РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 1 год обучения
РП фольклорно-инструментальной студии "Ладушки" 1 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ladushki_1_god_obucheniya.docx | 84.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Ладушки»
по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Каравай»
(автор программы З.А.Квочка)
на 2017 – 2018 учебный год
| Год обучения: 1 Возраст обучающихся: 3-8 лет |
Рабочую программу составила педагог дополнительного образования Габитова Эмма Ильгизовна |
г. Белгород, 2019
Пояснительная запискаРабочая программа первого года обучения фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» художественной направленности разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Каравай» (автор Квочка З.А.) и реализуется в детском областном духовно - просветительском Центре «Благовест».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41).
Предметная область определена музыкальным исполнительством, включающая в себя народный вокал, русские народные инструменты, народное творчество (сведения о традиционной русской культуре) и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности.
Программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на групповую организацию работы с обучающимися.
Программа имеет стартовый уровень сложности и рассчитана на обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность. Программа нацелена на воспитание бережного сохранения духовного богатства своего края – Белгородчины, позволяет более целенаправленно вести работу по возрождению традиционной русской культуры. Занятия способствуют формированию у обучающихся черт истинно русского характера, прививают любовь к родной земле, ее истории, культуре. Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.
Новизна. Народное искусство во всем многообразии его проявлений – это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Занимаясь в фольклорно-инструментальной студии, дети с помощью игрового процесса знакомятся с традиционной русской культурой. Без изучения и знания народных обрядов, праздников, песен, сказок, пословиц, поговорок, и игр невозможно представить себе духовный мир человека и его эволюцию на протяжении значительного временного промежутка.
Педагогическая целесообразность. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодежи к родной истории, вековым культурным традициям России. Стало фактом, что уже не одно поколение в России выросло на незнании своей истории, культуры. Одним из путей возрождения традиционной культуры является её детальное изучение, и, как в данном случае – частичная реконструкция, что и осуществляется с помощью данной рабочей программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы - воспитание любви, бережного отношения к русскому народному творчеству, Белгородской традиционной культуре и развитие творческих способностей, музыкального вкуса, эстетической культуры личности ребенка.
Задачи программы:
способствовать формированию:
- представлений о народном фольклорном творчестве;
- сценического исполнения народных песен;
- навыков игры на народных инструментах.
способствовать развитию:
- эстетического, музыкального вкуса, творческих способностей, общей музыкальной культуры обучающегося;
- духовно-нравственных качеств обучающихся;
создать условия для воспитания:
- бережного отношения к русскому народному творчеству, к традиционной народной культуре;
- у детей чувства причастности к своему народу к его истории и культуре;
- отношения к семье как к базовой ценности общества, воспитания чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
Деятельность педагогов строится на следующих принципах:
- доступность знаний, с учетом возрастных особенностей детей;
- последовательность и обоснованность изложения материала;
- внимательное отношение к личности обучающегося, пробуждение его к творчеству;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
- уважение и соблюдение прав обучающегося;
- доступность понимания музыки различных стилей и жанров;
- всестороннее развитие обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1. Общепедагогические:
- репродуктивный (вербальный, невербальный);
- проблемно-поисковый;
- объяснительно иллюстрированный,
- эвристический,
- игровой
- проблемный,
- модульный.
- Музыкального воспитания:
- групповой;
- ансамблевый;
- индивидуальное.
Формы учебных занятий:
- занятие-беседа;
- индивидуальные и групповые занятия;
- игровые импровизации
- конкурсы;
- утренники и концерты;
- открытые занятия для родителей и гостей из других коллективов;
- практическая работа;
- занятие-игра;
- занятие-сказка;
- занятие-презентация;
- занятие-репетиция.
Этапы обучения
На первом году обучения обучающиеся знакомятся с образцами песенного фольклора Белгородской области. Для этого используются аудио, видеозаписи аутентичных коллективов, репертуарные сборники, представленные в библиотечном списке. Осваивают певческую установку, приобретают навык пения в ансамбле. У них формируется представление о дыхании, звукообразовании, дикции, фразировке. На этой ступени работа ведется по направлениям:
- постановка голоса и усвоение музыкальной грамоты;
- овладение навыками игры на музыкальных инструментах (ложки, рубель, трещотки, свирель);
- приобретение навыков пения и игры в ансамбле и духовного пения «Воспеваю то, что сердцу мило»;
- экскурсии по местам Святого Белогорья.
Условия реализации программы
Программа разработана для детей 3-8 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу для группы из 10-18 человек.
Выполнение программы в группах №1, №5, №7 рассчитано на 74 учебных часа.
Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:
- музыкальный проигрыватель,
- фольклорные инструменты
- музыкальный зал
- народные костюмы
- баян
- фортепиано
- проектор
- компьютер/ноутбук
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения обучающиеся должны
знать:
- комплекс вокальных упражнений;
- понятие фольклор: детский фольклор, игровой фольклор, календарный, духовные стихи;
- жанры народной словесности;
- понятие о гигиене голоса.
уметь:
- петь в диапазоне ре-ля 1 октавы;
- осмысленно и выразительно произносить текст песни;
- уметь распределять дыхание с учетом фраз (на песнях с короткими фразами);
- петь чисто и слаженно несложные песни в унисон в сопровождении.
Формы подведения итогов
Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме:
- занятия – путешествия
- взаимоконтроля
- тестирования,
- концерта,
- утренника,
- театрализованного представления,
- творческих конкурсов.
- опроса
- взаимоопроса
- викторины
- игры
- прослушивания
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Тема | Общее кол-во часов | Из них теорет. | Из них практ. | Форма аттестации контроля |
1. | Вводное занятие. Охрана детского голоса. | 2 | 1 | 1 | опрос |
2. | Фольклор – устное народное творчество. Детские народные песни | 12 | 4 | 8 | взаимоконтроль |
3. | Устное народное творчество. Жанр народной словесности | 4 | 2 | 2 | опрос |
4. | Детский бытовой фольклор. Классификация детского фольклора | 19 | 4 | 15 | мини просмотр тематический контроль |
5 | Жанр сказка | 4 | 2 | 2 | рассказ |
6. | Потешный фольклор | 4 | 2 | 2 | прослушивание по голосам |
7. | Игровой фольклор | 28 | 4 | 24 | театрализация песни |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | концерт | |
9. | Итого | 74 | 19 | 55 |
Календарно-тематический план
(1 года обучения группы №5)
№ заня-тия | Дата проведения | Тема занятия | Общее кол-во часов | Содержание занятий | |
Теория | Практика | ||||
1 | 04.09 | Вводное занятие | 1 | Беседа по технике безопасности. | Упражнения на дыхание |
2 | 06.09 | Охрана детского голоса | 1 | Формирование певческого дыхания | Упражнения на дыхание |
3 | 11.09 | Фольклор – это наши корни | 1 | Связь культуры и быта у древних славян | Организация хоровода «Каравай» |
4 | 13.09 | Фольклор и его жанры | 1 | Сведения о фольклоре и его жанрах | Игра «А мы просо сеяли» |
5 | 18.09 | Детский фольклор | 1 | Жанры детского фольклора | Разучивание дразнилок |
6 | 20.09 | Устная форма бытования | 1 | Связь культуры и быта у древних славян | Игра «Здравствуй дедушка Семак» |
7 | 25.09 | Фольклор для детей | 1 | Особенности фольклора для детей | Прослушивание народных сказок, чтение по ролям |
8 | 27.09 | Русские народные сказки. | 1 | Как раньше передавали свои знания | Дети рассказывают сказки и показывают свои умения |
9 | 02.10 | Музыкальные считалки. Знакомство с жанром. | 1 | Роль считалки в игре | Дети рассказывают считалки, которые подготовили |
10 | 04.10 | Музыкальные считалки в играх. | 1 | Распределение игровых ролей с помощью считалки | Применение считалок при выборе «водящего» в играх |
11 | 09.10 | Знакомство с музыкальными играми. | 1 | Жанр - игровая песня | Игра «Заинька» |
12 | 11.10 | Игры с музыкальным сопровождением. | 1 | Развивающие задачи игр | Игра в «Цапки» |
13 | 16.10 | Драматические игры. | 1 | Группы игровых песен: 1)драматические | Игра «У медведя во бору» |
14 | 18.10 | Спортивные игры. | 1 | Группы игровых песен: 2) спортивные | Игра в «третий лишний» |
15 | 23.10 | Знакомство с хороводными играми. | 1 | Группы игровых песен: 3) хороводные. | Игра «Пошла коза по лесу» |
16 | 25.10 | ». Круговые хороводные игры. «Каравай». | 1 | Виды хороводных игр: круговые | «Здравствуй дедушка Семак», |
17 | 30.10 | Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак | 1 | Виды хороводных игр: круговые | «Каравай» |
18 | 01.11 | Круговые хороводные игры «Козочка» | 1 | Виды хороводных игр: круговые | «Козочка» |
19 | 06.11 | Некруговые хороводные игры. «Просо». | 1 | Виды хороводных игр: некруговые | Деление участников на две группы в игре «Просо» |
20 | 08.11 | Некруговые хороводные игры. «Бояре». | 1 | Виды хороводных игр: некруговые | Деление участников на две группы в игре «Бояре» |
21 | 13.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок» | 1 | Виды хороводных игр: хороводы – и шествия | Ходьба рядами, «гуськом» в игре «Челнок» |
22 | 15.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка» | 1 | Виды хороводных игр: хороводы - шествия | Ходьба «цепью», «змейкой» в игре «Плетень». |
23 | 20.11 | Специфика драматических игр. | 1 | Изучение специфики драматических игр | Разыгрывание игрового сюжета внутри круга |
24 | 22.11 | Театрализация игровой песни. | 1 | Художественный образ в играх | Развивающая игра «Крокодил» |
25 | 27.11 | Развивающие игры. | 1 | Художественный образ в играх | Развивающая игра «Крокодил» |
26 | 29.11 | Драматическое действие в играх. | 1 | Драматическое действие в играх | Разыгрывание ролей |
27 | 04.12 | Разыгрывание ролей в играх. | 1 | Драматическое действие в играх | Разыгрывание ролей |
28 | 06.12 | Знакомство с хореографией игровых песен. | 1 | Знакомство с хореографией игровых песен | Выполнение хореографических движений в играх |
29 | 11.12 | Хореографические движения в играх. | 1 | Знакомство с хореографией игровых песен | Выполнение хореографических движений в играх |
30 | 13.12 | Знакомство с с/х работами через игру. | 1 | Знакомство с с/х работами через игру | Игра в «Мак» |
31 | 18.12 | Колыбельные песни. | 1 | Знакомство с жанром колыбельных песен. | Прослушивание записей с колыбельными песнями |
32 | 20.12 | Разучивание колыбельных песен. | 1 | Объяснение целей исполнения колыбельных | Разучивание колыбельной «А баюшки, баю» |
33 | 25.12 | Особенности исполнения колыбельных песен. | 1 | Методика исполнения колыбельных | Исполнение песни «А баюшки , баю» |
34 | 27.12 | Поём песни игрушкам. | 1 | Методика исполнения колыбельных | Дети поют колыбельные песни своим игрушкам |
35 | 09.01 | Знакомство с колыбельными-страшилками. | 1 | Знакомство с колыбельными-страшилками | Разучивание колыбельной-страшилки «А баю, баю, баю» |
36 | 14.01 | Исполняем колыбельные-страшилки. | 1 | Знакомство с колыбельными-страшилками | Дети исполняют колыбельные-страшилки игрушкам |
37 | 16.01 | Пестушки. | 1 | Знакомство с жанром пестушки | Разучивание пестушки «Ладушки» |
38 | 21.01 | Цели исполнения пестушек. | 1 | Объяснение целей исполнения пестушек | Исполнение пестушки «Ладушки» |
39 | 23.01 | Особенности исполнения пестушек. | 1 | Методика исполнения пестушек | Разучивание пестушки «Потягушечки», «Потягуси» |
40 | 28.01 | Пестушки для детей. | 1 | Методика исполнения пестушек | Исполнение пестушки «Потягушечки», «Потягуси |
41 | 30.01 | Потешки. | 1 | Знакомство с жанром потешки | Разучивание потешки «Зайка начал умываться» |
42 | 04.02 | Цели исполнения потешек. | 1 | Объяснение целей исполнения потешек | Исполнение потешки «Зайка начал умываться» повторение репертуара изученного ранее |
43 | 06.02 | Прибаутки. | 1 | Знакомство с жанром прибаутки | Разучивание прибаутки «Пошел мужик по воду» |
44 | 11.02 | Исполняем прибаутки. | 1 | Объяснение целей исполнения прибауток | Исполнение прибаутки «Пошел мужик по воду» |
45 | 13.02 | Докучные сказки. | 1 | Знакомство с жанром докучная сказка | Разучивание докучной сказки «Чучело-мяучело» |
46 | 18.02 | Объяснение целей исполнения докучной сказки. | 1 | Объяснение целей исполнения | Исполнение докучной сказки «Чучело-мяучело» |
47 | 20.02 | Разучивание докучной сказки. | 1 | Методика исполнения докучных сказок | Разучивание докучной сказки «Жила была бабка» |
48 | 25.02 | Исполнение докучной сказки. | 1 | Методика исполнения докучных сказок | Исполнение докучной сказки «Жила была бабка» |
49 | 27.02 | Скороговорки. | 1 | Знакомство с жанром скороговорки | Проговаривание скороговорок «В грозу», «Волки pыщут» |
50 | 04.03 | Работа над дикцией. | 1 | Объяснение целей исполнения | Проговаривание скороговорок |
51 | 06.03 | Скороговорки на «Ш, Ж». | 1 | Работа над четким произношением | Проговаривание скороговорок «Уж и ёж» |
52 | 11.03 | Скороговорки на «Р». | 1 | Работа над звуком «Р» | Проговаривание скороговорок «Ехал Грека» «Бобр» |
53 | 13.03 | Работа над четким произношением. | 1 | Работа над звуком «Р» | Проговаривание скороговорок «Чёрная галка» «Три дроворуба» |
54 | 18.03 | Работа над согласными звуками. | 1 | Работа над Согласными звуками | Каждый проговаривает заготовленную скороговорку |
55 | 20.03 | Скороговорки на шипящие звуки. | 1 | Работа над шипящими звуками | Проговаривание скороговорок «Хохотушки» «Мыши» «На дорожках дрожки» |
56 | 25.03 | Скороговорки на «С». | 1 | Работа над звуком «С» | Проговаривание скороговорок «Шла Саша по шоссе» |
57 | 27.03 | Небылицы-перевертыши. | 1 | Знакомство с жанром небылиц | Разучивание небылицы «Два весёлых карапуза» |
58 | 01.04 | Разучивание небылицы-перевертыша. | 1 | Объяснение целей исполнения | Исполнение небылицы «Два весёлых карапуза» |
59 | 03.04 | Развитие памяти. | 1 | Развиваем память | Разучивание небылицы «Очень-очень странный вид» |
60 | 08.04 | Развитие воображения. | 1 | Развиваем мышление и воображение | Исполнение небылицы «Очень-очень странный вид» |
61 | 10.04 | Читаем небылицы. | 1 | Развиваем память | Дети зачитывают небылицы, которые подготовили |
62 | 15.04 | Пересказываем небылицы-перевертыши. | 1 | Развиваем воображение | Дети рассказывают небылицы, которые подготовили |
63 | 17.04 | Исполнение небылиц-перевертышей. | 1 | Развиваем память | Исполнение небылиц «Очень, очень странный вид», «Два весёлых карапуза» |
64 | 22.04 | Развитие воображения. | 1 | Развиваем мышление и воображение | Дети рассказывают небылицы, которые подготовили |
65 | 24.04 | Заклички. | 1 | Знакомство с жанром заклички | Разучивание закличек «Солнышко, высвети», «Дождик, дождик» |
66 | 29.04 | Разучивание закличек. | 1 | Объяснение целей исполнения | исполнение закличек «Солнышко, высвети», «Дождик, дождик» |
67 | 06.05 | Исполнение закличек. | |||
68 | 08.05 | Разучивание приговорок. | 1 | Методика исполнения закличек | Дети исполняют заготовленные заклички |
69 | 13.05 | Исполнение приговорок. | 1 | Знакомство с жанром приговорки | Разучивание приговорок «Вылейся, водичка» «Кукушка, кукушка» |
70 | 15.05 | Дразнилки. | 1 | Объяснение целей исполнения | Разучивание дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто» |
71 | 20.05 | Разучивание дразнилок. | 1 | Учимся рассказывать на публике | Исполнение дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто» |
72 | 22.05 | Страшилки. | 1 | Чтение текста | |
73 | 27.05 | Рассказываем страшилки | Рассказываем страшилки друг другу | ||
74 | 29.05 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов | Концерт. |
Всего: | 74 ч |
Календарный учебный график для 1 года обучения (группа №7)
Время проведения: вторник, четверг12.15-13.00
Место проведения: кабинет № 22, № 41
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Опрос |
1 | 04.09 | Вводное занятие | 1 | Занятие-беседа | Опрос |
2 | 06.09 | Охрана детского голоса | 1 | Занятие-беседа | Взаимоопрос |
3 | 11.09 | Фольклор – это наши корни | 1 | Занятие-игра | Игра |
4 | 13.09 | Фольклор и его жанры | 1 | Занятие-путешествие | Опрос |
5 | 18.09 | Детский фольклор | 1 | Занятие-беседа | Игра |
6 | 20.09 | Устная форма бытования | 1 | Занятие-беседа | Взаомоопрос |
7 | 25.09 | Фольклор для детей | 1 | Занятие-путешествие | Театрализованное представление |
8 | 27.09 | Русские народные сказки. | 1 | Занятие-сказка | Игра |
9 | 02.10 | Музыкальные считалки. Знакомство с жанром. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
10 | 04.10 | Музыкальные считалки в играх. | 1 | Занятие-игра | Викторина |
11 | 09.10 | Знакомство с музыкальными играми. | 1 | Занятие-игра | Прослушивание |
12 | 11.10 | Игры с музыкальным сопровождением. | 1 | Занятие-игра | Театрализованное представление |
13 | 16.10 | Драматические игры. | 1 | Занятие-игра | Опрос |
14 | 18.10 | Спортивные игры. | 1 | Занятие-игра | Викторина |
15 | 23.10 | Знакомство с хороводными играми. | 1 | Занятие-игра | Опрос |
16 | 25.10 | Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак». | 1 | Занятие-игра | Прослушивание |
17 | 30.10 | Круговые хороводные игры. «Каравай». | 1 | Занятие-игра | Прослушивание |
18 | 01.11 | Круговые хороводные игры «Козочка» | 1 | Занятие-игра | Опрос |
19 | 06.11 | Некруговые хороводные игры. «Просо». | 1 | Занятие-игра | Взаимоконтроль |
20 | 08.11 | Некруговые хороводные игры. «Бояре». | 1 | Занятие-игра | Опрос |
21 | 13.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок» | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос |
22 | 15.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка» | 1 | Занятие-игра | Опрос |
23 | 20.11 | Специфика драматических игр. | 1 | Занятие-игра | Театрализованное представление |
24 | 22.11 | Театрализация игровой песни. | 1 | Занятие-спектакль | Опрос |
25 | 27.11 | Развивающие игры. | 1 | Занятие-игра | Игра |
26 | 29.11 | Драматическое действие в играх. | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление |
27 | 04.12 | Разыгрывание ролей в играх. | 1 | Занятие-спектакль | Игра |
28 | 06.12 | Знакомство с хореографией игровых песен. | 1 | Практическая работа | Игра |
29 | 11.12 | Хореографические движения в играх. | 1 | Практическая работа | Опрос |
30 | 13.12 | Знакомство с с/х работами через игру. | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос |
31 | 18.12 | Колыбельные песни. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
32 | 20.12 | Разучивание колыбельных песен. | 1 | Практическая работа | Прослушивание |
33 | 25.12 | Особенности исполнения колыбельных песен. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
34 | 27.12 | Поём песни игрушкам. | 1 | Занятие-концерт | Опрос |
35 | 10.01 | Знакомство с колыбельными-страшилками. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
36 | 15.01 | Исполняем колыбельные-страшилки. | 1 | Занятие-репетиция | Игра |
37 | 17.01 | Пестушки. | 1 | Занятие-презентация | Игра |
38 | 22.01 | Цели исполнения пестушек. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
39 | 24.01 | Особенности исполнения пестушек. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
40 | 29.01 | Пестушки для детей. | 1 | Занятие-концерт | Театрализованное представление |
41 | 31.01 | Потешки. | 1 | Занятие-спектакль | Игра |
42 | 05.02 | Цели исполнения потешек. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
43 | 07.02 | Прибаутки. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
44 | 12.02 | Исполняем прибаутки. | 1 | Занятие-концерт | Опрос |
45 | 14.02 | Докучные сказки. | 1 | Занятие-сказка | Викторина |
46 | 19.02 | Объяснение целей исполнения докучной сказки. | 1 | Занятие-сказка | Игра |
47 | 21.02 | Разучивание докучной сказки. | 1 | Занятие-сказка | Выступление |
48 | 26.02 | Исполнение докучной сказки. | 1 | Занятие-концерт | Прослушивание |
49 | 28.02 | Скороговорки. | 1 | Практическая работа | Взаимоконтроль |
50 | 05.03 | Работа над дикцией. | 1 | Практическая работа | Игра |
51 | 07.03 | Скороговорки на «Ш, Ж». | 1 | Занятие-путешествие | Прослушивание |
52 | 12.03 | Скороговорки на «Р». | 1 | Занятие-игра | Взаимоконтроль |
53 | 14.03 | Работа над четким произношением. | 1 | Практическая работа | Прослушивание |
54 | 19.03 | Работа над согласными звуками. | 1 | Практическая работа | Прослушивание |
55 | 21.03 | Скороговорки на шипящие звуки. | 1 | Занятие-игра | Игра |
56 | 26.03 | Скороговорки на «С». | 1 | Практическая работа | Опрос |
57 | 28.03 | Небылицы-перевертыши. | 1 | Занятие-сказка | Прослушивание |
58 | 02.04 | Разучивание небылицы-перевертыша. | 1 | Занятие-репетиция | Взимоопрос |
59 | 04.04 | Развитие памяти. | 1 | Занятие-беседа | Викторина |
60 | 09.04 | Развитие воображения. | 1 | Занятие-путешествие | Взаимоконтроль |
61 | 11.04 | Читаем небылицы. | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление |
62 | 16.04 | Пересказываем небылицы-перевертыши. | 1 | Занятие-беседа | Выступление |
63 | 18.04 | Исполнение небылиц-перевертышей. | 1 | Занятие-концерт | Игра |
64 | 23.04 | Развитие воображения. | 1 | Занятие-презентация | Взаимоопрос |
65 | 25.04 | Заклички. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
66 | 30.04 | Разучивание закличек. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
67 | 02.05 | Исполнение закличек. | 1 | Занятие-концерт | Прослушивание |
68 | 07.05 | Разучивание приговорок. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
69 | 14.05 | Исполнение приговорок. | 1 | Занятие-концерт | Игра |
70 | 16.05 | Дразнилки. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
71 | 21.05 | Разучивание дразнилок. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
72 | 23.05 | Страшилки. | 1 | Занятие-концерт | Игра |
73 | 28.05 | Рассказываем страшилки | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление |
74 | 30.05 | Итоговое занятие | 1 | Занятие-концерт | Выступление |
75 | июнь | Скороговорки, работа над дикцией | Самостоятельная работа | Самоконтроль, родительский контроль | |
76 | июль | Русские народные сказки | Самостоятельная работа | Родительский контроль | |
77 | август | Детский фольклор, фольклор для детей. | Самостоятельная работа | Самоконтроль |
Календарно-тематический план
(1 года обучения)
№ заня-тия | Дата проведения | Тема занятия | Общее кол-во часов | Содержание занятий | ||
Группа №7 | Теория | Практика | ||||
1 | 03.09 | Вводное занятие | 1 | Беседа по технике безопасности. | Упражнения на дыхание | |
2 | 05.09 | Охрана детского голоса | 1 | Формирование певческого дыхания | Упражнения на дыхание | |
3 | 10.09 | Фольклор – это наши корни | 1 | Связь культуры и быта у древних славян | Организация хоровода «Каравай» | |
4 | 12.09 | Фольклор и его жанры | 1 | Сведения о фольклоре и его жанрах | Игра «А мы просо сеяли» | |
5 | 17.09 | Детский фольклор | 1 | Жанры детского фольклора | Разучивание дразнилок | |
6 | 19.09 | Устная форма бытования | 1 | Связь культуры и быта у древних славян | Игра «Здравствуй дедушка Семак» | |
7 | 24.09 | Фольклор для детей | 1 | Особенности фольклора для детей | Прослушивание народных сказок, чтение по ролям | |
8 | 26.09 | Русские народные сказки. | 1 | Как раньше передавали свои знания | Дети рассказывают сказки и показывают свои умения | |
9 | 01.10 | Музыкальные считалки. Знакомство с жанром. | 1 | Роль считалки в игре | Дети рассказывают считалки, которые подготовили | |
10 | 03.10 | Музыкальные считалки в играх. | 1 | Распределение игровых ролей с помощью считалки | Применение считалок при выборе «водящего» в играх | |
11 | 08.10 | Знакомство с музыкальными играми. | 1 | Жанр - игровая песня | Игра «Заинька» | |
12 | 10.10 | Игры с музыкальным сопровождением. | 1 | Развивающие задачи игр | Игра в «Цапки» | |
13 | 15.10 | Драматические игры. | 1 | Группы игровых песен: 1)драматические | Игра «У медведя во бору» | |
14 | 17.10 | Спортивные игры. | 1 | Группы игровых песен: 2) спортивные | Игра в «третий лишний» | |
15 | 22.10 | Знакомство с хороводными играми. | 1 | Группы игровых песен: 3) хороводные. | Игра «Пошла коза по лесу» | |
16 | 24.10 | Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак». | 1 | Виды хороводных игр: круговые | «Здравствуй дедушка Семак», | |
17 | 29.10 | Круговые хороводные игры. «Каравай». | 1 | Виды хороводных игр: круговые | «Каравай» | |
18 | 31.10 | Круговые хороводные игры «Козочка» | 1 | Виды хороводных игр: круговые | «Козочка» | |
19 | 07.11 | Некруговые хороводные игры. «Бояре». | 1 | Виды хороводных игр: некруговые | Деление участников на две группы в игре «Бояре» | |
20 | 12.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок» | 1 | Виды хороводных игр: хороводы – и шествия | Ходьба рядами, «гуськом» в игре «Челнок» | |
14.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка» | 1 | Виды хороводных игр: хороводы - шествия | Ходьба «цепью», «змейкой» в игре «Плетень». | ||
19.11 | Специфика драматических игр. | 1 | Изучение специфики драматических игр | Разыгрывание игрового сюжета внутри круга | ||
21.11 | Театрализация игровой песни. | 1 | Художественный образ в играх | Развивающая игра «Крокодил» | ||
26.11 | Развивающие игры. | 1 | Художественный образ в играх | Развивающая игра «Крокодил» | ||
28.11 | Драматическое действие в играх. | 1 | Драматическое действие в играх | Разыгрывание ролей | ||
03.12 | Разыгрывание ролей в играх. | 1 | Драматическое действие в играх | Разыгрывание ролей | ||
05.12 | Знакомство с хореографией игровых песен. | 1 | Знакомство с хореографией игровых песен | Выполнение хореографических движений в играх | ||
10.12 | Хореографические движения в играх. | 1 | Знакомство с хореографией игровых песен | Выполнение хореографических движений в играх | ||
12.12 | Знакомство с с/х работами через игру. | 1 | Знакомство с с/х работами через игру | Игра в «Мак» | ||
17.12 | Колыбельные песни. | 1 | Знакомство с жанром колыбельных песен. | Прослушивание записей с колыбельными песнями | ||
19.12 | Разучивание колыбельных песен. | 1 | Объяснение целей исполнения колыбельных | Разучивание колыбельной «А баюшки, баю» | ||
24.12 | Особенности исполнения колыбельных песен. | 1 | Методика исполнения колыбельных | Исполнение песни «А баюшки , баю» | ||
26.12 | Поём песни игрушкам. | 1 | Методика исполнения колыбельных | Дети поют колыбельные песни своим игрушкам | ||
31.12 | Знакомство с колыбельными-страшилками. | 1 | Знакомство с колыбельными-страшилками | Разучивание колыбельной-страшилки «А баю, баю, баю» | ||
09.01 | Исполняем колыбельные-страшилки. | 1 | Знакомство с колыбельными-страшилками | Дети исполняют колыбельные-страшилки игрушкам | ||
14.01 | Пестушки. | 1 | Знакомство с жанром пестушки | Разучивание пестушки «Ладушки» | ||
16.01 | Цели исполнения пестушек. | 1 | Объяснение целей исполнения пестушек | Исполнение пестушки «Ладушки» | ||
21.01 | Особенности исполнения пестушек. | 1 | Методика исполнения пестушек | Разучивание пестушки «Потягушечки», «Потягуси» | ||
23.01 | Пестушки для детей. | 1 | Методика исполнения пестушек | Исполнение пестушки «Потягушечки», «Потягуси | ||
28.01 | Потешки. | 1 | Знакомство с жанром потешки | Разучивание потешки «Зайка начал умываться» | ||
30.01 | Цели исполнения потешек. | 1 | Объяснение целей исполнения потешек | Исполнение потешки «Зайка начал умываться» повторение репертуара изученного ранее | ||
04.02 | Прибаутки. | 1 | Знакомство с жанром прибаутки | Разучивание прибаутки «Пошел мужик по воду» | ||
06.02 | Исполняем прибаутки. | 1 | Объяснение целей исполнения прибауток | Исполнение прибаутки «Пошел мужик по воду» | ||
11.02 | Докучные сказки. | 1 | Знакомство с жанром докучная сказка | Разучивание докучной сказки «Чучело-мяучело» | ||
13.02 | Объяснение целей исполнения докучной сказки. | 1 | Объяснение целей исполнения | Исполнение докучной сказки «Чучело-мяучело» | ||
18.02 | Разучивание докучной сказки. | 1 | Методика исполнения докучных сказок | Разучивание докучной сказки «Жила была бабка» | ||
20.02 | Исполнение докучной сказки. | 1 | Методика исполнения докучных сказок | Исполнение докучной сказки «Жила была бабка» | ||
25.02 | Скороговорки. | 1 | Знакомство с жанром скороговорки | Проговаривание скороговорок «В грозу», «Волки pыщут» | ||
27.02 | Работа над дикцией. | 1 | Объяснение целей исполнения | Проговаривание скороговорок | ||
04.03 | Скороговорки на «Ш, Ж». | 1 | Работа над четким произношением | Проговаривание скороговорок «Уж и ёж» | ||
06.03 | Скороговорки на «Р». | 1 | Работа над звуком «Р» | Проговаривание скороговорок «Ехал Грека»«Бобр» | ||
11.03 | Работа над четким произношением. | 1 | Работа над звуком «Р» | Проговаривание скороговорок «Чёрная галка» «Три дроворуба» | ||
13.03 | Работа над согласными звуками. | 1 | Работа над Согласными звуками | Каждый проговаривает заготовленную скороговорку | ||
18.03 | Скороговорки на шипящие звуки. | 1 | Работа над шипящими звуками | Проговаривание скороговорок «Хохотушки» «Мыши» «На дорожках дрожки» | ||
20.03 | Скороговорки на «С». | 1 | Работа над звуком «С» | Проговаривание скороговорок «Шла Саша по шоссе» | ||
25.03 | Небылицы-перевертыши. | 1 | Знакомство с жанром небылиц | Разучивание небылицы «Два весёлых карапуза» | ||
27.03 | Разучивание небылицы-перевертыша. | 1 | Объяснение целей исполнения | Исполнение небылицы «Два весёлых карапуза» | ||
01.04 | Развитие памяти. | 1 | Развиваем память | Разучивание небылицы «Очень-очень странный вид» | ||
03.04 | Развитие воображения. | 1 | Развиваем мышление и воображение | Исполнение небылицы «Очень-очень странный вид» | ||
08.04 | Читаем небылицы. | 1 | Развиваем память | Дети зачитывают небылицы, которые подготовили | ||
10.04 | Пересказываем небылицы-перевертыши. | 1 | Развиваем воображение | Дети рассказывают небылицы, которые подготовили | ||
15.04 | Исполнение небылиц-перевертышей. | 1 | Развиваем память | Исполнение небылиц «Очень, очень странный вид», «Два весёлых карапуза» | ||
17.04 | Развитие воображения. | 1 | Развиваем мышление и воображение | Дети рассказывают небылицы, которые подготовили | ||
22.04 | Заклички. | 1 | Знакомство с жанром заклички | Разучивание закличек «Солнышко, высвети», «Дождик, дождик» | ||
24.04 | Разучивание закличек. | 1 | Объяснение целей исполнения | исполнение закличек «Солнышко, высвети», «Дождик, дождик» | ||
29.04 | Исполнение закличек. | 1 | Методика исполнения закличек | Дети исполняют заготовленные заклички | ||
06.05 | Разучивание приговорок. | 1 | Знакомство с жанром приговорки | Разучивание приговорок «Вылейся, водичка» «Кукушка, кукушка» | ||
08.05 | Исполнение приговорок. | 1 | Объяснение целей исполнения | Исполнение приговорок «Вылейся, водичка» «Кукушка, кукушка» | ||
13.05 | Дразнилки. | 1 | Знакомство с жанром дразнилки | Разучивание дразнилок «Алеша-белеша» «Андрей – воробей» | ||
15.05 | Разучивание дразнилок. | 1 | Объяснение целей исполнения | Разучивание дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто» | ||
20.05 | Рассказываем дразнилки. | 1 | Учимся рассказывать на публике | Исполнение дразнилок «Борька – Борис», «Тили-тили-тесто» | ||
22.05 | Читаем страшилки | 1 | Объяснение целей исполнения | Читаем страшилки | ||
27.05 | Рассказываем страшилки | 1 | Учимся рассказывать на публике | Подготовка к концерту | ||
29.05 | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов | Концерт. | ||
Всего: | 74 |
Календарный учебный график для 1 года обучения (группа №1, №5)
Время проведения группа № 1: понедельник, среда 12.15-13.00
Время проведения группа № 5: понедельник, среда 15:55-16:25
Место проведения группа № 1: кабинет № 41, № 26
Место проведения группа № 5: д/с 39 музыкально-спортивный зал
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Опрос |
1 | 03.09 | Вводное занятие | 1 | Занятие-беседа | Опрос |
2 | 05.09 | Охрана детского голоса | 1 | Занятие-беседа | Взаимоопрос |
3 | 10.09 | Фольклор – это наши корни | 1 | Занятие-игра | Игра |
4 | 12.09 | Фольклор и его жанры | 1 | Занятие-путешествие | Опрос |
5 | 17.09 | Детский фольклор | 1 | Занятие-беседа | Игра |
6 | 19.09 | Устная форма бытования | 1 | Занятие-беседа | Взаомоопрос |
7 | 24.09 | Фольклор для детей | 1 | Занятие-путешествие | Театрализованное представление |
8 | 26.09 | Русские народные сказки. | 1 | Занятие-сказка | Игра |
9 | 01.10 | Музыкальные считалки. Знакомство с жанром. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
10 | 03.10 | Музыкальные считалки в играх. | 1 | Занятие-игра | Викторина |
11 | 08.10 | Знакомство с музыкальными играми. | 1 | Занятие-игра | Прослушивание |
12 | 10.10 | Игры с музыкальным сопровождением. | 1 | Занятие-игра | Театрализованное представление |
13 | 15.10 | Драматические игры. | 1 | Занятие-игра | Опрос |
14 | 17.10 | Спортивные игры. | 1 | Занятие-игра | Викторина |
15 | 22.10 | Знакомство с хороводными играми. | 1 | Занятие-игра | Опрос |
16 | 24.10 | Круговые хороводные игры. «Здравствуй дедушка Семак». | 1 | Занятие-игра | Прослушивание |
17 | 29.10 | Круговые хороводные игры. «Каравай». | 1 | Занятие-игра | Прослушивание |
18 | 31.10 | Круговые хороводные игры «Козочка» | 1 | Занятие-игра | Опрос |
19 | 07.11 | Некруговые хороводные игры. «Бояре». | 1 | Занятие-игра | Взаимоконтроль |
20 | 12.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Челнок» | 1 | Занятие-игра | Опрос |
21 | 14.11 | Хороводные игры. Хороводы-шествия. «Плетень», «змейка» | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос |
22 | 19.11 | Специфика драматических игр. | 1 | Занятие-игра | Опрос |
23 | 21.11 | Театрализация игровой песни. | 1 | Занятие-игра | Театрализованное представление |
24 | 26.11 | Развивающие игры. | 1 | Занятие-спектакль | Опрос |
25 | 28.11 | Драматическое действие в играх. | 1 | Занятие-игра | Игра |
26 | 03.12 | Разыгрывание ролей в играх. | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление |
27 | 05.12 | Знакомство с хореографией игровых песен. | 1 | Занятие-спектакль | Игра |
28 | 10.12 | Хореографические движения в играх. | 1 | Практическая работа | Игра |
29 | 12.12 | Знакомство с с/х работами через игру. | 1 | Практическая работа | Опрос |
30 | 17.12 | Колыбельные песни. | 1 | Занятие-игра | Взаимоопрос |
31 | 19.12 | Разучивание колыбельных песен. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
32 | 24.12 | Особенности исполнения колыбельных песен. | 1 | Практическая работа | Прослушивание |
33 | 26.12 | Поём песни игрушкам. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
34 | 31.12 | Знакомство с колыбельными-страшилками. | 1 | Занятие-концерт | Опрос |
35 | 09.01 | Исполняем колыбельные-страшилки. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
36 | 14.01 | Пестушки. | 1 | Занятие-репетиция | Игра |
37 | 16.01 | Цели исполнения пестушек. | 1 | Занятие-презентация | Игра |
38 | 21.01 | Особенности исполнения пестушек. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
39 | 23.01 | Пестушки для детей. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
40 | 28.01 | Потешки. | 1 | Занятие-концерт | Театрализованное представление |
41 | 30.01 | Цели исполнения потешек. | 1 | Занятие-спектакль | Игра |
42 | 04.02 | Прибаутки. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
43 | 06.02 | Исполняем прибаутки. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
44 | 11.02 | Докучные сказки. | 1 | Занятие-концерт | Опрос |
45 | 13.02 | Объяснение целей исполнения докучной сказки. | 1 | Занятие-сказка | Викторина |
46 | 18.02 | Разучивание докучной сказки. | 1 | Занятие-сказка | Игра |
47 | 20.02 | Исполнение докучной сказки. | 1 | Занятие-сказка | Выступление |
48 | 25.02 | Скороговорки. | 1 | Занятие-концерт | Прослушивание |
49 | 27.02 | Работа над дикцией. | 1 | Практическая работа | Взаимоконтроль |
50 | 04.03 | Скороговорки на «Ш, Ж». | 1 | Практическая работа | Игра |
51 | 06.03 | Скороговорки на «Р». | 1 | Занятие-путешествие | Прослушивание |
52 | 11.03 | Работа над четким произношением. | 1 | Занятие-игра | Взаимоконтроль |
53 | 13.03 | Работа над согласными звуками. | 1 | Практическая работа | Прослушивание |
54 | 18.03 | Скороговорки на шипящие звуки. | 1 | Практическая работа | Прослушивание |
55 | 20.03 | Скороговорки на «С». | 1 | Занятие-игра | Игра |
56 | 25.03 | Небылицы-перевертыши. | 1 | Практическая работа | Опрос |
57 | 27.03 | Разучивание небылицы-перевертыша. | 1 | Занятие-сказка | Прослушивание |
58 | 01.04 | Развитие памяти. | 1 | Занятие-репетиция | Взимоопрос |
59 | 03.04 | Развитие воображения. | 1 | Занятие-беседа | Викторина |
60 | 08.04 | Читаем небылицы. | 1 | Занятие-путешествие | Взаимоконтроль |
61 | 10.04 | Пересказываем небылицы-перевертыши. | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление |
62 | 15.04 | Исполнение небылиц-перевертышей. | 1 | Занятие-беседа | Выступление |
63 | 17.04 | Развитие воображения. | 1 | Занятие-концерт | Игра |
64 | 22.04 | Заклички. | 1 | Занятие-презентация | Взаимоопрос |
65 | 24.04 | Разучивание закличек. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
66 | 29.04 | Исполнение закличек. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
67 | 06.05 | Разучивание приговорок. | 1 | Занятие-концерт | Прослушивание |
68 | 08.05 | Исполнение приговорок. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
69 | 13.05 | Дразнилки. | 1 | Занятие-концерт | Игра |
70 | 15.05 | Разучивание дразнилок. | 1 | Занятие-беседа | Прослушивание |
71 | 20.05 | Рассказываем дразнилки. | 1 | Занятие-репетиция | Выступление |
72 | 22.05 | Читаем страшилки | 1 | Занятие-концерт | Игра |
73 | 27.05 | Рассказываем страшилки | 1 | Занятие-беседа | Театрализованное представление |
74 | 29.05 | Итоговое занятие. | 1 | Занятие-концерт | Выступление |
75 | июнь | Скороговорки, работа над дикцией | Самостоятельная работа | Самоконтроль, родительский контроль | |
76 | июль | Русские народные сказки | Самостоятельная работа | Родительский контроль | |
77 | август | Детский фольклор, фольклор для детей. | Самостоятельная работа | Самоконтроль |
Содержание программы
(1 год обучения)
1. Вводное занятие. Охрана голоса.
Теория: Основные правила техники безопасности. Ознакомление обучающихся с программой. Объяснение техники правильного дыхание во время пения и опоры на диафрагму.
Практика: выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Форма проведения занятий: объяснительно-иллюстративный
Приемы и методы: показ, практическая работа
Форма подведения итогов: выполнение упражнения на дыхание.
2. «Фольклор – устное народное творчество».
Теория: Беседа: «Детские народные песни», связь культуры и быта у древних славян, знакомство с народным певческим словарем, детскими бытовыми песнями. Сведения о фольклоре и его жанрах.
Практика: Организация хоровода «Каравай», игры «А мы просо сеяли», «Здравствуй дедушка Семак». Знакомство с вокально-хоровыми навыками. Разучивание и исполнение игры, ритмического аккомпанемента.
Форма проведения занятия: беседа, комбинированное занятие с включением
игровых моментов.
Приемы и методы: игровые, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: таблица «Различия фольклора и литературы», аудио варианты ритмического аккопанимента, нотно-песенный материал игровых песен «Каравай», «А мы просо сеяли», «Здравствуй дедушка Семак».
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты, книги - русские народные сказки.
Форма подведения итогов: беседа, экспресс-опрос.
3. Встреча матушки-осени и Рождества Богородицы
Теория: рассказ истории рождения Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; народный культ Богородицы.
Практика: Изучение закличек: «Осень», «Солнышко», изучение игровых песен: «Бояре». Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»
Форма проведения занятия: беседа, иллюстрация.
Приемы и методы: игровые, объяснительно-иллюстративный
Форма подведения итогов: беседа
4. Игровой фольклор
Теория: Беседа: Жанр - игровая песня. Знакомство учащихся с тремя основными группами игровой песни:
1) драматические;
2) спортивные,
3) хороводные.
Театрализация игровой песни. Изучение специфики драматических игр - наличие художественного образа и драматического действия, т.е. диалога и движения (разговор + песня + танец).
Практика: Распевание, изучение игровых песен Белгородской области: «Дрема», «Здравствуй дедушка Семак», «Мак». Знакомство с хореографией игровых песен, старинных игр. Прослушивание записей детских песен. Работа над тремя основными группами хороводов:
Круговые (разыгрыванием сюжета внутри круга) «Здравствуй дедушка Семак», «Каравай»; Некруговые (деление участников на две группы) «Просо», «Бояре»; Хороводы - шествия (ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой») «Челнок», «Плетень».
Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.
Приемы и методы: игровые, репродуктивные.
Дидактический материал: записи детских песен П.А.Бессонова, А.Маркова, И.Карачаров, И.Веретенников.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.
Форма подведения итогов: посиделки, чаепитие.
5. Фольклор для детей
Теория: Беседа. Знакомство обучающихся с жанром колыбельных песен, пестушек, прибауток, потешек. Объяснение целей исполнения пестушек и колыбельных песен.
Практика: Разучивание колыбельных песен, пестушек. Работа над чистым интонированием, учимся петь в пол голоса.
Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.
Приемы и методы: игровые, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: магнитофон, кассеты.
Форма подведения итогов: беседа, экспресс-опрос.
6. Потешный фольклор.
Теория: Беседа: Знакомство обучающихся с жанром потешки, прибаутки, небылицы. Рассказ о забавах взрослых с маленькими детьми, которые сопровождаются различными движениями хлопками, приговорками, считалками, скороговорками, дразнилками и т.д. Заслушать приговорки, считалки, скороговорки, подготовленные заранее учащимися.
Практика: Распевание прибауток песенок, разучивание приговорок, считалок, скороговорок, дразнилок и т.д. Работа над чистым интонированием, аккуратным исполнением распевов, четкой дикцией.
Форма проведения занятия: рассказ, игровой момент.
Приемы и методы: игровые, исследовательские.
Дидактический материал: нотно-песенный материал, плакат со скороговорками, карточки со считалками.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.
Форма подведения итогов: эксресс-опрос.
7. Бытовой фольклор.
Теория: Беседа. Знакомство обучающихся с такими жанрами как заклички, приговорки, дразнилки, страшилки. Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок.
Практика разучивание закличек, приговорок «Дождик», «Божья коровка», «Кулики»; дразнилок «Андрей-воробей». Работа над подачей звука и четкой дикцией. Заслушать заклички, страшилки, дразнилки заготовленные детьми заранее.
Форма проведения занятия: рассказ, комбинированное занятие с включением
игровых моментов.
Приемы и методы: игровые, репродуктивные.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты.
Форма подведения итогов: беседа, экспресс-опрос.
8. Итоговое занятие.
Теория: Зачет.
1. Знание жанра народной словесности (сказка, былина).
2. Знание классификации детского фольклора (игровой фольклор, бытовой фольклор, календарный фольклор).
3. Знание жанра игровой песни и тремя основные группы: (драматические, спортивные, хороводные).
Практика: Творческий отчет (театрализованное представление с танцами, инструментами, песнями). Исполнение 3-4 разнохарактерных песен.
Форма проведения занятия: занятие – концерт, зачет.
Оборудование: магнитофон, кассеты, ноты, инструменты, костюмы.
Форма подведения итогов: экспресс - опрос, театрализованное представление.
Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (обучающиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятие-концерт.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
- песенный аудиоматериал к изучаемым темам;
- иллюстрации, репродукции к темам «Сказки»;
- видеоматериал по тема «Драматическое действие в играх»
раздаточный материал:
- карточки со скороговорками
- нотно-песенный материал
материалы для проверки освоения программы:
- карточки с заданиями для занятий-зачётов,
- творческие задания;
- кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, посещение концертов народной музыки и пения, фольклорных фестивалей и конкурсов, что позволит накопить и расширить зрительский опыт обучающихся, развить у них умение отличать народное творчество от эстрадного, приходить к правильному нравственному суждению.
Список литературы
- Алексеева М. А. Музыкальный фольклор с элементами народоведения. – Б., 1998.
- Аникин В. П., Гусева В. Е. Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре.- М, 1991.
- Бакланова Т.И. «Народная художественная культура» М.,1998.
- Веретенников И. И. Белгородские карагоды - Б., 1993.
- Веретенников И. И. Русская народная песня в школе - Б., 2005.
- Веретенников И. И. Народные песни Валуйского района – Б., 2010
- Жиров М.С. и. Жирова О.Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины» Белгород, 2002.
- Жиров М.С., Жирова О.Я. «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» -Белгород, 2001.
- Кулабухов А.В., Солодовникова Н.В. Сборник статей и материалов /Народные традиции села Подольхи Прохоровского района/ «Прекрасна ты, моя сторонушка..»-Белгород, БГЦНТ, 2004.
- Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей - М., 2002.
- Миленко В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи. – М. 1995.
- Новицкая М. Ю. Введение в народоведение - М.,1994.
- Овчарова Р. Практическая психология в начальной школе. – Ташкент.
Интернет источники:
http://ped-kopilka.ru/roditeljam/detskii-folklor.html
http://folklor-dlya-detej.ru/category/pesni-pripevki-stixi/
https://culture.wikireading.ru/63957