Сценарий фестиваля "XIX век - век золотой культуры"
Методическая разработка для учащихся 1-9 класса малокомплектной сельской школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_vek_-_vek_zolotoy_kultury.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Летневская средняя школа
Сценарий фестиваля культуры
«XIХ век – век золотой культуры»
Автор-разработчик: заместитель директора,
учитель музыки Г.А. Егорова
Фестиваль культуры
Тема: «19 век – век золотой культуры»
Актовый зал оформлен в стиле XIX века ( Зажжены свечи. На столе чернильница с пером). В другой стороне предметы крестьянского быта. На экране слайд
Входит учащаяся 7 класса, садится за фортепиано и начинает играть.
Звучит пьеса в исполнении уч-ся 7 класса Голубевой Полины.
Зажигается свет. Появляется ведущая.
Звучат слова ведущего на фоне музыки Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»
Россия – это океан земель, размахнувшихся на целую шестую часть света и держащих в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (на экране слайд)
Ведущий 2: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих. (на экране слайд)
Ведущий 3: Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах.(на экране слайд)
Ведущий 4: Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.(на экране слайд
- Добрый вечер, уважаемые гости!
Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в музыкально- литературной гостиной, посвященной русской культуре и искусству середины XIX века.
Сегодня мы вспомним известные стихотворения поэтов, послушаем замечательные пьесы и романсы русских композиторов, русские песни, потешки, заклички, частушки, посмотрим фрагменты сказок, и побываем на балу, в галерее картин художников-передвижников, в театре, познакомимся с творчеством местных умельцев-с семьей Турутиных.
Вед. - Начало XIX столетие называют “Золотым веком” русского искусства, потому что художественные свершения того времени были поистине грандиозными.
Как известно, два события стали решающими для формирования новых идей в искусстве. Первое - Отечественная война 1812 года, ( слайды) Презентация о стилевом направлении в искусстве 19 века)
Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в1825 году создали предпосылки мужества, героизма, стойкости и величие духа простого народа, с другой стороны обнажило в народе “души прекрасные порывы”, жертвенность во имя любви. В истории русского искусства восстание декабристов проложило глубокий рубеж. Идеология декабристов послужила той почвой, на которой выросло творчество А.С. Пушкина. Пушкин накануне декабрьского восстания написал первую реалистическую народную трагедию “Борис Годунов”, Грибоедов - обличительную комедию “Горе от ума”, декабристские годы вызвали небывалый расцвет стихотворных жанров. В творчестве многих композиторов появляется новый герой – человек из народа.
В первый год нового столетия публикация “Слова о полку Игореве” всколыхнула интерес к отечественной истории и фольклору.
Я приглашаю на сцену учащихся 5 класса
В их исполнении звучит стихотворение «Бородино» Лермонтова (на экране во время прочтения стихотворения презентация о войне 1812 года)
Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. На фоне музыки слова ведущей.
Вед. - Несомненно самым изысканным танцем 19 века был вальс.
В чем секрет завораживающей красоты этого танца, его вечной молодости и вечного движения? Может быть, ответ на этот вопрос нужно искать в истории вальса? Согласно свидетельствам, дошедшим до наших дней, вальс родился на севере Италии или на юге Германии и Австрии. Истинное рождение вальс обрел в XIX веке, во времена Иоганна Штрауса. Со свойственной ему стремительностью вальс покорил всю Европу и сквозь запреты и преграды ворвался в Россию.
Бал – совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. К балу тщательно готовились, ведь это целый спектакль
Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой. Когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные ехали с дочерьми на “ярмарку невест”.
Самым очаровательным танцем был вальс. Вот как писал о нем А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Я приглашаю на сцену учащихся начальной школы (на экране слайды на тему вальса, звучит стихотворение в исполнении учителя Назаровой М.В.о вальсе)
«Вальс» в исполнении учащихся начальной школы
На экране слайд о русской песне
Вед - Распространенным жанром в поэтическом и композиторском творчестве становится жанр русской песни. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни.
Послушайте песню «Ой-ты, Порушка -_Параня» в исполнении уч-ся 7 класса
Вед - Встречу весны праздновал русский народ песнями, хороводами, провожали Масленицу, встречали весну закличками.
Я приглашаю на сцену учащихся 4 класса. Послушайте «Весенние заклички».
Песня «Веснянка» в исполнении уч-ся 1и 4 классов.
На экране слайд о небылицах.
Вед – Русский народ всегда отличался трудолюбием, ну, а если наступали праздники, веселью не было конца. Народ сочинял не только песни, частушки, но и потешки, небылицы. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора
Веселые небылицы покажут нам ребята 2 класса (на экране на фоне выступления слайды на тему небылиц)
На экране слайд о частушке
Вед - В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой. Но частушка всегда остается – одним из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.
И сегодня на нашем празднике прозвучат Веселые частушки в исполнении 1 класса
На экране слайд – потрет Пушкина А.С.
Вед.- Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин. Как сейчас его бы окрестили «звезда».
Вед – Мы все выросли на сказках А.С.Пушкина. А Вы любите сказки? Словом «сказка» обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть. И это мы сейчас увидим.
Посмотрите Фрагмент из «Сказки о царе Салтане» в исполнении учащихся 3 класса
Вед — Много стихов о природе было написано поэтами 19 века
Сейчас прозвучат стихи в исполнении учащихся 6 класса.
Вед – Я приглашаю на сцену учащихся 8 класса. Сейчас мы окунемся с вами в сказочный мир Пушкина и посмотрим сказку «О рыбаке и рыбке»
На экране слайд о романсе
Вед - Начало XIX века – это время активного музицирования, формирования и расцвета русского бытового романса или городской песней, как его ещё называли. Он развивается под воздействием городского фольклора и отечественной поэзии. Многие романсы этого времени бытовали как народные песни. Классический русский романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.
Я приглашаю на сцену уч-ся 7 класса Голубеву Полину. В ее исполнении прозвучит Романс «Мне нравится, что Вы больны не мной»
Вед – Меняется мода, 21 век удивляет нас техническим прогрессом. Но Творчество великого Пушкина бессмертно и будет востребовано во все времена
Сейчас вы увидите фрагмент из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» в исполнении уч-ся 9 класса
Вед - Вы живете в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Вы - поколение русского народа, его будущее. Всем известно, что именно русский народ славится своими талантами, самобытностью. И проявляется это в их умении трудиться - это видно по вещам, которые хранятся в ваших семьях и изготовлены руками ваших бабушек и даже прабабушек.
Сегодня на нашем фестивале мы славим мастеровую династию семьи Турутиных. Вы познакомились с выставкой, на которой представлена народная вышивка, искусство скрапбукинга, вязание.
Я приглашаю на сцену Турутину Е.Л И Турутину Г.А. (Предоставить слово) Им вручаются памятные подарки и благодарственные письма.
Фоном звучит «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка
Вед - В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.
В исполнении хора учащихся 5-9 классов звучит фрагмент из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки
Вед - Спасибо всем участникам фестиваля. Добра, процветания, человеколюбия.
Задания для игры в фанты.
- Прочитать наизусть любимое стихотворение Тютчева.
- Показать без слов “Я пришел к тебе с приветом…”
- Сочинить стихотворение с рифмой:
___________розы
___________слезы
___________страсть
___________украсть - Сочинить эпиграмму на одноклассника.
- Написать пожелание в альбом светской красавице
- Показать, как в 19 веке кавалеры приглашали на танец дам.
- Назвать поэта, на чьи стихи написаны романсы.