Это ты, моя Русь державная!
Мероприятие, посвященное годовщине российской государственности
Для человека всегда важно знать свою историю, свои корни. Так мы ощущаем связь со своим прошлым, понимаем из чего мы пришли и увереннее смотрим в будущее.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли,
О делах родной земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_ty_moya_rus_derzhavnaya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие, посвященное годовщине российской государственности
«Это ты, моя Русь державная!» (8аб, 10а классы)
(звучит музыка на мотивы песен о России, все сопровождается слайдами)
- Ведущий:
Под большим шатром голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
И на гранях их, выше тёмных туч
Цепи гор стоят великанами.
- Ведущий:
По степям в моря реки катятся,
И лежат пути во все стороны.
Посмотрю на юг: нивы зрелые,
Что камыш густой, тихо движутся;
- Ведущий:
Гляну к северу: там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух, быстро кружится;
Подымает грудь море синее,
И горами лед ходит по морю;
И пожар небес ярким заревом
Освещает мглу непроглядную…
- Ведущий:
Это ты, моя Русь державная,
Моя родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
- Ведущий: Добрый день! Сегодня мы празднуем …… - ю годовщину со дня образования нашей России, нашей Родины. С днем рождения, страна, говорим мы! С днем рожденья, родная Отчизна!
1-й Чтец:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча,
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
- Ведущий: Для человека всегда важно знать свою историю, свои корни. Так мы ощущаем связь со своим прошлым, понимаем из чего мы пришли и увереннее смотрим в будущее.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли,
О делах родной земли.
- Ведущий: Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам – РУСЫ. До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала ХІІвека Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Роуская земля».
2 Ведущий: Представляем вашему вниманию сцену приглашения варягов на Русь. 862 год. На земле союза северных народов, в который входили славянские племена: ильменские словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь собралось вече.
Сценка «Вече…».
Звучит колокол. Слово берет старейшина Осмомысл:
- Братья мои! Богата наша земля достойными мужами, но мало у них воинского опыта и нет полководческого таланта, нет своей дружины. Мы все время проводим в походах... Скажите мне, кто из нас может защитить наши земли от усобиц, половцев и печенегов? Наказал нам старейшина Гостомысл призвать соседей наших – варяжичей, чтобы навели они мир и порядок у нас. Нарушить наказ старейшины мы не можем. Принесут ли они нам покой или войну посеют?
Мореплаватель Садко:
- Пригласим, люди, правда, они народ воинственный, но и мы за себя постоять сумеем. А почто не так, выгоним и поставим других.
Мореплаватель Садко:
- Бояре! Многие из вас были на землях греков, римлян. Видели, как живут наши соседи булгары и хазары. У них свои цари, и они живут лучше нас. Мы можем тоже так жить, если не будем думать только о себе. Что наша жизнь? Ничто! Никто не согласен подчиниться другому – потому и порядка у нас нет. Все за главного хотят.
Осмомысл:
- Идем же к варягам как просил великий Гостомысл. Пусть-ка попробуют помирить нас, ведь нам же легче будет. А коли захотят они верх над нами брать - изгоним их.
Вече принимает решение пригласить варягов княжить в Новгороде.
2 Ведущий:
"И вот пришли три брата
Варяги средних лет,
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет".
Эпизод. Прибытие варягов…
Прибыла варяжская дружина с братьями Рюриковичами.
Варягов встречают хлебом и солью.
Мореплаватель Садко:
- Пожалуйте на землю славянскую, хлебосольную!
Осмомысл: - Велел нам старый Гостомысл позвать вас навести порядок на земле нашей и установить мир на ней. Порядка у нас нет, но люди наши сильны. За себя постоят, в обиду не дадут.
Варяги: - Добре, люди, слыхали мы о вашей земле, и что порядка нет из-за усобиц. И в нашей земле едва наведен порядок, всякий хочет править. Народ покоя желает, чтоб землю обрабатывать. Вот мы и прибыли сюда по вашему приглашению. Коль доверяете нам – согласимся здесь жить.
Осмомысл: - Наша земля богата, да мира в ней нет. Но у нас есть сильный и смелый народ, есть свои традиции, обычаи, и их нарушить мы никому не позволим.
Мореплаватель Садко: - Клянётесь править согласно древним законам этой земли? Защищать и оберегать ее от недругов? Почитать ее Богов, быть справедливыми? Клянётесь?
Клятва варягов
- Клянёмся править согласно древним законам этой земли! Клянемся защищать и оберегать ее от недругов, почитать ее Богов, быть справедливыми! Клянёмся! (вручают символический ключ от города).
1 Ведущий: По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге в 862 году, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом. Так началась история нашего государства, первое название которого – Киевская Русь, по наименованию столицы – Киева.
2 Ведущий: С проектной работой «Формирование Древнерусского государства» выступят учащиеся 10 класса – слайды презентации.
Проектно – исследовательская работа «Формирование Древнерусского государства».
Ведущий 1: Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой части земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило обогащение культуры, создало лучшие условия для мирной жизни, обеспечило стабильность существования.
Но не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с несколькими теориями. Слайды.
Ведущий 2: В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII века кипят споры. В 30 - 60 годы XVIII в. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства.
Среди видных историков «старой школы» на позициях норманнизма твердо стоял Д. Дорошенко. По его мнению, пришельцы-варяги сыграли «роль завязи, роль цемента», скрепившего в одно целое разрозненные русские племена, объединившего их «в одну политическую систему, в одну державу».
Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. С тех пор борьба норманнистов и антинорманнистов не утихает. Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах.
Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения, т.е. приглашения княжить.
Во-вторых, норманнисты уверены, что слово «русь» норманнского происхождения.
Ведущий 1: СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ. Известные историки - Н. Костомаров, В. Антонович, М. Грушевский - придерживались славянской теории происхождения Руси и прочно стояли на позициях антинорманнизма. Родоначальником славянской (или автохтонной, антинорманнской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. Ломоносов.
Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший между 840 и 880 гг., однозначно называет русов славянским племенем. Археологический материал из Восточной Европы дает очень мало вещей варяжского происхождения.
Ведущий 2: ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ. Согласно этой теории существуют два вида русов - русы-ободриты или руги, жители Рюгена (прибалтийские славяне), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство - Русь, происходит сближение двух видов русов. Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства.
Ведущий 1: Летопись "Повесть временных лет" дает понять, что в IX в. славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена старейшиной Гостомыслом (по некоторым источникам Осмомыслом) знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Ведущий 2: Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.
Ведущий 1: Духовные предпосылки. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, представления славян той эпохи способствовали становлению власти князя. Одновременно рос его престиж. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовно - политические предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.
Ведущий 2: Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно: с Запада - норманны и хазары, от которых исходила угроза вассалитета. Набеги кочевников Востока, гуннов в 4 -5 вв., авар в 7 в. и др. тормозили их развитие, что также препятствовало мирной жизни и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.
Ведущий 1: Социально-экономические предпосылки. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а это не приносило большой прибыли. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Ведущий 2: Социально-политические предпосылки. Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем.
Ведущий 1: У древних славян были свои религиозные верования: они поклонялись предкам. По их мнению, старейший основатель рода охранял своих родственников. Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. До 988г. славяне были язычниками, что относило их верования к политеизму (многобожию). Божества Солнца, грозы, ветра, плодородия и другие морально помогали им сохранить общество.
Ведущий 2: В 988 году Владимир повелел всем своим подданным принять христианство. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Она укрепила власть князей и бояр над народом. Священники в церквах говорили, что князь управляет народом по воле Бога. Введение христианства способствовало сближению Киевской Руси с Византией и другими государствами Западной Европы. У славян стала быстрей развиваться культура. В городах на Руси строились красивые храмы и монастыри, создавались школы.
Ведущий 1: Столица древнерусского государства Киев в XI - XII веках была одним из самых больших и красивых городов Европы. Основную массу его населения составляли ремесленники. Их изделия - мечи, щиты, копья, одежда, обувь, глиняная посуда, украшения из золота и серебра – славились по всей Руси и за границей. В Киев приезжали иноземные гости - купцы из Византии, Польши, Венгрии, Германии, Стран Востока. Они привозили оружие, сукно, шелк, украшения, пряности. У них же славяне покупали мед, воск, меха, полотно, изделия ремесленников.
2 Ведущий: Киев играл большую роль в защите Руси от кочевников. Под стенами города происходило немало жарких схваток, в которых враг был разбит наголову. Однако древнему Киеву довелось испытать и горечь поражений. В 1068году на Русь напали новые кочевники - половцы. Владимир Мономах подчинил своей власти всех князей, прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевского государства, дал решительный отпор половцам. Вскоре после его смерти древнерусское феодальное государство распалось на несколько самостоятельных княжеств. Во второй четверти ХІІв. Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Воссоздание государства началось в условиях монголо-татарского ига в ХІІІв.
Случались на земле Русской всякие времена. И такие лютые бывали, что люди не чаяли впредь спасения себе. Вся земля Русская пуста становилась, и называли старики то время лихолетьем.
1 Ведущий: “О, светло светлая и прекрасно изукрашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками несточимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, диковинными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными большими городами, славными селянами, монастырскими садами, храмами Божьими и грозными князьями, честными боярами и многими вельможами. Всем ты преисполнена земля Русская, о, правоверная вера христианская…”
Так поэтично говорит о Руси автор “Слова о погибели Русской земли”, живший в далеком XIII веке. Много грозных событий произошло в последующие века; много и славных страниц в истории нашей Родины.
2 Ведущий: Группа учащихся подготовила свое выступление, посвященное ратной славе нашей страны. (Рекомендуется создание одноименной презентации).
Учащийся 1. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Имена былинных богатырей – защитников Отечества, Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича представляют образ всех защитников Руси.
Учащийся 2: Это великий русский полководец-Александр Невский отразил нападение с Запада европейских рыцарей. Это и Дмитрий Донской, который в 1380 году разгромил ордынское войско на Куликовом поле. Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году изгнали из Москвы поляков, претендовавших на российский трон.
Учащийся 1: Непобедимый Александр Васильевич Суворов дослужился до высшего воинского звания - генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Михаил Илларионович Кутузов прославился в Отечественной войне 1812 года, и на Бородинском поле одержал победу над Великой армией Наполеона.
Учащийся 2: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В трудных боях и сражениях за свободу любимой Родины рождались новые имена великих героев России. Это и простые солдаты, и их великие полководцы - Жуков, Василевский, Конев, Малиновский, Рокоссовский, Тимошенко и др. От умения, мужества каждого бойца тогда зависела судьба нашей страны. И сегодня Россия назовет много славных имен своих сыновей и дочерей, на которых наше поколение может равняться.
Ведущий 1: В XIX веке А.С. Пушкин задает вопрос и сам отвечает на него:
“Сильна ли Русь? Война и мор,
И бунт и внешний бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали -
Смотрите ж: всё стоит она!”
Чтец 2:
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Ведущий 2: Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо. Если спросить, что для народов России всегда было самым главным, то удмурт ответит – эш-лась-кон, башкир скажет – дуслык, нганасан произнесет – ня, калмык ответит – иньглт. Все эти слова означают одно – единство, дружба.
Музыкальная заставка – песня о России. Можно танец.
Чтец 3:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
Ведущий 1: Наше государство называется – Россия. Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
Ведущий 2: У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году при царе Иване Ш Васильевиче – князе всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
Ведущий 1: Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. А сейчас давайте поговорим о нашем Российском флаге.
Ведущий 2: Флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра Ш. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.
Ведущий 1: А знаете ли вы, что символизируют цвета Российского флага? Белый цвет – благородство, откровенность, синий – верность, честность, безупречность, целомудрие, красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.
Ведущий 2: Одним из главных символов России является Государственный гимн. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал С.Михалков.
Ведущий 1: Мы поздравляем вас, россияне, с нашим праздником – днем рождения нашей любимой России!
Государственный гимн Российской Федерации
музыка А.В.Александрова, слова С. В. Михалкова.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Чтец 4:
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе.…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть,
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!