Сценарий внеклассного мероприятия в Клубе народных ремесел "Параскева Пятница" МБУДО "Десногорская ДХШ" "Русская изба"преподавателя Тарасенко Евгении Арсеньевны
В праздничной программе представлены познавательные материалы о строении русской избы, ее внешнем и внутреннем убранстве, символике декоративных элеменов, включены номера чтения стихотворений о русской избе, исполнения народных песен, инсценировка сказки "Кошкин дом" С.Я.Маршака силами учащихся художественной школы. Украшает программу выступление фольклорного коллектива ДМШ под управлением В.Ю.Платонова, которые используют старинные музкальные инструменты - гусли, смоленский рожок и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника в клубе народных ремесел «Параскева Пятница» МБУДО «Десногорская ДХШ»
преподавателя Тарасенко Евгении Арсеньевны
на тему «Русская изба».
1декабря 2017г.
Цель: укрепление интереса к истории и культуре славянских народов, формирование нравственного отношения и любви к окружающему миру.
Задачи: - знакомство со строением русской избы, конструктивными особенностями, зонированием помещений, символикой декоративных элементов, особенностями выбора места под строительство;
- воспитание нравственных качеств- гостеприимства, милосердия, домовитости, хозяйственности, любви к родному дому;
- раскрытие творческих способностей учащихся - умения читать стихи, петь, двигаться в ритмах народных песен и танцев, участвовать в качестве актеров в театральных постановках, готовить декорации, работать в коллективе.
Оформление: фойе школы отгорожено ширмами под импровизированную горницу, на них размещены изображение русской печки, пособия по внешнему и внутреннему облику русской избы, на скамьях и столике – старинная утварь. Используется аудио и видео аппаратура.
Сценарий.
Ведущая: - Здравствуйте, дорогие и уважаемые гости, ребята! Сегодня в нашем школьном клубе «Параскева Пятница» праздник, посвященный русской избе.
Это подлинное сокровище, которое было явлено на нашей славянской земле. Она красива, долговечна, идеальна для ведения полноценной жизни, сохранения и даже приумножения здоровья. Это живой организм, каждый элемент которого полон глубокого смысла, символических знаков. Ей посвящены многие песни, стихи, сказки, она героиня многих шедевров в мире изобразительного искусства. Изба – это дом, малая родина, и если нет любви к родному дому, нет и любви к Родине. И это одна из главных добродетелей – любить, ухаживать за своим домом, за своими близкими, украшать его.
- Слушаем стихи М. Пляцковского «Русская изба», на которые была написана песня, в исполнении учеников 1кл.:
Наши прадеды любовно
Топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали,
Песни громко запевали.
Припев:
Ставенки узорные-
Тонкая резьба…
До чего просторная,
До чего просторная
Русская изба.
Что избе капризы моды?
Что ей годы, непогоды!
В ней хозяевам не тесно –
И для гостя хватит места.
Припев.
Ухмыляются иные,
А изба стоит поныне –
Не сломалась, не сгорела.
Лишь немного постарела.
Припев.
Дорожим мы стариною,
Стала нам она родною.
Вечно прадедов работа
Будет радовать кого-то!
С удовольствием обьявляю выход наших друзей из Музыкальной школы – Фольклорный коллектив, исполняющий историческую музыку Смоленщины, под управлением Владимира Платонова.
- Звучит наигрыш «Смоленский рожок».
Ведущая: - А теперь давайте вспомним замечательную сказку–пьесу С.Я.Маршака «Кошкин дом». В ней играют учащиеся 8-11лет.
- Играем сказку–пьесу С.Я.Маршака «Кошкин дом» в сокращенном варианте.
(Декорации, бутафория)
Хочется обратить ваше внимание, ребята, на главную мысль этой сказки: милосердие! Наша главная героиня Кошка жила богато, сытно, в тепле, и не приютила бедных котят, которые замерзали на улице, а ведь было время начала зимы: мокрый снег, холодный ветер. Не поделилась с ними едой, подушку не дала, а когда у нее все сгорело, маленькие бедные котята впустили ее вместе с котом Василием к себе.
Расскажу вам одну притчу: однажды в богатый дом постучался бедный странник, попросил о помощи. Хозяйка пожадничала и дала нищему какие-то старые рваные вещи. Постучал странник в дверь к очень бедным людям, у кого было много детей. Хозяйка вынесла хорошие теплые вещи и большой пакет с едой. Поблагодарил странник хозяйку и ушел, не успел далеко отойти, как начался сильный пожар, и все дома с имуществом сгорели. Сразу вернулся странник в это селение и отдал погорельцам то, что получил от них. Богатая взяла свое рванье и заплакала от досады, а бедная семья спаслась тем, что накануне пожертвовала нуждающемуся.
Итак, новый кошкин дом построили всем миром, - высокий, крепкий, теплый, просторный…И, главное, очень быстро! В старину к строительству нового дома подходили очень постепенно, тщательно выбирали место для дома, время начала строительства, материалы…Место должно было быть добрым, светлым, сухим, наиболее убедительным знаком было то место, куда укладывалась на отдых молодая корова, жуя жвачку. Могли обратить внимание, где остановится молодая лошадь, везущая на санях первое срубленное для дома бревно. Вообще начинали работы по заготовке бревен зимой, когда дерево спит. Лесоруб снимал перед деревом шапку, низко кланялся, просил прощения у дерева, клал рядом кусочек хлеба с маслом, чтобы живая душа из дерева выбежала к угощению и не испытала боли.
Великий русский поэт Н.Гумилев называл деревья «Зеленые, свободные народы», писал в стихах: - «Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни».
У древних срубить дерево – все равно, что убить человека.
Бревна заготовили, пора начинать стройку. Легкими днями для начала работ считались вторник и четверг, в новолуние, тогда работы пойдут без промедления, успешно. Старинная поговорка гласит: «Без Троицы дом не строится»! Что имелось в виду? Или строительство дома должно захватывать летний праздник св.Троицы, или нужно было строить дом с молитвой, освящая каждый этап. Древние люди в основание дома клали лошадиный череп, поскольку считали коня связанным с солнечными богами, охраняющими человека от сил зла. Также клали ковшик меда, воск - любимую пищу богов, шерсть для тепла, хлеб для сытой жизни. В христианские времена стали класть ладан, монетки. Дом представлял из себя сруб из бревен сосны, лиственницы. Самым распространенным типом был 2-х камерный дом: жилое помещение - изба, и прихожая, сени, около 2 метров шириной, в которых хранили имущество, мастерили, а летом укладывали спать гостей. В нижних ярусах укладывали дополнительный венец на некотором расстоянии от основных, присыпали его землей, и это была завалинка. На ней грелись на солнышке старые и малые, сиживала вечерами молодежь, делясь деревенскими новостями.
- Звучит русская народная песня «Ах вы сени, мои сени» (учащиеся 10-11лет).
Ведущая: - если изба строилась в несколько ярусов, то на 1 этаже был «подклет» - хозяйственные помещения для хранения урожая, домашних животных, на 2 этаже жилое помещение называлось горницей, а на 3 – теремом, там обитала юная девушка на выданье, что красочно описано во многих сказках. Жених должен был на коне допрыгнуть до ее окна и надеть на палец кольцо. (к детям) - Вспомните, пожалуйста, сказки с описанием такого действа: «Сказка о коньке-Горбунке», …все правильно. И эта часть избы была особенно украшена: ставенки резные, окна расписные, крыша декорирована деталями резьбы по дереву, где мы можем видеть многие знаки-символы обереги языческих времен: конек крыши с изображением головы коня, петушок (обычно из металла на трубе - оберег от пожара и прочих сил зла), резное солнце под крышей, изображения цветов – пожелание счастья и добра хозяевам, резные и расписные изображения львов, русалок, птиц – тоже обереги, защищающие дом от всякого зла. Многочисленные знаки-обереги видим также на полотенце - вертикальной доске с резьбой, причелинах – резных досках, окаймляющих край крыши, богатейшее оформление ставен, наличников окон! Тут и «громовой» знак - знак Перуна, защищающий дом от удара молнии, и знаки воды, знаки засеянного поля, и многие другие символы, привлекающие по представлениям древних славян благополучие, счастливую и безопасную жизнь. Как видите, многие названия элементов избы схожи с названиями человеческого тела: от слова «чело», то есть «лоб» - «причелины», «очелье», «пята», «стопа» ( часть двери).
Смотрим на экран: избы простых крестьян, горожан в Древней Руси, многоярусные хоромы богатых купцов, бояр, царские хоромы царя Алексея Михайловича в Коломенском под Москвой, которые не сохранились. Здесь же мы видим и внутренне убранство избы: в сторону востока в Красном углу располагалась Божница, полочка с иконами, ладанкой; рядом с печкой был женский угол, где хозяйка готовила еду, пряла пряжу; в углу напротив – мужской угол, где мужчины занимались починкой вещей. Малые дети и старики сидели на печке. Русская печь была главной хозяйкой избы. Не зря говорилось в народе: «танцевать от печки».
Ведущая: - А вот еще пословицы о русской избе:
«Красна изба не углами, а пирогами», хоть и царил в избе идеальный порядок и чистота, что было женской обязанностью, хранительницей домашнего очага, но главным было сытно и вкусно накормить многочисленную семью. Наша горница – не исключение. Наши хозяюшки испекли 3 пирога, разрезали их на кусочки, и мы не успели оценить, какой пирог самый красивый и вкусный.
Конкурс: - Предлагаю ребятам составить из разрезанных кусочков эти 3 пирога. (Пироги нарисованы на бумаге).
Ведущая: - Стол в избе ставили поближе к божнице, содержали его в чистоте и порядке, считалось, что это «Божья ладонь». Поэтому страшным грехом было стучать по столу кулаком, и уж ни в коем случае не садиться на него, как собиралась сделать одна из героинь нашей сказки «Кошкин дом».
Необходимо вспомнить про любимого персонажа многих сказок – Домового. Он – душа избы, покровитель строения и живущих в нем людей. Жил в подполе под печью или на чердаке, мог ухаживать за скотиной, предупреждал о грозящем несчастье, помогал содержать дом. Его изображают в виде маленького старичка с бородой, мохнатыми лапками. При переезде в новый дом его тоже приглашали переселиться с хозяевами, он забирался в старый лапоть или усаживался на хлебную лопату, и его в новом доме уже ждало угощение.
Новый кошкин дом готов. Пора справлять новоселье. Кто должен первым войти в новый дом? Конечно, тот, кто был способен видеть и прогонять всякую нечисть. Это - коты. Приглашаем наших замечательных кошечек войти в новую избу. (Звучит музыка). Древние славяне оставляли их на всю ночь, если они оставались живы-здоровы, то вторыми заходили в избу - петух с курицей, третьим – поросенок, в четвертую ночь – овца, в пятую ночь - корова, в шестую ночь – лошадь, и только на седьмую ночь туда решался заходить человек. С принятием христианства новый дом освящали молитвой, кропили святой водой, первой заносили в дом икону Господа или Божией Матери. При переезде в нашу художественную школу мы внесли икону свт. Николая чудотворца. (По очереди в новый дом заходят все персонажи сказки «Кошкин дом»).
Ведущая: приглашаем отпраздновать новоселье с фольклорным коллективом музыкальной школы под управлением Владимира Платонова.
(Звучат народные песни, наигрыши смоленского края на старинных музыкальных инструментах ).
Ведущая: есть еще один важный вопрос – о братьях наших меньших, которые живут рядом с нами: это домашние животные, в городских домах – это кошки, собаки, попугайчики, в деревнях – коровы, свиньи, овечки, козочки, лошади. Добродетелью считалось заботитьсья о них. В старину хлев, помещение для домашней птицы размещали рядом с избой, бывало даже вплотную к жилому дому, чтобы животным было тепло, было легче за ними ухаживать.
( смотрим на экран – картины размещения домашних животных вблизи жилья людей).
А живущим в дикой природе птицам, животным в зимнее время приходится совсем плохо. Наши ребята участвовали в конкурсе по изготовлению и декорированию кормушек для птиц, им помогали папы, мамы, за что огромное спасибо, и вот - чествуем наших победителей.
(Подведение итогов конкурса кормушек).
Ведущая: благодарим наших гостей - музыкантов, артистов, родителей, всех гостей за деятельное участие в празднике, доброго всем здоровья, реализации творческих идей, отличной учебы, благополучия. До новых встреч в нашем клубе «Параскевы Пятницы».