народное творчество

Сыпченко Евгения Ивановна

В статье рассказывается об особенностях тряпичной куклы, о ее разнообразии и способах изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezent._narod_kukly.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Куклу Куватку делали за 2 недели до рождения ребенка. Наши предки считали, что новорожденные - самые незащищенные от злых духов. Женщину отправляли рожать в баню, чтобы злых духов к избе не привлечь. Муж в это время сидел на лукошке с яйцами в предбаннике и издавал истошные крики, чтоб сбить с толку нечистую силу. Считалось, что именно на его крики она прилетит и увидит, что рожает мужик, а не баба. Начнет искать свою цель, а по стенам предбанника уже заранее развешаны эти куклы. Первый негатив, зло, которые были предназначены женщине и маленькому ребенку, Куватки брали на себя. Потом куклы сжигались.

Чтобы сбить злых духов с толку, к младенцу в колыбель подкладывали куклу Пеленашку, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Кукла давалась в ручку ребенку в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставлялась в складочки платочка малыша и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

После крещения над колыбелькой часто вешали куклу Ангела, символизирующего ангела-хранителя, которого ребенок приобрел после таинства крещения. Подобных же ангелов изготавливали и на Рождество и Пасху

Рванка. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. Кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась. Как только девочка села за приданое, кукла выставлялась в окно и все женихи знали, что невеста выросла и в этот дом можно сватов засылать

Зайчик на пальчик игровая кукла делал для малыша, когда родители уходили, ребенку одевал куклу, чтобы не было скучно ил страшно, он мог с ним поиграть и поговорить как с другом.

 

Главная свадебная кукла. Она делалась как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Неразлучников подвешивали под дугу первой тройки свадебного поезда, который вез молодоженов из церкви после венчания. После свадьбы неразлучники очень бережно хранились в семье, и когда появлялись детки, на одну общую руку хозяюшка навешивала маленьких куколок из ниточек.

Обережная кукла Подорожница маленького размера. Она должна помещаться в ладони. Обычно жены давали эту куколку мужьям, отправляя в дорогу. У куклы в руках узелок, в который клали либо щепотку земли, либо золу (символ домашнего очага) либо горошину (чтобы в дороге был сыт). Ее держали в кулаке и она защищала в пути-дороге от бед.

С Рождества и до Крещения праздновали Коляду, еще называли эти дни Святками. К этому времени делали куклу Коляду. Ее одевали нарядно, празднично, ведь она приносит в дом счастье, мир и согласие, достаток и благополучие, а всю нечисть отгоняет, для чего у Коляды припасён веник. Издавна гостей встречали на Руси хлебом солью, и у Коляды в двух мешочках соль и зерно. Куклу по завершении святок сжигали на костре или хранили в доме до следующего года.

Непременной участницей святочного рождественского обхода дворов была кукла Коза, так как это животное у славян издавна связано с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле. Делали Козу из лыка, одевали в праздничные нарядные одежды и вручали ей обрядовые предметы: бубенцы, дудочки, колокольчики, деревянные бусы, серьги, подкову на счастье, в мешочках зерна злаковых, подарки, монеты.

Это один из самых сильных домашних оберегов. Чтоб был достаток, чтоб жизнь была, "как по маслу", чтоб рождались здоровенькие детки. Куклу выставляют в окно на Масленицу, ожидая приход зятя к теще на блины. Если случилось что-то, обидел кто-то женщину, она завязывала узелок из лоскута кукле на подол и рассказывала ей свою беду. К тому времени как следующий праздник Масленицы приходил, она чаще всего вся была увешана ленточками. А потом дети кукол собирали и бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

Изготовление обрядовой куклы Купавки было приурочено к праздникам Аграфены Купальницы и Ивана Купалы.                    

    В ночь с 6-го на 7-ое июля Купавку спускали на воду. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой в воду людские болезни, невзгоды, печали и страдания. Такое значение придавалось очистительной силе воды.

Это оберег на сытость и достаток в семье. В ее основе мешочек, который каждый год наполнялся отборным зерном нового урожая. Крупеничку наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. А весной, когда начиналась посевная, первые горсти зерна доставали именно у Крупенички.

Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.