Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская народного художника»
Сегодня связь современного человека с культурой своего народа продолжает быть актуальной темой в системе образования. Главная задача современного образования тесно связана с тенденциями, происходящими в современном обществе: приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование умения взаимодействовать с представителями соседних культур, воспитание через искусство интереса и уважения к их культуре. Многие исследователи в сфере художественного образования подчеркивают необходимость включения национально-регионального компонента в систему образования учащихся. С учетом такой необходимости и была разработана программа «Мастерская народного художника». Программа построена таким образом, что ее могут изучать дети от шести до шестнадцати лет за счет разного уровня сложности выполнения в рамках одной темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня связь современного человека с культурой своего народа продолжает быть актуальной темой в системе образования. Главная задача современного образования тесно связана с тенденциями, происходящими в современном обществе: приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование умения взаимодействовать с представителями соседних культур, воспитание через искусство интереса и уважения к их культуре. Многие исследователи в сфере художественного образования подчеркивают необходимость включения национально-регионального компонента в систему образования учащихся. С учетом такой необходимости и была разработана программа «Мастерская народного художника». Программа построена таким образом, что ее могут изучать дети от шести до шестнадцати лет за счет разного уровня сложности выполнения в рамках одной темы.
Цель программы — знакомство детей с культурой и традициями разных народов России, памятниками зодчества, традиционными народными промыслами, что способствует формированию у детей широкого кругозора, уважительного отношения к представителям других культур, развитию эстетического и художественного вкуса. Данная программа рассчитана на трехгодичный срок обучения. Новизна и отличительная черта программы заключается в более полном изучении культуры разных народов, в том числе населяющих родной край, благодаря чему формируются художественные навыки и эстетический вкус детей. В основе построения программы лежит принцип, разработанный М.А. Некрасовой и Т.Я. Шпикаловой: «повтор, вариация, импровизация».
Программа состоит из пяти блоков. В первом блоке «Истоки Русской народной культуры» дети знакомятся с историей и культурой Древней Руси; княжескими династиями. Традиционными архитектурными и иконописными школами; знаменитыми иконописцами; церковным песнопением. Народными костюмами центральных; южных; северных регионов России (женский и мужской костюм). С русскими народными праздниками и чаепитием. Знакомство с литературными произведениями. Во втором блоке «Народные Промыслы — жемчужина Русской культуры» происходит знакомство детей с русскими народными художественными промыслами. Традиционными росписями (развитие навыков работы в технике кистьевой и графической росписи). Знакомство с лаковой миниатюрой и ее основными центрами производства. Знакомство с керамическими художественными изделиями. Художественное изделие из металла. Русская народная игрушка: свистульки. Знакомство с устным народным творчеством, наследием фольклора. В третьем блоке «Русская народная игрушка – образ Руси» дети знакомятся с традиционными тряпичными куклами; Знакомятся с основными центрами производства глиняной игрушки; выполняют глиняные игрушки; знакомятся с традиционной деревянной игрушкой. В четвертом блоке «Культура Урала как неотъемлемая часть культуры России» дети знакомятся с древнейшими поселением на Южном Урале – с Аркаимом; с образцами деревянного и каменного зодчества Урала; с производственными художественными промыслами Урала. Посещают храмовые комплексы. Знакомятся с историей появления станицы Магнитной; с казачьими народными традициями: праздниками, обрядами, укладом жизни. Дети узнают об особенностях народного костюма казака и казачки, о казачьих художественных промыслах.
В пятом блоке «Многонациональная культура Урала» дети знакомятся с культурными традициями и искусством республики Башкортостан; республики Казахстан; Оренбургской и Челябинской области. Жилищем кочевого народа; традиционным народным костюмом; с художественными промыслами кочевых народов. Знакомятся с традиционными праздниками; легендами и сказаниями.
Дети знакомятся с историей края, с многонациональной культурой Урала и его традициями. В процессе изготовления игрушек, росписи, орнамента, декоративных панно из войлока в традициях народа Башкирии и Казахстана, дети не только теоретически узнают об особенностях той или иной культуры, но имеют возможность фактически освоить различные направления народного промысла.
Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, диалог, индивидуальная работа, демонстрация, упражнение, практические работы творческого характера. Особое внимание уделяется посещению музеев и выставок, участию в выставках-конкурсах коллективно и индивидуально. В процессе обучения используется ряд диагностических инструментариев для отслеживания уровня умений, знаний и навыков, полученных на занятиях. Такие способы как, систематическое наблюдение за отношением к практической деятельности в области объемного моделирования; объективный анализ работ, проходящий в форме отчетных выставок, выполнения итоговых творческих работ и просмотров; проективные методики и тесты.
По программе «Мастерская народного художника в «Детской картинной галерее» г. Магнитогорска обучаются сорок пять воспитанников в возрасте от шести до четырнадцати лет. Данная программа находится в апробации, поэтому в процессе корректируется и дополняется. Дети проявляют большой интерес к занятиям по народной культуре, наблюдается динамика развития их творческой фантазии и навыков работы с различными материалами. Воспитанники студии «Мастерица» стали победителями регионального конкурса «Россия Матушка — Урал батюшка» (коллективная работа в номинации «Легенда Северного Урала», творческая работа в номинации «Пейзаж Северного Урала»).
Программа «Мастерская народного художника» может быть использована в учреждениях дополнительного образования, в детских дошкольных учреждения, а так же в рамках реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях.