творческий проект "Широкая Масленица"
Актуальность проекта В современном мире наблюдаются вспышки межнациональных междоусобиц. При этом порою страдают десятки людей. На территории России проживают более 180 народов. Любой живущий в нашей стране может уважать и любить как свои корни, так и корни нашей родины. Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. Цель проекта Развитие у детей толерантности, интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с обрядовым фольклором. Задачи проекта • знакомство с масленичным обрядом как одним из основных событий годового календарного круга (переходный период от зимы к весне); особенностями и традициями празднования каждого дня «Масленицы»; • знакомство с масленичными играми и забавам, поиски отличий современного и народного стиля встречи и проведения праздников; • развитие музыкальных способностей, навыков вокального исполнения в народной манере; • развитие творческих способностей на основе познания фольклорных традиций, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества; • воспитание любви и уважения к русским народным традициям; Механизм реализации проекта Проблема воспитания толерантной личности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в многонациональной России, стране, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Современные дети имеют поверхностные знания об истории и культуре своего народа. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. Главным результатом творческого проекта является его нравственный аспект, формирование уважения к чести и достоинству каждого народа, доказательство того, что нет народа лучше или хуже другого. Главное: каков человек, а не к какой национальности он принадлежит!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий театрализованного праздника
«Широкая масленица»
Автор: Назарова К.Н.
2017г.
Действующие лица: | Скоморохи 1, 2,3,4 Ярило |
Реквизит: | Чучело масленицы Карусель из лент Картонная печка Мешки, Канат Блины Баранки |
Площадка в фойе и актовом зале празднично украшена. В фойе стоит декорированная печка. Играет музыка на масленичную тему. | |
Скоморох 4 | Здравствуйте детишки! Девчонки и мальчишки! |
Скоморох 2 | Здравствуйте взрослые! |
Скоморох 4 | Мы пришли вас позабавить, С праздником поздравить! |
Скоморох 3 | А какой сегодня праздник? |
Дети отвечают… | |
Скоморох 1 | Правильно, Масленица. На масленицу, на масленицу! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья! |
Скоморох 2 | Кто стоит там у дверей? Проходите к нам скорей! |
Скоморох 3 | Угощенье принимайте! |
Скоморох 4 | Только чур не унывайте! |
Продолжает звучать масленичная тема 3 и 4 Скоморохи разносят угощение (баранки, конфеты, печенье) | |
Скоморох 1 | Первый масленичный день недели – встреча. В старину в этот день масленицу завлекали блинами и пирогами. |
Скоморох 2 | Ребята, а на что блин похож? Дети отвечают… |
Скоморох 1 | Правильно. На солнышко. |
Скоморох 3 | Давайте позовем солнышко. Приходи к нам солнце яркое Пусть лето будет жаркое А зима теплее А весна милее Приходи ты к нам Ярило Чтобы весело нам было. Музыкальная фонограмма. Появляется Ярило |
Скоморох 4 | А зазывали масленицу так: Душа наша масленица Приезжай к нам в гости На широкий двор В блинах поваляться Сердцам потешиться Давайте все дружно позовем. Повторяйте ребята: (дети повторяют) |
Под музыку скоморохи вносят масленицу | |
Скоморох 1 | Побудь с нами масленица, да повеселись с нами |
Скоморох 3 | Подходи честной народ, становись к нам в хоровод! |
Начинается хоровод под масленичную карусель | |
Игра «Золотые ворота» | Двое человек становятся лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. участники-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ним: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. |
Скоморох 4 | А следующий день масленичной недели именуется Заигрышем. |
Скоморох 2 | А что делали в этот день? |
Скоморох 4 | С гор катались да блины ели. |
Игра «Месим тесто» | Все становятся в круг и берутся за руки. Зима произносит слова «Месим, месим, месим тесто» (сужает круг), далее «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, да не лопайся» (расширяет круг обратно) эта игра повторяется 3-5 раз. |
Скоморох 2 | А третий день масленицы называется Лакомка. В этот день зять приходит к теще на блины, также собираются и другие гости. |
Баянист наигрывает мелодию песни «Мы давно блинов не ели…» | |
Скоморох 1 | Празднование масленицы – старинная традиция, поэтому на эту тему сложили много поговорок и пословиц. А вы, ребята, знаете какие-нибудь из них? Проводится конкурс поговорок и пословиц. Дети выкрикивают свои поговорки. |
Скоморох 3 | Молодцы!!! Следующий день масленицы, четверг – Широкий Разгул. В этот день масленица разворачивается во всю ширь. Народ предается всевозможным потехам: строят ледяные горки, устраивают балаганы, катаются на лошадях, угощаются всевозможными лакомствами. |
Скоморохи 2 и 4 выносят канат. | |
Скоморох 1 | Выходите молодцы, удальцы, и храбрецы! (Начинается забава по перетягиванию каната) |
Скоморох 3 | Пятый же день масленицы называется Тещины Вечерки. В этот день зятья приглашают в гости своих тёщ и угощают их блинами. А мы продолжаем наше веселье всем на удивленье! |
Проводится конкурс «Бег в мешках» | |
Скоморох 1 | А кто знает как называется субботний день масленицы? Правильно. - Золовкины посиделки – это день, когда невестки приглашают в гости золовок и угощают их блинами |
Скоморох 2 | Вот и Ярило радуется вместе с нами. А мы давайте встанем вокруг него и загадаем желания как это делали в старину…. И Ярило их исполнит. |
Ярило | А я тоже хочу с вами поиграть! Исполните вы мои желания? Становитесь-ка ребята поскорее в хоровод. Проводится игра «Передай блин по кругу» все дети становятся в круг, передают блин друг другу под музыку. Музыка обрывается. У кого оказывается блин – тот исполняет желание Ярило. |
Скоморох 3 | Ну и последний день масленицы – Прощеное воскресение. В этот день все верующие, кланяются друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит».
|
Скоморох 4 | Прости меня, обращаясь к Скомороху 1. (С поклоном) |
Скоморох 1 | Бог простит. И ты прости меня (С поклоном). |
Скоморох 4 | Бог простит. (С поклоном.) |
Оба скомороха | И вы простите нас, люди добрые (С поклоном) |
Ярило | подсказывает детям: «Бог простит» |
Скоморох 3 | В последний день масленицу провожали словами: Ты прощай, прощай масленица! Ты прощай, прощай широкая Ты не в среду пришла и не в пятницу А пришла ты в воскресенье Всю неделюшку веселье |
Скоморох 2 | Давайте ребята, все вместе, проводим масленицу. |
Все прощаются с масленицей и машут ей. Скоморох 3 уносит чучело Масленицы. | |
Музыкальная фонограмма. | |
Скоморох 1 | Гости Дорогие! Подходите-ка к печи Скоморох, блины неси! |
Все скоморохи и Ярило | С масленицей, вас друзья! Без блинов никак нельзя |
Предварительный просмотр:
ГБОУ города Москвы центр развития творчества детей и юношества «Сокол»
Назарова К.Н.
Опыт реализации творческого проекта
«Широкая масленица»
Актуальность проекта
В современном мире наблюдаются вспышки межнациональных междоусобиц. При этом порою страдают десятки людей. На территории России проживают более 180 народов. Любой живущий в нашей стране может уважать и любить как свои корни, так и корни нашей родины.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
В ГБОУ ЦРТДЮ «Сокол» педагоги, активно ищут эффективные механизмы воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей. Благодаря этому приобретается национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.
В фольклорной студии «Громница» занимаются дети разных национальностей. Специально организованная педагогическая среда, коллективное творчество направлены на формирование понятий о межнациональной толерантности, воспитание доброжелательности и сдержанности.
Россия является многонациональной страной, но, несмотря на это каждый живущий в ней имеет право любить и уважать ее. Именно это является одной из основных задач в обучающем процессе. Фольклор каждой страны уникален по своему. В русском фольклоре есть огромное количество народных праздников, традиций, песен и обычаев, он учит уважению и любви. Окунаясь в это, дети на занятиях начинают понимать в какой интересной и разнообразной стране они живут, вне зависимости от того к какой национальности они принадлежат. С этой целью был реализован проект «Широкая масленица», ведь масленица является одним из самых народных праздников. Значимость и привлекательность проекта заключается в том, что каждый ребенок смог реализовать себя через разнообразные виды деятельности, почувствовать себя востребованным и нужным обществу.
Цель проекта
Развитие у детей толерантности, интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с обрядовым фольклором.
Задачи проекта
- знакомство с масленичным обрядом как одним из основных событий годового календарного круга (переходный период от зимы к весне); особенностями и традициями празднования каждого дня «Масленицы»;
- знакомство с масленичными играми и забавам, поиски отличий современного и народного стиля встречи и проведения праздников;
- развитие музыкальных способностей, навыков вокального исполнения в народной манере;
- развитие творческих способностей на основе познания фольклорных традиций, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества;
- воспитание любви и уважения к русским народным традициям;
- создание условий для внедрения и ассимиляции традиционной культуры в жизнь современной семьи.
- развитие межнациональной толерантности, умения выстраивать взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Механизм реализации проекта
Проблема воспитания толерантной личности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в многонациональной России, стране, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Современные дети имеют поверхностные знания об истории и культуре своего народа. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей.
В объединении «Громница» занимаются дети разных национальностей, и связующим звеном для взаимопонимания между детьми и родителями разных национальностей является традиционная русская культура.
Более двух тысяч лет назад появился на Русской земле праздник масленица. Много разных перемен пережила Русь за это время, но масленица остается одним из самых любимых и продолжительных праздников у народа. Изучение традиции празднования «Масленицы», символики, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества помогает детям осознать многообразие и ценность родной культуры.
Специфика фольклорного жанра позволяет познакомиться с жанровыми, вокально-хоровыми особенностями народного творчества, сформировать личное отношение к истокам народного творчества и ассимилировать его в социальной среде. Еще одним положительным фактором является возможность продемонстрировать полученные знания для различных категорий детей и подростков в различных интерактивных формах.
Проект «Широкая масленица» направлен на приобщение детей к русскому народному творчеству, развитие познавательных и творческих способностей, формирование умения осуществлять поисковую и проектную деятельность.
Работа над проектом способствовала развитию у детей вокальных способностей в народной манере исполнения, самостоятельности, любознательности, творческого воображения, презентационных умений, формированию художественного вкуса, расширению кругозора.
Предполагаемые продукты проекта
- Изделия декоративно-прикладного творчества - обрядовые изделия «Банченый веник», Масленица;
- презентационный альбом, рассказывающий об истории, особенностях бытования народных праздниках;
- презентация проекта «Широкая масленица» для детей и жителей района «Сокол».
Главным результатом творческого проекта является его нравственный аспект, формирование уважения к чести и достоинству каждого народа, доказательство того, что нет народа лучше или хуже другого. Главное: каков человек, а не к какой национальности он принадлежит!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ Название проекта: « Широкая масленица». Руководитель проекта : Назарова Ксения Николаевна. Проект проводится в рамках образовательной программы «Художественно-эстетическое развитие на основе изучения русского фольклора». Учебные дисциплины, близкие к теме проекта : музыка, литература, история, декоративно-прикладное творчество, театральное творчество. Возраст обучающихся: 6 - 8 лет. Состав проектной группы : обучающиеся фольклорной студии « Громница », родители. Тип проекта : творческий, поисковый. Цель проекта : Развитие у детей толерантности, интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с обрядовым фольклором. Задачи проекта: знакомство с масленичным обрядом как одним из основных событий годового календарного круга (переходный период от зимы к весне); особенностями и традициями празднования каждого дня «Масленицы»; знакомство с масленичными играми и забавам, поиски отличий современного и народного стиля встречи и проведения праздников; развитие музыкальных способностей, навыков вокального исполнения в народной манере;
М асленица- единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души. Семидневное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны. Всю неделю положено есть блины, причем все дни имеют особое значение. В один день следует угощать золовок, в другой – отправиться в гости и т. д. Блины не получится заменить пирожными и круассанами. Они – часть ритуала, частичка призываемого на холодную землю Солнца. Согласно поверьям, не встретивший достойно Масленицу весь год проживет несчастным и замерзшим. Каждый день Масленицы имеет свое особое значение. Масленица
Беседы о культуре русского народа, весеннем празднике годового календарного круга - Масленице. Рассказы детей и их родителей. Поисковая деятельность.
На Масленицу в каждом доме наряжали банченый веник. Веник надевали на палку и втыкали в сугроб перед домом Березовые веточки украшали цветными тряпочками, бумажными цветами. Знакомство с обрядовым декоративно-прикладным творчеством и изготовление атрибутов праздника .
Главным местом веселья была ярмарка. Здесь начинался настоящий «широкий разгул». Детвора и взрослые веселились, играли, пели и плясали.