой песни. Изучение специфики драматических игр - наличие художественного образа и драматического действия, т.е. диалога и движения (разговор + песня + танец).

Практика: Распевание, изучение игровых песен Белгородской области: «Дрема», «Здравствуй дедушка Семак», «Мак». Знакомство с хореографией игровых песен, старинных игр. Прослушивание записей детских песен. Работа над тремя основными группами хороводов:

Круговые (разыгрыванием сюжета внутри круга) «Здравствуй дедушка Семак», «Каравай»; Некруговые (деление участников на две группы) «Просо», «Бояре»; Хороводы - шествия (ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой») «Челнок», «Плетень».

Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.

Приемы и методы: игровые, репродуктивные.

Дидактический материал: записи детских песен П.А.Бессонова, А.Маркова, И.Карачаров, И.Веретенников.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.                        

Форма подведения итогов: посиделки, чаепитие.

5. Фольклор для детей

Теория: Беседа. Знакомство обучающихся с жанром колыбельных песен, пестушек, прибауток, потешек. Объяснение целей исполнения пестушек и колыбельных песен.

Практика: Разучивание колыбельных песен, пестушек. Работа над чистым интонированием, учимся петь в пол голоса.

Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.

Приемы и методы: игровые, объяснительно-иллюстративный

Оборудование: магнитофон, кассеты.

Форма подведения итогов: беседа, экспресс-опрос.

6. Потешный фольклор.

Теория: Беседа: Знакомство обучающихся с жанром потешки, прибаутки, небылицы. Рассказ о забавах взрослых с маленькими детьми, которые сопровождаются различными движениями хлопками, приговорками, считалками, скороговорками, дразнилками и т.д. Заслушать приговорки, считалки, скороговорки, подготовленные заранее учащимися.

Практика: Распевание прибауток песенок, разучивание приговорок, считалок, скороговорок, дразнилок и т.д. Работа над чистым интонированием, аккуратным исполнением распевов, четкой дикцией.

Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.

Приемы и методы: игровые, исследовательские.

Дидактический материал: нотно-песенный материал, плакат со скороговорками, карточки со считалками.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.

Форма подведения итогов: эксресс-опрос.

7. Бытовой фольклор.

Теория: Беседа. Знакомство обучающихся с такими жанрами как заклички, приговорки, дразнилки, страшилки. Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок.

Практика разучивание закличек, приговорок «Дождик», «Божья коровка», «Кулики»; дразнилок «Андрей-воробей». Работа над подачей звука и четкой дикцией. Заслушать заклички, страшилки, дразнилки заготовленные детьми заранее.

Форма проведения занятия: рассказ, комбинированное занятие с включением

 игровых моментов.

Приемы и методы: игровые, репродуктивные.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.

Форма подведения итогов: беседа, экспресс-опрос.

8. Итоговое занятие.

Теория: Зачет.

1. Знание жанра народной словесности (сказка, былина).

2. Знание классификации детского фольклора (игровой фольклор, бытовой фольклор, календарный фольклор).

3. Знание жанра игровой песни и тремя основные группы: (драматические, спортивные, хороводные).

Практика: Творческий отчет (театрализованное представление с танцами, инструментами, песнями). Исполнение 3-4 разнохарактерных песен.

Форма проведения занятия: занятие – концерт, зачет.

Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты, костюмы.

Форма подведения итогов: экспресс - опрос, театрализованное представление.

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (обучающиеся  сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятие-концерт.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • песенный аудиоматериал к изучаемым темам;
  • иллюстрации, репродукции к темам «Сказки»;
  •  видеоматериал по тема «Драматическое действие в играх»

раздаточный материал:

  • карточки со скороговорками
  • нотно-песенный материал

материалы для проверки освоения программы: 

  • карточки с заданиями для  занятий-зачётов,
  • творческие задания;
  • кроссворды, викторины и др.

В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, посещение концертов народной музыки и пения, фольклорных фестивалей и конкурсов, что  позволит накопить и расширить зрительский опыт обучающихся, развить у них умение отличать народное творчество от эстрадного, приходить к правильному нравственному суждению.


Список литературы

  1. Алексеева М. А. Музыкальный фольклор с элементами народоведения. – Б., 1998.
  2. Аникин В. П., Гусева В. Е. Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре.- М, 1991.
  3. Бакланова Т.И.  «Народная художественная культура» М.,1998.
  4. Веретенников И. И. Белгородские карагоды - Б., 1993.
  5. Веретенников И. И. Русская народная песня в школе - Б., 2005.
  6. Веретенников И. И. Народные песни Валуйского района – Б., 2010
  7. Жиров М.С. и. Жирова О.Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины» Белгород, 2002.
  8. Жиров М.С., Жирова О.Я. «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» -Белгород, 2001.
  9. Кулабухов А.В., Солодовникова Н.В. Сборник статей и материалов /Народные традиции села Подольхи Прохоровского района/ «Прекрасна ты, моя сторонушка..»-Белгород, БГЦНТ, 2004.
  10. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей - М.,  2002.
  11. Миленко В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи. – М. 1995.
  12. Новицкая М. Ю. Введение в народоведение - М.,1994.
  13. Овчарова  Р. Практическая психология в начальной школе. – Ташкент.

Интернет источники:

http://ped-kopilka.ru/roditeljam/detskii-folklor.html

http://folklor-dlya-detej.ru/category/pesni-pripevki-stixi/

https://culture.wikireading.ru/63957