Дидактическое пособие "Наследство Великого Севера"
В дидактическом пособии дается общая и подробная характеристика народностям,проживающим на полуострове Таймыр, также добавлен словарь коренных народностей севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledstvo_velikogo_severa_1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
Дидактическое пособие
«НАСЛЕДСТВО ВЕЛИКОГО СЕВЕРА»
Автор:
педагог дополнительного образования
Пустынцева Елена Викторовна
Норильск
2018
Дидактическое пособие
«НАСЛЕДСТВО ВЕЛИКОГО СЕВЕРА»
Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студеный край еще каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным. Целым миром. Не меньшим миром непознанности и загадок, краем гипербореев оставался для россиян и наш Таймыр.
Немногочисленные племена коренных народностей – нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, энцы, ханты, манси, коми, селькупы, якуты и многие другие кочевали по необъятным просторам Севера: по Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к востоку Сибири. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья грозного Ледовитого океана, низовья рек Оби, Енисея, Пясины, Хатанги, Лены.
Нелегкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость от природжных условий, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет мелких князей, купцов и шаманов – все это формировало особый характер и духовный склад наших земляков, таймырцев.
Письменности у народов Севера не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня, металла создавали народные умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения – бесценное наследство северных народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение они несли в себе огромную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, мечта о свободной и счастливой жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВ ТАЙМЫРА
На Таймыре проживает 5 коренных народностей, что указывает на этническую пестроту населения.
- Ненцы – 2470 человек
- Долганы – 4880 человек
- Нганасаны – 820 человек
- Эвенки – 295 человек
- Энцы – 200 человек.
Такие народности как энцы и нганасаны проживают только на Таймыре. У ненцев территория проживания находится также на Ямало-Ненецком АО, в Архангельской области. Численность общего населения ненцев составляет 35000 человек.
Долганы проживают также в Якутии, где их насчитывается более 8000 человек.
Место обитания эвенков распространено по всей Сибири, так как это кочевые племена.
Язык ненцев и нганасан занесен в красную книгу языков, так как считается угасающим. Происходило это потому, что данные племена насильственно заставляли вести оседлый образ жизни, забирали оленей, и культура стала постепенно угасать. В районах, где существует оленеводство, сохраняется и язык.
НГАНАСАНЫ
Нганасаны – самый северный народ Евразии. Они живут на полуострове Таймыр, места их обитания вплотную подходят к безлюдным арктическим пустыням Таймырского побережья.
Предки нганасан жили около 3000 лет назад. Издревле их основным занятием была охота на дикого оленя. Люди кочевали в соответствии с сезонными перемещениями оленей – летом уходили далеко на север, зимой возвращались к югу.
В 19 веке нганасаны начали разводить домашних оленей. Эти олени во многом сохранили свободолюбивый нрав своих диких собратьев, и, чтобы устеречь их, пастухи на ночь привязывали к оленьим рогам колокольцы. Для охраны стад нганасаны вывели особую породу собак-лаек, до сих пор славящихся как лучшие помощники пастухов.
Питались нганасаны главным образом оленьим мясом, одежду шили исключительно из оленьих шкур. Капюшон мужской одежды украшали султаном из оленьего хвоста.
В мифологии нганасан основное место принадлежит женским божествам – воплощениям различных стихий и природных явлений. Нганасаны одушевляли все окружающие их предметы. Так, оставляя на лето зимние вещи, к ним обращались с речью, в которой просили их терпеливо дожидаться будущей зимы.
Значительную роль в жизни нганасан играли шаманы. Главным религиозным обрядом у нганасан был так называемый праздник чистого чума. В феврале, когда заканчивалась долгая полярная ночь, ставили особый чум. В этом чуме шаман в течение трех или девяти дней испрашивал у богов благополучия для своих соплеменников в наступающем году и приветствовал возвращающееся на землю солнце.
Многочисленные и разнообразные сказания нганасан повествуют о богах и духах, о давних войнах с соседями и отважных богатырях. Нганасаны очень высоко ценили умение хорошо рассказывать. Нередко устраивались соревнования между сказителями. Традиционный зачин нганасанского сказания был таков: «Вот, вышло наше слово, долго летало оно и набрело на один чум».
Принципы жизни нганасан:
- человек живет во взаимосвязи с природой (экологичность);
-человек может довольствоваться малым (экономичность);
-замкнутость - нганасаны живут небольшими стойбищами по 3-4 чума. В каждом чуме проживает по 5-10 человек;
-ведение натурального хозяйства, так как одежду и оружие изготавливают сами;
-велика роль культурного общения, как и у других народностей существуют шаманы, сказители, певцы.
ЭВЕНКИ
Эвенки – один из северных народов. Их поселения встречаются в бассейне Енисея, по нижней и Средней Тунгуску, в верховьях Амура, в Забайкалье, в притоках Лены в Якутии, на южном побережье Охотского моря и Сахалине.
Как заселяли они эти огромные территории? Откуда пришли их предки? На эти вопросы до сих пор нет точного ответа. Предполагают, что эвенки – выходцы из южных районов Азии. Подтверждает это и некоторое сходство эвенкийского языка с тюркским и монгольским. Что касается уклада жизни, то у разных племен эвенков они были наособицу. Ведь одни из них на Севере и в горных районах Приамурья разводили оленей. Другие в Якутии выпасали стада лошадей. Третьи занимались охотой и рыбной ловлей в центре Сибири. Однако охота всегда была излюбленным занятием всех эвенков, даже той их части, для которой она не являлась основным источником существования. Эвенкийские земли почти полностью покрыты горной тайгой, и зимой охотники пользовались особыми лыжными палками с железным крючком на верхнем конце. Им цеплялись за стволы деревьев, облегчая себе подъем в гору и тормозя при спуске.
В эвенкийских преданиях много рассказывается об ожесточенных межплеменных войнах. В старину каждый эвенк был не только охотником, но и воином. Военному искусству мальчиков обучали с детства. Воин должен был уметь фехтовать мечом, стрелять из лука и увертываться от стрел, долго бежать без отдыха, высоко и далеко прыгать. Оружие, панцири и шлемы ковали собственные эвенкийские кузнецы. В случае нападения врагов эвенки быстро возводили своеобразную крепость: чумы устанавливались по кругу и перед каждым из них ставили изгородь, из-за которой отстреливались.
Этот народ сохранил самобытную культуру, богатый и разнообразный фольклор. Ни одно торжество у эвенков не обходилось без песен-импровизаций – икэр. Бережно передавались от поколения к поколению мифы-нимнгакан, отразившие древние представления о мироздании. Лаконичны и остроумны эвенкийские загадки-нэнэвкэл. Всегда популярны были также рассказы о животных, объяснявшие особенности их облика, повадки.
НЕНЦЫ
От Кольского полуострова до побережья Енисея расселился этот северный народ. Ненцы издавна занимались охотой и оленеводством. Зимой они пасли своих оленей в тундре, где олени сами добывали себе корм из-под снега, а весной перегоняли их на Север, поближе к Ледовитому океану, поскольку ветер, постоянно дующий с океана, отгонял от стада комаров.
В прошлом ненцы вели войны со своими соседями – энцами и селькупами. Военным столкновениям посвящены многие ненецкие сказания.
В ненецкой мифологии высшим божеством почитается Нум, бог неба, сотворивший мир. Небо представлялось ненцам состоящим из семи ярусов. Нум обитает в самом верхнем – седьмом и оттуда при помощи подвластных ему божеств и духов управляет миром. Нуму противостоит злое божество Нга – владыка нижнего мира. Гроза представлялась ненцам как отзвук битвы, которую ведут между собой Нум и Нга.
ЭНЦЫ
Энцы обитают в низовьях Енисея по соседству с ненцами и нганасанами.
В прежние времена они подразделялись на несколько групп, каждая из которых называла себя по своему, и лишь в ХХ веке был введен в обиход термин «энцы», образовавшийся от одного из старинных самоназваний народа «онэй эннэче» - то есть «настоящие люди».
Энцы издревле кочевали в лесах и в тундре, занимались охотой, рыболовством и оленеводством. В некоторых районах энцы «сливаются» с ненцами и нганасанами, однако этнографы считают, что энцы до сих пор сохраняют свой язык, четко отделяют себя от ненцев и нганасан и сохраняют многие элементы своей самобытной культуры, в том числе богатый и разнообразный фольклор. Произведения своего фольклора энцы обычно исполняют зимой, особенно в период полярной ночи.
ДОЛГАНЫ
Долганы живут на Таймырском полуострове. По этническим признакам они родственны эвенкам, по языку – якутам.
Издревле долганы вели кочевой образ жизни: зиму проводили в лесах, охотясь на песцов и диких оленей, а на лето откочевывали к северу, в тундру, где пасли стада домашних оленей.
Традиционное долганское жилище – чум. Он представляет собой коническое сооружение из жердей, покрытое полотнищем из оленьих шкур – нюком. Иногда край нюка украшали орнаментальной каймой с изображением чумов, оленей и небесных светил.
Характерная деталь долганской одежды как мужской, так и женской – подол, удлиненный сзади. Долганы объясняют это тем, что в чуме приходится сидеть на холодной земле и длинный подол служит подстилкой.
Мифологические мотивы сохранились во многих долганских сказках и преданиях. Сказителей долганы, как и многие народы мира, считали божественными избранниками. Сказитель пользовался таким же уважением, смешанным со страхом, как и шаман. Долганы верили, что сказитель создает магические образы всего, о чем рассказывает. Иногда шаман приглашал сказителя для исцеления больного.
Во время различных бедствий также призывали сказителей. Рассказывая о победе добра над злом, они способствовали этой победе в реальной жизни.
СЛОВАРЬ КОРЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА
АРГИШ – обоз из оленьих упряжек.
АРГИШИТЬ – ездить, кочевать.
БАРГАН – язычковый музыкальный инструмент коренных жителей Севера.
БОКАРИ – длинная обувь, сшитая из камуса (шкур с ног оленя).
ВАЖЕНКА – самка оленя.
ДУХИ – хозяева земли.
КАМЛАНИЕ – шаманский обряд колдовства (разговора с духами и потусторонними силами).
КУМАЛАН – коврик из оленьих шкур.
ЛАБАЗ – деревянный короб для хранения припасов, шкур, установлен на сваи.
МАУТ – плетеная веревка из замши для ловли оленей.
НАРТА – легкие сани для езды на собаках или оленях.
НЮК – покрытие для чума. Зимние нюки изготавливаются из оленьих шкур, летние из замши.
ОДНА ЛУНА – мера измерения времени движения по тундре, равная тридцати дням.
ПАРКА – зимняя и летняя одежда северных народов, сшитая из оленьих шкур и украшенная орнаментальной отделкой.
ПОЛОГ – отгороженная оленьими шкурами часть жилища.
РАСПАДОК – участок тундровой местности, расположенный между сопками или горами.
САГУДАЙ – национальное кушанье, приготовленное из свежей северной рыбы со специями.
СТОЙБИЩЕ – поселение кочевых народов Севера.
ТАЛЬНИК – приречный кустарник.
ХЕЙРО – праздник Солнца у коренных народностей Севера.
ЧУМ – разборное, конической формы жилище из жердей, обтянутых шкурами.
ШАМАН – колдун, знахарь, у народов, верящих в духов; посредник между людьми и божествами.
ШАМАНСКАЯ ПАРКА – одежда шамана, украшенная обрядово- культовыми элементами.
ЭВЕНКИ, ЭНЦЫ, НЕНЦЫ, НГАНАСАНЫ, ДОЛГАНЫ – малочисленные народности Крайнего Севера, проживающие в Долгано-Ненецком Автономном Округе.